Когда Иаков выдал свое имя, тем самым он выдал свою душу. Он отказался от власти над своей собственной жизнью. Вместе с тем пришло новое имя, родилась новая личность - Израиль. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Когда Иаков выдал свое имя, тем самым он выдал свою душу. Он отказался от власти над своей собственной жизнью. Вместе с тем пришло новое имя, родилась новая личность - Израиль.

2017-12-13 106
Когда Иаков выдал свое имя, тем самым он выдал свою душу. Он отказался от власти над своей собственной жизнью. Вместе с тем пришло новое имя, родилась новая личность - Израиль. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В своем поражении Иаков все еще надеялся на ничью, на такой "счет в матче", который оставит неприкосновенной его гордость. Тут подошло бы даже компромиссное решение. Он сказал ангелу: "Пожалуйста, скажи мне твое имя". Обратите внимание на разницу в интонациях собеседников в ходе разговора об именах. Ангел потребовал от Иакова назвать свое имя и Иаков назвал его в подтверждение превосходства противника. Иаков обратился к ангелу с вежливой просьбой и не получил желаемого ответа. Это был завершающий акт победы Бога. С Богом не может быть "ничьих" и компромиссов. Когда мы боремся со Всемогущим, мы проигрываем. Он один в целой вселенной непобедим.

Человек не может бороться с Богом и выйти из этой борьбы победителем. Но есть тут и утешение. Иаков боролся с Богом и выжил. Он потерпел поражение и остался калекой. Но он выжил в этой борьбе. Из этого мы, по крайней мере, можем сделать вывод, что Бог будет втягивать нас в честную борьбу с Ним. Мы можем бороться со святым Богом. Действительно, в каком-то смысле мы должны бороться с Ним, чтобы преображающая Божья сила могла изменять нас и наши жизни. Нам нужно узнать, что это такое - бороться с Богом всю ночь напролет, если мы хотим также испытать сладость в тот момент, когда будем отдавать Ему душу.

Никто никогда не вел с Богом более оживленных и резких дебатов, чем Иов. Кажется, если был на свете человек, имевший право бросить Богу вызов, то таким человеком был Иов. Бог Сам провозгласил Иова праведным, и, тем не менее, на его долю выпало безмерное горе. Драма Иова создает впечатление, что бедный человек был не более чем пешкой в космической битве между Богом и сатаной. Бог допустил, чтобы Иов был подвергнут испытанию. Его имущество было украдено. Члены его семьи погибли. И, наконец, он заболел мучительной болезнью - нарывы покрыли все его тело. Он не мог найти облегчения от боли. Вскоре телесная мука оказала воздействие на его душу.

Как-то мне пришлось разговаривать с пожилой женщиной, которая отчаянно сражалась с раком. Ей проводили сеансы химиотерапии. Она страдала от побочных эффектов лечения, в том числе, от тошноты. Я спросил ее, как ей удается не падать духом, и услышал самый честный ответ: "Трудно быть христианкой, когда не вылезаешь из туалета". Эта женщина понимала, что существует тесная связь между телом и духом. Чрезвычайно трудно думать о духовном, когда страдаешь от непрекращающейся телесной муки. Тем не менее, Иов не хулил Бога. Он воскликнул: "Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться". Даже его жена старалась склонить его к тому, чтобы найти окончательный покой. Она дала совет простой и прямо в точку: "Похули Бога и умри". Иов отказался искать легкий выход. Он выслушивал безрассудные советы, которые ему давали друзья. В конце концов он возвысил голос и бросил Богу вызов. Он стоял лицом к лицу с Богом и сражался с Ним, добиваясь ответа на вопрос: почему и за что все эти несчастья свалились на него? Ответ Бога вряд ли можно назвать утешительным: "Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его. И утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: "доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим"?" (Иов. 38:1-11).

Это был трудный устный экзамен. Иов требовал ответов от Бога. Вместо ответов он получил целую кучу вопросов. Бог упрекнул Иова, что в своем невежестве он бросает мрачную тень на мудрость Бога. Это было так, как будто бы Бог сказал: "Ну хорошо, Иов, ты хочешь допрашивать Меня? Отлично, Я отвечу на твои вопросы, но сначала ответь на несколько Моих". Вопросы посыпались, как из пулемета, один труднее другого. В конце концов Иов заговорил: "И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен, что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил - теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду" (Иов. 39:33-35).

Задумайтесь об образе, который Иов использовал. Он сказал, что "полагает руку на уста". Он заставлял самого себя молчать. Он закрыл уста ладонью, чтобы больше ни одного безрассудного слова не сорвалось у него с языка. Он сожалел, что осмелился бросить вызов Богу. Он осознал самонадеянность своих слов. Он сказал все, что хотел.

Но допрос продолжался. Бог еще не закончил экзамен. Он продолжал засыпать Иова вопросами: "Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?" (Иов. 40:3).

Совершенно ясно, в чей огород был брошен камень Иова. Его вызов был направлен на Божью справедливость. Его обвинения - оскорбления святого Бога. Вопрос Бога звенит в ушах Иова: "Хочешь обвинить Меня, чтобы оправдать себя?" Нет сомнений, что Иов жаждал быть оправданным. Его тошнило от обвинений друзей. Он не понимал, почему и за что ему приходится так бедствовать. Он добивался реабилитации. Но его желание вышло из-под контроля. Он был готов к тому, чтобы променять оправдание Бога на свое собственное. В пылу спора он пересек какую-то черту, предполагая, что Бог, возможно, совершил зло. Бог спросил его прямо: "Хочешь обвинить Меня, чтобы оправдать себя?"

Этот вопрос Бога переполнил чашу весов - и вопросы Бога обрушились на Иова всей своей тяжестью. Он был почти раздавлен. В конце концов он отнял руку ото рта и снова заговорил. На этот раз в его словах не звучало обвинение. Он нарушил свой обет молчания только для того, чтобы выразить раскаяние: "Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть оставлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов. 42:2-6).

При чтении этой части Книги Иова может сложиться впечатление, что Бог дразнит Иова. Иов возопил, требуя ответа, и Бог сказал, что ответит на его вопросы. Но ответов так и не последовало. Точнее, Бог обещал ответить при одном условии: сначала должен ответить Иов. Но Иов провалил экзамен. Тогда и Бог не стал отвечать.

И все же Иов этим удовлетворился. Несмотря на то, что Бог не дал ответов, смятение в душе Иова улеглось, и вопросов у него больше не было. Он услышал что-то более высокое, более полное, чем мог ему дать любой прямой ответ. Ответом на вопросы Иова стали не слова, а Сам Бог. Как только Иов увидел, Кто такой Бог, выяснилось, что это все, что ему нужно. Когда покров тайны, закрывающий для Иова Бога, рассеялся, он уже мог спокойно жить с несколькими вопросами, оставшимися без ответов. Явление Бога заставило Иова раскаяться, и ему уже было не до вопросов и не до того, чтобы бросать Богу вызов. Его ярость получила новое направление: теперь он гневался на себя. "Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле".

Теперь мы поговорим еще об одном человеке, о котором нам рассказывает Ветхий Завет. Он тоже бросал вызов Богу.

Пророк Аввакум сделал Богу выговор, так как то, что Он совершил, оскорбляло чувство справедливости Аввакума. Пророка возмущало, что Божьим людям приходится страдать от рук более нечестивого народа, чем они сами. На первый взгляд казалось, что Бог не выполнил Своего обещания, данного иудеям, и, став отступником, начал покровительствовать развращенным вавилонянам. Аввакум был подобен современному еврею, гадающему, не был ли Бог на стороне Гитлера во время уничтожения евреев. Аввакум выразил свое негодование в полный голос: "Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный" (Авв. 1:2-4).

Аввакум рвал и метал. Он так горячо и с такой горечью высказал свою жалобу, что немного хватил через край. Он произнес: "Суда правильного нет". (В английском тексте: "Справедливость никогда не побеждает". - Прим. перев.)

Безусловно, в этом мире творятся несправедливые дела, которые должны быть в конце концов исправлены, но утверждать, что справедливость никогда не побеждает, - все-таки преувеличение. Подобно Иову, Аввакум требовал ответов. Он вышел на бой с Богом и приготовился решить спор в этой борьбе. Он стоял на сторожевой башне, ожидая ответа от Всемогущего. Когда Бог в конце концов заговорил, реакция Аввакума была аналогичной реакции Иова: "Я услышал - и вострепетала внутренность моя, при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною" (Авв. 3:16).

Пророк чувствовал себя как маленький ребенок, которого ругают родители. Сердце его учащенно забилось, а губы начали дрожать. Мы все видели малышей, которые вот-вот заплачут. Они пытаются удержать рыдания, но нижняя губа дрожит, выдавая их. И вот мы видим взрослого мужчину, чьи губы начинают дрожать в присутствии Бога. Он ощутил что-то вроде внутреннего гниения, разложение, входящее ему в кости. Казалось, что его скелет превращается в пыль, что он вот-вот рухнет. Ноги подкосились - он соприкоснулся с mysterium tremendum. Колени задрожали. Он ушел живым после сражения с Богом, но ушел, едва волоча ноги.

Как только появился Бог, все гневные протесты Аввакума прекратились. Внезапно тон его речи изменился. Теперь на смену горькому отчаянию пришли непоколебимая уверенность и надежда: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18).

Насколько глубока была бездна отчаяния, в которой Аввакум пребывал до того, настолько высок пик радости, испытываемой им сейчас. Теперь он мог спокойно уповать на непостижимую мудрость Бога. Если перевести его слова на современный язык, то они звучали бы приблизительно так: "Пусть даже бюджет будет не сбалансирован, пусть цена моих акций на бирже упадет, а цены на продукты питания достигнут неимоверных высот, пусть производство отечественной стали уступит японскому импорту, а автомобильная индустрия рухнет, и банки закроют свои двери, пусть даже русские ограбят нашу страну, а национальная бейсбольная команда проиграет в матче за Кубок кубков - но и тогда я буду веселиться о Боге спасения моего".

Все они: Иаков, Иов и Аввакум - пошли войной на Бога. Они все штурмовали небесную крепость. Все трое потерпели поражение, однако покинули поле битвы, воспрянув духом. Своей болью они заплатили цену. Бог допустил спор, однако установлению мира предшествовала горячая битва.

Савл из Тарса прошел через те же испытания - он также был целиком и полностью побежден Богом. Он был ревностным фарисеем, зилотом, и появление новой секты под названием "христиане" вызывало у него глубочайшее отвращение. Он поставил своей целью стереть христиан с лица земли. Действуя с одобрения властей, он ходил из дома в дом, устраивал облавы на первых христиан и бросал их в темницы. Когда побивали камнями Стефана, он стоял рядом и приветствовал этот акт. Он ликовал, когда получил новое задание отправиться в Дамаск и продолжить там погром христиан. Именно там, по дороге в Дамаск, он и встретился со святым Богом. Вот как он рассказывал об этом, когда его судили перед царем Агриппой: "Среди дня на дороге я у видел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? трудно тебе идти против рожна. Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь, но встань и стань на ноги твои, ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза и, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в меня получили прощение грехов и жребий с освященными. Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению" (Деян. 26:13-19).

Савл со всем пылом стремился к праведности. Он был фарисеем из фарисеев, посвятившим свою жизнь тому, чтобы досконально следовать Закону. Ирония заключается в том, что с чем большим рвением он добивался своих целей, тем на самом деле больше вреда приносил Божьему делу. Дело не в том, что Богу неугодно, когда кто-то стремится к праведности. Бог "за" стремление к праведности, но Он "против" гордыни и надменности. Он противится тем, кто распухает от самодовольства. Пребывая в глубоком убеждении, что он борется за Бога, Савл на самом деле боролся против Него. И в этом полном иронии сражении неизбежно должен был настать момент прямого столкновения с тем самым Христом, против Которого он шел.

Одно из имен, под которым Бог открывается нам в Ветхом Завете, - El Shaddai. Это имя означает "громовержец" или "всемогущий". Именно под этим именем Бог явился Иову. Иов испытал на себе вызывающую благоговейный ужас силу Бога - Верховного Властителя, силу, которая побеждает всех людей и которую ни один человек не может преодолеть. Савл встретил Всепобеждающего на дороге в Дамаск.

Савл начинает описание пережитого им на пустынной дороге с того, что внезапно появился ослепительный свет. На пустынной дороге в полдень солнце было особенно ярким, его раскаленные лучи слепили, проходя через очень тонкий атмосферный слой. При нормальных условиях в этой географической зоне солнечный свет очень интенсивен. Для того чтобы какой-либо другой свет стал заметен на фоне этого "белого солнца пустыни", он должен быть исключительно ярким. Савл рассказывает о свете более ярком, более ослепительном, чем солнечный свет. Он описал его как "свет с неба".

Выражение "свет с неба" (в английском тексте: "свет с небес". - Прим. перев.) не означает буквально свет, нисходящий с нашего, "земного" неба. Савл оказался в присутствии небесной славы Божьей. Слава Божья - это внешнее проявление Его святости. Его слава искрится такой лучезарностью, она такая яркая, что затмевает собой солнечный свет. В Книге Откровения мы читаем о явлении нового Иерусалима, города, сходящего с небес: "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк. 21:22,23).

В Новом Иерусалиме нет солнца по той простой причине, что город не имеет нужды в солнце. Слава Бога и Его Христа такая яркая, что само солнце бледнеет перед ее сиянием. Павел был ослеплен ее лучами. Задумайтесь, что произойдет, если смотреть прямо на солнце? Во время солнечных затмений людей привлекает странное зрелище - тень, закрывающая солнце. Тем не менее, если смотреть прямо на солнце даже во время затмения, то становится больно глазам, и это опасно для зрения. Перед солнечными затмениями средства массовой информации объясняют нам, что можно серьезно повредить зрение, если прямо смотреть на солнце. Насколько же мощным должен быть блеск, который в буквальном смысле ярче солнца? Слава Божья достигает такой степени яркости, которая намного превышает яркость солнца, когда оно светит в полную силу.

Савлу не явился ангел, чтобы бороться с ним. Вместо этого какая-то сверхъестественная сила швырнула его на землю. И мгновенно Савл ослеп. Не прозвучало ни предупреждения, ни дуновения ветерка, которое могло бы насторожить его. Высшая сила пригвоздила его к земле пустыни.

Вместе со светом с неба пришел также и голос. Этот голос повсюду описывается как шум многих вод, гремящий, подобно водопаду, когда вода, падая каскадом, бьет о камни. Павел определил, что Некто говорит на арамейском наречии, родном языке Иисуса. Голос обратился к Савлу лично, дважды повторив его имя: "Савл, Савл". Эта форма обращения, когда имя повторялось дважды, обозначало приветствие, обращенное к близкому человеку. Так же Бог обращался к Моисею, когда разговаривал с ним из горящего куста, и к Аврааму у жертвенника на горе Мориа. К такой же форме обращения прибегал Иисус, когда плакал над Иерусалимом и взывал к Отцу в Свой самый мрачный час, на кресте.

"Савл, Савл, что ты гонишь Меня?" Обратите внимание, что голос не спрашивал, почему Савл преследовал Христову церковь. Вопрос был именно "Что ты гонишь Меня?" Нападать на церковь Христа означает нападать на Него Самого. И затем фраза: "Трудно тебе идти против рожна". Рожон - это деревянная рама, прикрепленная к повозке с волами. В эту раму вставлялись острые шипы. Рама укреплялась сзади волов таким образом, что, когда волы начинали упрямиться и отказывались двигаться вперед, шипы впивались им в ноги и заставляли их идти дальше. Представьте себе, каким тупым должен быть вол, чтобы злиться и брыкаться, после того как шипы впивались ему в ноги. Чем больше он брыкался, тем больше боли причинял самому себе.

Голос говорил Савлу: "Ты неразумный вол! Как глупо брыкаться, когда шипы впиваются тебе в ноги! Твоя битва тщетна. Пора капитулировать". В ответ Савл задал простой вопрос, но этот вопрос был с подтекстом: "Кто Ты, Господи?" Савл не знал - кем был Тот, Который только что одолел его, но в одном он не сомневался - кто бы это ни был, это был Господь.

Пережив это, Савл стал Павлом, так же как Иаков стал Израилем. Борьба закончилась. Савл боролся с Богом и проиграл. И подобно Исаии, он узнал о своем призвании - быть Апостолом. Его жизнь изменилась и вместе с ней изменился ход мировой истории. В своем поражении Павел обрел мир.

Рассказав свою историю царю Агриппе, Павел добавил такие слова: "Поэтому, царь Агриппа, я не воспротивился небесному видению". Какое бы рвение Савл ни проявлял в борьбе против Христа, но в борьбе за Христа его рвение стало несравненно большим. Он непосредственно видел святость Божью, и впечатление было настолько сильным, что забыть его он уже не мог. Он размышлял о нем и разъяснял его смысл во всех своих посланиях. Он стал человеком, который понял, что значит быть оправданным. Для него святая война закончилась и настал святой мир. Он стал Апостолом, чьи писания разбудили Лютера в монастыре и кто дал христианской церкви рецепт, как пребывать в мире с Богом.

Суть борьбы, которую мы ведем со святым Богом, заключается в конфликте между праведностью Бога и нашей неправедностью. Он справедлив, а мы несправедливы. Это напряжение порождает в нас страх, враждебность и гнев по отношению к Богу. Несправедливый человек не жаждет общения со справедливым судьей. Мы становимся беженцами, пытающимися скрыться от присутствия Того, Чья слава может ослепить нас и Чья справедливость может обвинить нас. Мы пребываем в состоянии войны с Ним, до тех пор пока (или если) не получим оправдание. Только человек, получивший оправдание, может чувствовать себя спокойно в присутствии святого Бога.

Апостол Павел говорит о дарах, которые несет с собой оправдание. В Послании к Римлянам он объясняет, что происходит с нами, когда мы оправданы, когда мы верим Христу и Его праведность покрывает наши грехи: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5:1,2).

Первый плод нашего оправдания - это мир с Богом. Для древнего иудея мир был роскошью, которой ему не часто приходилось наслаждаться. То, что происходит в наши дни на Среднем Востоке, напоминает повторение древней истории. В период, прошедший от завоевания Ханаана и до оккупации Иудеи Римом, во времена Нового Завета было всего несколько лет, когда Израиль не воевал. Географически Палестина располагалась таким образом, что служила основным мостом, соединяющим Африку и Азию. Это делало ее коридором, где шла не только торговля, но и постоянная война. Крошечный Израиль часто оказывался между молотом и наковальней различных соперничающих между собой сил. В военных действиях он использовался в качестве своего рода мячика для пинг-понга.

Еврей жаждал мира. Он мечтал о дне, когда "мечи перекуют на орала". Он ждал дня, когда придет Князь мира и положит конец непрекращающейся враждебности. Стремление к миру стало для еврея настолько важным, что само слово мир стало ежедневным приветствием. В тех случаях, когда мы говорим "привет" или "пока", евреи говорили просто: "Шалом". И до сегодняшнего дня слово "шалом" является неотъемлемой частью еврейского разговорного языка. Основной смысл слова "мир" - прекращение военного конфликта. Но в этом слове заключалось и более глубокое значение. Еврея также глубоко волновал внутренний мир, покой души, прекращение смятенного состояния духа. У нас есть сходное понятие, которое характеризуется фразой "душевный мир".

Я вспоминаю знойный летний день 1945 года, когда я играл в крикет на одной из улиц Чикаго. Весь мой мир в этот момент состоял из отрезка земли от одной лунки до другой. Единственное, что меня волновало, - это когда настанет моя очередь взять в руки биту.

И я был очень раздосадован, так как моя первая подача была прервана внезапным хаосом и шумом вокруг меня. Люди выбегали из своих квартир. Они кричали и били ложками по сковородкам. На какую-то секунду мне показалось, что настал конец мира. Во всяком случае, это был конец моей игре в крикет. Среди всей этой бешеной суматохи я увидел свою мать. Она кинулась ко мне, по ее лицу струились слезы. Она схватила меня на руки и прижала к себе, снова и снова повторяя сквозь рыдания: "Это кончилось, кончилось, кончилось!"

Это был 1945 год, День победы над Японией. Я не вполне понимал значение происходящего, но одно было ясно: война закончилась и отец скоро вернется домой. Мы больше не будем посылать письма авиапочтой в далекие страны. Не будем слушать ежедневные сводки новостей с сообщениями о человеческих жертвах на полях сражений. Больше на окнах не будут висеть шелковые знамена, украшенные звездами. Не будет карточек на продукты. Война закончилась, и к нам, наконец, пришел мир.

Этот момент ликования оставил неизгладимый отпечаток в моем детском сознании. Я узнал, что мир - это важная вещь, причина для необузданного веселья, когда он наступает, и для горьких сожалений, когда его теряют.

В тот день на улице Чикаго у меня возникло впечатление, что мир настал навсегда. Я понятия не имел, насколько он хрупок. Прошло совсем немного времени, и газеты запестрели угрожающими предупреждениями о нарастании военной мощи Китая, о ядерной угрозе, исходящей от России, и о блокаде Берлина. Мир для Америки был очень кратким, вскоре его прервала война в Корее и затем еще раз - во Вьетнаме.

Хрупкий. Нестабильный. Зыбкий. Этими прилагательными можно охарактеризовать обычный мир на земле. Кажется, что мирные договоры, подобно законам, существуют для того, чтобы их нарушали. Миллион Чемберленов могут кричать с балконов, патетически потрясая кулаками: "Мы добились мира!", но их восклицания не изменят того факта, что человеческая история - история нескончаемых войн.

Довольно скоро мы привыкаем не слишком серьезно относиться к миру. Война вторгается в мирную жизнь чересчур быстро, чересчур легко. Но мы все продолжаем жаждать длительного мира, такого, на который можно было бы положиться. Именно о мире такого рода Апостол Павел говорил в своем Послании к Римлянам. Когда наша война со святым Богом заканчивается, то мы, подобно Лютеру, проходим сквозь двери рая. Когда мы получаем оправдание через веру, то война заканчивается навсегда. Вместе с очищением от греха и провозглашением божественного прощения мы заключаем мирный договор с Богом, и этот мир будет длиться вечно. Этот мир - святой, непоколебимый и трансцендентный. Это не такой мир, который может быть нарушен.

Когда Бог подписывает мирный договор, то Он подписывает его навечно. Война закончилась и больше никогда не начнется. Конечно, мы по-прежнему грешим. Мы, как и раньше, бунтуем. Мы снова и снова проявляем враждебность по отношению к Богу. Но Бог, в отличие от нас, не находится в состоянии войны. Его нельзя втянуть в борьбу против нас. У нас есть Заступник перед Отцом. Мы имеем Посредника, Который стоит на страже мира. Он хранит мир, потому что Он одновременно и Князь мира, и сам мир.

Мы теперь зовемся детьми Божьими. Это имя, как благословение, даровано миротворцам. Теперь нашими грехами занимается Отец, а не военачальник армии противника. У нас есть мир. Этот мир - наша собственность, это скреплено печатью Христа и гарантировано Им. Наш мир с Богом не хрупок. Он стабилен. Если мы согрешим, то Бог будет недоволен и предпримет шаги, чтобы исправить нас и осудить нас за грех. Но Он не пойдет войной на нас. Его лук больше не натянут, и стрелы Его гнева не нацелены в наши сердца. Он не потрясает оружием каждый раз, когда мы нарушаем договор.

Мир оправдания - это не только внешний мир. Во Христе находит удовлетворение самая глубинная потребность нашего сердца - потребность во внутреннем мире. Святой Августин когда-то молился: "О Боже, Ты сотворил нас для Себя, и наши сердца не найдут себе покоя, пока не обретут покой в Тебе". Мы все знаем, что значит терзаться внутренней тревогой. Нам знакомо грызущее чувство пустоты и вины, порождаемое нашей отчужденностью от Бога. Когда устанавливается мир, ужасная пустота заполняется и наши сердца могут пребывать в покое.

Новый Завет называет этот мир так: "мир Божий, который превыше всякого ума". Это святой мир, отличный от обычного земного мира. Это такой мир, который способен даровать только Христос. Это тот мир, которым обладал Сам Христос. Из Евангелий мы знаем, что Иисус не многое имел в этом мире. У Него не было дома, не было места, где преклонить главу. У Него не было ни собственного дела, ни акций. Его единственной собственностью был хитон. Этот хитон у Него украли те, кому было поручено совершить казнь. Создается впечатление, что Он умер, не имея ни копейки, не оставив ничего Своим наследникам.

Мы - наследники Христа. На первый взгляд может показаться, что мы наследники без наследства. Но в Библии ясно сказано, что Богу было угодно дать царство Своему возлюбленному Сыну. Иисус получил наследство от Своего Отца, и это наследство Он передал нам. Он пообещал, что когда-нибудь мы услышим слова: "Придите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".

Но наше наследство не только Царство Божье. В Своей последней воле и завещании Иисус оставил Своим наследникам нечто еще, нечто очень особенное: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается" (Ин. 14:27).

Вот оно - наследство Христа: мир. Именно Его мир остался нам в наследство. Он дает Свой подарок не так, как принято дарить подарки в этом мире. У Него нет ни скрытых мотивов, ни какого бы то ни было лукавства, ни обмана. Он дает Свой мир не для того, чтобы получить от этого какую-то выгоду, а ради нашего блага. Это дар из другого мира, подаренный так, как дарят в другом мире. Он - наш навеки.

Мир - только одно из благ, которые приходят вместе с оправданием. К этому святому миру добавляется нечто другое: доступ или вход. Слово доступ является решающим для любого человека, который когда-либо боролся с Богом. В миру нас повсюду окружают объявления. На одном объявлении может быть написано: "Вход воспрещен", на другом: "Вход ограничен". Было время в истории, когда на воротах рая висела табличка: "Вход воспрещен". Даже в ветхозаветном храме обычному человеку был запрещен доступ к престолу Божьему. Даже для первосвященника доступ был "ограничен". Он мог подойти к нему только раз в году и соблюдая совершенно особые меры предосторожности. Плотная завеса отделяла святая святых от всего остального храма. Вход был практически запрещен. Ограничен. Для среднего верующего доступа туда не было.

В тот момент, когда Иисус был убит, в то мгновение, когда Справедливый умер за несправедливых, завеса в храме разорвалась. Присутствие Божье стало доступным для нас. Для христиан табличка "Входа нет" была снята с ворот рая. Теперь мы можем спокойно ступить на святую землю. Мы не только имеем доступ к Его благодати, но нам дано нечто большее - доступ к Нему. Оправданному человеку больше нет нужды говорить Святому: "Отойди от меня, ибо я человек грешный". Теперь мы можем быть спокойными в присутствии святого Бога. Мы можем обращаться к Нему со своими вопросами. Он не настолько далек, чтобы не слышать наших воплей. Мы приходим к Нему как люди, чьи грехи были покрыты праведностью Христа. Я повторяю: мы можем чувствовать себя спокойно в присутствии святого Бога. Нужно подчеркнуть, что мы по-прежнему приходим, благоговея, с почтением и восхищением, но новость чрезвычайной важности состоит в том, что мы можем прийти: "Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр. 4:14-16).

Библия призывает нас приближаться к престолу благодати с дерзновением. (В английском тексте: "с уверенностью". - Прим. перев.) Как люди, получившие оправдание, мы можем уверенно приближаться к Богу. Дерзновение не следует путать с легкомысленной самоуверенностью. Оза приближался к Богу не с уверенностью, а с самонадеянностью. Надав и Авиуд перешли грань, за которой кончается уверенность и начинается оскорбление величия Божьего. Мы должны приходить к Нему смело и уверенно. Нет нужды удаляться от Него или колебаться, прежде чем войти. Но, приходя, мы должны помнить о двух вещах: Кто есть Он и кто есть мы.

Для христианина священная война закончилась и наступил мир. Доступ к Отцу теперь наш. Но мы по-прежнему должны трепетать перед нашим Богом. Он по-прежнему свят. Наш трепет - трепет благоговения и восхищения, а не трепет язычника или труса, вздрагивающего от малейшего дуновения ветерка. Как сказал Лютер, мы должны бояться Бога не рабским страхом узника перед своим мучителем, но страхом детей, которые не хотят вызвать неудовольствие Отца. Мы приходим к Нему с уверенностью. Мы приходим к Нему с дерзновением. У нас есть доступ. У нас есть святой мир.


Глава восьмая. Будьте святы

"Апполон, следи за тем, что делаешь. Потому что я стою на царском пути, Пути святости. Посему следи за собой."

Джон Беньян

Первые христиане назывались святыми. С тех пор значение слова "святой" претерпело серьезные изменения. Теперь слово "святой" вызывает в воображении образ сверхправедного человека, человека необычайной набожности и духовной силы. В римской католической церкви это слово стало титулом для тех, кто был канонизирован и внесен в особый список героев духа.

В Библии слово "святой" используется по отношению к обыкновенным, рядовым верующим. В Новом Завете все Божьи люди называются святыми. Кажется странным, что такое имя носят люди, борющиеся со всевозможными грехами. Когда мы читаем послания Павла, то нас глубоко поражает тот факт, что он обращается к этим людям как к святым и затем начинает выговаривать им за их безрассудное и греховное поведение.

Священное Писание называет этих людей святыми не потому, что они уже были чистыми, но потому, что они были отделены и призваны к чистоте. Слово "святой" в применении к человеку имеет те же два значения, что и в применении к Богу. Необходимо помнить, что когда слово "святой" используется для характеристики Бога, то в первую очередь оно привлекает внимание к тому, что Бог отделен от нас, а уже во вторую очередь к Его абсолютной чистоте. Но мы не Бог. Мы не трансцендентны. Мы, безусловно, не чисты. Так почему же Библия называет нас "святыми"?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо снова обратиться к Ветхому Завету. Когда Бог вывел Израиль из египетского рабства и сделал его особым народом, Он отделил этот народ от других. Он назвал израильтян Своим избранным народом и дал им особое поручение. Он сказал им: "Будьте святы, как Я свят".

Этот особый призыв, обращенный к Израилю, на самом деле вовсе не был новым. Впервые он прозвучал не во дни Моисея и даже не во дни патриарха Авраама. Самыми первыми к святости были призваны Адам и Ева. Святость - это то, к чему изначально был предназначен человеческий род. Мы были сотворены по образу Божьему. Быть сотворенным по образу Божьему означает, кроме всего прочего, что мы созданы для того, чтобы в нас отражался характер Бога. Мы были сотворены, чтобы излучать в мир святость Божью. Это было главной целью человека, смыслом его существования.

Пресвитерианские церкви использовали Вестминстерский катехизис для наставления детей. Первый вопрос в катехизисе такой: "В чем состоит смысл жизни человека и его предназначение?" То есть - какова главная обязанность каждого человеческого существа? Ответ на вопрос звучит так: "Смысл жизни человека состоит в том, чтобы прославлять Бога и вечно радоваться Ему".

В детстве у меня возникали трудности с этим вопросом. Мне никак не удавалось соединить вместе две части ответа. Я не мог понять, как радость, удовольствие может сочетаться с прославлением Бога. Мне казалось, что прославление Бога имеет какое-то отношение к повиновению Его святому закону. Это не соединялось с мыслью о слишком большом веселье. Я уже испытал на себе конфликт между моим собственным удовольствием и послушанием законам Бога. Я добросовестно повторял требуемый ответ, по-настоящему в него не вникая и не понимая его. Бог для меня был препятствием, стоящим на пути к радости. Жить для того, чтобы прославление Его было моей главной целью? Это не укладывалось у меня в голове. Я полагаю, что у Адама с Евой тут тоже была неувязка.

Большая проблема, которая у меня была в молодости, состояла в том, что я не вполне понимал различие между счастьем и удовольствием. Я бы с большим удовольствием сообщил вам, что с тех пор, как стал мужчиной, отбросил детские игрушки. К несчастью, это не так. В моей взрослой жизни я по-прежнему продолжаю тянуться к игрушкам. Как и прежде, мне не удается понять разницы между счастьем и удовольствием. То есть, умом я понимаю, что это разные вещи, но это понимание еще не вошло в мою плоть и кровь.

В своей жизни я совершил множество грехов. Ни один из этих грехов ни разу не сделал меня счастливым. Ни один не добавил ни единого грамма счастья. С другой стороны, грех внес в мою жизнь массу несчастливых моментов. Меня удивляют некоторые знаменитые люди, которые во время телевизионных или журнальных интервью утверждают, что если бы им довелось заново прожить жизнь, они бы ничего не изменили. Такая глупость поражает мое воображение. Есть множество вещей, которые я был бы счастлив иметь возможность сделать заново. Совершенно не исключено, что, даже имей я этот шанс, я все равно сделал бы те же самые глупости, но все же мне хотелось бы иметь такой шанс.

Мои грехи не принесли мне счастья. Но они принесли мне удовольствие. Мне нравится получать удовольствие. Меня по-прежнему очень привлекает удовольствие. Удовольствие может доставить большую радость. И вовсе не все удовольствия -


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.