Занятие 1. Тема: «Трасология». — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Занятие 1. Тема: «Трасология».

2017-12-09 550
Занятие 1. Тема: «Трасология». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планы проведения практических занятий

№ п/п Наименование темы практического занятия Объем часов
1. «Трасология».  
2. «Криминалистическое исследование документов».  
3. «Идентификация человека по признакам внешности».  
4. «Следственный осмотр».  
5. «Методика расследования краж».  

Занятие 1. Тема: «Трасология».

Цели занятия:

  1. Закрепление теоретических знаний о механизме образования следов рук и следов обуви, средствах, приемах, методах их обнаружения, фиксации и изъятия.
  2. Приобретение практических навыков работы по обнаружению, фиксации и изъятии следов рук, а также дактилоскопированию человека. Оценка следа руки, как вещественного доказательства. Дактилоскопические исследования и экспертизы как доказательства по уголовному делу.
  3. Приобретение практических навыков работы по обнаружению, фиксации и изъятии следов обуви. Предварительное исследование следов обуви. Использование следа обуви как вещественного доказательства.

Порядок проведения занятия:

Задание 1. Следы рук как вещественные доказательства.

1. Обнаружение, выявление и фиксация следов рук:

- на предмете оставить несколько следов пальцев рук;

- выявить следы рук дактилоскопическим порошком с помощью кисти флейц или магнитной кисти;

- откопировать следы рук на ленту-скотч;

- ленту скотч наклеить на лист белой бумаги.

2. Осмотр и предварительное исследование следов рук.

- определить в следах рук наличие общих и частных признаков папиллярного узора (дактилоскопические признаки);

- указать (стрелками) несколько общих и частных признаков в каждом следе руки.

3. Порядок приобщения следов рук к материалам уголовного дела.

- оформить выявленные следы рук как вещественное доказательство по уголовному делу.

Задание 2. Дактилоскопирование лиц. Сравнительные образцы

Для дактилоскопических исследований.

- на листе бумаги или бланке дактилокарты изготовить окрашенные отпечатки всех пальцев рук и обеих ладоней;

- оформить дактилоскопическую карту с соблюдением установленных процессуальных норм.

Задание 3.

  1. Какие неидентификационные вопросы можно разрешить осмотром (исследованием) следов и отпечатков рук?
  2. Какие идентификационные вопросы можно разрешить осмотром (исследованием) следов и отпечатков рук?

Задание 4. Следы обуви как вещественные доказательства.

- описать объемный след обуви на учебном макете N 1, как вещественное доказательство по уголовному делу в соответствии с процессуальными нормами;

- описать поверхностный окрашенный след обуви на учебном макете N 2, как вещественное доказательство по уголовному делу в соответствии с процессуальными нормами;

- описать учебный макет дорожки следов обуви, как фрагмент описания в протоколе осмотра места происшествия.

Задание 4.

  1. Какие неидентификационные вопросы можно разрешить осмотром (исследованием) следов обуви?
  2. Какие идентификационные вопросы можно разрешить осмотром (исследованием) следов обуви?

Задание 5. Использование следов орудий взлома,

Инструментов и механизмов как вещественных доказательств.

- описать объемный статический след орудия взлома на учебном макете N 6 а, как вещественное доказательство по уголовному делу в соответствии с процессуальными нормами;

- провести сравнение трасологических признаков, отображающихся в следе орудия взлома на учебном макете N 6 а и трасологических признаков на орудии взлома на учебном макете N 6 б.

Учебные макеты и пособия к теме занятия

Макет N 1 (2 экз.): - стакан, как следовоспринимающий объект.

Макет N 2 (2 экз.): - чашка, как следовоспринимающий объект.

Макет N 3: - объемный след обуви на раскатанном пластилине в

деревянном ящике.

Макет N 4: -гипсовый слепок с объемного следа обуви.

Макет N 5: - дорожка следов обуви на рулоне обоев.

Макет N 6 а: - объемный статический след орудия взлома на раскатанном

пластилине в ящике.

Макет N 6 б: - стамеска, как орудие взлома.

Пособие N 1 (2 экз.): -четыре следа пальцев рук выявленные дактилоскопическим порошком, откопированные с помощью ленты скотч на лист бумаги и оформленные в соответствии с процессуальными требованиями.

Пособие N 2 (2 экз.): -дактилоскопическая карта с отпечатками десяти

пальцев рук.

Пособие N 3 (2 экз.): - поверхностный окрашенный след обуви на листе бумаги.

Литература и специальные пособия

1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова. М.,1999.

2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова. М.,1997.

3. Грановский Г. Д. Основы трасологии (общая часть). М. ВНИИ МВД РФ, 1982.

4. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. Л., 1976.

5. Степанов Г. Н. Бронников А. И. Трасология. Справочник криминалиста. Волгоград 1997.

6. Пророков И. И. Криминалистическая экспертиза следов. Волгоград 1980.

7. Скорченко П.Т. Технико-криминалистическое обеспечение расследования. М.,1999.

8. Голдованский Ю.П. Следы рук. М.:ВЮЗИ, 1981.

Учебные дактилоскопические экспертизы (базовый комплект) – 5 видов.

Учебные трасологические экспертизы (базовый комплект) - 6 видов.

Практикум по криминалистике Н.Новгород 2005.

Учебные видеофильмы: - “Трасология” ч/б – 17 минут;

- “Следы ног человека” ч/б - 14 минут;

- “Моделирование при расследовании преступлений” ч/б – 60 минут.

Задание 1.

Изучить в документах признаки способов печати как средства защиты:

- высокой печати; - металлографической (глубокой) печати;

- трафаретной печати; - плоской (офсетной) печати;

- орловской печати; - тиснения.

Изучить в документах признаки печати электрографическим способом:

- признаки печати на лазерном принтере или ксероксе;

- признаки печати на струйном принтере.

Задание 2.

Изучить в документах признаки технологической защиты как средства защиты:

- использование микротекст - применение скрытого изображения

- применение совмещенного изображения; - применение двойного изображения;

- применение переменного (VIP) эффекта; - применение радужного эффекта.

Задание 3.

Изучить в документах специальные элементы защиты:

- водяные знаки; - защитные волокна;

- конфетти; - защитные нити;

- свечение в УФ лучах; - голограмма; - ламинат.

Задание 4.

Изучение модифицированной денежной банкноты 100 рублей (выпуск - с июня 2004 г.):

- расположение водяного знака; - применение переменного (VIP) эффекта;

-рельефный текст и метка для слепых; - применение скрытого изображения;

- применение ныряющей защитной нити; - применение микротекста;

- применение защитных волокон.

Учебный материал к теме занятия обеспечивается студентами университета.

Литература и специальные пособия:

1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова. М.,1999.

2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова. М.,1997.

3. Технико-криминалистическая экспертиза документов. Под ред. Р.С. Белкина,

А.Н. Самончика. Волгоград, 1978.

4. Коробейников Б.В. Вопросы криминалистического исследования содержания

документов.

5. Судебно-техническая экспертиза документов. Методическое пособие. Вып.2

М.,ВНИИСЭ, 1992.

6. Панев В.Ю., Гольцев И.В. Тактика распознания поддельных денежных билетов. Н.Новгород, 1994.

7. Рощин В.К. Осмотр документов снабженных специальными средствами защиты. Н.Новгород, 2004.

Практикум по криминалистике Н.Новгород 2005.

Учебные видеофильмы: - “Документы” ч/б - 18 мин.

– “Фальшивомонетничество” ч/б - 15 мин

– “Техническая экспертиза документов” ч/б – 20 мин.

Задание 1.

В представленных сигналетических фотоснимках нескольких лиц по описанию, приведенному по методу словесного портрета, определить фотоснимок опознаваемого человека.

Задание 2.

Составить словесный портрет одного из нескольких человек, запечатленных на этих же фотоснимках, и передать материалы другому студенту для выполнения задания N 1

Задание 3.

Ознакомиться с методикой автоматического составления фоторобота человека (специальная компьютерная программа – демонстрация).

Задание 4.

Выполнить специальный тренинг по составлению фоторобота (программа – “Игра”) на уровне сложности N 1. Проанализировать - какие элементы внешности запомнены и введены неверно.

Повторить специальный тренинг до прекращения ошибок ввода элементов внешности.

Выполнить специальный тренинг по составлению фоторобота на уровне сложности N 4 и 5.

Задание 5.

По рабочей компьютерной программе составить фоторобот одного из студентов и провести распечатку изображения на принтере.

Литература и специальные пособия

1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова/. М.,1999.

2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова/. М.,1997.

3. Дубягин Ю.П., Лысов Н.Н., Руденко О.А. Криминалистическое учение о

признаках внешности человека (габитология). Лекция. Н.Новгород, 1991.

4. Криминалистическое описание внешности человека. Учебное пособие.

Под ред. Снеткова В.А., М. 1984.

5. Зинин А.М., Виниченко И.Ф., Житников В.С., Овсянникова М.Н.

Криминалистическое описание внешности человека (функциональные и

сопутствующие элементы и признаки): Справочное пособие /под ред. проф.

В.А. Снеткова/. - М., ВНИИ МВД СССР. 1988.

Учебный видеофильм: - “Субъективный портрет” цветной - 15 минут.

Задание 1.

Составить заключительную часть протокола осмотра предмета – ножа (учебное пособие N 1), являющегося вещественным доказательством.

Задание 2.

Вводная информация:

“… … С места происшествия изъята перчатка (учебное пособие N 2), не принадлежащая потерпевшим (вероятно утерянная преступником)….”?

Вопросы:

  1. Как использовать вещественное доказательство в раскрытии преступления, выявить преступника и доказать его причастность к преступлению?
  2. Какие следственные действия необходимо провести и какой результат может быть получен?

Задание 3.

Вводная информация:

“… …В подъезде дома обнаружен труп мужчины с колото-резаными ранами на теле. При осмотре места происшествия обнаружены:

- нож со следами пальцев рук;

- носовой платок с масляными пятнами, к которым прилипли волосы.

Каждый из этих предметов по отдельности был упакован в оберточную бумагу и плотно перевязан веревкой. Выполнены пояснительные надписи. Вещественные доказательства направлены на исследование.

При проведении дактилоскопической экспертизы эксперт-криминалист не смог обнаружить на ноже следов пальцев рук.

Вопрос: - Укажите на ошибки следователя при работе с вещественными доказательствами!

Задание 4.

1. Составить заключительную часть протокола осмотра места происшествия по листу – схеме “Квартирная кража” (учебное пособие N 3) или по одному из рисунков типовой обстановки места происшествия (стр. 19 – 23, рис. NN 1-5 Практикума) с указанием – откуда, какие вещественные доказательства изъяты.

2. Какие новые данные, имеющие значение для дела, могут быть получены при проведении исследований и экспертиз (в идеальном варианте)?

Задание 5.

1. Составить заключительную часть протокола осмотра одежды и освидетельствования подозреваемого по листу-схеме (учебное пособие N 4) или рисунку N 6 Практикума (стр. 25).

Указать какие следы, предметы - доказательства, а также образцы и выделения

организма изъяты.

2. С какой целью произведены изъятия следов и образцов, и какие результаты могут быть получены при их исследовании и проведении экспертиз (в идеальном варианте)?

Литература и специальные пособия:

1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова. М.,1999.

2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова. М.,1997.

3. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности). Учебное пособие, изд. 2-е. Под ред. Б.П. Смагоринского. УМЦ при ГУК МВД, 1994г.

4. Ларин А.М. От следственной версии к истине. М.: Юрид. лит. 1976.

5. Следственная тактика: Учебное пособие. М.:ВЮЗИ, 1982.

6. Порубов Н.И. Криминалистическая тактика и ее роль в раскрытии преступлений: Лекция. Минск, 1986.

Практикум по криминалистике Н.Новгород 2005.

Учебные видеофильмы:

- “ Моделирование при расследовании преступлений” ч/б - 60 мин

- “ Следы выстрела” ч/б - 16 мин

- “ Трасология” ч/б - 17 мин

- “ Преступные взрывы” цветной - 30 мин

Задание.

Вводная информация: предлагается типовая обстановка места происшествия по

квартирной краже.

1. Перечислить основные первоначальные следственные действия и оперативные мероприятия по расследованию преступления – квартирной краже:

2. Для расследования квартирной кражи:

- выдвинуть следственную версию;

- привести обоснование выдвинутой версии;

- наметить мероприятия по проверке версии;

- поставить задачи, подлежащие решению при проведении мероприятий;

- оценить полученные факты и установленные обстоятельства;

- составить текущий план расследования по уголовному делу;

- выдвинуть несколько версий с обоснованием и проверкой.

Литература:

1. Криминалистика: Учебник /под ред. В.А. Образцова/. М.,1999.

2. Криминалистика: Учебник /под ред. Н.И. Яблокова/. М.,1997.

3. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. Курс лекций. С-Петербург 1992 г.

4. Дегтярев С.В. Методические рекомендации по выявлению ошибок расследования. Учебное пособие. НВШ МВД РФ 1993 г.

5. Облаков А.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений и криминалистические ситуации. Учебное пособие. Хабаровск, 1985.

6. Васильев А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М.: МГУ, 1978.

7. Образцов В.А. Криминалистическая классификация преступлений. Красноярск, 1998.

 

Планы проведения практических занятий

№ п/п Наименование темы практического занятия Объем часов
1. «Трасология».  
2. «Криминалистическое исследование документов».  
3. «Идентификация человека по признакам внешности».  
4. «Следственный осмотр».  
5. «Методика расследования краж».  

Занятие 1. Тема: «Трасология».

Цели занятия:

  1. Закрепление теоретических знаний о механизме образования следов рук и следов обуви, средствах, приемах, методах их обнаружения, фиксации и изъятия.
  2. Приобретение практических навыков работы по обнаружению, фиксации и изъятии следов рук, а также дактилоскопированию человека. Оценка следа руки, как вещественного доказательства. Дактилоскопические исследования и экспертизы как доказательства по уголовному делу.
  3. Приобретение практических навыков работы по обнаружению, фиксации и изъятии следов обуви. Предварительное исследование следов обуви. Использование следа обуви как вещественного доказательства.

Порядок проведения занятия:

Задание 1. Следы рук как вещественные доказательства.

1. Обнаружение, выявление и фиксация следов рук:

- на предмете оставить несколько следов пальцев рук;

- выявить следы рук дактилоскопическим порошком с помощью кисти флейц или магнитной кисти;

- откопировать следы рук на ленту-скотч;

- ленту скотч наклеить на лист белой бумаги.

2. Осмотр и предварительное исследование следов рук.

- определить в следах рук наличие общих и частных признаков папиллярного узора (дактилоскопические признаки);

- указать (стрелками) несколько общих и частных признаков в каждом следе руки.

3. Порядок приобщения следов рук к материалам уголовного дела.

- оформить выявленные следы рук как вещественное доказательство по уголовному делу.

Задание 2. Дактилоскопирование лиц. Сравнительные образцы


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.