Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька»

2017-12-13 509
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ванька» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебная задача анализа рассказа: составление характеристики действующего лица (устное сочинение о жизни Ваньки Жукова).

I часть.

 

Вопросы по анализу. Задания по работе с текстом. Виды работы с текстом.
Кто такой Ванька Жуков? Найдите в тексте слова, которые мы можем записать в наш план. 1..Как понимаете слова «отданный в ученье»?     2. В какое время автор знакомит нас с героем? Как вы думаете, почему?     3. Прочитайте описание сцены, в которой автор показывает, как Ванька пишет письмо. Отметьте слова, значение которых не знаете или хотите уточнить (возможна немая картина).   4. Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы бы предложили? Какие краски выбрали? Почему?   5. Найдите в тексте слова, которые помогают нам понять состояние героя, отношение к нему автора. (обратить внимание на начало письма: ты – вы)     6. Прочитайте еще раз 1 часть, заполните таблицу. (пункты плана 1, 2, 5, 6,)   7. В тексте нет портрета, предложите свой. Свободные высказывания Выборочное чтение   Словарно-лексическая работа, рабочая закладка.   Выборочное чтение, словарно-лексическая работа, свободные высказывания.   Выборочное чтение, рабочая закладка, словарно-лексическая работа.     Устное словесное иллюстрирование на основе анализа изобразительных средств языка.     Выборочное чтение в соответствии с планом характеристики главного героя.   Устное словесное иллюстрирование.

 

II часть.

1. Какой вспоминается Ваньке жизнь в деревне? 2. Как автор показывает нам это? 3. Что из этой части мы можем добавить к характеристике Ваньке? 4. Как А.П. Чехов раскрывает эту творческую способность Ваньки Жукова, простого деревенского мальчика? Какие слова не совсем понятны? Попробуйте догадаться о значении из контекста. 5. Прочитайте выразительно описание зимней ночи. (Представьте себе этот пейзаж и прочитайте так, чтобы передать то чувство, с которым Ванька вспоминает его). 6. Что можем добавить к нашим рабочим материалам к сочинению, (п.п. 5.6.)   Свободные высказывания. Изобразительные средства. Выборочное чтение, дополнительные таблицы. Изобразительные средства (портрет деда, пейзажная зарисовка морозной зимней ночи в деревне). Словарно-лексическая работа, рабочая закладка.   Возможна работа с иллюстрацией.   Самостоятельная работа по заполнению таблицы.  

 

III часть.

 

1. Что собой представляет эта часть рассказа? (основная часть письма) 2. О чем мы узнаем из письма Ваньки? Соотнесите это с нашим планом характеристики героя, (п. 3) 3. Что запомнилось Ваньке о жизни в Москве? Как он сравнивает ее с жизнью в деревне?     4. Найдите слова А.П. Чехова, которые помогают понять его отношение к мальчику.   5. Прочитайте выразительно письмо Ваньки, покажите интонацией его чувства, («нету никакой возможности»). 6. Какие слова в тексте помогают нам понять, в какое время жил Ванька? 7. О каком подарке он мечтает? (Соотнести с опытом детей в наше время).   Свободные высказывания. Выборочное чтение, самостоятельная работа с таблицей, словарно-лексическая работа, рабочая закладка.   Выборочное чтение, сравнительный анализ (возврат ко 2 части)   Обучение выразительному чтению.     Выборочное чтение, рабочая закладка.     Выборочное чтение.

 

IV часть.

 

1. Найдите в этой части описание, которое доказывает, что Ванька обладал живым воображением. Выразительно прочитайте. 2. На какой вопрос нашего плана помогает ответить эта часть? 3. Что можем добавить к ответу на первый вопрос? 4. Какой прием использует А.П. Чехов, чтобы показать резкую перемену в жизни Ваньки? 5. Прочитайте последнее предложение. Какое слово показывает нам бесправное положение мальчика? (спровадили). Заменить его синонимом. Что изменилось? 6. Подумайте, что можете добавить к п.6 Выборочное чтение, обучение выразительному чтению. Выборочное чтение и самостоятельная работа по заполнению таблицы. Изобразительные средства (прием контраста) Стилистический эксперимент. Самостоятельная работа учащихся.

 

V часть.

1. О чем пишет Ванька в конце своего письма? Каким чувством пронизана эта часть? (крик души). Какие слова помогают нам это понять? Просит - жалуется – передает поклоны - дает наказ - подписывается – просит 2. Что в письме Ваньки вызывает у нас наибольшую жалость? (то, как он подписал конверт) 3. Найдите в тексте слова, которыми автор показывает, что Ванька торопился отправить письмо. («... он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель».) 4. Как нужно прочитать конец рассказа, чтобы показать трагедию Ваньки? Свободные высказывания, выборочное чтение + изобразительные средства. Смена чувств и эмоций. мечется, старается убедить. Выборочное чтение. Выборочное чтение, изобразительные средства. Обучение выразительному чтению.  

Обобщающая беседа

(ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ)

 

1. Какова композиция рассказа А.П. Чехова? (рассказ в рассказе: рассказ автора – письмо Ваньки – рассказ автора – письмо Ваньки и т.д.)

2. Какой художественный прием использует автор, чтобы показать жизнь деревенского мальчика после отмены крепостного права? (прием контраста).

3. Озаглавьте каждую часть рассказа своими словами и авторскими (логический и цитатный план на рабочей закладке).

4. Прочитайте еще раз запись, сделанную в тетради. Если нужно, добавьте, что считаете важным, в графу «рабочие материалы».

5. Попробуйте составить рассказ о Ваньке, пользуясь планом и своими рабочими материалами.

 

Домашнее задание: Записать свой рассказ о Ваньке.

Каждый пункт плана раскрывается с красной строки.

Подумайте, как начнете и как закончите свой рассказ?

 

\


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.