Разница в статусе участников тренинга — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Разница в статусе участников тренинга

2017-12-09 471
Разница в статусе участников тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разница в статусе участников тренинга может влиять на работу группы положительно. Это интересное взаимодействие — возможность посмотреть на ситуации более широко, с разных сторон, возможность понять, что думает мой начальник и мой подчиненный. Это возможность установить более тесные взаимосвязи и в целом улучшить обстановку в организации. Конечно, бессмысленно брать рабочего с конвейера и генерального директора в одну группу — это просто ни к чему. У них нет пересечений по работе. Люди могут работать в одной группе, если они пересекаются в своей прямой деятельности. Например, в редакции небольшой газеты можно собрать всех, потому что они все в одном процессе, между ними нет огромной раз­ницы, ни по статусу, и по обязанностям. Если она есть, то она искусственная, она не способствует работе, и на это можно обратить внимание на тренинге.

В более крупных организациях также можно формировать группы по принципу пересечения в работе. В итоге могут получиться более вертикальные или более горизонтальные группы, это зависит от структу­ры организации и от той задачи, которая стоит перед группой.

И группе с большой разницей в статусе участников вы оговариваете, что на занятиях мы убираем этот барьер, общаясь по имени и «на ты». Но вы можете жестко оговорить, что это только здесь, на тренинге, только во взаимодействии внутри круга. Если в организации принято обращаться по-другому, то в перерывах и после тренинга остаются те же правила. Мы не разрушаем структуру, которая есть и которая может быть чем-то оправдана. Если в тренинге нарушаются какие-то статусные вещи, то это может происходить только в силу каких-то игровых моментов. Например, когда это ролевая ситуация — один исполняет роль директора, а другой роль подчиненного, и в случае, когда по игре подчиненный на директора «наехал», то вы разбираете это как ситуацию в тренинге — чем это плохо и к чему это приводит.

Если, скажем, директор исполняет роль подчиненного, а его подчиненный — роль директора, то вы разбираете ролевые ситуации, а не их должности. Для игры статус как бы усредняется, каждый принимает должность, которая ему дается в игре.

Присутствие в группе директора — это еще один момент, который необходимо рассмотреть отдельно. Если директор организации собирается участвовать в работе группы, то тренер должен определить, будет ли это полезно для группы. Если директор жесткий человек, и вам кажется, что он будет вмешиваться в процесс, например, назначать участников на роли в играх или давать жесткую оценку "после каждой игры и т. д., такого директора лучше не брать в группу. Его можно отговорить, напугав тем, что на тренинге легко попасть в дурацкую ситуацию, что придется участвовать в каких-то смешных играх и т. д., что так недолго и лицо потерять. После таких комментариев директор обычно отказывается от участия сам. И конечно, ни в коем случае нельзя брать его за круг.

Если же, на ваш взгляд, директор будет хорошо работать в группе, то его необходимо пригласить и даже уговорить участвовать, так какэффективность тренинга возрастет. Это полезно для организации в целом. Но это значит, что вам нужно работать в два раза больше, то есть вы половину усилий тратите на группу и половину на директора. Почему необходимо прикладывать так много усилий, если в группе присутствует директор? Потому что вы должны пресечь все ситуации, где он рискует совершить явные ошибки и потерять авторитет. Это плохо отразится на организации в целом, а ваша задача — укреплять организацию. Учитывая то, что все игры в тренинге построены на принципе ошибки, ваша задача — давать директору такие роли, где он будет явно выглядеть лучше, сможет проявить свои лучшие качества.

Вначале необходимо проинструктировать директора, как себя вести, чтобы он случайно не попал в глупую ситуацию. Надо объясняя ему, что он просто участник группы и ему не нужно участвовать во всех играх, и что когда понадобится его участие, вы его предупредите. Конечно, вы будете ему давать трудные роли, но те, с которыми он справится хорошо. Почти в каждой игре есть роли, которые обеспечивают успех игры. Например, вы даете директору роль сложного клиента, эта роль является сложной для большинства участников, но может оказаться вполне по силам директору. И если он сыграет эту роль очень хорошо, это даст возможность остальным участникам почувствовать себя в экстремальной ситуации. Конечно, все наделают много ошибок, будет о чем поговорить на анализе игры, и в его процессе кто-нибудь из группы обязательно скажет, как хорошо сыграл свою роль директор. Тем самым его авторитет в коллективе не пострадает, а, может быть, и вырастет. Директора можно также привлекать в ситуациях, где требуется эксперт или где он сможет поделиться своим опытом.

Присутствие директора очень хорошо и для того, чтобы вы как тренер получили в этой организации еще много заказов. Одно дело, когда директор узнает о тренинге по рассказам своих сотрудников, пусть даже сильно восхищенных, другое дело, когда он сам присутствовал в группе и остался доволен. Возможно, он сам попросит вас провести еще несколько тренингов с персоналом. Но, конечно, если он остался недоволен, уговорить его на проведение еще одного тренинга почти невозможно, даже если этот тренинг проводили не вы. Например, в одном крупном банке на переговорах мы договорились о проведении тренинга и согласовали программу с первым заместителем управляющего банка, а когда пришли к управляющему, он сказал: «Да, тренинг знаю, мы все прошли через эти жернова». Дальше все было понятно, и в итоге тренинг так и не состоялся.

Если в группе присутствуют топ-менеджеры, это обычная ситуация. Нужно только следить, чтобы они сильно не тянули одеяло на себя, а во всем остальном это обычная группа.

ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ В ГРУППЕ

Существует несколько подходов в определении числа участников в группе. По разным источникам, шесть-восемь человек это минимум, даже при такой численности группа работает плохо. Почему? Потому что в маленькой группе меньше разница мнений. Люди быстрее устают. Например, три человека поиграли в одной игре, три в следующей игре, а на третью игру добровольцев нет, они уже только что, час-два назад, играли, им нужно посидеть, отдохнуть.

В маленькой группе «динамика группы» ниже, группа дольше достигает сплоченности. Людей слишком мало для того, чтобы они смогли организовать некое сообщество. Кроме того, существует ограничение по минимальному количеству участников группы и по самим играм. Например, есть игра «Конференция». Игра очень полезная во многих аспектах, ее можно использовать в разных программах. На эту игру нужно минимум девять человек. Три человека выходят за дверь, в помещении остается три пары. А в идеале нужно, чтобы было три тройки. Только тройка образует плотную группу, и тогда это уже 12 человек. Иными словами, бывают ситуации, когда малое число участников для тренера проблема: просто не провести какие-то игры.

Еще один момент ограничения по количеству — это четность-четность. Двенадцать — цифра оптимальная. Но бывает, что в группе 11 или 13 человек. Это не так важно, потому что тренер может сам работать в паре (когда у кого-то нет пары), как обычный участник тренинга. Поэтому тут никаких особенных сложностей нет.

Что делать, если людей меньше? К примеру, в организации одной деятельностью занимается всего шесть человек (например, рекламный отдел газеты), и они хотят тренинг продаж. Ситуация такая: или рекламщики добавляют людей из смежных отделов, кто чем-то подобным занимается или связан с этой работой, или просто приглашают сотрудников, которым это будет полезно.

Но бывает так, что людей у них больше нет. Есть организации, которые друг для друга — не конкуренты, а партнеры. Можно предложить им договориться со своими партнерами, пусть те своих шесть человек до6авят в группу. Они даже могут оплату поделить пополам или в какой-то пропорции. Например, основной заказчик платит 70 процентов, а приглашенные 30. Первые экономят 30 процентов, и группа пройдет эффективней, потому что будет столько людей, сколько надо для хорошего тренинга, плюс еще и участники обменяются опытом.

Можно сделать по-другому: тренер добавляет в группу своих людей. Он приходит со своим ассистентом или вторым тренером. И этот человек может участвовать в каких-то играх. Тренер может взять еще и оператора, который будет снимать на видеокамеру и тоже может участвовать в каких-то ситуациях — в тех, где он нужен как участник.

Но нельзя, чтобы ваших приглашенных людей было больше, чем представителей той организации, где вы проводите тренинг. Если их, скажем восемь человек, и вы пригласили троих своих знакомых, то это

нормально, но большее число приглашать уже рискованно, представители заказчика могут сказать, что тренинг был для ваших друзей за их деньги.

С малым числом людей работать гораздо сложнее. Хотя бывают тренинги, которые проводятся даже с одним человеком. Например, глав­ный человек в фирме говорит: «Я хочу пройти тренинг, но ни с кем не буду работать в группе. Хочу один». Если он платит достаточно, то вы можете пригласить своих троих-четверых друзей или других тренеров, которые будут выполнять разные роли, и поработать с одним человеком. Конечно, это не будет настоящий тренинг, это будет просто отработка каких-то моментов, получение конкретных навыков, тренировка стилистики, публичных выступлений и т. д. Но тем не менее это возможно. Так иногда бывает на выборах. Самый главный человек не хочет тренироваться даже со своей командой. И тогда тренируют его одного. Почему бы и нет?!

Верхняя граница числа участников тоже, по разным источникам, варьирует, скажем, 12, 14, 16, иногда 18 человек. Оптимально все-таки двенадцать человек — хорошо делится на два, три, четыре, шесть. На

мой взгляд, 15 человек — это верхний предел, после которого каждый следующий человек увеличивает нагрузку на тренера. Когда группа, скажем, 15 человек, то вы тратите на нее какое-то количество усилий, когда их уже 16, вы тратите усилий в два раза больше, когда их 17 — в четыре раза, 18 — в восемь раз и т. д., в геометрической прогрессии. Вам нужно будет следить за процессом, больше стимулировать группу, нужно запомнить гораздо больше информации и т. д. К тому же это (уже сказывается и на самой группе, поскольку большая группа обычно делится на подгруппы, что не совсем хорошо: иногда между ними возникает противостояние.

Многие процессы, которые в группе из 13—14 человек идут легко, в более многочисленной группе уже тормозятся. Представьте обсуждение какого-либо вопроса по кругу: каждый высказывается минимум 30 секунд — с первого до десятого слушают, 11-го, 12-го еще как-то слушают, 13—14-го полуслушают, полутерпят, 15—16-го уже терпеть не могут. Потому что, уже первые десять высказали, в принципе, все мнения. Каждый следующий потом уже в чем-то повторяется. И даже если 14-й или 15-й скажет оригинальную мысль, он на фоне всех других выглядит таким же, потому что люди устали слушать одно и то же. Кроме того, в таких ситуациях люди, чувствуя, что внимание к ним уменьшается, почему-то начинают говорить дольше, и процесс еще больше затягивается.

И поэтому нужно заранее предусмотреть, чтобы людей было столько, сколько вы запланировали. Нужно составить список и накануне точно знать, что все эти люди придут и что их не будет больше, чем вы оговорили.

Затем подстрахуйтесь и посмотрите на группу заранее. Бывает так: вы приходите на предварительное собрание, а руководитель начинает собирать людей. Собирает, собирает, полцеха сходится, уже человек сто сидят. А начальник говорит, что они думали, что чем больше людей, тем быстрей. Чего мы будем шесть групп проводить, мы решили одну вместе. Может быть, они не поняли, а может, решили деньги сэкономить — так тоже бывает. Вы четко объясняете, что больше 12 нельзя, потому что это будет уже не тренинг, а просто лекция. Тренинг тем и отличается, что здесь каждый участник должен активно работать. А принцип активности предполагает 12 человек, больше нельзя.

Бывает такая ситуация, что люди уже стихийно собрались. Вы приехали, а их уже человек 50. И бывает, что нельзя отказаться: или приехали в другой город, или людей вызвали письмами, или еще как-то, и вместо 16 человек приехало 60. Некоторые проехали по две тысячи километров: и на оленях добирались, и вертолетами, и как угодно. Сказать им — поезжайте обратно, конечно, можно, но с вами после этого дела иметь не будут.

Если людей больше, чем нужно, то можно работать немного в другом режиме. Скажем, группу в 20-23 человека еще можно посадит: один круг. Но это очень тяжело. Тренеру придется запоминать и имена и какие-то нюансы, и что-то еще. Кроме того, придется все время группу подстегивать, гнать, прекращать все обсуждения на корню, потому что многие хотят еще поговорить, а вы видите, что если будут говорить дальше кто-то из тех, кто уже наговорился, просто не выдержит. Бывает, приходится работать и так, никуда не денешься.

Что делать в таком случае? Тридцать человек можно разделить на две группы и вести их параллельно в одном большом помещении, но нагрузка на тренера возрастает в несколько раз. Тренер дает задание первой группе на какое-то время, а сам проводит знакомство в другой не, затем дает задание второй группе, а сам переходит в первую группу и проводит там знакомство, анализ задания и т. д.

Другой вариант — «аквариум», два круга один в другом. Люди внутреннего круга работают активно, внешний круг — наблюдатели. 15 человек садятся в центр круга, и второй круг — еще 15 человек. Понятно, но помещение должно позволять так сесть. Так может продолжаться все три дня тренинга, то есть 15 человек просто все время работают, а другие 15 наблюдают. Работать в режиме «аквариума» менее эффективно и более тяжело для тренера, чем в обычной группе. Почему? Тем, кто наблюдает, будет все равно скучно, потому что они только смотрят. В театре можно просидеть 2—3 часа на интересном спектакле, но просидеть 30 часов даже на очень интересном спектакле — такое выдержать нелегко, люди будут выпадать из процесса. С другой стороны, очень большой минус и для внутреннего круга — они чувствуют, что за ними наблюдают, и будут работать гораздо хуже, чем в обычной ситуа­ции. Все процессы в группе замедляются настолько, что результат будут в несколько раз хуже, чем мог бы быть при нормальном количестве участников.

Можно менять круги местами, «аквариум» работает и так. Скажем, полдня работает одна группа, во второй половине дня другая группа садится внутрь. Или группа работает по дню, скажем, если у вас четыре пня. Наверное, самый хороший вариант — это работать по полдня, по­тому что целый день тяжело просидеть наблюдателем.

Я, например, если людей больше нормы, работаю не в режиме «аквариума», а в режиме деловой игры. И конечно, никогда никому не раз­решаю сидеть за кругом. Был такой случай: я проводил тренинг в од­ном институте со студентами, и мой друг, который работал в этом институте, попросил разрешить ему посидеть за кругом всего один час, а дальше, мол, у него свои занятия, и он уйдет. Группа согласилась, и когда он ушел через час, хотя он у них не вел занятия, все с облегчени­ем вздохнули и сказали, что они просто спиной чувствовали его взгляд и думали только о том, что он их оценивает.

Другой пример. На одном тренинге участники попросили у нас разрешения поставить видеокамеру на штатив, чтобы она снимала все, что происходит в группе: им это нужно для истории, и они собирались включить часть этого материала в фильм о своей организации. Камера проработала почти весь день и вышла из строя. Как только люди поняли, что больше не снимают, они стали работать совершенно по-другому и сами же сказали, что хоть это и была их идея, но, оказывается, им очень мешала камера, и поняли они это только тогда, когда она сломалась.

Итак, когда 30 человек, можно применить «аквариум», даже если их 35,36 — еще можно попытаться сделать «аквариум». Но если их уже 40, то нельзя посадить в центр 15, а за круг 25: они просто не смогут сидеть, они начнут переговариваться. Тогда работа идет в другом режиме в режиме деловой игры. Правда, это уже не тренинг. Люди садятся за столы: обычно в аудитории три ряда столов, на каждый ряд садится по 15—20 человек. Они естественным делением объединяются по рядам в группы и работают в режиме деловой игры. Вы им даете какое-то большое задание, которое они своей группой делают, обсуждая между собой как некий проект. Потом выносят его на общее обсуждение. Можно поделить и на шесть групп по 10 человек, в зависимости от того, что вам позволяет аудитория, сами люди и их число.

Если вы не знаете, какую большую игру можно дать, то можно сделать так: сначала попросите каждую группу разработать список из пяти самых важных проблем для них как для организации или просто для представителей этой профессии. Времени у них на это — полчаса. Они садятся как им удобно, возможно, в круг или за столы, обсуждают, ходят между рядами.

В таком случае лучше повесить каждому табличку с именем, чтоб было понятно, кого как зовут. Поэтому в начале надо договориться, что все по имени и «на ты», и у каждого — табличка с именем.

Вы ходите, смотрите, следите за работой групп. Можете спросить «А что у вас сейчас в круге происходит?». Когда слишком громко кричат, вы идете туда и говорите: «А по поводу чего вы спорите?» Выясняется, к примеру, что один говорит, что у нас самая главная проблема эта, а другой говорит, что самая главная проблема та.

— А может быть, что обе главные?

— Может. Какая-то из них возможно, на первом месте, какая-то на втором.

Давайте вы обе учтете и оговорите каждую, чем будете спорить, какая главнее. Вы потратили на спор 10 минут, а соседняя группа уже сделала больше. Как можно решить этот вопрос конструктивнее?

То есть, вы подсказываете, как лучше продвигаться в решении тех или иных вопросов.

Таким образом, вы работаете уже с аудиторией, ходите среди участников, пока они пишут список, и следите за временем. Бывает, что они укладываются, бывает, что — нет. Если совсем не укладываются, вы даете больше времени. В итоге, когда у них все готово, представитель одной группы выходит, называет пять проблем и объясняет, почему именно эти пять — главные.

В итоге получилось 15 проблем, из которых, скажем, четыре пересекаются, три не пересекаются, то есть в результате их оказалось не 15, а семь. Можно им предложить выбрать самые важные, актуальные для

всех. Вы можете записывать их отдельно, можно кого-то назначить писать на доске. В итоге выбрали три самых основных, которые инте­ресуют всех.

Берете самую первую проблему и даете ее как задание, говоря при ном: вот вы — творческая группа, которая собралась, чтобы решить ну проблему. Как ее можно решить? Они должны будут обсудить эту проблему, разобрать, что у них есть сейчас, далее выйти на то, что с этим делать, выйти на цели и от целей подойти к решениям. И в итоге написать программу решения проблемы, программу дальнейшего развития своей организации и т. д.

Все три группы могут решать одну и ту же проблему, могут — разные. Им можете первую дать первой группе, вторую — второй, третью — третьей. На это уйдет час, а то и два. Они что-то подготовят. Затем один или два человека от каждой группы выходят к доске, рассказывают о проблеме по том, как они ее предлагают решить. Другая группа — о той же проблеме и о своем решении, третья группа — о той же проблеме и о своем решении. Потом необходимо прийти к некоему общему знаменателю, составить некий план. На это уйдет день, а то и два. Если у вас будет 3-дневная игра, то вы успеете пройти максимум 2—3 проблемы. Но зато будет результат. У каждого участника будет представление, что им в орга­низации нужно будет делать в ближайшее время, к кому обращаться, как решать проблему. В плане все прописывается: есть такая-то проблема — ее будем решать так-то и так-то. Кто будет в этом участвовать? Если ди­ректор не участвует в работе группы, это тоже необходимо учесть и подготовиться к встрече с ним. Нельзя прийти и сказать: вы плохо работае­те, надо делать то и то. Нужно прийти с планом, сказать, что у нас такая проблема, мы решили, что нужно сделать то-то и то-то. И так далее.

Конечно, люди пройдут не программу тренинга, это будет что-то другое. Но они будут довольны тем, что хорошо поработали, плюс у них есть написанный вариант предложений, с которыми они пойдут к директору. А у вас появляется возможность встретиться с ними еще раз на тренинге, но уже в нормальном количестве.

У нас был такой случай. Секретарь неправильно записала количество участников — вместо 16 написала 60. Все это разошлось по местам. Приехали 60 человек, а когда разобрались, что это ошибка секретаря, директор попросил сделать что-нибудь со всеми, чтобы людей отправлять обратно. И они написали очень большой проект, разработали его, причем один вопрос решали все три дня. Все это было прописано в виде предложений. К директору пришла делегация, человек пят рассказали, что у них было за три дня, что они решили. Причем многое из того, что они предложили, директор уже планировал внедрить в этой организации. В итоге все были очень довольны.

Иногда такие вещи делаются и на тренинге, когда определенная его часть посвящается решению какой-то конкретной проблемы организации. Это можно проводить как большую деловую игру. И люди после тренинга идут к директору с этой проблемой.

Еще один важный момент связан не с численностью, а с неизменностью состава людей в группе. Когда состав людей в группе меняется (пусть даже по объективным причинам), это плохо влияет на группу. Принцип закрытости группы предполагает, что в группе люди работают с начала до конца в одном и том же составе. Почему? Потому что новый, вновь пришедший человек, не видел чего-то, он отстает от группы. И чтоб внедрить его в группу, нужно потратить очень много усилий.

Со студенческими группами часто бывало, что кто-то приходил на второй или на третий день. Но даже за пять дней эти люди так и не догоняли группу. Группа уже пошла дальше, а человек начинал задавать вопросы, ответы на которые для всех и так понятны. Это раздражало группу. Они раз ответят, другой — отмахнутся, им надо уже следующее, а человек не понимал предыдущее. Вдобавок он еще стесняется, чего-то боится. В группе это заметно. У меня была такая ситуация, когда, я не хотел брать опоздавшего, но деканат очень просил за старосту группы. И в различных ситуациях было видно, что человек не «догоняет». Где нужны добровольцы, он чуть-чуть побоится, или что-то не так скажет. Плохо и самому участнику, и группе, которая все это замечает. Тренер может сделать так, чтобы группа этого не заметила, но это лишнее время, лишняя затраченная энергия. Поэтому и в организациях и на сборных тренингах жесткое правило — если кто-либо не был в первый день, то на последующие дни его не берут (независимо от причины отсутствия).

ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ

Тре6ования к помещению самые стандартные: в нем должно свободно разместиться в кругу 14—18 человек. Круг должен быть идеально круглым, не должны мешать углы столов, какое-то оборудование. Зачем нужен идеально ровный круг?

Первая причина — это энергетика группы: в кругу циркулирует много энергии, это чувствуется уже с первых часов занятия, а в идеальном кругу энергия циркулирует легче, что сказывается и на работоспособности группы, и на самочувствии участников. Много раз замечено, что через полдня работы в кругу у участников выравниваются и настроение, и самочувствие, и если на тренинг приходит человек, который начинает заболевать, то чаще всего к концу дня он выздоравливает. Те участники которые часто выдвигаются за круг, могут жаловаться на головную боль, так как они на время выпадают из потока групповой энергии и затем резко попадают в него, поэтому тренер таким участникам предлагает сесть в круг и не отклоняться на стуле.

Вторая причина — в идеально ровном кругу все видят друг друга, что улучшает контакт и также способствует динамике группы.

Что значит «сесть свободно»? В начале тренинга группа может сесть широко, так как они еще не готовы садиться в тесный круг. Потом, в процессе работы, они сядут ближе, и это будет заметно всем. Это еще один показатель сплоченности группы и это дает тренеру возможность лучше контролировать процесс.

Если же помещение маленькое, и все садятся слишком близко друг к другу, то это вызывает дополнительное напряжение, только и всего, и тренеру придется работать и с этим.

С другой стороны, слишком большое помещение тоже нехорошо, так как группа чувствует себя в нем некомфортно, что также может повлиять на работоспособность группы. На мой взгляд, максимально боль­шое помещение, которое допустимо для работы группы, это круг на 14 - 18 стульев, стоящих не вплотную, и еще 50% дополнительной площади 1л кругом, где можно установить видеоаппаратуру, доску, флипчарт, может быть, стол для чая и кофе. Обычно говорят, что кофе и чай лучше пить в отдельной комнате, но часто такого помещения нет, и тогда вполне можно обойтись одной комнатой.

Кроме размеров, очень важно наличие в комнате достаточного количества свежего воздуха, которого должно хватать на полтора-два часа интенсивной работы. В перерыве можно и даже нужно проветрить (для этого тоже должны быть возможности). Если воздуха не хватает и в помещении душно, можно испортить весь тренинг. Тренеру необходимо обратить на это внимание.

Очень важен и температурный режим. Чтобы работать в кругу было комфортно, в комнате должна быть нормальная температура. Если в помещении слишком тепло или слишком холодно, эффективность тренинга может снизиться.

Важно обратить внимание на то, что если в помещении недавно сделан ремонт, то запах краски, пластика или еще каких-то материалов может быть очень сильным. То же относится и к покрытию пола. Сейчас часто используют ковровое покрытие, и если оно новое, то тоже может иметь сильный запах, а старое могло впитать в себя запахи прошлых банкетов. Наиболее приемлемый вариант — это паркет или линолеум. Для того чтобы правильно оценить помещение, необходимо посидеть в нем 30-40 минут. Например, когда вы поедете заказывать помещение, все переговоры лучше вести именно в нем: согласование времени работы, перерывов на чай и обед, местонахождение и состояние туалетов и так далее. За время переговоров вы легко сможете оценить помещение.

Стулья для тренинга должны быть самые обычные — не слишком жесткие и не слишком мягкие: на жестких весь день не высидеть, слишком мягкие больше располагают к отдыху, чем к работе. Плохо когда стулья на колесиках, — у круга теряется стабильность, кроме того, эти стулья неудобны для многих разминок, таких, например, как разминки с пересаживанием. Плохие стулья, у которых ножки выступают за сидения, и из-за этого их не поставить вплотную друг к другу, некоторых упражнениях бывает необходимо сесть ближе друг к другу. Совершенно не подходят для тренинга кресла и полукресла — группа сразу начинает лениться и работать менее эффективно.

Вопрос с наличием видеоаппаратуры, доски, бумаги и другого оборудования решается в рабочем порядке: или это все есть в данном помещении, или это необходимо привезти с собой. Со временем у тренера появляется на примете несколько проверенных помещений, которые он может рекомендовать своим клиентам.

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Практически во всех тренингах используются методические (раздаточные) материалы. Мое отношение к раздаточным материалам неоднозначное. Особенно это касается рабочих тетрадей. Я не люблю рабочие тетради. Мне кажется, что от них больше вреда, чем пользы.

Во-первых, получив в начале тренинга рабочую тетрадь, участники сразу просмотрят все материалы. Бесполезно говорить, чтобы они не смотрели их без команды тренера, все равно будут смотреть. В результате в процессе работы пропадает эффект новизны.

Во-вторых, материалы, собранные в тетрадь делают программу более жесткой, более типовой. На мой взгляд, лучше, когда тренер в процессе тренинга решает, что необходимо давать на этой группе, а от чего лучше отказаться и не тратить время.

В-третьих, всегда может получиться, что материалов в тетради избыточное количество, и о чем-то на тренинге вы не успеете упомянуть. У участников возникнет впечатление, что им что-то не сказали, чего-то лишили и, возможно, именно самого важного. В результате после окончания тренинга они могут высказать все это тренеру, как некоторые претензии, и затем рассказать об этом своему руководству. Поэто­му лучше не создавать ситуацию, из которой потом придется выпутываться. Единственный плюс рабочей тетради это то, что она выглядит как более дорогой товар и так легче продавать тренинг, ну и конечно на всех листах рабочей тетради можно указать свои телефоны, адрес и т. п.

Я предпочитаю раздаточные материалы в виде отдельных листов, которые выдаются участникам по ходу тренинга. На мой взгляд, у них больше плюсов, чем минусов. Минус только один — очень часто после тренинга часть листов остается брошенными в аудитории, как ненуж­ные. Но эта проблема решается следующим образом. Все листы с мето­дическими материалами, которые вы подготовили для тренинга, предварительно прокалываются дыроколом. И вместе с первым листом всем участникам группы выдаются папки-скоросшиватели. В них уже могут быть вложены, например, титульный лист с названием тренинга, про­грамма тренинга, чистые или разлинованные листы для записей и т. п. И далее по ходу тренинга все листы, которые вы будете выдавать участникам тренинга, они будут подкалывать в эту папку. Таким образом, в конце тренинга получится полноценная рабочая тетрадь.

Но можно и не делать папки. Главное, нужно понимать, что основная задача методических материалов заключается в облегчении восприятия участниками того материала, который вы даете на тренинге. И соответственно, этот лист уже сработал. И кто-то возьмет его себе, а кто - то нет. Не надейтесь, что те, кто взял эти материалы, обязательно будут потом просматривать. Большинство никогда больше не возьмет их руки. Важно, что как раз вследствие этого нужно прикладывать еще больше усилий, чтобы этот материал был усвоен участниками как можно лучше именно в процессе тренинга.

Чем еще хороши методические материалы в виде отдельно выдаваемых листов, так это тем, что материала можно подготовить гораздо больше, чем нужно, и использовать именно тот, который окажется в процессе работы этой группы наиболее актуальным. А для другой группы можно использовать совершенно другие материалы. Таким образом, тренинг больше ориентирован на конкретную группу. Кроме того, отдельные листы легче изменять, перерабатывать, улучшать, чем какой-то законченный продукт.

Бывает, что в тренинге вообще не используются никакие раздаточные материалы. Но начинающим тренерам я настоятельно советую ими пользоваться. Они позволяют тренеру чувствовать себя спокойней, так как у него есть некие законные «шпаргалки», и тогда страх что-то забыть, не так велик.

Раздаточные материалы, которыми я пользуюсь чаще всего, собраны в приложении. Не все они идеальны, некоторые являются спорными. Я предлагаю относиться к ним, как к образцам, на основе которых или по образу и подобию которых можно готовить свои материалы.

 

Глава 3 общие процедуры

3.1. ПРАВИЛА РАБОТЫ ГРУППЫ

 

После того как все познакомятся, принимаются правила, по которым будет работать группа. Основной смысл правил — показать участникам, что в группе им будет безопасно. Кроме того, правила помогают упорядочить все тренинговые процедуры. Иногда тренер придумывает правила, которые облегчают жизнь ему, но не влияют положительным образом на группу; бывает, что тренер вводит правила, которые, на мой взгляд, являются вредными. Поэтому вначале три полезных правила.

Первое правило — правило обратной связи. Лучше сказать, правило Положительной обратной связи. Это значит, что все участники могут рассказать друг другу, кто как себя вел в ролевой игре, что делал хоро­шо и что можно было сделать лучше. Правило очень сложное, и тренер должен следить за его соблюдением. Это очень полезный навык — делать замечание через позитив, в конструктивной форме. Это правило сразу снимает многие страхи, так как мы договариваемся, что крити­ковать друг друга не будем, потому что это бесполезно.

Если в группе возражают (например, кто-то может попросить, чтобы его покритиковали, так как он к этому привык), то вы можете при­нести высказывание Гете: «Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать та­кими, какими они в состоянии стать».

Когда на тренинге принимается просто правило обратной связи, то подразумевается, что можно сказать и плюсы и минусы. Может полу­читься, что двенадцать человек выскажут свое отрицательное мнение одному участнику. А после этого, когда начнется следующая игра и тренер скажет, что нужны добровольцы, то бывает, что все участники опус­кают голову вниз. Отрицательная обратная связь — это неконструк­тивно. Когда человеку расскажут только о том, что он сделал плохо, то он только на этом и зациклится. Он не будет развиваться.

Когда же участнику говорят, что он сделал хорошо и что можно было сделать лучше, — это показывает, куда можно двигаться. Причем, ког­да двенадцать человек скажут, что можно было так, а, может быть, этак — у человека появляются варианты. Появляется свобода выбора.

Тренинг не учит одному правильному алгоритму поведению, таких вариантов много, и каждый найдет в тренинге что-то полезное для себя.

Второе правило — это правило «здесь и теперь». Правило «здесь и теперь» говорит о том, что мы обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе. Нельзя говорить: «А если бы здесь был другой человек...». Это правило важно тем, что позволяет прекратить любую дискуссию, как только она затягивается. Мы обсуждаем только то, что происходит внутри круга. Группа может скатиться на разговоры, и об одной игре можно говорить три часа «А знаете, вот у нас был такой случай...», «А вот там у них такой директор, что если бы мы пришли к нему...» и так далее. И вроде бы в интересно. Причем никто не устает, все активны, но на это покупаться нельзя. Так можно потерять половину времени.

Вообще, любая дискуссия в группе идет до тех пор, пока хотя один человек не заскучал. Если вы видите, что кто-то еще с жаром пылом объясняет свою идею, а кому-то это уже не так интересно и голову опустил — значит, пора закругляться. Если два-три человека еще будут активно дискутировать, а человек пять уже выпадут из процесса, то уже разминкой их будет не расшевелить. Поэтому правило «здесь и теперь» очень полезное.

Третье правило — это «правило закрытости группы», или правило «психологической безопасности», или просто «правило безопасности». Оно имеет несколько вариантов. Иногда говорят, что нельзя ничего рассказывать в тренинге никому. Это глупо, так как никто не сможет выполнить так правило. Зачем вводить правило, которое не сможет исполняться? Если мы придумываем правило, то оно должно работать. Мы говорим, что рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников. Для организаций это очень важное правило.

Кроме того, это правило говорит о том, что участники не должны обсуждать игры и содержание тренинга в перерывах, потому что этот материал может быть потерян для группы. Все можно обсуждать только в кругу, это совместный опыт и совместные находки.

Правило закрытости группы еще означает, что группа работает в постоянном составе, то есть никто группу не покидает до окончания тренинга, и никого в группу не принимают после его начала.

Кроме этих правил есть еще многие другие, но, на мой взгляд, они вредные. Например, правило искренности — все говорят только честно, никто не врет. Это правило мне кажется каким-то надуманным, та как предполагает, что в группе собрались одни вруны. На мой взгляд обычно люди всегда говорят правду, если нет какой-то сложной ситуации, когда им выгодно врать. К тому же, кто захочет соврать, все равно соврет, и п


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.