Поведение и образ жизни Абу Сайда — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поведение и образ жизни Абу Сайда

2017-12-09 200
Поведение и образ жизни Абу Сайда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шейх Абу Сайд был уверен, что причиной всех неудач и несчастий человека является его эгоизм и лицемерие /неискренность/. Он считал лицемерие средством уничтожения человека и общества. Абу Сайд за всю свою жизнь ни разу не называл себя «я» и «мы». Он жил в мире и согласии с последователями всех религий и толков и на всех рабов божьих смотрел с точки зрения равенства и человеколюбия. Его же человеческая непосредственность и наивность стала причиной того, что такие лицемеры, как Абу-л-Касим Кушайри и ходжа Абдаллах Ансари, выступали против него. Особенно активно это проявлялось тогда, когда шейх Абу Сайд стал обнаруживать свои симпатии в отношении таких арифов, как Байазид Бистами и Мансур Халладж, став одним из последователей Халладжа.

Абу Сайд говорил на языке народа, и его ханках, в основном, принимал людей улицы и базаров, трудящихся городов и сел. Он, как некоторые суфии, не был сторонником аскетизма, не надевал старую одежду. В своем ханкахе он расстилал для своих учеников богатую скатерть, и это стало причиной того, что некоторые стали выступать против него. Говорят, что он творил чудеса, однако ясно, что он не творил никаких чудес, а был человеком с большой интуицией, угадывал мысли людей и направлял их к цели.

Он был знатоком сема' (музыка и танец суфиев) и, обучая и воспитывая своих последователей, работал по совершенно новой методике.

СОКРАТ ВЕЛИКОГО ХОРАСАНА

'Некоторые авторы считают, что место Абу Сайд Абу-л-Хайра в культуре Хорасана подобно месту Сократа в культуре Греции, так как несмотря на то, что он после себя не оставил никаких книг и произведений, его имя упоминается постоянно, его цитируют, на него равняются. Несмотря на то, что в таких науках, как фикх, калам (теология в мусульманской философии), логика, хадис, комментарии он достиг многого и даже имел знаменитых учеников, он не писал научных трактатов, и от него остались только некоторые письма и выступления во время проповеди.

СТИХОТВОРНЫЕ ОПЫТЫ

Абу Сайд Абу-л-Хайр очень любил персидскую поэзию и все время читал вслух стихи. Он является самым крупным суфием, который использовал любовные стихотворения в ирфане.

Многие авторы считают его основоположником поэзии ирфаиа и самым "крупным персоязычным поэтом. Даже был издан сборник четверостиший под его именем. Однако истина заключается в том, что этот сборник и стихотворения, которые выдают за стихотворения Абу Сайда, не принадлежат ему. И из всех этих стихотворений Абу Сайд сложил только одно четверостишие и один бейт. Вот это четверостишие:

О душа моя, нет на земле Хабаран /даже/ одной колючки,

У которой нет дела со мной и моей жизнью.

За милость и ласку твоей красоты мне

Не стыдно отдать сто тысяч душ!

ЮМОР АБУ САЙДА

Шейху Абу Сайду Абу-л-Хайру было присуще чувство юмора. Он сам иногда шутил и испытывал большое удовольствие, когда шутили другие.

Зачастую он и поступал шутливо. Рассказывают, что однажды кто-то попросил его научить одной из божественных тайн. Абу Сайд приказал спрятать мышку в сосуд и отдать тому человеку, сказав: «Ни в коем случае не открывай сосуд!».

Тот человек терпел некоторое время и, в конце концов, не смог удержаться. Открыв сосуд и увидев мышку, этот нетерпеливый рассердился и недовольный пришел к Абу Сайду: «Я хотел, чтобы ты научил меня одной из божественных тайн, а ты вместо этого дал мне мышку в сосуде».

Абу Сайд сказал ему: «Мы дали тебе мышку в сосуде, ты не смог сохранить ее тайну. А если скажем Божью тайну, то как ты собираешься сохранить тайну Всевышнего!».

АБУ САЙД И СЕМЬЯ

МУХАММЕДА

Шейх Абу Сайд был последователем учения шафиитского толка, Он родился в семье шафиита и учился шафиитскому фикху. Несмотря на это, он почитал и семью Пророка. Рассказывают следующее:

«Баба Хасан, да помилует его Аллах, был пиш-намазом (ведущим общую молитву) нашего шейха Абу Сайда, да освятит Аллах его дорогую душу, во времена шейха предводителем (имамом) суфиев был он».

Однажды во время утреннего намаза, когда читал «конут», он сказал: "О боже, благослови Мухаммеда"' и совершил земной поклон. Когда дошел до приветствия в намазе, шейх сказал: "Почему не сказал салават (произнесение формулы благословения пророка Мухаммеда Аллахом) роду Мухаммеда и не произнес: "О боже, благослови Мухаммеда и род Мухаммеда". Баба сказал: "У сподвижников есть сомнение, необходим ли салават роду Мухаммеда в первом ташаххуде и конуте или нет, ввиду этого разногласия я воздержался". Наш шейх сказал: "Мы не пойдем в той группе, где отсутствует род Мухаммеда".

ШЕЙХ И ПОЛИТИКА

Шейх Абу Сайд не увлекался политикой и не общался с амирами и правителями. О газнавидах он не был хорошего мнения, но сельджукиды уважали его. Даже говорят, вначале сельджукиды Тогрол и Чагры Бег приехали в Мехне и поцеловали его руки, и он обещал им правление Хорасаном и Ираком. Известный визирь сельджукидов ходжа Низам ул-Молк Туей, который в детстве видел Абу Сайда, рассказывал, что шейх предсказал ему светлое будущее, и он искренне уважал шейха.

Шейх Абу Сайд Абу-л-Хайр провел свое последнее занятие и проповедь 27 раджаба 340 г. / 25 декабря 951 г. После этого он заболел и через неделю умер. Он прожил 83 года и 4 месяца, более точно - одну тысячу месяцев.

На его похороны собралось очень много народу из Мехне, и все были так взволнованы, что похороны его продлились до полудня. Мухаммед ибн Мунаввар в книге «Асрар ут-тоухид фи макамат иш-шейх Абу Сайд» пишет:

«Когда взошло солнце, вынесли шейха на улицу и совершили намаз, /затем/ понесли тело, чтобы внести через дверь дома шейха, где его должны были захоронить. До полудня тело осталось на открытом воздухе. Сколько бы ни хотели, чтобы люди пошли домой, никто не уходил».

ГРОБНИЦА

Абу Сайда похоронили напротив его ханкаха, который потом прославился как «машхад-е могаддас» ("священное место мученичества"). Хотя гробница Абу Сайда много раз была повреждена, но и в последующие века люди из разных мест приезжали туда для паломничества. Могила Абу Сайда ныне находится в районе Маане (на территории Туркменистана), и народ называет эту местность «Маане баба».

ПОТОМКИ ШЕЙХА

Шейх оставил двоих дочерей и пятерых сыновей, которые также пошли по пути шейха. Его жена и сестра также были суфиями. Самым известным из сыновей был Абу Тахир, прославившийся как крупный суфий. Дети и потомки Абу Сайда старались распространить его учение и мысли, хотя в результате военных походов и нападений члены семьи были разбросаны по разным местам. Однако до XVI века они были знаменитыми людьми, и из них вышли многочисленные факихи (законоведы), поэты, рассказчики хадисов, литераторы, министры, борцы, шейхи, муршиды (наставники учеников-мюридов) ханкаха и даже политические деятели.

Значение Абу Сайда в истории ислама очень велико, и поэтому так много суфийских орденов, члены которых считают себя его духовными наследниками.

«АСРАР УТ-ТОУХИД»

Один из потомков шейха Абу Сайда Абу-л-Хайра по имени Мухаммед ибн Мунаввар в XII веке написал книгу «Асрар ут-тоухид фи макамат иш-шепх Абу Сайд» о его жизни и чудотворствах. Эта книга - одна из важнейших книг по ирфану, литературе и истории персидского языка, и эту книгу можно считать ценным источником для изучения биографии шейха Абу Сайда Абу-л-Хайра. Эта книга подготовлена к печати и издана доктором Мухаммед Реза Шафии Кадкани, и большинство рассказов о шейхе Абу Сайде почерпнуты из этой книги. Завершаем этот разговор одним из рассказов из этой книги: «Наш Шейх... однажды был в бане. Некий дервиш служил ему. Клал свои руки на спину Шейха, собирал грязь на руке Шейха, как было принято у массажистов в бане, чтобы показать, что он что-то делает. Дервиш в это время спросил у Шейха: «О Шейх! Что такое благородство?». Шейх сразу ответил: «Благородство - не показывать человеку его грязь».

АБУ РАЙХАН БИРУНИ

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ

Великий математик и астроном Мухаммед, сын Ахмеда, известный как Абу Райхан, родился в 362/972-73 году в местечке Бирун, подчиненном Хорезму. Поэтому он прославился как Абу Райхан Бируни. Семья Абу Райхана была шиитской. Родители его были неизвестными людьми, поэтому их имена не сохранились в истории.

НАЧАЛО УЧЕБЫ

Абу Райхан Бируни начал учиться с раннего детства, он изучал астрономию и математику у знаменитого астронома и математика Хорезма Абу Наср Аррака. Затем он обучался философии и гуманитарным наукам у Абд ус-Самад Хакима. Однако у этого учителя было страшное будущее, так как через несколько лет, когда султан Махмуд Газнави завоевал Хорезм, он казнил Абд ус-Самад Хакима, обвинив его в карматстве (группа из шиитов), то чуть не казнили его ученика, т.е. Бируни вместе со своим учителем. Абу Райхан Бируни с духовной точки зрения находился под влиянием взглядов Мухаммеда Закария Рази и манихейства, но, опасаясь гнева султана Махмуда Газнави, он не разглашал свои мысли.

МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Абу Райхан с молодости приступил к научным исследованиям и наблюдениям. Ему было всего 17 лет, когда он с помощью одного градуированного круга смог измерить высоту меридиана солнца и таким путем сосчитать широту города, где жил. В эти же годы он начал наблюдать за звездами и свою молодость провел в исследованиях. Примерно в эти же годы он переписывался с известным иранским математиком и астрономом Абу-л-Вафа Бузджани, проживавшим в Багдаде, и они условились наблюдать за затмением луны с двух различных точек, а после, сравнив, сделать выводы.

ЭМИГРАЦИЯ

Абу Райхан до 23 лет жил в Хорезме спокойно, занимался своими научными исследованиями. Однако неожиданно обстановка в Хорезме изменилась, и представитель рода Арраков, правивший городом, был свергнут Мамуном Мухаммедом из семейства хорезм-шахов. Поэтому Абу Райхан Бируни был вынужден оставить Хорезм и несколько лет скитался по разным городам. Некоторое время он жил во дворце саманидов и служил у Мансур ибн Нух Самани. Через некоторое время он отправился в Рей. Абу Райхан попал здесь в затруднительное положение и жил в бедности. Когда он рассказал о своих научных взглядах в присутствии нескольких людей, один из астрономов Рея, увидев бедность ученого, высмеял его. Абу Райхан понял, что в Рее ему оставаться нельзя, отправился в Табаристан (Мазандаран) и приехал ко двору Эспахбод Марзбан ибн Рустама, одного из амиров рода Баванд. Некоторое время он оставался здесь и сочинил книгу «Макалид илм ул-хийатъ ("Ключи к изучению астрономии''). Затем Эспахбод представил его амиру государства рода Зийар в ГЧргане, т.е. Кабус ибн Вошмгиру, и Абу Райхан поехал в Гурган, примерно десять лет жил там, написал книгу «Асар ул-бакые» ("Следы, оставшиеся от прошедших поколений") и подарил ее Кабусу.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Абу Райхан после нескольких лет эмиграции, наконец, к концу IV века хиджры камари возвратился в родные места.

Причины возвращения были следующие: во-первых, испортились отношения с Кабусом ибн Вошмгиром; во-вторых, род Мамуна уважал ученых, и именно поэтому в то время в Гургандже (город в области Хорезма, который был центром во время правления Мамуна) собрались многочисленные ученые. Низами Арузи Самарканди в «Чахармакале» пишет:

«У хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна был визирь, звали его Абу-л-Хусейн Ахмед ибн Мухаммед ас-Сухайли - человек философского склада ума, благородной души и просвещенный.

А Хорезм-шах тоже был любителем философии и почитателем просвещенных. Благодаря ему при этом дворе собралось много философов, ученых и поэтов». В Гургандже Абу Райхан Бируни пользовался уважением, в течение семи лет он находился у амиров рода Мамуна и занимался наукой. За это время он изобрел различные астрономические инструменты и несколько раз выполнял поручения амира как представитель и посол. Наконец, амир Абу-л-Аббас был убит во время восстания, организованного влиятельными людьми Хорезма, и правителем стал другой амир Мухаммед ибн Али.

Новый правитель также уделял внимание ученым, в том числе и Абу Райхан Бируни. Но этот амир правил недолго.

Прошло немного времени, и в 408/1017-18 году султан Махмуд Газнави напал на Хорезм, опять начались массовые аресты, и в одном столкновении был убит учитель Абу Райхана Бируни Абдус-Самад Хаким.

Жизнь Абу Райхана Бируни тоже оказалась в опасности. Наконец, султан Махмуд Газнави принял решение взять с собой в Газну великих ученых, в том числе и Абу Райхан Бируни. Из этих ученых Абу Али Сина и Абу Сахл Масихи убежали, остальные подчинились воле султана и поехали с ним в Газну.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.