Дидактическая система Ян Амос Коменский — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дидактическая система Ян Амос Коменский

2017-12-09 282
Дидактическая система Ян Амос Коменский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Его известность и мировое признание, его педаго­гические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Каменский разработал основные вопросы теории и организа­ции учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгля­ды на семейное воспитание.

Ян Амос Каменский (1592—1670), чешский мысли­тель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над сво­им капитальным трудом «Великая дидактика» Комен­ский работал с 1627 по 1638 год. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его ди­дактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного язы­ка перед иностранным, режим и порядок школьного об­разования, значение физических упражнений, обязатель­ность музыки в числе школьных предметов, чередова­ние занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это вы­росло из дидактики Коменского, всем этим человече­ство обязано ему».

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, пре­вращая овладение знаниями в приятное занятие, позво­ляя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продви­гаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один являет­ся музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, меди­цине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образова­ния (учить на протяжении всей жизни), разработал сис­тему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, что­бы академии воспитывали только трудолюбивых, чес­тных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имуще­ство и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся».

В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образо­ванным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считая, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей). Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

Цель и задачи воспитания

Воспитание в соц. смысле – возд-е на человека всей окруж. действит-ти; в шир. педсмысле – целенапр. деят-ть, охват-я весь учебно – воспит. пр-сс; в узком педсмысле – спец. воспит. р-та + еще более узком значении – реш-ее опред. задачи, связ. напр с формир-ем нравств. кач-в, эстетич. представл-й -)участок прилож-я воспит. усилий;

Опред-е целей Во. -) из шир. смысла и вкл-ет формир-е си знаний и способов познпават. деят-ти мотивации и способов разл. деят-ти, культуры и опыта общения, национ, субъективно – личност. и эмоц. отнош-й;

Система задач восп.: задача интеллектуал-го, эмоц-го, трудового, эконом-го, нравственно – эстетич-го, нравств-го и т.д разв-я лич-ти. Функции воспитания: по логике – аналитическая (изуч-е лич-ти, условия ее разв-я), диагностич-я (выявл-е уровня и тенденций разв-я чел-ка), прогностическая (опред-е возмож. рез-та разв-я конкр. чел-ка), проектир-я (выбор способов взаимод-я деят-ти или педвоздействия) Организационная (организ-я методов, форм), контрольно – оценочная (опред-е соответ-я рез-ов воспит. нормам, соц. поведения отнош-й).

Смирнов определил задачи воспитания в соответ-вии с его ф-ми, цели воспитания были недостижимы (формир-е всесторонне гармонически развитой личности).

Караковский предлагает отказ-ся от термина «формир-е личности».

\\\\\\\\\\\\\\\ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания как система распадается на составные части — общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка обще­ства и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не только не устранены, но стали еще острее. Сегодня нашей школой реали­зуются как традиционные, так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравст­венное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных за­дач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое вос­питание школьников. Все задачи настолько обширны, что со­ставляют отдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составными частями воспитания.

Умственное (интеллектуальное) воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонно­стей и дарований ученика. Его главная задача — вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвое­ния должны быть сформированы основы мировоззрения, т. е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глу­бокое понимание явлений природы и общественной жизни, фор­мирование умения сознательно объяснять эти явления и опреде­лять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умст­венных способностей, развитию склонностей и дарований. За­дачи умственного воспитания — усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умст­венных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности, формирова­ние познавательной активности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки, вооружение учеников методами познавательной дея­тельности, формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важней­шей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей вызывает направленность умственного вос­питания. Его содержание по инерции все еще направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важней­шие его компоненты, как передача опыта различных форм и ви­дов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате не только утрачивается гар­мония образования, но и снижается образовательный уровень самой школы.

Прогрессивные общественные деятели, ученые всех стран мира, в том числе и нашей, сетуют на попытки идеологизации образования, деформации истинного содержания знаний по исто­рии, литературе, уводящие молодые умы в субъективизм идеоло­гических противоборств. Большинство педагогов требуют по­стоянного обновления направленности образования с учетом быстроизменяющейся жизни.

 

15. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Педагогика изучает два раздела: 1) обучение; 2) воспитание. Эти 2 процесса взаимосвязаны. Многие педагоги считают, что эти 2 процесса делить необязательно, т.к. они едины и целостны. Но в конкретной реализации этих процессов есть существенные своеобразия.

Макаренко считает, что существует 2 раздела (обуч. и воспит.)

Существуют различные определения воспитания: это целенаправленное влияние (взаимодействие) направленное на целенаправленное формирование личности. Это влияние осуществляется в специально организованных воспитательных системах, которые обеспечивают взаимодействие участников этого процесса.

Главным признаком воспит. явл-ся влияние субъективных и объективных факторов на личность человека:

1. влияние окр. мира, «первичной природы» - цвет кожи, темперамент...

2. вторичная природа (место жительства, условия...)

3. СМИ

4. Круг общения (микросфера) Это факторы нецеленаправленного характера (стихийные).

В ходе образовательного процесса, осуществляемого в ОУ учащиеся получают образовательные и профессиональные знания и умения.

Ведущий признак воспитания - воздействие на личность ребёнка,

-с сер. 30-х гг. 20 в. взаимодействие воспитателя и воспитанника; особенно проявляется в педагогике сотрудничества,

- формирование и развитие личности характеризует процессуальную сторону воспитания. Но само по себе воспитание не всегда оказывает формирующее и развивающее влияние на личность (воспит. м.б., а формирования нет).

Предметно-содержательная сторона = воспитательная система, включает в себя:

- цели и задачи,

- содержание,

- методы,

- средства,

- формы,

- обратная связь... Всё это направлено на воздействие или взаимодействие (м.б. авторитарными или гуманистическими).

Итак: воспитание – это целенаправленное формирование и развитие личности, организуемое в специальных для этого воспитательных системах, сущесв-ее гуманистическое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.