Сфокусируйтесь на субъективном состоянии другого. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сфокусируйтесь на субъективном состоянии другого.

2017-12-13 196
Сфокусируйтесь на субъективном состоянии другого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что делает одних естественно более эмпатическими, а других - меньше?Один фактор, как уже отмечено, это способность задавать вопросы, которыеповорачивают разговор от поверхностной заботы к стремлению лучше понятьэмоциональное состояние собеседника, особенно если оно отличается от вашегособственного. Как пишет Стивен Ковей в своей книге The Seven Habits ofHighly Effective People, "Эмпатическое выслушивание так могущественнопотому, что он дает вам точные данные, с которыми можно работать. Вместотого, чтобы проецировать на другого человека свою собственную автобиографиюи на этом основании выдвигать предположения насчет его мыслей, чувств,мотивов и интерпретации, вы будете иметь дело с реальным положением в егоголове и сердце. Это может быть особенно трудным в сложных и длительныхотношениях, как показано в следующей беседе между другим отцом и его сыном -Эрлом и Вэйном. Вэйн: Мне не удалось попасть в университетскую хоккейную команду. Эрл: Да, это очень плохо. Вэйн: (После минутного мрачного молчания.) Ты понятия не имеешь, каковоэто. Эрл: Это должно быть ужасно. Я знаю, как ты надеялся попасть туда. Вэйн: Откуда тебе знать? Ты говорил мне, что в городе ты былединственным мальчиком, который не умел даже кататься на коньках. Эрл: Ну да, но у меня было немало других неудач. Вэйн: Я не говорю о неудачах - я говорю о хоккее. Эрл: Да, я понимаю, но... Вэйн: Нет, ты не понимаешь. Ты не знаешь и не можешь понять. Как тут ведет себя Эрл? На первый взгляд, он старается все делатьправильно. Он говорит о том, как должен быть разочарован Вэйн, что кажетсяему эмпатическим замечанием. Это действительно так, но совершеннонедостаточно. Ответ Вэйна показывает, что отец не сумел всем сердцем понять,что думает и чувствует сын. Затем Эрл осложняет свою ошибку, упоминая другие неопределенныеразочарования, которые бывали у него в жизни, но в глазах Вэйна все этовздор по сравнению с невозможностью играть в хоккей в хорошей команде. Иэтим их взаимное непонимание еще больше углубляется. Давайте продолжим диалог с целью найти более удовлетворительноезавершение. Эрл старается подавить свое стремление к обороне ипрочувствовать происшедшее с позиции Вэйна. Он делает первый шаг и получаетпо крайней мере намек, что значит для спортивного парня, который живет идышит хоккеем, решиться обсудить свою беду с отцом, который не знает разницымежду третьим периодом и шестой подачей. Эрл: Боюсь, что со мной трудно разговаривать об этом. Ты думаешь, что яничего не знаю о хоккее, а для тебя это так много значит. Вэйн: Да, но... Эрл: Может быть, тебе труднее, чем остальным ребятам, отцы которыхразбираются в хоккее и приходят смотреть их игру. Вэйн: Ладно, допустим, что ты приехал на игру и болеешь за меня, но мына самом деле не вместе, не так ли? И мы не можем обсудить игру. Я не думаю,что ты понимаешь, как это важно. В этом месте Эрл может снова стать в оборонительную позицию. Онпрекрасно знает, что Вэйн занимается хоккеем пять раз в неделю; он был быидиотом, если бы не замечал этого. Он также оплачивает счета за тренировки иснаряжение. Это объективные истины, но им не следует быть темой дляобсуждения. Иначе Эрл получит совсем низкие оценки по эмпатии, потому чтоэмпатии сравнительно мало дела до объективных истин. Она касается уменияуловить субъективную истину другого человека - в этом случае, способностиЭрла проникнуть в чувства Вэйна, которому не удалось попасть вуниверситетскую команду, и его обиду, что Эрл не может понять все значениеэтого события. Дело не в том, что видит Эрл со своей точки взрослого,который оплачивает счета. Дело в том, как семнадцатилетний пареньвоспринимает своего отца, и в том, понимает ли отец, насколько ему жизненнонеобходим хоккей. Вот на чем должен сосредоточиться Эрл, так что он меняетнаправление. Эрл: Ладно, поговорим об этом. Может быть, я не понимаю, насколько длятебя важен хоккей. А что сказали бы или сделали другие отцы, чтобы их детипоняли, что им есть дело до того, что произошло? Вэйн: Ладно, просто поговорить об этом тоже помогает. Ты действительновоспринимаешь это всерьез? Если да, то это уже помощь. Эрл: Боюсь, это не так уж много, но я обещаю тебе, что буду на твоихиграх. И может быть мы с тобой можем иногда вместе ходить на игры команды *.Мы никогда этого не делали, но мне бы этого хотелось. Как ты думаешь? Вэйн: Конечно, это будет здорово. Может быть, вы хотели бы знать, что произошло бы, если бы Эрл сделалсвое предложение раньше, когда Вэйн был действительно расстроен. Вероятнеевсего оно бы не сработало: Вэйн учуял бы попытку успокоить его и простооткупиться. А теперь он почувствовал, что его поняли, что отец может покрайней мере хоть частично посмотреть на мир его глазами. Вот почемуэмпатические замечания Эрла были настолько существенны. Ему следовалосначала восстановить близость с сыном, чтобы Вэйн мог оценить какой-нибудьвид мирного предложения.

Упражнения

Сила эмпатии в том, что если вы можете уловить, что другой человекдумает и чувствует - даже если это резко отличается от вашей точки зрения -и выразить ваше понимание в словах, этот человек чувствует, что егопонимают. Так устраняется любое напряжение, которая существовало между вами,и создается прочная связь сотрудничества, которая помогает вам достигнутьтого, что вы хотите: решать проблемы и создавать успешные межличностныеотношения. Самооценка Даете ли вы себе труд выслушать, что другие вам говорят? Точно ли выпонимаете, что они говорят, прежде чем ответить им? Запомните, на этойстадии важно быть чем-то вроде нейтрального записывающего устройства. Сейчасне время противопоставить свою собственную версию тому, что они вам говорят,или выскакивать с заявлениями о ваших собственных чувствах, мыслях имнениях. Ниже приводятся три замечания, сделанные тремя различными людьми. Длякаждого, из группы ответов, вы должны решить, какие возможные ответыявляются эмпатическими и какие - нет. 1. Шейна, двадцатишестилетняя одинокая женщина, описывает, чтопроисходило между ней и ее двумя сестрами накануне: "Это было та-а-ак мило сих стороны. Вчера был мой день рождения, и мои сестры преподнесли мнесюрприз - повели меня на ланч в шикарный ресторан. Я не могла в этоповерить! И они принесли мне кучу маленьких подарков!" На это вы отвечаете: а) "Похоже, что вы действительно им благодарны и дали им понять, каквысоко вы оценили их старания." б) "Похоже, что вы чудесно провели время." в) "Похоже, что они хотели вам устроить незабываемый день." г) "Вы были действительно поражены их вниманием." Ответы б), в) и г) являются эмпатическими. Почему? Потому что, с еесобственных слов, Шейна поражена вниманием своих сестер, и определенно ейбыло очень приятно, и тут есть намек, что она понимает - ее сестры хотелисделать этот день незабываемым. С другой стороны, ответ а) раскрывает более "прагматическую" точкузрения, и к тому же в словах или тоне Шейны нет ничего, предполагающего, чтоона чувствует себя обязанной их благодарить. 2. Диллон никак не может сладить с компьютерной программой и в третийраз за день обращается к вам за помощью и указаниями. Он заявляет: "Я всееще не могу представить себе, как овладеть этой проклятой программой. А увас это так легко получается!" Ваш ответ: а) "Вы вообще все так медленно усваиваете?" б) "Вы скоро все поймете. У меня сначала тоже были такие трудности." в) "Эти программы действительно могут привести в отчаяние и заставитьвас думать, что вы никогда ими не овладеете. Но дальше будет легче." г) "Когда учишь эти программы, так и хочется ткнуть кулаком в экран. Нодальше пойдет лучше." е) "Я знаю, каково это - не сразу врубиться. В начале меня это тожесильно раздражало." Ответы в) и г) эмпатичны. Они улавливают те расстроенные чувства,которые испытывает Диллон. Ответ а) - это осудительное суждение, которое говорит о том, что выдумаете о Диллоне; оно основано только на ваших чувствах и совсем равнодушнок чувствам, мыслям или поведению Диллона. Ответ б) тоже не эмпатический: этоскорее сочувственное, обнадеживающее замечание. Ответ е) - хотя он и внужном направлении в той части, где обнадеживает - он сделан с позицииговорящего, а не Дилона. Он тоже скорее склоняется в сторону сочувствия, ане эмпатии. 3. Ваш супруг приходит домой и жалуется: "Я не получил повышения; егополучил Ральф. По дороге домой я схватил штраф за превышение скорости, и уменя адски болит голова." Ваш ответ: а) "Не получил повышения?! Мы взяли кредит в банке в расчете на него.Мы так рассчитывали на повышение дохода. Почему дело так плохо обернулось?" б) "Не тревожься: ты молодец. Я верю в тебя. Еще подвернется другаявозможность." в) "Ты должен был это предвидеть. Ральф - прекрасный парень: он быстровсе схватывает, всегда готов придти на помощь и у него больший опыт." г) "Боже мой, что за ужасный день у тебя был! Навряд ли бывает хуже!" д) "Да-а-а... ты должен чувствовать себя так, как будто сегодня всепротив тебя." е) "Бедняга, ты должен чувствовать себя совсем разбитым. Иди сюда, ясделаю тебе массаж." ж) Дорогой, это кажется ужасным, но бывает и хуже. Помнишь Филли? Месяцназад он потерял работу, и через четыре дня от него ушла жена." Ответ г) - это эмпатическое высказывание. Вы сформулировали словами то,что сообщение вашего супруга и его поведение говорят вам о его внутреннихпереживаниях. Ответы г) и е) - тоже эмпатические. В них вы выразилипонимание того, что его мучает: все идет не так как следует. К тому же выпредлагаете некоторую помощь и утешение - погладить по спинке. Что касается ответа ж), хотя вы и начали его в направлении эмпатиисловами "Ах, дорогой, это кажется ужасным", вы быстро сворачиваете всторону, указывая, что с другими бывает еще хуже. Это может бытьдействительно так. Это может быть верно, но это не эмпатическоевысказывание. Оно не направлено на то, чтобы ваш супруг почувствовалпонимание и поддержку. Скорее он почувствует, что его переживания и бедыкажутся вам незначительными и не заслуживающими внимания. Ответ а) совсем не эмпатический. Это замечание сделано с вашей точкизрения. Ответ б) - это слова поддержки: они могут ободрить вашего супруга,но они не эмпатические. Ответ в) - он, опять же, отражает ваше мнение. Ононе эмпатическое. Что еще хуже, оно вероятно будет воспринято как критика (уРальфа больше опыта) и даже как унижающее сравнение (Ральф - прекрасныйпарень, а ты...) Чтобы продолжить этот сценарий, предположим, что ваш ответ был ж), гдевы указываете что могло бы быть хуже. Ваш супруг отвечает: "Я пытаюсьобъяснить тебе, как это все ужасно для меня, а все что ты можешь сказать -насколько это могло быть хуже!" Считая, что вы кое-чему научились изпредыдущих примеров, как вы думаете, каков должен быть ваш ответ? а) "Прости, ты совершенно прав. Ты мне рассказываешь, какой у тебя былкошмарный день, а все, что я тебе сказала - это глупые сравнения и пустыебанальности." б) "Я просто стараюсь подбодрить тебя!" в) "Ну вот - я опять не то говорю! Похоже, что в твоих глазах я ничегоне могу сделать правильно." Эмпатическое утверждение - это а), потому что вы этими словами выразилито, что он переживает. Задания 1. Расспросите кого-нибудь, которого вы хорошо знаете, о чем-нибудь -скажем, о последнем фильме, или о событии, в котором вы оба участвовали.Поговорив минут пять, опишите собеседнику вашу версию того, что он думает ичувствует. Вы можете быть удивлены - и это еще мягко сказано - насколько выразошлись с истиной. 2. Вообще постарайтесь помолчать и больше послушать, что говорятдругие. Если вы цените чьи-то чувства и мнения, постарайтесь проверить,насколько точно вы его поняли. 3. Ведите запись, отмечающие ваши верные (попадания) и неверные(промахи) впечатления о чувствах и мыслях других людей. Для каждого промахазапишите, почему, по вашему мнению, вы ошиблись. 4. Прежде чем встретиться с кем-то, кто для вас важен, подготовьтесь,обдумав, что вы от него ожидаете. Подготовьтесь к тому, что ваши ожиданиямогут быть неверными. Чего хотелось бы вам достигнуть в результате встречи?С какой стороны вы хотели бы знать больше об этом человеке? 5. Во время встречи сосредоточьте свое внимание на собеседнике.Смотрите прямо в глаза и обратите острое внимание на выражение лица и языктела. Проверяйте свою интерпретацию того, что происходит, с помощью вопросоввроде "Вы сказали, что...?" 6. После встречи просмотрите результаты. Что вы узнали об этомчеловеке? Что он чувствует по поводу вещей, которые важны для вас? Какиевещи важны для него? Из того, что вы узнали, что может быть полезно в вашихбудущих взаимоотношениях? Что вы сделали, чтобы тот другой понял, как вы кнему относитесь?

ДЕВЯТЬ

Социальная ответственность

"Если свободное общество не сможет помочь нищему большинству, оно несможет спасти богатое меньшинство." - Джон Ф. Кеннеди, 1961 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Способность показать, что вы можете и хотите сотрудничать, вносить свойвклад в общее дело, быть инициативным членом вашей социальной группы. Этоткомпонент эмоциональных способностей заключается в том, что вы поступаетеответственно, хотя можете лично не получать от этого пользы, действовать дляи совместно с другими, признавая права других членов общества, поступая всогласии с вашей совестью и придерживаясь общественных правил поведения.Социально ответственные люди обладают пониманием необходимости заботы одругих, что проявляется в способности принимать на себя ответственность засвою группу. Они отзывчивы к другим людям, принимают их такими, как ониесть, и используют свои таланты на благо коллектива, а не только для себя.Люди, которым нехватает этой способности, могут становиться наантиобщественные позиции, не задумываясь ведут себя оскорбительным дляокружающих образом и лгут в своих интересах. После одной из наших презентаций принципов эмоциональной культуры к намподошел местный раввин. Его реакция была необычной; она раньше никогда намне встречалась. Он начал с разговора о присущей EQ внутренней моральности.Мы спросили его, что он имеет в виду. "Когнитивные способности не имеютотношения к морали", сказал он. "Мало ли кто может иметь высокий IQ - этокак кому повезет. Убийцы, преступники, наци - каждый из них мог обладатьвысоким IQ. Но, по их деяниям, никто из них не мог обладать высоким EQ. Таким образом, EQ включает в себя моральность. Мне это нравится." Нам тоже. По определению, EQ включает в себя социальную ответственность- заботу о благополучии других, способность интегрироваться в свою общину вшироком смысле и стремление содействовать улучшению ее жизни. В нашивремена, когда многие из так называемых движений за рост и совершенствованиеличности, которые так многообещающие начинались, оказываются почтипо-макиавеллевски задуманными главным образом для частных, эгоцентрическихцелей, приятно отметить, что понятие эмоциональной культуры рекомендует - аточнее, требует - гармоничной, ориентированной на внешний мир жизненнойпозиции.

Королева сердец

Диана, принцесса Уэльская, продолжает восхищать мир даже после смерти.Что такое в ней было, что ее гибель вызвала взрыв такой всемирной скорби?Почему ее кончину люди восприняли как личную потерю, и что так сильнопривлекало их к ней, когда она была жива? Что она сделала, чтобы настольковыйти за рамки просто знаменитости? Феномен Дианы не может быть объяснен ее статусом члена королевскойсемьи. Не считая королевы-матери, которую все любили, мало кто действительнопроявлял глубокий интерес к остальным членам дома Виндзоров. Конечно,частично дело было в ее красоте. Будь она попроще - вроде Элеоноры Рузвельт- может, мы не следили бы за ее деятельностью так горячо. Но много других,не менее красивых женщин и мужчин не сумели вызвать такую же реакцию.Богатство Дианы тоже не объясняет ее популярности. Другие сказочно богатыелюди бывают просто незаметны. Очарование Дианы не было также основано на социальной ответственности,как заявляют некоторые. Да, она безустали занималась добровольнойблаготворительной деятельностью, но это же делала и мать Тереза, котораяумерла почти одновременно. Мир оплакивал и ее кончину, но совсем не такгорько. А мать Тереза на самом деле отдавалась избранному ей делублаготворительности больше, чем любая другая общественная личность нашеговремени, посвятив всю свою жизнь самым обездоленным нашего мира. Что же в Диане уникального? Мы думаем, что это было могучее соединениесоциальной ответственности и эмпатии. Она выбирала дела, близкие ее сердцу,идущие далеко за пределы того, что могли от нее ожидать, или которые еесоветники считали благоразумными. Было ясно из того, как она разговаривала слюдьми и как она поддерживала свои благотворительные начинания, что онаискренне заботится о тех, ради кого работает. Такая преданность редка,особенно среди богатых и знаменитых. Диана могла бы ограничиться личнымприсутствием на церемониях, предоставив свое имя разным благотворительныморганизациям. Это тоже принесло бы пользу; печать обратила бы на этовнимание. Но она вышла за эти пределы, вкладывая искренние чувства всюду,куда она приходила. В этих вещах нельзя долго притворяться. Диана не чуждаласьторжественных церемоний, но когда она в них участвовала, она старалась,чтобы в центр внимания попали те, кто бедствует. Она вызывала в тех, с кемобщалась, ответное чувство, даже любовь. Те, кто видели, как она прикасаласьк другим, любили ее за это. Она могла проявлять эмпатию к старикам, к детям,к больным и умирающим от спида. Она не боялась приближаться к ним или к тем,кто был искалечен, наступив на мину. Она глядела им прямо в глаза,выслушивала их и обсуждала их проблемы. Она также не скрывала своюсобственную уязвимость, о которой знали все. Несмотря на свое высокоеположение, она страдала из-за несчастного брака, нервной анорексии иудушающего внимания английской прессы. Эта эмоциональная искренность,соединенная с ее общественным сознанием, сделали ее, как она мечтала,королевой сердец. Разумеется, Диана была не одинока в своем участии вблаготворительности. Признанные кинозвезды, такие как Элизабет Тэйлор, ДжейнФонда и Барбра Стрейзанд, не забывали использовать свое привилегированноеположение, чтобы отдаривать чем-то других. Так же поступают и многиебизнесмены, основывая фонды, стипендии и т.д. Много добрых дел совершаютсяза сценой и мы их не видим, но требуется еще больше. Мы сами кое-что знаем о сюрреалистическом мире профессиональногоспорта. Мы работали с хоккеистами - многим из них едва перевалило за 20 лет- которые зарабатывают от 400,000 до 10 миллионов долларов за сезон. Какоебы было благо, если бы все профессиональные атлеты были бы связаны сблаготворительностью - скажем, с детскими больницами, исследованиями вобласти смертельных или разрушительных болезней. Нет недостатка в делах,которые требуют сбора средств: программы помощи престарелым и инвалидам,новоприбывшим беженцам и семьям с одним родителем. Передавая какой-топроцент своих огромных заработков, а также лично появляясь наблаготворительных мероприятиях, атлеты заслужат наше уважение. Отплачиваяобществу таким образом, который не могут себе позволить рядовые люди, онимогут послужить примерами, которыми мы все могли бы гордиться.

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.