Ораторское искусство в период средневековья — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ораторское искусство в период средневековья

2017-12-13 517
Ораторское искусство в период средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Риторика в Древнем Риме

Падение полисного строя и утрата Грецией самостоятельности приводит к уменьшению роли ораторского искусства. Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особого расцвета во время могущества Римской республики. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, в сенате и в суде, где мог выступить практически каждый свободный гражданин.

Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Любой выпускник русской дореволюционной гимназии мог прочитать по латыни наизусть и прокомментировать первую речь Цицерона против Катилины: «Доколе, о Катилина, будешь ты истощать наше терпение..."», содержащую знаменитое крылатое выражение "О времена! О нравы!» (O tempora!O mores!). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

Творчество Марка Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью хорошего красноречия служит одобрение римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его – оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.

Квинтиллиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.

Общий кризис Римской империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции – функции носителя мысли.

Начало формы

Конец формы

 

Риторика в России

Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.

Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания. В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, ветия, ветийство, хитростноеглаголание. Это говорит о том, что уже в то время правилам построения речи уделялось самое серьёзное внимание. На Руси в то время были распространены два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи (например, «Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.

До принятия христианства на Руси не было книжного учения, так как его необходимость отрицало язычество. Вместе с принятием христианской веры Русь заимствовала и византийскую систему образования. Так же, как и в Византии, на Руси в рамках «учения книжного» был известен тривиум (диалектика, грамматика и риторика), причем риторика рассматривалась как высшая наука. Ученики усваивали правила речевого поведения, которым надо было следовать в соответствии с нормами христианской этики. Изречения о житейской мудрости содержались в сборнике «Пчела», почти половина из них относятся к правилам практической риторики.

В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.

В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики, в основу которого положен перевод труда немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560). Переводчик, предположительно вологодский митрополит Макарий, даёт обоснование риторике: обучение «добрословию» является одним из путей к достижению правильной и полезной жизни. С развитием просвещения появилось множество учебников риторики на латинском или церковнославянском языках.

Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное». Издание встретило отпор академиков, предлагавших сделать перевод на латинский язык. Автор не только не сделал этого, но и подготовил в 1748 г. новую работу – «Краткое руководство к красноречию». М.В. Ломоносов дал определение красноречия и оратора: « Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостоверить. Кто в сей науке искусен, тот называется ритор ».

Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов. По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить».

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях.

В нашей стране возрождение риторики началось в 90-е годы 20 века в связи с известными политическими изменениями. Риторика вновь стала преподаваться в гимназиях, лицеях, университетах. Но еще в 50-е годы 20 века подспудно вызревали те факторы, которые привели к ренессансу риторики в конце 80-х годов. Это потребности демократического развития общества, осознание роли речевых умений каждого члена общества; успехи наук об общении, о речи, достигнутые в последние 50 лет; острый и быстро растущий интерес молодежи к риторике; требования делового общения; пример развитых стран Запада.

Неожиданный интерес к риторике, показавшийся поначалу просто очередной модой, постепенно приводит к формированию весьма перспективного направления междисциплинарных исследований языка в действии. Современная, обновленная риторика получила название неориторики.

Возвращение риторики на авансцену современной науки породило немало серьезных проблем методологического характера, заставив пристально вглядеться во вновь намечаемые границы между риторикой и другими близкими теориями (психолингвистикой, контент-анализ, теорию действия и др.).

Вместе с тем неориторика представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия в содержании. Сходство классической и новой риторики в их целях: цель риторики – наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. Неориторика определяется как поиск наилучших вариантов общения, воздействия, убеждения.

Заключение. В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественно-языковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики – насколько, исходя из возможностей дисциплины, можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.

Важен этический аспект: риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.

\

 

Зачем нужна Риторика

Мы живем в сложном, противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие не умеют общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; писать официальные письма; выступать с публичной речью; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.

В современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. Ведь сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. ХХI век по всем прогнозам должен стать гуманитарным, то есть таким, где ведущую роль будет играть культура, духовность, утверждающие достоинство и ценность человеческой личности.

Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство – сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука – риторика.

Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.

Зачем нужна Риторика? Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете, для успешной самореализации человека.

1). Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:

– овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения, время и место взаимодействия и т.д.);

– овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты - речевые жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для достижения задач общения в заданных ситуациях.

2). Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2-я линия развития, которая подразумевает:

– обучение ознакомительному и изучающему чтению;

– обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и эмоциональную информацию;

– обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;

– овладение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством, уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения задач общения.

Речь обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

3). Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

4). Чтобы помочь в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

Понятие и функции риторики

Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-разному. Для одного оно ассоциируется с желанием овладеть ораторским искусством, для другого – оно выступает как синоним пустословия, краснобайства, третий – воспринимает слова «риторика», «красноречие», «ораторское искусство» как синонимы. Рассмотрим соотношение между этими понятиями.

В научной литературе понятия «риторика», «красноречие», «мастерство публичного выступления», «ораторское искусство» нередко используются как родственные. И это позволяет нам называть их идентичными, синонимами. «Риторика» (от греч. rheto­ri­kе) — ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики.

Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, целостную программу преобразования идеи в слово, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Даже при беглом взгляде на историю риторики невозможно не заметить ее разветвленные связи с такими дисциплинами, как философия, эстетика, логика, этика, психология, социология, лингвистика, семиотика и т. д.

За 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления.

1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля).

2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту.

3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).

Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

Какое же определение дают специалисты современной риторике? Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики дается у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: «Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта»; «наука об условиях и формах эффективной коммуникации».

А. К. Михальская, всвоей в книге «Основы риторики», дает следующее определение: «Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи». Каким же конкретным содержанием наполнено это определение?

Сделать речь целесообразной — значит найти ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению.

Воздействовать на аудиторию — значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие.

Гармонизировать отношения говорящего и адресата — сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов.

В определении, данном А. К. Михальской, прочитываются общие задачи риторики. Более конкретно они сформулированы Рождественским: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Теория риторики. — М:, 1997.-С.3).

Не имея возможности подробно и всесторонне охарактеризовать здесь указанные группы определений, обратим внимание на то, что их сближает и одновременно с этим характеризует риторику как удивительный социокультурный феномен. Риторика античности, как и риторика последующих эпох — это совокупность разного рода философских, художественных и смысложизненных устремлений глубоко мыслящих и глубоко чувствующих, выдающихся в сфере своей профессиональной деятельности людей, образующая систему ценностей той или иной исторической эпохи.

Понятие «риторика» значительно шире понятия «ораторское искусство». Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика — неотъемлемая часть культуры. Более того, считая речь первичной данностью, прежде всего гуманитарной культуры, можно утверждать, что она является нормой ее существования в культуре. Следовательно, одной из ключевых функций риторики является пополнение культурного достояния личности и социума, утверждение идей и представлений, которые конкретное историческое сообщество считает достойными для изучения и применения.

Вторая функция риторики наиболее характерна для современного общества, в котором особенно велика включенность устной речи в средства массовой информации. Риторическую науку интересуют факторы речевого воздействия, поиск аргументации, психология аудитории, «помехи», препятствующие целевому воздействию на аудиторию. Одновременно с этим реализуется еще одна функция риторики — быть посредником между людьми, налаживать их взаимопонимание, сохраняя культурную составляющую речи.

Иными словами, речь идет об информативной и убеждающей функциях риторики. Сущность информативной функции заключается в том, чтобы повысить общую информированость аудитории, способствовать «переходу от максимальной до минимальной энтропии, от неопределенности к определенности представления о предмете речи»*. Повышение информационной компоненты публичной речи — не просто познавательный, а глубоко социокультурный процесс, характеризующий современное состояние общества. Цель же убеждающей функции риторики — воздействие на взгляды, мнения, установки аудитории. В результате реализации данной функции укрепляются основания веры в старые или формируются качественно новые установки и тем самым происходит внутриличностнаяперестройка мотивов деятельности. Индивид, подвергшийся влиянию устной речи, либо активнее начинает бороться за прежние убеждения, либо получает импульс для деятельности в конкретной области общественных отношений.

При всей очевидности выделения указанных функций риторики, думается, можно выделить и такие, как идеологическая, воспитательная, педагогико-просветительская и другие.

В частности, что касается педагогико-просветительской функции риторики, ее необычайно точно выразил А. Чехов, который писал: «И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государства, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами». Одновременно с этим ораторское искусство в своих лучших образцах всегда составляло и составляет единство мысли и слова.

Начало формы

 

Общая риторика и ее разделы

В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1. риторический канон;

2. публичное выступление (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Кратко остановимся на каждом разделе.

Риторический канон — это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное в ыражени е.

Оратория, или теория и практика публичной речи — особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика — «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции.

Теория и искусство ведения спора — это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора — и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики. Последние в защиту своей точки зрения приводят следующие доводы: эта риторика «касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия». Так или иначе, но риторика повседневного общения существует и может оказать практическую помощь любому человеку.

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении.

Итак, мы назвали разделы общей риторики, которая изучает законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека. Теперь обратимся к частным риторикам.

Частные риторики

Частные риторикиизучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко:

«Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения».

В нашей стране уже изданы «Педагогическая риторика» А. К. Михальской, «Деловая риторика» Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой, разрабатываются и другие учебники. Говоря о риторике, нельзя не сказать о тех дисциплинах, которые тесно с ней связаны.

Риторика в Древнем Риме

Падение полисного строя и утрата Грецией самостоятельности приводит к уменьшению роли ораторского искусства. Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особого расцвета во время могущества Римской республики. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, в сенате и в суде, где мог выступить практически каждый свободный гражданин.

Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Любой выпускник русской дореволюционной гимназии мог прочитать по латыни наизусть и прокомментировать первую речь Цицерона против Катилины: «Доколе, о Катилина, будешь ты истощать наше терпение..."», содержащую знаменитое крылатое выражение "О времена! О нравы!» (O tempora!O mores!). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

Творчество Марка Фабия Квинтиллиана (36-96 гг. н.э.) было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. Его главное сочинение «Наставление в ораторском искусстве» или «Образование оратора» (другой перевод) в 12-ти томах представляет собой обобщение выводов классической риторики и собственного 20-тилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.

Если для Цицерона критерием успеха оратора и целью хорошего красноречия служит одобрение римского народа, то для Квинтиллиана важно только мнение специалистов. Цицерон видит в идеальном ораторе человека-гражданина и мыслителя, мужа слова и действия, который все подчиняет общественной миссии, соединяя в себе честность, высокую мудрость, любовь к истине, красноречие его должно служить только высоким и благородным целям борьбы за общее благо и высшую справедливость. Идеал его – оратор-политик, сочетающий ораторские дарования с философской глубиной знаний. Цицерон требует от оратора всестороннего, исчерпывающего знания предмета.

Квинтиллиановский идеал оратора – муж, одаренный умом от природы, украшенный изящными и разнообразными знаниями, высоконравственный, оратор – стилист. Оратор должен владеть определенным запасом знаний и слов, которые может использовать в случае необходимости.

Общий кризис Римской империи не мог не отразиться на духовной жизни общества. Он сказался и на ораторском искусстве, которое, утратив общественное значение и стимул, становится все более формальным, проявляется лишь в словесных ухищрениях. Легкая, естественная манера речи была утрачена, что вызывало многочисленные нарекания в адрес риторики. Культивирование слова как искусства повлекло за собой забвение его основной функции – функции носителя мысли.

Начало формы

Конец формы

 

Ораторское искусство в период средневековья

Падение Римской империи в конце 5 века знаменовало переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменилось иерархической субординацией сеньоров и вассалов. Эпоха средневековья длилась 12 веков. Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Средневековое ораторское искусство восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли орат


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.