Жизненный путь от рождения до суфизма — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Жизненный путь от рождения до суфизма

2017-12-09 168
Жизненный путь от рождения до суфизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По словам Аттара Нишапури, «тот убитый на божьем пути, тот лев джунглей познания, тот храбрый и отважный праведный, тот утопленник бурного моря Хусейин Мансур Халладж» родился около 244/858-59 года в городе Бейза, расположенном в семи форсахах от Шираза в Иране. В то время Бейза был местом привала воинов, отправляющихся из Басры в Хорасан. Говорят, что его отец Мансур был чесальщиком хлопка.

Хусейин в детстве уехал с отцом из Фарса в Хузистан, а оттуда в Ирак. Там он остался жить в городе Васите, находящемся между Басрой и Куфа, и приступил к изучению Корана. В молодости он присоединился к суфиям и стал учеником известного суфия Сахл Тустари (арабское произношение названия города Шуштер в Иране).

Когда ему было двадцать лет, он отправился в Басра и через некоторое время оттуда уехал в Абадан (нынешний Абадан в Иране). Там он после прохождения разных этапов ирфана и суфизма, по обычаю суфиев получил хирку (хирка - шерстяное суфийское рубище) и стал в ряд великих суфиев. Позднее он поселился в Басре и женился на дочери одного из арифов города и стал отцом трех сыновей и одной дочери.

ПРОПОВЕДЬ И КЛЕВЕТА

Халладжу было двадцать шесть лет, когда он впервые отправился в паломничество в Мекку. Оттуда он поехал в Ахваз в Иране и в связи с разногласиями с суфиями отказался от хирки (суфийского рубища) и вместо молчания, как принято у суфиев, он начал проповедовать свои мысли среди народа. Группа людей присоединилась к нему, но многие суфии порвали с ним отношения и обвинили его в обмане и хитрости. Он говорил: «Надо пойти дальше, чтобы распознать божественную истину и наслаждаться». Халладж затем отправился в Хорасан и Мавереннахр и в течение пяти лет проповедовал свои идеи в различных городах и областях. После этого он второй раз возвратился в Ахваз. а оттуда с группой своих последователей и мюридов отправился в Багдад. Из Багдада в сопровождении четырехсот человек второй раз отправился в паломничество в Мекку. В городах по пути в Мекку он распространял свои глубокие ирфанские мысли, хотя они и не были приятными для его противников. В это время группа суфиев опять обвинила его в чудотворстве и шарлатанстве.

Халладж через некоторое время вновь приступил к проповеди своего ирфанского учения и отправился в Мавереннахр, Индию и даже в Китай, чтобы обменяться мнениями с последователями других религий. После возвращения из этого странствия он жил в Багдаде. Теперь он размышлял шире, чем последователи ислама. Среди последователей других религий и толков нашлись его сторонники. Аттар Нишапури в «Тазкират ул-оулийа» рассказывает о письмах, которые писали ему люди различных областей, о прозвищах /титулах/, которые давали ему. Он пишет: «Из самых отдаленных мест мира писали ему письма. Жители Индии называли его «Абу-л-гайс», Китая - «Абу-л-моин», Хорасана - «Абу-л-мехр», Фарса - «Абу Абдаллах», Хузистана -«Халладж ул-асрар», Багдада - «Мусталам», Басры - «Мухаббар».

Халладж в 290/902-03 году третий раз отправился в паломничество и на этот раз больше, чем прежде, вел проповедь своего ирфанского учения, отрицая взгляды противников. Он говорил: «Если из того, что находится в моем сердце упала бы маленькая частица на горы, они все расплавились бы». Говорят, что во время паломничества, когда он остановился в Арафате, молился так: «О Боже! Сделай меня более беспомощным и слабым! О Боже! Опозорь меня, чтобы люди проклинали меня! О Боже! Пусть надоем я людям, чтобы каждое мое слово благодарности, которое выходит из моих уст, принадлежало только тебе и не считал бы я себя в долгу перед кем-либо, кроме тебя!».

СМЯТЕНИЕ МЫСЛЕЙ В БАГДАДЕ

Возвратившись из паломничества, Халладж поселился в Багдаде и начал проповедовать свое учение и выражать душевное беспокойство на улицах и на базаре. Он ходил по городу и говорил удивительные речи. По словам Аттара Нишапури: «Красноречия и изящества, которые он имел, не было ни у кого». Иногда он держал голову двумя руками и говорил людям: «Побейте, она выступила против меня» или еще говорил: «Бог мою кровь подарил вам. Убейте меня! Убейте меня! И получайте вознаграждение, и я успокоюсь!».

Стало известно, что однажды Шибли, один из арифов Багдада, спросил у Халладжа: «Как твое самочувствие? И он ответил: «Ана-л-хакк!» т.е. «Я - Бог!». Эти слова вызвали брожение в народе и потрясли ученых. Дело дошло до того, что он еле спасся от суда и наказания. Только из-за разногласий между факихами удалось избежать смерти.

Халладж призывал людей, даже самых известных к моральному очищению. Поэтому среди известных государственных деятелей были последователи его учения. Али ибн Иса, заместитель министра, был одним из таких людей.

Халладж изложил письменно свои мысли об обязательствах министров и вручил своим последователям среди государственных деятелей. Говорят, что некоторые из этих знаменитых людей хотели, чтобы Халладж вмешался в политику, и даже подговаривали его взять власть в руки. Однако он уклонился от этого.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ И ЗАТОЧЕНИЕ

В 296/908-09 году после схваток между известными деятелями двора Бани Аббас и поражения сторонников Халладжа начались преследования его и его последователей. Халладж бежал в Ахваз и три года жил, скрываясь в этом городе. Наконец, его нашли, арестовали, доставили в Багдад и заключили в тюрьму. Он сидел в тюрьме девять лет, до исполнения смертного приговора через повешение. В течение этих девяти лет несколько раз обсуждался смертный приговор. Однажды люди, бастовавшие в Багдаде даже сломали дверь его камеры в тюрьме. Но он сказал: «Не убегу» и остался там. В последние годы своей жизни в заключении он написал книгу «Тасин ал-азал», которая излагает его последние идеи.

В 309/92 \ -22 году после новых схваток, которые произошли между государственными деятелями двора Бани Аббас, визирь Хамид ибн Аббас, чтобы выиграть борьбу против сторонников Халладжа добился возобновления судебного процесса над Халладжем. Наконец состоялся суд где на основании поверхностных выводов из речей и учения Халладжа, свидетельских показаний, полученных обещаниями и угрозами, ему вынесли смертный приговор. Приговор был утвержден халифом, который был игрушкой в руках организаторов судебного дела. Таким образом, была подготовлена почва для убийства Халладжа. Удивительно то, что многие ученые и известные суфии поддержали этот приговор или промолчали. Рассказывают, что после вынесения Халладжу смертного приговора, у известного суфия Джунайд Багдади спросили: «Речь, которую произнес Мансур, имеет толкование?». Он сказал: «Пусть пока убивают, а толкование будет через девять дней».

НА ВИСЕЛИЦЕ

Наконец, 24 зи-л-хаджджа 309 /22 апреля 922 года в Багдаде все было подготовлено для исполнения приговора. Виселицу поставили возле Хорасанских ворот. Рассказывают, что сто тысяч человек были свидетелями его казни. Аттар Нишапури в своей книге «Тазкират ул-оулийа» подробно описывает казнь Халладжа, ниже приводим этот рассказ с некоторыми сокращениями:

«Хусейна повели к виселице... Какой-то дервиш спросил у него: "Что такое любовь?». Он сказал:''Сегодня видишь, завтра увидишь и после завтра увидишь". В тот день его казнили, на следующий день сожгли и на третий день золу пустили по ветру. Когда его повели к виселице, он сказал: "Посмотрите вознесение мужественных людей на виселице!''. Потом его связали, избили плетьми и бросили в него камни. Люди бросали в его сторону камни, а Шибли, один из арифов, бросил на него цветок. Хусейин Мансур вздохнул. Спросили: "Когда в тебя бросали камни, ты не вздыхал, почему ты вздохнул из-за цветка, в чем дело?''. Он ответил: '"...Они не знают, поэтому им простительно. Мне обидно то, что он знает, кто я, и не должен был бросать цветок"'. Потом ему отрубили руки, он засмеялся... Потом отрубили ноги, он улыбнулся... Халладж под виселицей провел по лицу отрубленные руки и окровавил свое лицо и предплечье. Его спросили: "Почему так делаешь?". Он ответил: "Много крови я потерял, и лицо стало желтым. Не хочу, чтобы вы подумали, что желтизна моего лица от страха. Смазал лицо кровью, чтобы перед вами быть с красным лицом". Спросили: "Почему в предплечье втирал кровь?". Он сказал: "Делаю омовение". Спросили: "Какое омовение?". Он ответил: "В любви есть два ракаат намаза, перед ним будет правильным только омовение кровью''. Вечером ему отрубили голову. В это время он улыбнулся. Народ поднял крик. На следующий день его тело залили нефтью и сожгли. Через день золу бросили в Деджле. Голову через некоторое время отправили в Хорасан, чтобы показать в разных городах».

Таким образом, жизнь, полная приключений, одного из известнейших арифов в истории ислама и Ирана подошла к концу. Но имя и учение Халладжа в исламской культуре не забылось. Многочисленные арифы, факихи, толкователи и ученые разных времен изучали жизнь, произведения и учение Халладжа. Многие из них подтвердили его величие, на основании его учения основали группы и течения. Жизнь Халладжа, особенно его казнь через повешение, всесторонне описывалась в персидской литературе. В том числе знаменитый поэт XIV века Хафиз Ширази в своих стихотворениях упоминает Халладжа и его судьбу:

Как Мансур будет желаемое у тех, кто на виселице.

В этот двор, когда приглашают Хафиза, гонят.

Или:

Халладж па виселице эту мысль хорошо скажет,

Не спрашивайте у шафиита такие вещи.

Современный поэт Ирана Шафии Кадкани также в стихотворении под названием «Халладж» упоминает о жизни и духовной жизни после его смерти.

Ты в молитве любви что читал?

Уже прошли годы,

Как пошел на виселицу, и эти старые стражники

Боятся еще твоего тела... Твою золу

Утренний ветер

Куда бы ни унес,

Мужчина из земли выйдет... Имя твое еще на языках.

Число произведений, написанных Халладжем, достигает сорока названий. От него остались стихотворения на арабском языке. Однако персидский диван, приписываемый ему, на самом деле не его и принадлежит другому поэту.


МУХАММЕД ИБН ЗАКАРИЯ РАЗИ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.