Дата рождения, детство и юность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Дата рождения, детство и юность

2017-12-09 210
Дата рождения, детство и юность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий врач, химик и философ Ирана Мухаммед ибн Закария Рази родился в 251/865-66 году в городе Рей. Поэтому его и называли Рази, т.е., из Рея. Город Рей был в то время центром науки и культуры, а также считался основным центром ислама шиитского толка. О его отце Закария, известно мало. Он, по-видимому, не был человеком науки и поэтому своего сына Мухаммеда тоже вынудил заниматься ювелирным делом. Мухаммед был еще молодым, когда умер его отец. В связи с этим событием он не смог учиться. В этом возрасте он начал заниматься поэзией и музыкой и достиг успехов. Рассказывают, что он хорошо играл на музыкальных инструментах и имел хороший голос. В списке книг Рази имеется книга под названием «Фи джамал ил-мусики», которую, возможно, он написал позже. В эти годы он изучает арабский язык, который в то время был языком науки, и сочиняет стихи на этом языке.

НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

Со временем Рази захотел заниматься наукой. Вначале он увлекся гуманитарными науками и философией, учился этим наукам у ученых-шиитов. Потом стал заниматься изучением математики, химии, астрономии, литературы и в этих науках достиг больших успехов.

ЗАНЯТИЕ АЛХИМИЕЙ

Рази сильно увлекался алхимией и искал пути превращения металлов в золото. В этом вопросе он впадал в крайность, утверждая, что философию может знать только тот человек, который знает алхимию. Рази проделал много разных химических опытов, но не достиг нужного результата, хотя таким образом он смог очень многому научиться. Он начал классифицировать химические элементы и открыл такие вещества, как алкоголь и серную кислоту.

ПОЕЗДКА В БАГДАД И ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНЕ

Рассказывают, что глаза Рази в результате многочисленных химических опытов получили повреждения, и он обратился к окулистам, чтобы его вылечили. Окулист потребовал большую сумму и сказал Рази: «Наука алхимия - это медицинская наука, с помощью которой можно собрать огромную сумму». Поэтому у Рази возникло сильное желание учиться медицинским наукам. Однако он мог учиться медицине только после поездки в Багдад. Когда он отправился в Багдад, ему было 30 лет. В то время Багдад был политическим центром исламского мира и очень активным научным и культурным городом. В этом городе была собрана литература по греческой, иранской и индийской науке. В Багдаде того времени медицина также была очень развита, и видные врачи, которые примерно сто лет назад приехали в этот город из Джондишапурского университета, развили медицинское наследие ученных Ирана. Различные произведения греческих авторов переводились искусными переводчиками того времени на арабский язык и находились под рукой в Багдадских библиотеках. Поэтому у Рази усилилось желание обучаться медицине именно в этом городе, и он вскоре со всей серьезностью приступил к изучению медицины. Удивительно то, что имена учителей Рази по медицине нигде не отмечены, и неизвестно, у какого врача или врачей Багдада он обучался медицине. Но известно, что он обучался медицине в известной Багдадской больнице, т.е. в больнице Мутазади.

РАЗИ - ВРАЧ

Рази вскоре прославился своими знаниями по медицине, и в Багдаде, особенно среди иранцев этого города, стал известен как авторитетный врач. Он был врачом иранцев в Багдаде и общался со знатными людьми дворца Аббасидов. Точно неизвестно, сколько лет Рази жил в Багдаде. Но ясно то, что он во времена правления Мутазид Аббаси, т.е. с 279/891-92 года до 288/901-02 год жил в Багдаде. В последние годы правления Мутазида, во время политических бунтов, почувствовав опасность со стороны некоторых завистников, он оставил Багдад и возвратился на родину.

ГЛАВА ЛЕЧЕБНИЦЫ РЕЯ

Амиром Рея в это время был Абу Салих Мансур ибн Исхак, который представлял саманидское государство в этой области и правил Реем и окрестностями от имени этого государства. Этот амир радовался приезду Рази, назначил его главой лечебницы Рея и сделал приближенным к шахскому двору до своего отъезда в 295/907-08 году в Нишапур. Он взял с собой в этот город и Рази, и он в течение года работал врачом в Нишапуре. Но через год он возвратился в Рей. Рази написал книгу «Таббул-Мансури» ("Мансурова медицина"), посвятил ее амиру и преподнес ему. Вместе с тем, когда он жил в Рее занимался главным образом, лечением простого народа и даже во время поездок по пути останавливался в городах и вылечивал больных людей. Поэтому его нельзя назвать придворным врачом.

В истории ислама Рази считают единственным врачом, которого можно сравнить с Абу Али Сина. Рази был терапевтом, но и в хирургии также имел большой опыт. Он впервые ввел в хирургическую практику животную кишку для перевязки ран. Кроме того, он был первым человеком, который определил реакцию зрачка глаза на свет. Отличие признаков некоторых болезней друг от друга, таких, как корь и оспа, было заслугой Рази. Вместе с тем, Рази был видным фармацевтом. Он впервые рекомендовал ртуть как слабительное средство. Также он впервые применил как лекарство мазь свинцовой белили в фармакологии. Поэтому, в золотые века исламской цивилизации это лекарство называли «мазь свинцовой белили Рази».

О его удивительных способностях приводятся многочисленные рассказы в исторических, литературных и медицинских сочинениях. Мы приводим один из таких рассказов с некоторыми изменениями текста из книги «Чахар макале-» Низами Арузи Самарканди:

«Амир Мансур ибн Нух Самани, который был в Бухаре, заболел, болезнь перешла в паралич, и он оказался прикованным к постели. Врачи были бессильны вылечить его болезнь,

Амир приказал, чтобы поехали в Рей и для его лечения привезли в Бухару Рази. Люди амира приехали в Рей и увели с собой Рази. Но когда достигли берега Аму, Рази, увидев величину реки, отказался сесть в лодку. Наконец, люди амира связали ему руки и ноги, посадили в лодку и провели через Аму. Когда проплыли реку, Рази без какого-либо возражения сел на коня и приехал с ним в Бухару. Люди амира сказали: «Мы опасались, что начнешь с нами ссору за такое наше поведение! Рази ответил: «Нет, я тоже знал, что в течение года через реку переправляется большое количество людей и не тонут. Однако я хотел, чтобы меня силой, против моей воли переправили через реку, чтобы люди не говорили, если я утону: «Каким глупым был Рази, он по своей воле сел в лодку и вот утонул!»

Рази в Бухаре приступил к лечению, однако, болезнь амира перешла в паралич, и никакого облегчения не было.

Однажды Рази вошел к амиру и сказал: «Завтра я применю другое лечение. Но ради этого лечения придется потерять такого-то коня и такого-то мула». Эти два верховых животных были знамениты в беге.

И вот на другой день Рази приказал освободить баню. А лошадь и мула поручил своему гуламу. Сам он вместе с амиром Мансуром вошел в баню. Сначала дал ему лекарство и выждал, пока микстура не размягчила суставы.

Затем он вдруг вернулся, встал перед амиром и начал говорить всякие бранные слова. Амир крайне разгневался и приподнялся со своего места на колени. В это время Рази вытащил нож и начал угрожать убить его. Амир от гнева и от страха, что Рази его убьет, сначала приподнялся, а потом поднялся совсем. Рази, увидев амира на ногах, вышел из бани. Он и гулам оба сели: один - на коня, а другой - на мула, быстро выехали из Бухары и поскакали прямо в Мерв.

В Мерве Рази написал амиру письмо: «Все это было инсценировкой, и надо было спровоцировать Вас, чтобы Вы смогли встать с места». Рази объяснил, что, так как естественное лечение сильно затянулось бы, он выбрал такой метод лечения.

Когда амир вылечился, понял цель Рази, обрадовался и послал ему подарки, подарил ему имущество в Рее.

Рази также был очень известным в обучении медицине. Рассказывают, что на занятиях он сам сидел выше всех, а ученики в зависимости от уровня своих знаний рассаживались рядом с ним. Потом входил больной. Вначале ученики, которые имели самые слабые знания, начинали определять его болезнь. Когда никто из учеников не мог поставить диагноз, тогда сам Рази завершал определение болезни больного.

Рази написал книгу «Хавасс ут-таламиз», в которой объяснял задачи студентов-медиков. Его очень уважали и студенты, и ученики и даже после занятий не отходили от него и провожали до дома, по пути задавая вопросы.

Рассказывают, что Рази был приветливым и щедрым врачом. Пока он не определял болезнь, не отпускал больных. В отношении бедных был очень доброжелательным и обеспечивал их бесплатными лекарствами и питанием. Он мог накопить огромное состояние, но не стремился к этому и всегда был поглощен изучением наук.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

Рази в учебе и творчестве был очень способным человеком. Рассказывают, что он за год мог написать 21 тысячу листов. Он сам сказал так: «Для написания книги «Китаб ул-хави» я потратил 15 лет, работал днем и ночью, в результате чего ослабли глаза, и один из суставов руки перестал чувствовать». Поэтому Рази написал очень много произведений, и в списке его трудов зарегистрировано около 273 книг. Эти книги посвящены различным наукам, в том числе философии, химии, астрономии, медицине и др.

Но среди них больше всего было медицинских книг, так как более ста книг из трудов Рази написаны по медицине. Самой известной книгой Рази является «Ал-Хави», которая включает в себя полный курс медицины с начала и до его времени. По каждому вопросу он высказывает свою точку зрения. Эта книга, прославилась как самая известная книга по медицине в истории ислама, которая включает в себя различные опыты и клинические наблюдения Рази в Багдаде и Рее.

Другая его книга называется «Ал-Мансури фи-т-тибб». Она была посвящена правителю Рея Мансур ибн Исхак Самани и вручена ему. Эта книга использовалась студентами-медиками в течение последующих 500 лет.

Произведения «Ал-Хави» и «Ал-Мансури» многие авторитеты в области медицины считают самой большой и древней книгой-учебником. Рази написал еще книгу для всеобщего пользования под названием «Ман ла-йухзарух ут-табиб» (''Человек, который не может вызвать врача"). Эта книга представляет собой общий курс медицины. Другая книга Рази «Ал-джадри в-ал-хасбе» (''Корь и оспа''), считается самой достоверной и важной среди его трудов. В этой книге он впервые описал определение признаков кори и оспы, объяснил причины, симптомы, необходимую профилактику и лечение разных видов этих болезней. В этой книге он впервые рассказал об инфекционных болезнях и описал куриную оспу.

Рази написал книги о камне в почках, мочевом пузыре, коликах, о гигиене питании больных, об аналогичных лекарствах, быстродействующих ядах, о простуде, спорте и др.

ФИЛОСОФ ИЗ РЕЯ

Рази был также философом и мудрецом. В связи с тем, что он изучал философию у ученого-шиита, когда жил в Рее, центре шиизма, имел с учеными этого толка хорошие отношения, поэтому был склонным к шиизму. Он имеет особые философские взгляды, за которые потерпел большие неприятности. Причиной этого было то, что распространенная в то время философия испытывала влияние греческих философов, в том числе Аристотеля. Произведения этого философа, переведенные на арабский язык, имели удивительное влияние на мусульманскую философию. Однако философское мировоззрение Рази не соответствовало воззрениям Аристотеля, и поэтому он сталкивался с противодействием. Некоторые сомнительные взгляды тоже приписывали к нему. Возможно, его противники делали это специально, чтобы дескредитировать его.

НЕПРИЯТНЫЙ КОНЕЦ

Рази в конце своей жизни ослеп. О потере им зрения, которая была результатом болезни катаракта, рассказывают различные истории. Но по всей вероятности, основной причиной его слепости была чрезмерная учеба и научные труды. В конце жизни у него не было ни жены, ни детей, поэтому ему жилось трудно. Его раздражение доходило до такой степени, что, когда окулист просил у него разрешения вылечить его, он отвечал: «Скажем, что ты вылечишь мне глаза и вернешь зрение, чтобы я видел мир. Но этот мир мне так надоел, что у меня нет желания видеть его».

Рази умер в 313/925-26 году в городе Рей. Некоторые считают, что он умер на несколько лет позже.


ФАРАБИ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.