Как насчет когнитивных способностей? — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Как насчет когнитивных способностей?

2017-12-13 191
Как насчет когнитивных способностей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В течение последних ста лет когнитивные способности и средства ихизмерения - то есть IQ и IQ тестирование - господствовали во взглядахобщества на потенциал человека. В 1905 г. французский психолог Альфред Бине, совместно со своимколлегой психиатром Теодором Симон, разработал первый формальный тест наспособности. Парижская школьная комиссия обратилась к Бине с просьбой датьметод классификации детей по их способностям. Цель была не такой ужмилосердной: отсеять "умственно отсталых", которые не получат пользы отгосударственной системы образования. Бине всегда полагал, что способности -это ряд переплетающихся процессов, который включает в себя оценку, решениезадач и размышление. Теперь он мог претворить свои теории в практику. Он иСимон составили и опубликовали IQ тест - предназначаемый в первую очередьдля детей - который давал возможность установить нормы для различныхвозрастных групп. Они образовали основу того, что стало известно как"умственный возраст". Результаты теста давали умственный возраст человека поотношению к среднему уровню интеллектуального развития, соответствующему еговозрасту. В 1910 г. тест Бине-Симона перекочевал в Соединенные Штаты, где педагоги психолог Генри Годдард основал свою собственную школу для "умственноотсталых" в Нью Джерси. Позднее Люис Терман из Стэнфордского ун-тамодифицировал и стандартизовал этот тест для более широких слоевамериканского населения, и он начал применяться и для детей, и для взрослых,став известным как тест Стэнфорд-Бине. К этому времени возможность измерить когнитивные способности приобрелаеще один смысл. Сейчас уже можно было не только определить и отделить"умственно отсталых", для которых стандартное образование будетнеэффективно, но можно отобрать также детей с высокими баллами и разработатьдля них более эффективные методы обучения. Вскоре IQ зажил самостоятельнойжизнью. Стало общепризнанным, что он является важнейшим показателем нетолько в школах, но и на рабочем месте и в личных взаимоотношениях. Но скоров нем обнаружились прорехи, и он стал подвергаться критике. Сначала пошли длинные дебаты о сравнительном влиянии наследственности исреды, роли природы и воспитания. Поднялись яростные споры по поводу расовыхи культурных различий. Противники IQ тестирования говорили, что в сущностина людей наклеивают ярлыки, составленные пристрастным и сомнительнымобразом, как будто вернулись скверные времена выслеживания умственноотсталых. К шестидесятым годам в результате многочисленных исследованийвозникли сомнения в главенствующей роли когнитивных и аналитических факторовв определении общего интеллекта. Но, при отсутствии основательнойальтернативы, IQ оставался единственным мерилом способностей, несмотря нато, что его первоначальная концепция со временем все больше запутывалась.

Сравнение IQ и EQ

Когнитивные способности, как должно быть ясно, это способностисосредоточиться и планировать, организовывать материал, пользоваться словамии понимать, усваивать и интерпретировать факты. По существу, IQ измеряетличный информационный банк индивидуума - его память, словарь изрительно-моторную координацию. Некоторые из этих умений явно вносят вклад впреуспевание в жизни. Именно поэтому те, кто пытаются опорочить EQ, "облаивают не то дерево", заявляя, что каждый, кто продвигает эмоциональныеспособности, хотят заменить ими IQ или просто принизить его важность. Однакоостается фактом, что IQ не обеспечивает и не может предсказать успеха вжизни. Что же касается его значимости на рабочем месте, исследованияпоказали, что он может служить предсказателем успеха в пределах 1 - 20процентов (в среднем на 6 процентов) для данного занятия. С другой стороны, EQ, как было найдено, прямо ответственен за 27 - 45 процентов успеха наработе, в зависимости от изучаемой области. В недавней книге Томаса Стэнли The Millionaire Mind (Ум миллионера)были приведены результаты опроса 733 мультимиллионеров США. Когда ихпопросили оценить факторы (из тридцати предложенных), которые обеспечили имуспех, в числе первых пяти были: 1. Честность перед всеми 2. Дисциплина 3. Умение ладить с людьми 4. Поддержка супруга\супруги 5. Высокая трудоспособность Все пять - отражения эмоциональных способностей. Когнитивные способности, или IQ, оказались в списке на 21-ом месте ибыли упомянуты только 20-тью процентами миллионеров. На самом деле этипроценты еще снизились, когда из рассмотрения были исключены врачи иадвокаты. Баллы по SAT (Scholastic Aptitude Test, способность к обучению; внекоторых странах - основной критерий для приема в вуз), тесно связанные с IQ, были в среднем 1190, выше нормы, но недостаточны для принятия впервоклассный колледж. А как насчет среднего балла по аттестату? 2.92 по4-балльной шкале. Опять же, маме и папе нечем особо хвастаться. Другое большое отличие между когнитивными и эмоциональнымиспособностями в том, что IQ практически неизменен. Он достигает максимума к17 годам, остается постоянным в течение всей взрослой жизни и снижается встарости. Однако EQ не фиксирован. Исследование, проведенное наприблизительно 4,000 канадцах и американцах, показало, что средний EQ устойчиво растет от 95.3 в юности до 102.7 в сороковые годы; после 50-ти оннемного снижается - до 101.5 - не слишком крутое падение. Вам будет приятноузнать, что это касается как мужчин, так и женщин. Все это не должно нас удивить: мы становимся старше и мудрее. Мы живеми учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся - уравновешивать эмоции иразум. Но мы часто забываем эти уроки, сталкиваясь с противоречащими нашимчувствам обязанностями и суровой действительностью. Мужайтесь! Еслиперефразировать д-ра Спока, вы чувствуете больше, чем думаете, чточувствуете. Еще лучше, вы можете многое сделать со своими чувствами иповедением, если пожелаете, потому что эмоциональные способности - вещьочень специфическая. Это значит, что вы можете работать над определеннымизадачами в любой из 15-ти компонент EQ; нет необходимости заниматься всемисразу. Кстати, очень реальная возможность постоянного улучшения (в течениежизни) эмоциональной культуры в противовес грозящему с возрастом окостенениюили упадку дает возможность стареющим людям сыграть очень важную роль нарабочих местах. Практичному предпринимателю было бы разумно укреплять свойштат зрелыми людьми. Как можно было ожидать, они придают очень желаннуюстабильность, но, что более удивительно, они более сведущи, чем их молодыесотрудники, в решении проблем, и лучше понимают действительность. Это немногие из важных различий между IQ и EQ. Но есть еще нескольконеверных представлений. Например, некоторые упорно путают EQ с другимипсихо-социальными понятиями, которые имеются в других тестах и обследованияхчеловеческого потенциала. Чтобы понять, что выделяет EQ, и чтобы оценить,каким превосходным измерительным инструментом является EQ-i, посмотрим, начто он не пригоден. Прежде всего, он не пригоден для определения способности хорошосправляться с каким-то определенной деятельностью или отраслью науки. Он неопределяет достижения в определенных областях, как, например, это делаетшкольный аттестат. Он не выявляет интерес какой-то профессии, личнуюсклонность или предпочтение работы определенного рода: профессиональныетесты могут показать, что вы заинтересованы в работе, которая включает всебя заботу о эмоциональных потребностях других людей - в такой области какпсихология, социальная опека, функции духовного лица или советника; однако увас могут оказаться прекрасные способности к ручному труду, и вы можетестать хорошим хирургом, резчиком по камню или дереву и т.д. Интерес кпрофессии и способности часто не совпадают. EQ также не является характеристикой личности - описанием уникальнойсистемы стойких особенностей мышления, чувствования и поведения данногочеловека. (Представьте себе чью-то личность как сжатый ответ на вопрос: чтоон собой представляет? Каков он? Ответ может быть: он застенчив и задумчив,и очень прямодушен. Или: она из тихонь, но у нее обнаруживается большоечувство юмора, если познакомиться с ней поближе.) Личность - это понятие, которое наиболее часто путают с эмоциональнымиспособностями, но оно отличается по двум важным направлениям. Во-первых,подобно IQ, черты характера, которые составляют нашу личность, фиксированы.Если мы склонны к прямоте, интровертности или преданности, мы навряд лисорвемся в некоем новом и неожиданном направлении. Психологи называют этичерты "статическими" и называют особенности личности человека в целом"стратегическими" - иначе говоря, они сохраняются в течение всей жизни. Этопозволяет с помощью личностных тестов распределить людей по "типам":авантюрист, воспитатель, впечатлительный и т.д. Вследствие этого люди могутбыть слишком аккуратно разложены по полочкам: посмотрите напротивопоставление так называемого А-типа личности (жесткой и склонной кярости) типу В (ненапряженной и менее амбициозной). Беда этих произвольныхразделений в том, что возможность изменений к лучшему при такой сортировкепросто теряется из виду. Люди склонны думать, что судьба навеки пригвоздилаих к какой-то категории. Однако эмоциональные способности состоят из преходящих, тактических,"динамичных" умений и навыков, которые могут быть приведены в действие поситуации. Т.о. отдельные строительные блоки эмоциональных способностей - ився их общая структура - могут быть улучшены с помощью обучения, тренировкии опыта.

Каковы строительные блоки EQ?

Полное описание развития и совершенствования EQ-i Бар-Она приведено вприложении 1. Реувен Бар-Он постарался охватить все эмоциональные способности,разделив их на пять областей, или сфер, и 15 подразделений или шкал. Главыот третьей до семнадцатой будут их описывать. Внутриличностная сфера касается нашей способности понимать себя иуправлять собой. Она охватывает Самоанализ - способность распознавать, чтовы чувствуете и почему вы это чувствуете, и осознавать действие, котороеваше поведение производит на окружающих; Ассертивность (самоутверждение) -способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищатьсвою точку зрения; Независимость - способность направлять и контролироватьсебя, стоять на своих ногах; Самоуважение - способность признавать своисильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря наслабости; и Самореализация - способность реализовать свой потенциал и бытьудовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни. Межличностная сфера касается ваших "общественных навыков" - вашейспособности взаимодействовать и ладить с другими. Она состоит из трехградаций. Эмпатия - это способность понимать, что другие люди могутчувствовать и думать. Социальная Ответственность - это способностьсотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальнойгруппы. Межличностные Отношения - это умение завязывать и поддерживатьотношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью ккомпромиссам и чувству социальной близости. Сфера Приспособляемости (Адаптивности) включает в себя вашу способностьбыть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения. Еетри шкалы: Понимание (Адекватная оценка) Действительности - способностьвидеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как вамхочется их видеть, или такими, какими вы их боитесь; Гибкость - способностьсогласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимся условиями; иУмение Решать Проблемы - способность определить проблему и затем перейти ксозданию и выполнению эффективного, подходящего решения. Сфера Умения Справиться со Стрессом касается вашей способностивыдерживать стресс и контролировать свои импульсы. Его две градации -Переносимость Стресса - способность оставаться спокойным и сосредоточенным,конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивымэмоциям, не сдаваясь; и Контроль над Импульсами - способность сопротивлятьсяискушению или отложить порыв к немедленному действию. Сфера Общего Настроения тоже имеет две градации. Оптимизм - этоспособность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно принеблагоприятных обстоятельствах; Счастье (Happiness) - способность бытьдовольным жизнью, доставлять удовольствие себе и другим и с энтузиазмом ирадостью предаваться ряду увлечений. (Английские слова happy, happiness не слишком соответствуют русскимпонятиям счастье, счастливое состояние, как видно хотя бы из только чтоприведенного определения.)

Эта книга и EQ-i

Анкета EQ-i Бар-Она состоит из 133 вопросов. Вы заполняете ее сами,отвечая на каждый вопрос одним из пяти возможных ответов, от "для меня этосовсем неверно" до "ну точно про меня". Каждая из 15 шкал подсчитываетсяотдельно, как и каждая из пяти сфер. Как и в тесте IQ, точкой отсчета служит100 - в каждой сфере и шкале. Тест EQ-i был разработан так, чтобы отражать множество нюансов иоттенков. Это не тест, который автоматически выдает меру эмоциональныхспособностей. Его должен проводить и интерпретировать обученныйпрофессионал, опытный в понимании нюансов и внутренних взаимоосвязей междубаллами в 15-ти шкалах, которые составляют эмоциональные способности. К томуже он должен быть способен осуществить обратную связь с человеком, которыйпроходит тест, чтобы подтвердить или оспорить точность результатов.Результаты дают информацию на трех различных уровнях: (1) как человеквыполнил тест в целом по сравнению со всей группой; (2) как он выполнилотдельно по пяти сферам; (3) и отдельно - по 15-ти шкалам. Эта особенностьприносит гораздо больше разносторонней информации, чем тест IQ, который даеттолько одну общую цифру. Если вы заинтересованы в EQ-i, мы объясняем в приложении 1, как егоприменять с помощью квалифицированного профессионала. Пока что цель этойкниги - научить вас самостоятельно улучшать свои эмоциональные способности,даже если вы не станете проходить тест EQ-i.

Действительно ли я могу улучшить свой EQ?

Мы знаем, что эмоциональные способности могут быть улучшены, потому чтонеоднократно видели, как это происходит, когда мы работали с крупнымиадминистраторами и другими управленцами, школьными учителями, военными,советниками и консультантами, психиатрами, а также мужьями и женами. Усвоивпроверенные методы из когнитивной и поведенческой терапии, а также из теориипсиходинамики, мы обучили многих из этих людей повышать свои эмоциональныеспособности хорошо понятными и испытанными способами. Мы судили по успешности, как уже было указано ранее в этой книге. Когдамы собрали и проанализировали оценки EQ у тысяч очень разных людей, началипроступать определенные тенденции. Те, кто был счастлив в семье, обладалиособым профилем, который, таким образом, оказывается более благоприятным длясовместной жизни, чем у тех, у кого брак не удался. Люди, которые успешносправлялись с проблемами здоровья, получали более высокие отметки вразличных шкалах EQ-i, чем склонные к болезням. И конечно те, кто преуспел всамых разных профессиях, тоже имеют высокие показатели в определенныхшкалах. Исследователи в MHS пользуются этой постоянно растущей базой данныхдля разработки наиболее благоприятных профилей моряков, работников хай-тека,адвокатов, журналистов, коммерсантов и множества людей других профессий. Как мы это делаем? Скажем, Джон Смит, главный менеджер данной компании,чувствует, что он мог бы более успешно и эффективно исполнять своиобязанности. Или, может быть, так думает его начальство и требует от негоповышения квалификации. Первым делом мы изучаем описание его работы. Что онделает; какие роли он исполняет? Ответы на эти вопросы позволяют нампредставить себе, какие из 15 подразделений ближе всего связаны с егоположением. Но есть вероятность, что его обязанности не уникальны - тогда мыпереходим к созданию EQ профиля его наиболее успешных аналогов в самой егофирме и других, с ней сравнимых. Далее Джон Смит проходит тест EQ-i, егорезультаты подсчитываются и интерпретируются. Затем мы представляемдетальный отчет, обрисовывая его сильные и слабые стороны. Если нас просят,мы можем сосредоточиться на обучении тем навыкам, которые наиболее важны дляего работы и в которых ему больше всего нужно усовершенствоваться. Современем его низкие или посредственные отметки улучшатся, и его профильбудет более точно отражать профиль наиболее выдающихся исполнителей. Онразовьет новые способности или сможет пробудить спящие, так что он будетфункционировать подобно тому успешному главному менеджеру, каким он хотелстать. Или может быть Джон Смит, превосходный работник, испытывает трудности всвоей личной жизни. Тогда мы изучаем его EQ-i результаты и сравниваем их спрофилем мужчин его возраста и положения, которые наслаждаются болеесчастливыми семейными отношениями. Таким образом выявляются наиболеепроблематичные места его эмоционального профиля. Какую роль человек не хотелбы исполнять лучше - работника, супруга, родителя и кого угодно - для этогонеобходимы упражнения во всех 15-ти подразделениях; будут варьировать толькоих относительный вес и интенсивность. Помогая Джону Смиту в другом контексте- как члену группы или женатому человеку - мы можем сосредоточить тренировкуна тех способностях, которые помогают мужьям лучше ладить со своими женами.Его шансы добиться успеха в этой роли сильно возрастут, если он будет знать,какие эмоциональные способности свойственны успешным супругам. Вдобавок будет происходить неизбежный взаимообмен и перекрестноеопыление между различными ролями. Улучшается понимание, и оно можетраспространиться на все роли. Если Джон научится более открыто и эффективнообщаться со своей женой, он способен взять эти уроки с собой на работу - сполезным результатом для всех, кого это касается. Таким образом EQ-i выходит за пределы просто оценки по стобалльнойшкале для сравнения кого-нибудь со средним показателем всего населения. Этогораздо более точный и тонкий инструмент, который может уловить и измеритьте умения, которые прямо относятся к достижению успеха в бесчисленныхкатегориях групп, занятий или личных ситуаций. Мы разработали профили дляработающих матерей, одиноких родителей обоих полов и людей средних лет,которым необходимо опекать и заботиться о своих престарелых или беспомощныхродителях. Список можно продолжить, и он потенциально бесконечен, потому чтоэмоциональные способности сохраняют свое значение по всемусоциоэкономическому спектру. С первого взгляда, не могут два человека быть менее похожими друг надруга, чем руководящий администратор крупной корпорации и человек,оказавшийся бездомным по воле злой судьбы. Но оба могут согласиться спредложенным выше определением успеха, и оба могут тренироваться в развитиикачеств, которые им необходимы в своих обстоятельствах. Руководительстарается обеспечить выживание и процветание своего предприятия среди всехбурь и подводных камней делового мира, пользуясь всеми имеющимися в егораспоряжении возможностями. Бездомный старается выжить в тяжких и опасныхусловиях и возвратиться к нормальной жизни, пользуясь возможностямиздравоохранительных и социальных служб. Это не поверхностное сравнение.Успешные бездомные люди имеют доступ к еде и безопасной постели в хостеле,могут выживать на равнодушной улице и готовы что-то сделать для решенияпроблем, преграждающих им путь. Успех в их контексте - такой же острыйвопрос, как и для директора корпорации.

Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.