Тема 32. Феноменология гуссерля — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 32. Феноменология гуссерля

2017-12-13 135
Тема 32. Феноменология гуссерля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические указания

Главная задача в раскрытии данного вопроса состоит в пони­мании теории познания с точки зрения Э.Гуссерля. Прежде всего, разберитесь в термине "феноменология" (Современная западная фи­лософия: Словарь. - М., 1991. С.316; Современный философский словарь /Под общ.ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996. С.549-556), означающем учение о феноменах, а феномен - предмет чувственного восприятия. Э.Гуссерль придал ему новое значение. Далее изложите суть его учения, анализируя такие понятия, как "редукция", "чистое сознание", "интенциональность" (Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 82-86). Обратите внимание на то, что посредством феноменологической редукции возникает фено­менологическое сознание, или чистое сознание, по выражению Гуссерля. Опишите, как оно получается (Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 82-85). Философ глубоко исследует проблему сознания, рассматривая его как совокупность


 


сущностей, как поток переживаний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структуре потока сознания называется феномено­логией. Гуссерль делает вывод, что сознание изначально (до опыта) обладает способностью формировать предметы своего познания. Понять феномен можно интуитивно, то есть "пережить", непосредст­венно войти в поток сознания. Для этого и необходима интен­циональность.

Литература

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 82-86.

Гуссерль Э. Метод прояснения //Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1994. С. 234-242.

Зотов А.В., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учебное пособие: В 2 т. - М., 1994. Т. 1. С. 210-265.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 117-119.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. С. 82-85, 113-114, 318-323.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.С.549-556.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. — М., 1991.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998. С.185-188.

Философия: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. В.Кохановского. - Ростов-на-Дону, 1997. С.91-93.

Шестов Л. Памяти великого философа (Э. Гуссерль) //Во­просы философии. - 1989. - № 8. - С. 144-148.

Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обос­новывающая теория науки //Современная философия науки: Хрестоматия. - М.,1994. С. 234-242.

Тема 33. ГЕРМЕНЕВТИКА ГАДАМЕРА

1. Общие проблемы герменевтики.

2. Герменевтика Гадамера.

Методические указания

В первом вопросе необходимо изложить общие принципы гер­меневтики как философского течения (Современная западная фило­софия: Словарь. - М., 1991. С. 74-77; Современный философский


словарь /Под общ. ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996. С.103-110), а также коснуться истории зарождения искусства толкования текстов, назвать имена наиболее видных представителей герменевтики. Обратите внимание на проблему понимания как основную в данном направлении, поясните, что такое "герменевтический круг".

Второй вопрос предполагает знание творчества одного из наибо­лее видных представителей этого течения Ханса Гадамера (Блин­ников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 60-64; Современная западная философия: Словарь. - М,, 1991. С. 67-68).

Изучите литературу и на основе этого изложите свое толкование основных понятий его герменевтики: "понимание", "образование", "здравый смысл", "предрассудки", "ситуации горизонта". Много внимания он уделяет проблеме языка и диалогу, так как понимание невозможно без вербального выражения смысла.

В заключении контрольной работы необходимо подумать и определить место герменевтики среди философских отраслей знаний: онтологии, гносеологии, логики, психологии, этики и эстетики (Философский словарь. - М., 1998).

Литература

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 60-64.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. 4.1. С.352-357.

Гадамер X. Философия и литература //Философские науки.-1989. - №2. - С. 83-97.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 119-122.

Кузнецов В.Т. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние // Вести. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. - 1992. -№ 6. - С. 64-80.

Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

Современный философский словарь/Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996. С. 103-110.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.188-189.

Философия: Учебное пособие для вузов /Под общ.ред В.Ко-хановского. - Ростов-на-Дону, 1997. С.97-100.

Философский словарь. - М., 1998.


Тема 34. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Методические указания

Раскрывая данную тему, необходимо обратить внимание на особенности складывания отечественной философской мысли. Самостоятельная русская философия появилась лишь к середине XVIII века как результат Петровской модернизации и развивалась параллельно с активной философской жизнью Запада. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны. Наша зада­ча - раскрыть их значение (Введение в историю русской философии. - М., 1994; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. ~ М., 1995.). Сделать это необходимо на примере творчества М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, внесших большой вклад в формирование отечественной философской культуры.

Литература

Введение в историю русской философии. - М., 1994.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии, - М., 1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С. 143-145.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.С. 124-132.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999. С.218-222.

Тема 35. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.СОЛОВЬЕВА

Методические указания

Контрольную работу следует посвятить творчеству наиболее видного русского религиозного философа XIX века Владимира Соловьева. Изложение вопроса начните с его краткой биографии, в которой необходимо отразить глубину и противоречивость этой необыкновенной личности (Блинников Л. В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 221-230). Будучи у истоков русской религиозной философии, В. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино вопросы


религиозной и социальной жизни человека. Необходимо раскрыть основные принципы его системы, а исходить надо из центральной идеи учения В. Соловьева - идеи всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придавал ей онтологическую окраску (см. в философском сло­варе слова "онтология"), всеохватывающее космическое значение. Обратите внимание на авторское толкование "божественной Тро­ицы", "мировой души", "Премудрой Софии", "вселенской церкви", "свободной теократии" (Радугин А.А. Философия: Курс лекций. -М., 1997. С.129-132).

В заключении попытайтесь дать оценку религиозно-фило­софским взглядам В. Соловьева и связать их с современными проблемами планетарного мышления.

Литература

Амелина Е.М. В.Соловьев: теократическая концепция // Со­циально-политический журнал. - 1993. - №7.- С. 122.

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. - М., 1997. С.319-321.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С.221-230.

Введение в историю русской философии. - М., 1994.

Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В. Соловьева //Вопросы философии. - 1994. - № 6. - С. 47-59.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. - М., 1997. С Л 43-145.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 124-132.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 197-202,474-476.

Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. ~ Киев, 1999.

Сербиненко В.В., Соловьев В.: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. - М., 1994.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999.С.232-235.

Соловьев В. Сочинения: В 2 т. - М., 1988.

Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии В. Соловье­ва //Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С.59-75.


Тема 36. ФИЛОСОФИЯ Н. БЕРДЯЕВА

1. Свобода как субстанция и творчество как свобода.

2. Личность и общество.

Методические указания

Первый вопрос контрольной работы следует начать с изложения биографических данных философа, а затем перейти к изложению сути его философских взглядов. Так как творчество Н. Бердяева огромно и многогранно, то сосредоточьтесь на самом главном - сво­боде и творчестве в трактовке автора (Бердяев Н. Философия сво­боды. Смысл творчества. - М., 1989), Он принадлежал к плеяде философов-персоналистов и являлся представителем русского экзис­тенциализма (Философский словарь. - М., 1998. С. 554-555) и вся его экзистенциальная концепция покоится на трех принци­пах - Боге, Свободе и Творчестве. Изучив и поняв это, перейдите к раскрытию первого вопроса (Русская философская мысль конца XIX - нач. XX века: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 1995. С.31-55).

Покажите, что Н. Бердяев различал три свободы (Блинни­ков Л.В.: Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 33-37) и считал, что только из свободы рождается творчество ("Лишь свободный творит!11).

Второй вопрос посвятите социальной философии Бердяева, где он рассматривает проблему взаимоотношений личности и общества (Бердяев Н. Философия неравенства. - М., 1990; Бердяев Н. Судьба России. - М., 1991). В этих работах философ попытался отделить личность от "массы", "класса" и с ее позиции вглядеться в исторические события. Анализ демократии и социализма, настояще­го и будущего делается Н. Бердяевым с позиций русского патрио­тизма и христианского персонализма. Его прогнозы пронизаны болью за Россию в условиях надвигающегося фашизма. Особенно обратите внимание на критику положения личности в условиях социалистического коллективизма. Он был категорически против примата общества над личностью, против тоталитарного подавления свободы индивидуального духа казарменным социализмом.

В заключении работы перечислите основные проблемы, над которыми работал выдающийся русский философ, и оцените его вклад в духовнз^ю культуру нашего народа.


Литература

Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990.

Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1991.

Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиогра­фии. - М., 1991.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М., 1994. С. 33-37.

Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание //Вопросы фило­софии. - 1991. - № 1. - С. 160-170.

Введение в историю русской философии. - М., 1994.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - М., 1995.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С.55-58.

Русская философская мысль конца XIX - нач. XX века: Учебно-методическое пособие. - Пенза, 1995.

Свинцов В. Изгнание. 1922. Н. Бердяев //Вестник высшей школы. - 1991. - № 9. - С. 58-71.

Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е.Ке­мерова. - М., 1996.

Философская мысль восточных славян: Библиографический словарь. - Киев, 1999.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.