Вопросов к государственному экзамену по курсу — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопросов к государственному экзамену по курсу

2017-12-09 294
Вопросов к государственному экзамену по курсу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросов к государственному экзамену по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Предмет ТГП

Ответ: Предмет науки (или учебной дисциплины) — это круг вопросов, которые она изучает. Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи.

 

Метод ТГП: понятие и структура.

Ответ: Метод науки (или учебной дисциплины) — способ (или совокупность способов), с помощью которого изучается предмет. Различают общий метод и частный (частно-научный метод). Общий метод — это метод материалистической диалектики. При изучении права метод материалистической диалектики (к основным законам диалектики, относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (Гегель). проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества. Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями (гос-во с политикой, общественными образованиями, а право — с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями). В-третьих, государство и право постоянно развиваются (изменение в гос структуре, его фунциях).

Частный (частноправовойметод) - «специальных» или «дополнительных».

Основными специальными методами теории государства и права являются:

1. Сравнительный метод (сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий).

2. Социологический (конкретно-социологический) метод. (состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения – анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала)

3. Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. (Этот метод обычно связывают только с изучением права. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой,моралью и другими социальными явлениями).

4. Логический метод. (включает средства и способы логического изучения и объяснения права и основан на формах мышления и законах формальной логики).

 

Всеобщие методы ТГП.

Общий метод — это метод материалистической диалектики.

Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.

проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиями жизни общества.

Во-вторых, они самым тесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место в обществе. Именно поэтому государство сопоставляется с политической системой общества, политикой, общественными образованиями, а право — с экономикой, правосознанием, моралью, обычаями.

В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движении общества — это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, законодательстве приводит к качественным преобразованиям в государственно-правовой системе.

Общенаучные методы ТГП.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Государство и право по своей сути, по струк­туре – сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей сточки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для научной деятельности.

Функции ТГП.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

12. Значение ТГП для подготовки юристов.

Основной задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях, а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств. При этом юрист в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе профессиональной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.

 

Признаки государства.

1. Особая властная структура, не имеющая аналогов в обществе, включающая в себя:

ü Публичную власть – от имени народа;

ü Единую власть – объединяющей всех членов общества и само общество;

ü Универсальную власть – распространяет свои веления на все общество;

ü Верховную власть – высшую по значению и силе в обществе;

ü Независимую власть – обладающую исключительным правом на ведение гос. дел;

ü Официальную власть – признанную обществом и мировым сообществом;

ü Централизованную власть – с иерархической основой управленческих структур.

2. Территориальное верховенство – единая пространственная организация власти, собственное административно-территориальное деление, единство сухопутной, водной и воздушной территорий, пределы которой определяются Г-вом в международных соглашениях.

3. Личностное верховенство – объединяет своей властью и защитой население.

4. Издание и исполнение юридически обязательных велений путем правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

5. Суверенитет. Два аспекта – внутренний (верховенство гос. власти внутри Г-ва) и внешний (независимость и равноправие среди других Г-в).

6. Собственная финансово-денежная система и налогообложение, в т.ч. эмиссия денег.

7. Имеет официальную символику в виде герба, гимна, флага, девиза, языка и т.п.

8. Международное признание. Существуют две основные теории признания: конститутивная и декларативная. Конститутивная – признание необходимо для существования Г-ва, появления международных прав и обязанностей с его участием. Декларативная – каждая нация имеет право на самоопределение, Г-во существует вне зависимости от факта предоставления ему признания.

 

1) Территория

2) Население

3) Публичная власть – отделенная от общества

4) налоги – мат. средства, взымаемые с населения для функционирования гос.аппарта.

5) Законы

6) Легальное принуждение

7) Суверенитет – внутренний и внешний.

 

Отличие от родовой общины:

1) власть над членами рода, а не над территорией – способ связи кровно-биологический.

2) Публичная власть

3) отсутствовало разделения труда на производительный и управленческий

4) мононормы

5) убеждение – всласть носила общественный характер

Функции Государства

Функции Г-ва – основные направления деятельности Г-ва в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их организации. Адам Смит (XVII в.) – 3 принципиальные обязанности Г=ва: оборона; защита свободы граждан; организация общественно необходимых служб.

Современная классификация функций Г-ва:

Ø По продолжительности существования – постоянные и временные;

Ø По степени значимости – основные (социальная, экономическая) и производные;

Ø По пространственному воздействию (для федераций): федеральные и региональные;

Ø По сферам государственной деятельности: внешние и внутренние – основной критерий.

Внутренние функции Г-ва:

Политическая - представление общества и граждан в стране; обеспечение национальной безопасности; гарантии конституционного строя и национального суверенитета;

Экономическая – выработка и исполнение основных направлений экономического развития;

Социальная – социальная защита, поддержка здоровья, охрана труда, пособия и гарантии;

Фискальная – проведение и формирование финансово-денежной политики и гос. бюджета;

Правозащитная – признание, закрепление, гарантии основных прав и свобод личности;

Правоохранительная – обеспечение правопорядка, борьба с преступностью;

Идеологическая – организация и поддержка науки, образования, искусства и творчества;

Экологическая – охрана окружающей среды и выработка экологических стандартов.

Внешние функции Г-ва:

Защита государственного суверенитета от внешних посягательств, организация обороны;

Сотрудничество с другими Г-вами: дипломатическое, культурное, научно-техническое;

Сотрудничество с международными организациями, участие в них;

Сотрудничество в решении общемировых проблем, борьба с терроризмом, защита экологии.

Основные правовые формы осуществления функций Г-ва:

Правотворческая – подготовка, принятие, изменение правовых актов гос. органами.

Правореализационная – принятие правоприменительных актов на основе правовых актов.

Правообеспечивающая – контроль и надзор за соблюдением, привлечение к юр. ответственности.

Основные методы осуществления функций – это метод гос. принуждения (не допускающий отступления от правовых предписаний); метод гос. убеждения (отстаивание правильности действий Г-ва); метод договорного регулирования; метод рекомендаций; метод поощрений.

 

Сущность государства

Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 

Плюрализм в учениях о Г-ве обусловлен сосуществованием стран с различными правовыми и политическими режимами, появлением новых Г-в, распадом старых и т.п. Характерная черта – преодоление прежних антиэтатистских взглядов (т.е. нивелирующих роль Г-ва в обществе). Теперь особая роль Г-ва признается.

Возможно выделить 3 основных направления современных учений:

ü О механизме управления Г-вом (доктрины элит и технократии и их интерпретации)

ü О целях и задачах Г-ва (учение о правовом Г-ве, «максимальном» и «минимальном» Г-ве)

ü О перспективах Г-ва, как общечеловеческой ценности (концепции «мирового Г-ва»)

Концепция элит – массы не имеют права на управление, оно принадлежит элите (В.Парето, XX).

Концепции элитарной демократии – у власти должен быть не один слой, а несколько соперничающих друг с другом элитарных групп.

Технократическая теория – (К.Сен-Симон, XIX в.) – технократия есть власть, основанная на специальных знаниях и компетенции людей. У власти должен быть класс технократов – специалистов – управленцев, администраторов, менеджеров, ученых.

Теория корпоративного Г-ва – Г-во, как успешно работающая корпорация.

Теория социального контракта – налогоплательщики нанимают себе управленцев.

Концепция максимального Г-ва говорила, что Г-во должно максимально помогать социально незащищенным гражданам. Однако практика (США) показала, что слишком высокие пособия приводят к росту безработицы. Возникла концепция минимального Г-ва, которое оказывает помощь лишь самым нуждающимся. От него производна идея Г-ва, благоприятствующего труду, которое обеспечивает только основные нужды человека, давая ему возможность трудиться.

Учение глобализма – человечество в лице Запада достигло вершины цивилизации, остальные страны будут догонять развитые. Когда все страны достигнут единого уровня развития, можно будет говорить о едином мировом Г-ве.

Правовое Г-во – демократическое Г-во, основанное на праве и верховенстве закона, осуществляющее власть посредством ее разделения и при приоритете прав личности. Концепция зародилась в античное время. Аристотель называл «правильным» Г-вом то, в котором есть «власть закона». Платон предрекал гибель тем Г-вам, где закон не имеет силы, и находится под чьей-то властью. Идея нашла свое развитие в Европе в XVII-XVII вв. Теория господства права (Д.Локк) – народ контролирует власть посредством законов, им же и принимаемых. Идею поддерживали И.Кант, К.Вельнер, Ф.Шпаль (GER). Признаки правового Г-ва:

Ø Демократический государственно-правовой режим, с легитимной властью;

Ø Связанность правом – все гос. решения должны иметь легальную основу;

Ø Верховенство закона – прямое действие конституции и законов;

Ø Разделение властей на основе их равновесия и взаимодействия;

Ø Нерушимость прав личности, в т.ч. признание прав иностранцев, бипатридов и апатридов;

Ø Гражданское общество – развитые общественные институты, независимые от Г-ва.

Форма правления

Делятся на «Типичные» и «Нетипичные»

«Типичные» - Монархия и Республика

 

Форма гос. правления – это определенная система организации и формирования верховной власти в Г-ве, включающая также порядок взаимоотношений между ее представителями.

Аристотель выделял следующие формы правления:

Ø Верховную власть, осуществляемую единолично – монархия и ее извращение – тирания;

Ø Верховную власть, осуществляемую немногими – аристократия и извращение – олигархия;

Ø Верховную власть большинства – полития (умеренная демократия) и охлократия.

Современная ТГП разделяет две основные формы:

Монархия (греч. monoarcheos = единая власть) – верховная власть принадлежит одному лицу по праву наследования и пожизненно. Есть страны с символическим монархом (Япония, Англия), а есть и с реально правящим – (Туркмения, Иордания, Оман). Есть страны, где монарх избирается народом (в ОАЭ из числа правителей эмиратов). Основные виды монархий:

ü Абсолютная монархия – верховная власть полностью сосредоточена в руках монарха. Сочетаются с провозглашением монарха наместником Бога (теократическая монархия – Ватикан). Монарх может даровать народу (октроировать) свою конституцию и законы.

ü Ограниченная монархия – верховная власть разделяется, власть монарха сужается. 3 вида:

· Дуалистическая монархия – монарх во главе исполнительной власти, при этом народом формируется представительный орган власти (Бутан, Марокко).

· Парламентская монархия – конституция закрепляет равенство всех перед законом, монарх осуществляет по сути, церемониальные ф-ии, законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – правительство (Испания, Япония, Англия)

· Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах государства либо в прецедентных решениях, вынесенных его верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

Республика (лат. respublicae = общее дело)– верховное правление осуществляется выборным органом от имени народа, делегирующего ему свои полномочия на определенный срок. Для республики характерно наличие двух органов – президента и парламента. Президент – выборное высшее должностное лицо, глава Г-ва, его полномочный представитель внутри и вне страны, символ единства народа и Г-ва. Президент может избираться непосредственно народом (РФ), или опосредованно – коллегией выборщиков (США). Парламент – общее название высших представительных и законодательных органов власти.

Основные виды республик:

Президентская – власть концентрируется в руках главы Г-ва, (США, Грузия, Бразилия). Президент избирается народом, стоит во главе исполнительной власти, вправе издавать приказы, имеющие силу закона, обладает правом законодательной инициативы и т.п.

Суперпрезидентская – еще большие полномочия президента. Оксамытный: 2 модели – афроазиатская (по сути, монархическая) и латиноамериканская.? В какой тогда РФ?

Парламентская – президент избирается парламентом, или на его основе (ФРГ,Италия). Обладает ограниченным кругом представительских полномочий. Контрасигантура – решения президента утверждаются подписью кабинета министров (Австрия, Италия).

Суперпарламентская – парламентская + премьер-министр избирается народом, а президент назначается Кнессетом (Израиль).

Смешанная – президент избирается народом, но не осуществляет исполнительную власть, а выступает в роли гаранта конституционного строя Г-ва (Украина).

 

Нетипичные формы правления

Смешанные формы правления

1) Республиканская Монархия (ОАЭ)

2) Теократическая республика (Ватикан)

3) Монократическая республика (Туркмения времен Туркменбаши)

4) Антиаристократическая республика (СССР диктатура пролетариата)

5) Хунта (Военный переворот полководцев и военачальников Чёрные полковники Греции и Мьянма)

40. Соотношение тоталитарного и авторитарного политических режимов.

Тоталитарный режим – власть с полным контролем Г-ва над обществом и личностью:

ü Жесткий контроль над поведением людей при помощи репрессивных методов.

ü Всеобщая идеологизация жизни общества, основанная на социальной демагогии;

ü Предельная концентрация власти в руках вождя – лидера единственной партии;

ü Господство Г-ва над правом по принципу «запрещено все, что прямо не разрешено».

Авторитарный режим – сосредоточение власти в руках одного человека, или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, при сохранении внешних признаков конституционного правления:

ü Монополизируется власть и политика, ограничение, или запрет оппозиции;

ü Формально есть все ветви власти, но все они подчинены реальному носителю власти;

ü Решения политического руководства воплощаются командно-бюрократическими методами, с акцентом на принудительное исполнение воли правящего лица.

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «Разрешено все, кроме политики».

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:

абсолютные и дуалистические монархии;

военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

теократию;

персональные тирании.

 

Государство и Политика

Государство и Экономика

Классификация норм права.

 

Исходная норма – не могут ассоциировать с конкретным правовым отношением – она для всех.

Норма правила поведения –представительно-обязывающий характер, представляет юр. Правила и обязанности.

 

Классификация норм права:

 

1. По месту в системе правового регулирования:

 

А) отправные (нетипичные) нормы:

- дефиниции (определяют правовые понятия - гражданство, кража);

- принципы (закрепляют основополагающие начала права - принцип равноправия, законности, гуманизма);

- декларации (провозглашают форму государства, основы конституционного строя);

- цели и задачи;

- коллизионные нормы (устанавливают правила разрешения противоречий между нормами права);

- оперативные нормы (вводят в действие и прекращают действие других норм);

Б) нормы - правша поведения.

 

2. По структуре:

- идеальные: содержат три элемента структуры нормы - гипотезу, диспозицию и санкцию;

- реальные: содержат гипотезу и диспозицию (регулятивные) или диспозицию и санкцию (охранител


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.