Трудные участники в тренинговой группе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Трудные участники в тренинговой группе

2017-12-09 1473
Трудные участники в тренинговой группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В любой тренинговой группе всегда есть участники, которые решат, тренинг — это очень удобный способ самоутвердиться: большая аудитория, все сидят в кругу, всех хорошо видно и можно себя показать.

Существует несколько категорий трудных участников. Например, участники, активно мешающие тренеру тем, что часто возражают ему. Так, когда тренер дает задание группе, то такой трудный участник может заявить, что в жизни все не так, и совершенно бесполезно играть в такую игру, или говорит, что это ни к чему хорошему не приведет.

Конечно, причина может быть в том, что этот участник просто боится и все его комментарии нужны, чтобы защититься от возможного проигрыша. Но если часть участников тренинга тоже боится, то они тоже могут его поддержать.

Поведение тренера в такой ситуации должно быть направлено на то, чтобы снять опасения группы. Тренер старается с самого начала работать максимально доброжелательно. Игры, которые идут в начале

тренинга, не должны быть для группы страшными, они должны носить массовый характер и быть по возможности веселыми и забавны­ми, очень важно включать между играми веселые подвижные разминки, например, «Зоопарк с хлопками» (описание игры см. далее). После такой разминки большинство участников на многие игры вызываются добровольно, и никакого сопротивления просто нет.

Другой вариант, когда участник решил поспорить с тренером не из-за того, что боится играть в игры, а для того, чтобы группа оценила его как смелого, решительного человека. Он просто хочет выделиться.

В такой ситуации тренер соглашается с любыми здравыми замеча­ниями и возражениями этого участника и говорит: да я с вами согла­сен, вы говорите совершенно правильные вещи, и поэтому мы будем проигрывать все ситуации по частям — одну часть в одной игре, дру­гую в другой. А в итоге мы проговорим и проиграем все ситуации. Если замечания не совсем здравые, то необходимо просто разобрать любое такое высказывание на группе, чтобы все согласились, что это замечание не по существу. Например, трудный участник говорит, что вот таких требовательных клиентов вообще не бывает. Вы спрашиваете у группы, так ли это, и, скорее всего, несколько человек в группе скажут, что у них были не только такие, но и гораздо хуже. Обычно после одного такого разбора «трудный» успокоится.

Но бывает, что трудный участник занимает совершенно неконструктивную позицию и спорит просто для того, чтобы спорить. В такой ситуации достаточно дать ему возможность высказаться по любому поводу и сразу предложить подтвердить свои слова в игре. Тренер может предложить ему показать в игре все, о чем он сейчас заявил, и конечно, дать такую роль, где будет много ошибок. А позже в разборе игры ему можно мягко показать, что говорить и уметь — вещи разные. С такими трудными участниками надо придерживаться принципа наращивания давления — сначала мягко, а если не реагирует, то все более жестко ставить человека на место. Чем мягче, тем лучше, но иногда лучше вначале человека привести в чувство, чем он испортит весь тренинг.

Что не следует делать, когда в группе есть кто-то, кто активно работает против тренера? Нельзя включаться в спор с таким участником. Тренер может увлечься — и начинается война. Группа встанет на чью-то сторону. Если она встанет на сторону тренера, то человека могут психологически загрызть. Но групповое давление — очень сильный механизм влияния, и прибегать к нему можно только в крайнем случае. А если группа объединится против тренера, то его могут просто «вынести» из группы.

Еще одна категория трудных участников — это те, кто решил заработать себе авторитет, присоединившись к тренеру. Такой «помощник» комментирует все слова тренера, все время говорит: да, я знаю, это очень полезно, я читал в книге по психологии, что это очень важно, и так далее. Или: «Я знаю, тренер правильно вам, дуракам, говорит, учитесь пока вас учат. Я в таких вещах разбираюсь, слушайте тренера» — и та далее. Такого человека тоже можно попытаться мягко успокоить. Если не поможет, то поймать на слове, и, как опытному человеку, дать самую трудную роль в игре. Обычно этого достаточно, и далее этот человек ведет себя куда как сдержаннее. Еще необходимо отследить, чтобы такого «активиста» не заклевала группа. Лучше его остановить в самом начале, потому что группа может это сделать достаточно грубо.

Трудными можно назвать и пассивных участников. Они обычно ведут себя очень тихо и стараются не участвовать ни в каких играх, где нужны добровольцы. Кроме того, они не участвуют в групповых дискуссиях или ограничиваются очень короткими фразами. Скорее всего, эти участники просто боятся и таким образом проявляют свой страх и беспокойство.

Поведение тренера здесь остается самым традиционным. Необходимо с самого начала не только сказать, но и показать всем участникам группы, что здесь совершенно безопасно. Для этого в самом начале тренер объясняет цели тренинга, говорит о том, что в тренинге не будет никаких сложных и опасных ситуаций. Очень хороший вариант — в начале группы спросить у участников, каковы их опасения и ожидания, и если у участников есть какие-то опасения, нужно дать комментарий по каждому высказыванию, чтобы снять эти опасения. Кроме того, тренер с самого начала ведет себя очень корректно, старается расслабить группу уместными шутками.

Но, конечно, самые тревожные из группы все равно могут себя вести достаточно пассивно. Преодолеть такое возможно. Для этого необходимо стараться включать их в различные игры, но только на принципе добровольности. Если в группе кто-то ведет себя таким образом, сначала необходимо дать такому человеку освоиться и не предлагать ему активное участие в тренинге до обеденного перерыва, а иногда и весь первый день. Вообще, хорошо планировать на первый день много игр, в которых участвуют все, и таким осторожным участникам приходится работать вместе со всеми. Кроме того, нужны такие игры, где все делятся на подгруппы по три, четыре, пять, шесть человек, и состав групп необходимо постоянно менять.

Необходимо с самого начала обратить внимание на таких пассив­ных участников и поберечь их, чтобы кто-то их случайно не обидел. Когда будет видно, что они немного освоились, то можно иногда ненавязчиво приглашать их к участию в каких-то ролевых играх. Обычно при хорошей и доброжелательной обстановке, которую формирует тренер, с начала второго дня пассивных в группе просто не бывает. Более того, часто добровольцев для игр больше, чем ролей, и приходится устанавливать некую очередь.

Еще одна категория трудных — это те, кто любят говорить, что они все знали и до тренинга, что они ничего нового не узнали, или что-либо подобное. На такие высказывания, по моему мнению, вообще не стоит реагировать. Во-первых, тренинг — это тренировка, а не выдача новой информации. Во-вторых, всегда есть какая-то новая информа­ция, а все подобные высказывания — не что иное, как попытка самоутвердиться. И ни в коем случае нельзя возражать и раздражаться на эти высказывания. Можно сказать: да замечательно, новым в тренинге может быть только ваше поведение, ваше понимание ситуаций, этим мы и занимаемся.

Есть категория таких трудных участников, которые пришли на тренинг целенаправленно бороться за что-нибудь, особенно, когда в тренинге участвуют руководители. Такие «борцы» иногда пытаются устроить на тренинге митинг или профсоюзное собрание. Их нужно достаточно жестко останавливать, объясняя, что у нас не собрание нет возможности обсуждать темы, которые не входят в план тренинга. Пожалуйста, все обсуждения и собрания — после завершения тренинга.

Если они пытаются увести обсуждение какой-то игры в сторону, у нас есть правило «здесь и теперь», всегда уместно на него ссылаться. Если человек очень беспокойный и говорливый, то после очередного высказывания можно запретить ему говорить долго — только по одному предложению и не чаще одного раза за игру.

Еще один тип трудных участников — это так называемые экстрасенсы, целители и так далее. Они мешают тем, что могут в группе комментировать какие-то ситуации, используют специальную терминологию. Чаще всего они абсолютно безобидные, им просто хочется сообщить, что они этим занимаются, найти сторонников и почитателей, но в группе это могут воспринять достаточно негативно. Они, пример, могут кому-то сказать: я вижу — у тебя поменялся цвет ауры, но ты не волнуйся, просто посиди спокойно, я все исправлю. И чтобы не обострять ситуацию, им в перерыве можно вежливо сказать, что многие люди не понимают, как это важно, поэтому могут реагировать на это плохо, и на группе больше ничего такого говорить не надо. Обычно с ними не бывает проблем, может быть, они как раз и хотели, чтоб: об этом узнал тренер — и все.

Подводя итог, можно сказать, что в действительности все эти ситуации с «трудными» участниками не вызывают у тренера особых затруднений. Нужно просто к ним относиться спокойно и регулировать тогда, когда это может помешать группе. И самое главное, чтобы тренер реагировал на все очень спокойно и доброжелательно, — тогда все разрешается само собой. Надо помнить, что вся группа постоянно смотрит на тренера, постоянно его оценивает и тоже учится себя вести на примере тренера — его поведения, его установок, тем более что в тре­нинге обычно такие установки и поведение отрабатываются.

КАК НАЧИНАТЬ РАБОТАТЬ?

 

Первые группы— самые сложные для любого начинающего тренера. Во-первых, очень страшно: «а вдруг им не понравится, а вдруг кто-то был на такой же программе и скажет, что все давно известно, а вдруг они начнут спрашивать, какой опыт имеет сам тренер в той сфере, по которой тренирует, а сколько групп он провел и с кем конкретно и т. д.».

Из-за подобных опасений начинающий тренер волнуется настолько но, что может наделать много ошибок или даже совершенно испортить тренинг.

Во-вторых, на первых группах можно получить от участников настолько сильную негативную оценку, что тренер «сломается» и больше тренинг вести не захочет или просто не сможет.

Поэтому первые три-четыре группы — очень важны. Чтобы было легче войти в нормальный режим работы и хорошо адаптироваться, необходимо максимально облегчить работу с первыми группами. Для этого можно использовать различные варианты.

Работа в паре с опытным тренером. Работа в паре с опытным трене­ром предполагает определенную активность в зависимости от того, в качестве кого вы находитесь на тренинге. Можно как оператор видео, то есть вы сидите за кругом и не участвуете в работе группы, а только снимаете на видео определенные игры; все остальное время вы наблюдаете за работой группы и тренера. Или вы сидите в группе, участвуете по мере необходимости и снимаете на видео те или иные игры.

Может быть, тренер возьмет вас в группу подсадным, то есть вы — участник группы, а в некоторых играх играете специальные роли — например, трудного клиента или разгневанного начальника, или вред­ного подчиненного и т. д. Многие тренеры берут своих коллег и знако­мых на такие роли, поскольку участники группы часто не могут сыграть такую сложную роль, они стесняются, им неловко «наезжать» на своих коллег и т. д. Возможно, тренер даже обрадуется такому предложению — ему не нужно никого искать и, кроме того, человек, который прошел обучение по ведению тренинга, будет лучше играть трудные роли.

Конечно, очень хороший вариант — это стать вторым тренером в паре с опытным тренером. Вы, по договоренности с ним, проводите какие-то игры, для начала, возможно, только разминки, и у вас появляется уникальная возможность работать со стопроцентной страховкой. Кроме того, вы будете постоянно получать квалифицированную обратную связь. Конечно, такой старт наиболее продуктивный, но еслитак не получается, то другой вариант доступен почти всем.

Работа в паре с начинающим тренером. Вы выбираете кого-то из вашей методической группы, где вы учились, себе в пару и начинаете работать вдвоем. Работать вдвоем значительно легче: у вас есть человек, который постоянно вас страхует, всегда может помочь, поддержать. Если вы растерялись, он может взять слово и продолжить говорить вас, причем для группы это часто выглядит, как будто все заранее спланировано. Самое главное — договориться, что вы друг с другом не спорите на группе, друг другу не противоречите, что вы равноправные партнеры и что если группа решит, что один из вас главный, то вам все равно, вы не считаете, кто из вас больше работает, и соответственно, получаете одинаковую оплату.

Вы можете распределить, кто что говорит и делает, но другой может что-то добавлять, а может сразу исправлять ваши ошибки, только чтобы группа не поняла, что это ваша ошибка. То есть вы договариваетесь, что если первый что-то делает не то, второй вмешивается и поправляет. Например, вы даете инструкцию, и ваш партнер замечает, что вы перепутали роли. Он вмешивается и говорит: «Стоп, я придумал — мы будем играть в другую игру», — и дает правильную инструкцию. Или он говорит, что поступила новая вводная, и исправляет инструкцию. Для вас должно быть понятно, что если ваш партнер вмешался, то значит, это необходимо, и вы ведете себя так, как будто это изначально было задумано. А после группы или в перерыве обсудите ситуацию, и группа даже не заподозрит, что были какие-то ошибки и вы их исправляли.

Работать в паре значительно легче и, главное, продуктивнее, так как можно избежать ошибок, потому что, работая с такой страховкой, вы меньше волнуетесь и делаете их меньше. К примеру, у моих знакомых был такой случай. Группу вели два тренера, один из них проводил игру «Электричка» (см. инструкцию далее). Игра вдруг как-то не заладилась, происходило что-то не то. Когда стали анализировать игру, стало понятно, что игроки почему-то решили, что пакет, который лежал на стуле, является макетом человека и им необходимо общаться с этим пакетом, а не с тем человеком, который сидел на соседнем стуле. Они не понимали, как общаться с пакетом, и игра не получилась. Тренер, который вел эту игру, растерялся и думал только о том, как он запорол игру, и совершенно не знал, что делать дальше. Разрушилась внутренняя логика. Но бросить игру нельзя, а играть что-то дальше тоже нельзя, так как вся группа не поняла бы, зачем играли эту игру и какие выводы можно сделать. Ситуацию спас второй тренер, который сказал, что это была специальная тренировка к игре, которую мы сейчас будем играть, и провел «Электричку» еще раз. Четко дал инструкции, и игра прошла очень хорошо, как и предполагалось с самого начала. Конечно, участники группы ничего не заподозрили, они были уверены, что так все и задумано. В результате была спасена игра, а может быть, и весь тренинг.

Кроме того, вы можете дать друг другу обратную связь. В конце дня всегда можно обменяться мнениями: какие были сложные или спорные моменты, что помогало, что мешало. Самые разные нюансы выстраиваются в единое целое, оно наполняется содержанием, и вы начинаете понимать закономерности тренинга все лучше и лучше. И так гораздо легче учиться, потому что та обратная связь, которую вам дает группа, все-таки очень общая. Тренер, который вместе с вами ведет

группу, даст вам свою обратную связь — как он это видел, что он наблюдал. Это очень полезно для развития.

Вообще, если есть возможность работать в паре все время, то это очень хорошо. Мы с моей знакомой работали в паре несколько лет. И даже когда были очень серьезные заказы, мы просто звонили друг другу на кануне, мол, завтра встречаемся на месте. Мы даже не договариваемся, о чем мы будем говорить на группе. Ориентировались по ходу игры. Она что-то скажет, я что-то скажу. Я делаю одно, она что-то другое. Она ставит какой-то информационный блок, я ставлю следующий.

И группы получались более эффективные, так как не было каких-то домашних заготовок, а программа была полностью ориентирована на конкретную группу.

Чтобы было легче работать в начале, можно начинать с бесплатных групп. Например, вы приходите в школу, по согласованию с родителя­ми и учителями, формируете группу из старшеклассников и проводите тренинг с ними бесплатно. Это очень благодарная аудитория, им все интересно, они будут активно работать. На таких группах можно отра­ботать все игры, все инструкции, самые разные ситуации. Когда вы приобретете определенный опыт, вам не будет страшно выходить на другие группы, и на переговорах вы уверенно можете ссылаться на свой опыт работы. Позже вы можете получать какие-то деньги и с групп школьников. К примеру, вы провели две-три группы бесплатно, а потом предлагаете им оплачивать дальнейшие занятия. Плата может быть почти условной, к примеру, 50-100 рублей с человека, но и это лучше, чем вообще бесплатно. Но если вы, к примеру, работаете в школе и поэтому вам неудобно проводить платные занятия, то вы ищете такого же тренера в другой школе, набираете группы друг для друга и работаете за деньги с незнакомыми школьниками. Тем самым вы получаете опыт и зарабатываете какие-то деньги.

Еще один вариант начала работы тренером — набрать группу своих знакомых, особенно тех, кто потом сможет разрекламировать вас на своей работе или выступить заказчиком. Работать со своими знакомыми легче, они изначально относятся к вам доброжелательно.

Кроме того, для начала вы можете проводить какие-то веселые игры на вечеринках, когда к вам приходят гости, на пикниках и т. д. Вы учитесь правильно давать инструкции, руководить игрой, тогда на реальной группе вам не будет страшно, и вы сможете избежать многих ошибок, чувствовать себя спокойно, когда говорите что-то группе людей. Можно играть дома с родственниками, друзьями, семьей.

Хочу сказать, что ничего страшного в том, что тренер ошибается, вообще-то нет. Хуже то, что он все равно переживает, что что-либо не так скажет. И когда он вдруг скажет что-то не то, он начинает краснеть, покрываться пятнами, лопотать что-то еще и окончательно портить всю ситуацию.

В любом случае, даже если вы сказали что-то не так, тут же сказать: я передумал, сделаем по-другому.

Бывает и так, что уже в ходе самой игры вы понимаете, что в нее уже не сыграть, что инструкции даны неправильно... Просто говорите: «Стоп, я придумал новую игру», — и меняете инструкцию.

Главное, у вас появляется опыт, появляется чувство группы, вы получаете знание того, как обычно группа реагирует на ту или иную игру.

 

Глава 2 ПОДГОТОВКА К ТРЕНИНГУ

2.1. ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРА

 

Самое главное в подготовке тренера к работе с группой — это психологическая установка. Правильная установка заключается в том, что тренинг очень эффективная процедура, что тренинг построен на естественных механизмах работы и развития группы. Группа способна работать эффективно и сама, без участия тренера, главное — группе не мешать. Задача тренера — помогать работать группе, а не работать самому, не «тянуть одеяло на себя». Тренинг всегда нравится участникам, а работать в группе можно с удовольствием.

Для первой волны тренеров все было необычно: надо было посадить взрослых людей в круг, заниматься разными игрушками... Из-за опасений, переживаний и волнений за то, как все это группа воспримет, тре­неры тратили энергии гораздо больше, чем необходимо. А потом, когда они уже сами начинали учить следующих, то нередко говорили: тренинг это очень сложно и трудно, после него просто хочется умереть... Ученики воспринимали это как данность. И они уже для себя ставили границу, вот я должен так устать, потому что это очень сложно и трудно. В действительности это совершенно не так. Тренинг, конечно, это конечно очень сложная и трудная работа, но это еще и очень благодарная работа. Тот эмоциональный заряд, который тренер получает в ходе тренинга - это настолько весомо и значимо, что компенсирует все затраты. Поэтому к тренингу нужно относиться как, возможно, и к трудной, но очень интересной работе. Чем легче вы ведете группу, тем легче самой группе. Если тренер напряжен, это сразу передается группе. Например, тренер говорит: сейчас мы поиграем в такую веселую игру... Смот­рит на группу и боится — а вдруг они откажутся? Они в ответ напряглись — нет, игра не просто веселая.

В тренинге ходит по кругу очень много энергии. Идет очень интенсивный энергетический обмен. Каждый участник группы тратит какое-то количество энергии. Умножьте это на количество людей — примерно столько энергии тратит тренер.

Есть некий международный стандарт, который никогда не выдерживается в нашей стране. Он заключается в том, что тренер должен проводить одну группу в месяц. Необходимо две недели отдыхать перед тренингом и готовиться к нему морально, писать программу, читать литературу, затем работа в группе и после снова двухнедельный отдых. Это считается нормальным режимом работы тренера. Но в нашей стране так не бывает. Как же человек не будет ходить на работу или будет ходить, но ничего не делать? Поэтому большинство тренеров работают в индивидуальном режиме и сами регулируют свою нагрузку.

В любом случае, нужно для себя изначально решить, сколько вы можете работать, необходимо понять, какие у вас энергозатраты, сколько вам нужно времени на то, чтобы восстановиться после тренинга, чтобы уже хотелось вести следующую группу. Если вести сразу много групп, то наступает пресыщение, да и энергетические затраты бывают очень существенными для организма. Я знаю тренеров, которые теряют до пяти килограммов веса за пять дней тренинга. Ситуация в принципе плохая. Тренинг — это не способ похудеть, потому что теряются не только килограммы, которые, возможно, вы хотите потерять, но и жизненный стратегический запас. Как бы вы ни старались, вы все равно будете уставать на тренинге, но ваша усталость должна быть соизмерима с тем, что у вас еще жизнь впереди, и не всю ее нужно потратить на одну группу.

В начале работы хорошо было бы проконтролировать свой вес, взвешиваясь до и после группы. Проконтролируйте свое самочувствие. Бывает, что тренер отработает на группе, а после этого пластом лежит три дня, ни с кем не разговаривает, телефоны отключает и т. д. Это уже слишком большие затраты.

Что с этим делать? Найти причину такой усталости: что происходит в группе такого, что вы тратите так много энергии? Нужно обязательно отследить наиболее тяжелые для вас моменты. Далее, когда причина понятна, нужно научиться с этим справляться с меньшими затратами. Если не получается выйти на причины или не удается их устранить, нужно обратиться за помощью. Или найти хорошего психолога, в работе с которым вы и найдете, и решите эти проблемы. Или договориться с опытным тренером, что он поработает с вами на группе, поможет выйти на эти причины и покажет и расскажет, как сам решает такие проблемы. Возможно, придется обратиться не к одному, а и к второму и, впоследствии, и к третьему тренеру, но это лучше, чем потерять здоровье или (что более вероятно) отказаться от ведения тренингов вообще.

На группе мы отдаем очень много энергии, но мы и получаем ее. Если тренер устал, но при этом он способен, скажем, вечером после группы пойти в кино или в гости и т. д., а на следующий день проснуться и быть нормальным человеком, который отдыхает, потому что у него выходные, это хороший вариант. Для достижения такого уровня есть, на мой взгляд, простой способ: нужно менять отношение к тренингу.

Нужно научиться получать удовольствие от тренинга, может быть, даже какую – то подзарядку. Например, я работаю пять-семь дней в неделю, иногда по несколько месяцев без выходных, уже в течение семи-восьми лет мне нравится работать с каждой новой группой, и эта работа для меня -

удовольствие.

Очень важный момент — подготовка программы и материалов для тренинга. Тренеру необходимо очень серьезно готовиться к тренингу. Во - первых, надо написать подробную рабочую программу, все инструкции, которые придется говорить в группе, написать все информационные сообщения, все вопросы, которые вы планируете задать группе. Во - вторых, все это надо выучить наизусть, чтобы вы могли спокойно оперировать данной информацией, моделировать ее по ходу занятий, какие - то части сокращать, а о чем-то говорить подробнее, если вдруг у группы возникнут вопросы, легко на них отвечать. В процессе тренинга не будет времени вспоминать что-то или заглядывать в свои конспекты, вы должны постоянно следить за процессами в группе.

Зачем так серьезно к этому относиться? На тренинге вы можете так испугаться, что все забудете. Сидите и думаете: что же делать? И спросить не у кого (если вы один тренер), а люди сидят, смотрят на вас. Выход прост: вы говорите, что сейчас мы поиграем в такую игру… Даете им инструкцию, они начинают играть, а вы тем временем сами начинаете вспоминать. И то, что проговаривалось вами три, четыре раза в разных вариантах, — вспомнится. Затем что-то сделаете и как-то выйдете из ситуации. Иными словами, у вас должно быть в голове много следов от зубрежки. Пусть лучше их будет больше, чем меньше.

При подготовке к тренингу важно предусмотреть все сложные вопросы или высказывания, которые могут возникнуть в группе, и ответы на них. Самыми сложными вопросами являются те, которых вы боитесь, поэтому к ним нужно обязательно подготовиться. Наиболее ти­пичный страх тренера — отказ кого-нибудь из группы играть. Этот страх основывается на том, что сам тренер считает какие-то игры в тренинге дурацкими, детскими, неинтересными. Побороть этот страх легко — необходимо самому хорошо поиграть в эти игры, чтобы знать, как они влияют на участников. Это совершенно нормальный подход — тренер должен сначала все проверить на себе. Если тренер верит в полезность всех игр, которые он проводит на тренинге, то убедить в этом группу не составит труда, а с опытом появится такая уверенность в своей правоте, что это будут чувствовать все на тренинге, и, следовательно, у них тоже не будет никаких сомнений в целесообразности игры.

Часто тренера страшит просьба участников о том, чтобы он (тренер) сам что-то сказал, сделал, показал, как надо и т. д. Например: «А бы вы (к тренеру) это сделали? Покажите! Продайте нам свою услугу!». Обычный запрос от группы и на него существует совершенно стандартный ответ: в группе тренируются ее участники, а не тренер. Более того, даже когда у тренера появится большой опыт, и он сможет действительно показать лучше, то и тогда этого делать не стоит. Повторяю: в группе работают участники, тренер не должен тащить одеяло на себя.

Еще один страх — что не будет добровольцев на игру. Но когда тренинг интересный, желающих больше, чем надо. Возникает даже необходимость следить, чтобы поучаствовали все желающие.

Бывает такая ситуация, что кто-то из участников говорит, что он эту игру сделал по-другому. Нужно согласиться, что можно все сделать по-другому, но потом добавить, что у нас вот так.

Начинающие тренеры боятся каверзных вопросов (например: а вы то сами много продали?). Конечно, можно отвечать по-разному, но лично мне очень нравится такой ответ: капитан спасательного судна не должен сам тонуть, чтобы быть хорошим спасателем. Или тренер, к примеру, может просто сказать, что он продал тренинг, который ведет сейчас.

Неопытному тренеру бывает страшно, когда участники говорят, они уже это знают, слышали или уже делали. Обычно все подобные явления свидетельствуют только о том, что участники просто помнят какую-то игру, но вряд ли помнят, зачем эта игра проводилась, то есть им нужно еще учиться. В любой ситуации игру нужно проводить, хотя иногда тренер боится этого. А нужно сказать: мы будем играть почти в такую же игру или точно такую же, но мы посмотрим еще на некоторые дополнительные аспекты и т. п. Кроме того, поиграть два раза это лучше, чем один.

Вот самый обычный вариант, например, на тренинге продаж, многих больших организациях часто человек переходит с одной должности на другую и проходит три-четыре программы тренинга. Вы начинаете вести тренинг, а он говорит, что это все уже было. Вы можете ответить, что нового быть, в принципе, и не может. Нет нового способа продажи. Он какой был тысячу лет назад, когда люди камень меняли на мясо, такой он и остался. Если бы я изобрел какой-то суперновый способ, я бы не сидел сейчас на тренинге, а продавал бы в Антарктиде снег тюленям и жил бы себе припеваючи. У меня бы его покупали, был бы самым богатым человеком в мире.

Поэтому в такой ситуации вы просто оговариваете: «У нас будут не новые способы, а новые ситуации, в которых вы можете себя попробовать. Если вы это хорошо умеете — то научитесь еще лучше, если не

умеете - то просто научитесь. А если вы действительно все умеете, то поиграйте в разные роли — сыграйте сложного покупателя для другого участника, ему это пойдет на пользу». Мне иногда продавцы говорят: «Я своего первого сложного покупателя помню уже лет пять, он мне такого наговорил!» Разве это хорошо? А вот если бы он прошел такой тренинг и его там «промурыжили» бы в таких ситуациях... Да, ситуация игровая. Но как раз потому, что это все игра, это легче пережить и научиться на примере. И когда такой «первый покупатель» придет, посмотришь на него и подумаешь, ну да, бывает и так. Даже можно ему посочувствовать, помочь ему решить все проблемы, с которыми он пришел. Он ушел — и все, ситуация закончилась и нет никакого неприятного осадка. Этому можно научиться на тренинге.

Бывает, что тренер пытается провести игру, преждевременную для данного уровня групповой динамики. И игра не идет, так как группа к ней не готова. Например, нельзя предлагать в самом начале тренинга построиться с закрытыми глазами по росту. Половина участников откроет глаза и не будет строиться, а другие будут ходить, но будут бояться, потому что вообще непонятно, для чего эта игра? Я знаю такой негативный пример. На тренинг собрали руководителей. И на знакомстве тренер сказал: «Сейчас мы будем знакомиться. Но чтобы знакомство было интересным и необычным, знакомиться будем так: представьте себя каким-нибудь цветком, опишите свой внешний вид и опишите, какой вы цветок, какие у вас лепестки и т. д.». Есть такая игра в тренинге, но ее можно делать, когда группа готова к ней, а не самой первой. В итоге участники минут пять посидели, потом все встали и ушли. Тренинг был сорван.

Тренер должен начинать с более адекватных игр не только в пер­вый и, но и на второй и на третий день, учитывая уровень развития группы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

К характеристикам группы можно отнести возраст участников, образование, интеллект и т. д.

Поговорим о возрасте. В литературе по тренингам можно встретить много мнений по поводу возраста участников группы. Каждый автор по-разному подходит к этому. Например, пишут, что возрастная характеристика группы — это очень важно для тренинга, и необходимо, чтобы все участники были примерно одного возраста. Я считаю, что это абсолютно не так. Просто есть такие моменты, которые легче для тренера, и такие, которые лучше для группы. Тренер работает, чтобы было лучше группе, чтобы группе было интересней, а то, что ему при этом сложней, уже неважно. Чаще разные по возрасту люди в одной тренинговой группе срабатываются лучше: больше диапазон взаимодействия больше позитивных эффектов. Но тренеру, конечно, сложнее, потому что определенные ситуации нужно отслеживать.

Разница в возрасте хорошо сказывается на групповой динамике. Люди одной возрастной группы открывают для себя людей другой возрастной группы, и задача тренера — добиться того, чтобы это было положительное открытие.

Если разница участников составляет более 20 лет, то это уже люди разных поколений и с разными взглядами на жизнь. И конечно, необходимо следить за тем, чтобы кто-то не сказал чего-нибудь обидного для других участников. К примеру, люди, которым за 40, могут болезненно реагировать, если при них кого-то, кому лет 30—35, назовут стариком или того хуже. И наоборот, когда кто-нибудь из старшей возрастной группы начинает обобщать и говорить в эмоциональном запале, что, мол, вся молодежь сейчас наркоманы, хамы и так далее. Но тренер для этого и присутствует в группе, чтобы ничего подобного не происходило, особенно в начале тренинга. Позже люди познакомятся поближе и научатся более бережно и тактично относиться друг к другу. Конечно, это всегда пригодится, так как в жизни приходится общаться с людьми совершенно разного возраста.

У меня была группа, где самому младшему было 16 лет, а самому старшему — 68. На перерыве услышал слова: у нас, оказывается, все люди очень хорошие, и молодежь у нас хорошая; много чего можно сделать, если люди хорошие и в хорошем деле участвуют.

Есть ограничение по возрасту в группах с детьми. Если им 14— 15 лет почти взрослые, но все-таки дети, а если им 10—12 — это уже совсем другой тренинг.

Если же человек уже работает, ему, по крайней мере, лет 16-18 есть. У него все права такие же, как у более взрослых. А то, что у него меньше жизненного опыта, так это только с одной стороны минус, зато и стереотипов меньше, а это явный плюс. Поэтому ситуация с разницей с разницей в возрасте на группе, по моему мнению, такова: чем эта разница больше тем интереснее и продуктивнее может работать группа.

Следующая характеристика группы — состав группы по полу. Группы бывают мужские, женские и смешанные. Конечно, оптимальный вариант это 50 на 50. И те, и другие в присутствии противоположного пола лучше работают, потому что сказывается природа. Даже в группе женщин, где всем лет по 20 и среди них только один мужчина, которому к примеру, 66 лет (у меня такая группа была), все равно природа срабатывает.. И хотя тренер тоже определенного пола — на группу это влияет гораздо меньше, так как он — тренер. Если вы мужчина и ведете женскую группу, конечно, это будет чуть-чуть лучше, чем когда тренер женщина, но это не решит проблему отсутствия мужчин. Нужно заполучить в группу хотя бы одного мужчину, потому что однополая группа работает гораздо хуже. Здесь совершенно другая психология взаимоотношений.

Чисто женские группы — чем это плохо? Можно выделить два негативных варианта. Вариант первый — это такая женская псевдосплоченность: все — подруги, но никто не работает. Могут обсуждать что угодно часами, лишь бы ничего не делать. Группа все время пытается тренера заговорить, без конца задавать вопросы. Вы говорите, что у нас будет такая-то игра, и женщины не сопротивляются, они просто начинают задавать вопросы про эту игру снова и снова. Но их цель — не играть в эту игру. Есть вероятность, что группа настолько ловко все проделает, что тренер будет польщен таким интересом к себе, и сам проговорит большую часть тренинга.

Другой вариант: в женской группе начинают «вставлять шпильки» друг другу, давать после игры псевдодоброжелательные комментарии. Все может выглядеть совершенно безобидно, но вы просто не знаете каких-то внутригрупповых ситуаций, не знаете подтекста, и поэтому вам может быть не очень понятна смена настроений участниц группы, так как внешне все выглядит, повторяю, вполне пристойно.

Присутствие хотя бы одного мужчины сразу меняет ситуацию, уже лучше, потому что это уже не женская группа, а группа с одним мужчиной. Другой положительный эффект от присутствия в труппе мужчины — вы сможете сыграть те игры, где по роли обязательно нужен мужчина. Ведь есть игры, которые без мужчины просто не сыграть, например, «Электричка».

Чем плоха чисто мужская группа? Отдельные ее участники могут выпивать не только вечером, но и прямо в перерывах. И если это произойдет, то тренинг испорчен. Хотя есть такие, которые пьют вечером и с утра они работоспособны, даже ничего не заметно. Но на группе они обычно превышают норму: днем так классно поиграли и настроение приподнятое, а в результате чуть больше выпил — и все. На следующий день такие уже не могут работать, и это сразу скажется на работе группы.

Другая беда чисто мужских групп: участники их осознанно или неосознанно проверяют тренера — пытаются переходить на мат и ждут реакции тренера. Если группа перейдет на мат, это уже не тренинг. Кто то из группы может попробовать, мол, так получилось, оговорился. Если тренер не обратил внимания — второй раз «оговорился», а потом уже пошло-поехало. Осознанно или неосознанно, но это делается для того, чтобы превратить группу во что-то необязательное. Поверьте мне, все участники боятся тренинга,


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.