Понятие о методах обучения, их классификация — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие о методах обучения, их классификация

2017-12-09 197
Понятие о методах обучения, их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мет. Обуч. - способ упорядоч. взаимосвяз. деят-ти преподав. и обучаемых, направл. на ре­ш. задач образования. (Ю.К. Бабанский).

Мет. Обуч - сист. целенаправл. действий учителя, орг-щих учеб. деят-ть уч-ся, ведущую к достиж. целей обуч. (И.Я. Лернер).

В определении понятия «метод обучения» главное — способ деятельности, который раскрывается как система действий, ве­дущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют4 методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов). Большинство ди-дактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические дейст­вия, операции, ведущие к достижению цели. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

1. ПО ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ

Словесные: Наглядные: Практические:

—рассказ — демонстрация — упражнение

—лекция — иллюстрация — лабораторная

—беседа работа

—дискуссия — практическая

работа

2. ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— объяснительно-наглядный (репродуктивный)

— проблемное изложение

—частично-поисковый (эвристический)

— исследовательский

3. ПО ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ

— методы изучения новых знаний

— методы закрепления знаний

— методы контроля.

4. ПО МЕСТУ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю.К. Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мне­нию Ю. Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения: 1) методы организации и осуществ­ления учебной деятельности; 2) методы ее стимулирования и мотивации; 3) методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

В каждой группе имеется совокупность методов. Так, в 1-ой группе помещены методы по названным выше классификациям. Во 2-й группе — методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры. В 3-й группе — методы устного, письмен­ного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Ниже характеризуются основные методы обучения.

Методы обучения по источнику знаний

Словесные методы

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источ­ник информации для учащегося. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержа­ния, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.

Лекция — систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лек­ции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.

Беседа — подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Бесе­да может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия — обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сооб­щить большой объем информации; формируют речь, словесно-логиче­ское мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм — засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

Наглядные методы

Источником знаний является образ, наглядное представле­ние объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: иллюстрация — показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация — показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать про­цессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Применение наглядных методов сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функ­ции наглядных методов:

обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем;

создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несуще­ственными чертами.

Иначе говоря, наглядность через восприятие и представле­ние должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.

Практические методы

Источником знания является практическая деятельность уча­щихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы.

Упражнение — многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправ­ление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.

Лабораторная работа — проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспе­риментов, позволяющих изучать процессы.

Практическая работа — выполнение заданий по обработке мате­риалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришколь­ных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ — применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, фор­мирование организационных, хозяйственных и других навыков.

Практические методы применяются в сочетании с наглядны­ми и словесными. Преобладание методов одной и. этих групп снижает эффект обучения. «Обучение через делание» (Д. Дьюи) привело в США к снижению уровня образования.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.