II. Апокалипсические мотивы св. писания и преподобный Нил Мироточивый — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

II. Апокалипсические мотивы св. писания и преподобный Нил Мироточивый

2017-12-13 140
II. Апокалипсические мотивы св. писания и преподобный Нил Мироточивый 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Книги христианской эсхатологии — это «Откровение» Иоанна Богослова, книга пророка Даниила, пророчества Самого Спасителя в Евангелиях, а также соответствующие места в посланиях апостолов Павла, Петра, Иуды, Иоанна, где дается уже не аллегорическое, но прямое историческое сообщение.

Перед взором Тайнозрителя разворачиваются проро-ческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с церковью, который в Писании называется тайной беззако-ния. Он завершается появлением Антихриста — духовного врага человечества (2 Сол. 2,7-9). Воля Божья такова, что благодать отступит от людей, и только поэтому он сможет прийти на землю. Это произойдет не ранее, чем мир обни-щает добродетелями. «Когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве» (Дан. 8,23). В жизни этого существа не будет ни одного момента, свободного от сатанинского воздей-ствия.

По учению Св. Отцов, выдвигая Антихриста, дьявол будет стараться облечь его приход всеми признаками второго Пришествия. Как Христос, он родится от девы, но нечистой и развратной. По пророчеству Преподобного Серафима Саровского, случится это в нищей Российской земле, причем некто из христиан, подобно Симеону Богоприимцу, возвестит миру о рождении исчадия.

Бессильный создать что-либо самосущное, дьявол способен лишь пародировать установленное Богом. Спаситель Сам предупреждал о Себе, что придет внезапно и будет виден одновременно, как молния от востока до запада. Если же начнут говорить «он здесь» или «он там» — верить в приход такого «мессии» нельзя (Мф. 24, 26-27). «Когда услышите, что на землю пришел Христос, знайте, что это Антихрист»,— предупреждал братию Преподобный 3осима Соловецкий.

До тридцати лет Антихрист будет пребывать в неизвестности, потом заявит о себе ложными чудесами и наконец воссядет на троне, как владыка мира. Блаженны сразу распознавшие в нем служителя тьмы! Но таких будет немного. «Лукавые духи, разосланные по Вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение» (Ефрем Сирин). Созвучный духу времени, он сумеет расположить к себе людей, участью которых станет гибель.

Как и Христу, ему будут предложены три искушения. Что сатана имеет чудодейственную силу, которую может как проявлять сам, так и раздавать своим служителям, мы знаем уже из истории Иова. В новозаветное время он показывал волшебства Самому Христу. И в отличие от Сына Человеческого Антихрист их примет.

Искушение первое: претворение камней в хлебы. 3десь корни антихристовой попытки начать с сытости, вместо того, чтобы ею закончить. Он прельстил человека мнимым изобилием, причем не в качестве следствия внут-реннего царства Правды, а как самоцель. Это искушение предполагает улучшение материальных условий жизни безнравственного возрастания людей. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4) — вот единственно достойный ответ искусителю на все времена.

Искушение второе: возведение на крыло храма и предложение броситься вниз, с верою, что Архангелы не допустят падения. Люди, попавшиеся на эту уловку, способны признавать Бога лишь при наличии эффектов, без внутреннего подвига. От чего отказался Христос, то совершит Антихрист. Он даст человечеству знамения на воздухе, где господствует сатана. С неба будет сходить яркий огонь. О «князе, господствующем на воздухе» в свое время предупреждал апостол Павел (Ефес. 2,2). Св. Отцы не случайно указывают, что даже малейшее сочувствие этим бесовским явлениям опасно. Симеон Новый Богослов говорит, что «взирать на небо редко подобает страха ради лукавых на воздусе духов, сего ради именуются воздушнии дуси, иже производят многия и различныя прелести на воздусе».

И наконец, третье искушение. Дьявол показал Иисусу все царства мира, а затем предложил: это будет Твое, если поклонишься мне. Но если власть врага построена на обольщении, то власть Христа — на нравственном под-виге. Антихрист же примет это искушение и получит власть над миром как награду за повиновение сатанин-ской воле.

Победа Антихриста будет приуготована материалистическим воспитанием нескольких поколений людей. Его чудесами, где нет благой силы, а одно пустое актерство, люди последних времен будут потрясены до глубины души. Немногие из них найдут в себе мудрость повторить вслед за Христом: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4,7).

Антихрист выступит как учитель всего человечества (пародия на Христа-Пророка), как монарх всемирной монархии (пародия на Христа-Первосвященника). Блажен-ный Феодорит прямо называет его «похитителем Божьего имени».

Учением апостола Павла устраняется всякая мысль об идеальности этого лица — оно ужасающе реально. Это —«человек греха, сын погибели» (2 Сол. 2,3). Антихрис-тианский дух жил уже в апостольские времена в гнилых членах церкви; именно он исполняет сегодня людей духовной горделивостью, противлением Господу. Стихия Антихриста есть гибель, неминуемая из-за отпадения от Источника Жизни. «Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество Антихриста»,— писал Оптинский старец Амвросий [16].

Главное бедствие эпохи перед воцарением Антихрис-та — дух слепоты. Редок будет духовный разум, чаще бу-дет встречаться плотский, поэтому люди не разглядят Ан-тихриста, более того, узрят в нем благодетеля. Ведь стя-жать духовный разум — значит, как дитя от матери, не от-ходить от Вселенской Церкви, постоянно руководиться проверенным веками Св. Писанием. Сам Христос предос-терегал нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34).

Чрезмерное погружение в заботы материальной жизни способствует развитию житейского разума, который в нужный момент не воспримет Божественных откровений.

Чтобы сделать человека нечувствительным к собст-венному спасению, враг помрачит его многозабот-ливостью. Люди разучатся желать вечной жизни, возмож-ность вечного осуждения перестанет страшить их. Все внимание будет сосредоточенно на проблемах дня.

Старец Нектарий тоже оберегал духовных детей от излишнего житейского попечения. «Человеку дана жизнь, чтобы она ему служила, а не он ей, — говорил он.— Служа жизни, человек потеряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недора-зумение. Он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение, и оно часто бывает. Он, как лошадь, везет и вдруг останавливается, на него находит такое стихийное препинание».

Бог допустит явление Антихриста, чтобы через него обнаружилось все зло мира, дабы осудить это зло. Сатана же воспользуется человеком греха, чтоб утвердить свое господство в грешном мире.

Смысл антихристовых чудес — сохранение мира в его рабском положении, зависимость от миродержателя тьмы века сего. Внушенную первому человеку гордую мысль «вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5) сатана постарается внушить и последнему человеку греха.

Верным же не останется другого выхода, кроме бег-ства в горы (Мр. 13,14). Не горние ли уровни бытия имеет в виду Господь? «А кто на кровле», то есть в молитве, должен подняться еще выше, но не спускаться вниз: «не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего» (Мр. 13,15). Положившему руку на плуг надлежит двигаться вперед, в сторону Царствия Небесного, а не оглядываться назад (Лк. 9,62). «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни» (Мф. 24,19), то есть имеющим неразрывную земную привязанность, мечтаю-щим найти спасение в бегстве, но не смеющим нарушить долга своего.

Антихрист придет во времена безначалия (2 Сол. 2, 7). Его царствие случится в условиях войны, когда истерзанные братоубийством народы не будут видеть вы-хода из мирового кризиса. Он предложит установить во всем мире единообразный политический и социальный строй. Народы согласятся, забыв о том, что стремление к насильственному объединению мировых держав во все века вызывало мистический ужас всех мыслящих людей, знающих из Св. Писания, что такое желание может воз-никнуть только у одного существа — Антихриста (или при-уготовляющих стези ему) и с одной целью — мирового гос-подства.

Люди же последних времен с их мышлением на ути-литарном уровне согласятся принять власть Антихриста, не подозревая о ловушке.

Неверующие, не причащающиеся Св. Тайн, чуждые вразумления Духа Святого, они окажутся бессильны к осмыслению сущности последних земных катаклизмов. Мировая трагедия предстанет им в сугубо политических красках.

В отношении к религии поначалу Антихрист будет лоялен. Христианам всех исповеданий будет обещано покровительство. Они всерьез увлекутся новым кудесником, который обольстит их воображение ложными чудесами, вроде огня, сходящего с небес. В этих чарующих чудесах будет нарушаться естественный порядок вещей. На людей, не проникнутых духом истинного христианства, это произведет изумляющее действие. Фокусы будут ослеплять всех: то представится воскрешенный мертвец, а он не воскресал, то ходящие хромые и зрячие слепые, а исцеле-ния не было...

Слова Св. Писания «не должны находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10-12) будут неведомы людям последних времен — как, впрочем, и само Писание, стремительно выходящее из культурного обихода человечества.

И наступит голод, и великая алчба найдет на мир, и Антихрист начнет печатать своих людей печатью. Лишь таковым будут полагаться хлеб, прочие будут умирать от голода. Ничего нельзя будет ни продать, ни купить без Антихристова знака (Откр. 13,16-17). Начертание будет положено на правой руке или на челе. В истории это имеет смысл выражения безусловной зависимости определен-ному лицу: начертание имени господина на лбу раба, име-ни полководца на плече или кокарде солдата.

Смысл Антихристовой печати можно осмыслить и шире. Оптинский старец Амвросий писал: «Те, которые из-за светских приличий стыдятся ограждать себя крестным знамением перед вкушением пищи и других заповеданных случаях, уже в наше время принимают на себя печать Антихриста, ибо неогражденные силой креста и молитвы, они делаются игралищем и посмешищем для врагов» [17].

Триста лет назад на Афоне жил великий подвижник, особенно прославленный Господом. После смерти его зары-тое в землю тело превратилось в благоуханное миро. Через малое отверстие в могиле оно истекало из гроба и по отвесной скале устремлялось к морю. Этот раб Божий известен Св. Церкви под именем Нила Мироточивого. В период между 1813-1819 годами он неоднократно являлся одному Святогорцу, иноку Феофану, который изложил беседы с ним в «Посмертных вещаниях Преподобного Нила Мироточивого», книге, которую смело можно поставить в ряд с именами Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других Св. Отцов. Речь в «Вещаниях» идет о конечных судьбах мира. Некоторые предсказания Нила Мироточивого уже сбылись, другие сбываются на наших глазах [18].

Именно Нилу Мироточивому открылось, какие надпи-си будут изображены посреди Антихристовой печати:

· «Я твой есмь».

· «Да, ты мой еси».

· «Волею иду, а не насильно».

· «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно».

 

Когда человек запечатлеется этой печатью, сердце его сделается стократ бесчувственнее и злее, чем было. Что касается таинственного числа 666, св. Ириней писал, что, как только явится последний сатанинский миродержец, люди, имеющие понимание, без труда вычислят его, так как это счисление недоступно никакому другому времени, кроме антихристова.

И явятся пророки Енох и Илия, взятые на небо живыми, дабы прийти в мир в конце времен. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Малах. 4,5). Они будут давать людям последнее предупреждение против антихристовой печати. «Видя ваше терпенье и верность, Господь пошлет помощь свыше, и голод умерится»,— возвестят праведные обличители, и в этом не будет лжи: человеческие силы подкрепятся духовной пищей, которая избавит от ощущения голода и жажды. Горячая сердечная молитва всегда возводит человека на уровень, где естественные потребности ослабляются, и он становится менее материальным. Что касается тех, кто примет Антихристов знак, они будут поглощать пищи всемерно больше, но насыщения не достигнут.

Через три с половиной года Антихрист убьет праведных учителей. Не скрывая отныне своей сущности, он снимет маску гуманизма и выступит, как гонитель. Жить и действовать в человеческом обществе он будет столько же, сколько длилась проповедь ветхозаветных учителей. По истечении этого срока дни Антихриста прекратятся. Много было в истории тяжелых и черных времен, но эти по степени мрачности превзойдут все дни подобного рода. Такая скорбь не повторится больше нигде и никогда, не случайно Оптинский старец Нектарий говорил: «Наши самые страшные скорби подобны укусам насекомых по сравнению со скорбями будущего века».

И выпустит Антихрист всезлейших чад своих: прелюбодейц, блудников, мужеложцев, дабы вмиру воз-росли убийство, хищение, неправда. Люди будут дышать самолюбием. Из этого пагубного чувства разовьются все последующие пророки. И возненавидят друг друга, даже в ближайших отношениях дружбы и родства. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12).

Мысль об иссякновении любви заключительная в предсказании Христа. Смысл этого глубок: только в любящем сердце приносит она плод. Утеряв в себе любовь, люди последних времен лишатся и ее спасительной силы. Под личиной внешнего благочестия притаится низость их нравственного падения.

Если сатана замышляет зло в силу своей природы, то грешный человек по извращенности своей природы скло-няется волей к неправде, а потому внутренне отвращается от Истины, которая требует от него правды. Отказавшись верить Истине христианства, на закате истории люди поверят лжи в лице Антихриста. На почве нравственного нестроения разовьется ложное учительство. Явятся ложные пророки и прельстят многих. По словам апостолов, они будут людьми, сожженными в совести своей. Путь доверия им доведет часть человечества до растления.

Эти несчастные будут в избытке обладать похотью плоти, похотью очес, гордостью житейской:

· они неблагодарны — не хотят чувствовать благодарности к земным и небесным своим покровителям;

· неправедны — для них нету ничего святого;

· нелюбовны — не имеют любви даже к собственным детям;

· некроткие — не способны оказывать милость;

· предатели — не способны на верность;

· наглые — смелые до безрассудства, действующие под влиянием страстей;

· напыщенные — отуманенные самомнением (2 Тим. 3,2-5).

Вот ряд черт поведения людей последнего времени — зеркало, в котором каждый, честный перед собой, с ужасом различит до боли знакомые черты…

Большинство не всегда право, человечество уже много раз убеждалось в этом. Влекомая стадным чувством, толпа идет широкими вратами, в смерть ведущими (Мф. 7,13). Власть Зверя забирает весь труд, все душу человека, спастись сумеет лишь не подчинившийся воле его.

Поэтому сегодня особенно необходимо держаться узкого пути, даже в полном одиночестве. По этой стезе всегда шествуют единицы, не понимаемые ближними, побиваемые камнями, проклятые; в последние дни тропа спасения оскудеет еще больше.

«Не бойся, малое стадо» (Лк. 12,32), — сказано в утешение таким. Да не смутимся, что нас горсточка, много званых, но мало избранных (Мф. 20,16).

После убийства Еноха и Илии открытое христианское служение прекратится. Особое внимание будет обращено на то, чтоб не совершалась Св. Евхаристия, теперь это будет самое страшное преступление. Но пресуществление хлеба в Тело Христово и вина в Пречистую Кровь Его все-таки будет отправляться до конца времен — сокровенно и катакомбно, как в древнехристианскую эпоху.

Мало-помалу культ Богочеловека подменится культом Человекобога, который превознесет свою малость превыше всех святынь. «В храме Божнем сядет он, как Бог, выда-вая себя за Бога» (2 Сол. 2,4). В церквах будут установ-лены его изображения в виде икон и статуй, прихожане будут поклоняться им. Когда он воссядет, море воскипит, как вода в котле, и, кипя, начнет испаряться. «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц» (Нил Мироточивый), ибо сами стихии будут спешить скорее закончить прореченное Богом число для 8-го числа веков (т.е. на восьмую тысячу лет от сотворения мира).

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8,1).

Некоторые святые, тот же Нил Мироточивый, писали, что перед воцарением Антихриста отрезвевшее чело-вечество на некоторое время обратится к Богу. Языческий мир вновь будет оглашен истиной Благой Вести — чтобы, впрочем, вскоре низринуться в еще большее зло. Это будет последний шанс к покаянию для тех, кто на него способен, последняя возможность вызволить свою душу из плена зла…

«Се Жених грядет в полунощи», — поют на полунощ-нице в знак того, что ночь, сатанинское царство духовной тьмы, завершится пришествием Христа. Ибо последнее время будет мрачно для живущих на земле. По-ночному холодное, оно обнаружит посрамление святыни. Никакое организованное сопротивление Антихристу будет невоз-можно, никакая человеческая сила не сможет ему протии-востоять, кроме Распятого на Голгофе.

И вот Жених низводит на землю Невесту Свою, Тор-жествующую Церковь, и навстречу им устремляется зем-ная Церковь Воинствующая, и становится явью сокро-венный смысл истории: пребывание Христа, как Главы, среди христиан как Тела Своего!

В тот час маловерующие в ужасе бросятся в храм Божий. О них Господни слова: «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25,9). Настало время Страшного Суда, а не исправительного покаяния, в котором все мы, к величайшей надежде нашей, еще пребываем. Компромисс со злом для осуществления с ним возможен сегодня, но будет невозможен завтра. Грешник наказуется тем, что подпадает господину лжи, а потом, автоматически, суду, который произойдет над этой ложью. Притча о девах мудрых и неразумных очень важна для всех нас, ибо учит чувству духовного бодрствования.

Погибель Антихриста будет быстрая и мгновенная: Господь Иисус Христос убьет беззаконника духом уст Своих. В начале мироздания мановение уст Господних утвердило порядок в небесных сферах (Псал. 32,6); для истребления Антихриста такое дуновение должно также изойти от Господа. И изгладится всякое памятование о нем, и будет со лжепророком брошен в серное озеро огненное (Откр. 19,20).

 


III. Гласы пророческие

 

В начале века ожидание конца света было связано с именем Преподобного Серафима. На исходе столетия мы наблюдаем то же самое. «Будет некогда Царь, который ме-ня прославит,— предсказывал Саровский чудотворец,— после чего будет великая смута на Руси, много крови поте-чет за то, что восстанут против Царя и Его Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». А скорбь после прославления его имени будет такова, говорил далее Батюшка, что ангелы не будут успевать носить на небо души. Предсказанное сбылось. Наступает время исполниться и другому проро-честву Преподобного.

В русском отеческом предании сохранился удиви-тельный документ, который только сегодня получает ши-рокую огласку. Речь идет о «Дивеевской тайне», где ба-тюшка Серафим признался Мотовилову, что плотию сво-ею в Сарове лежать не будет. «Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привре-менной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седьми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего» [19].

Каждый христианин знает о воскрешении четырех-дневного Лазаря, но немногим известна история воскре-сения семи Эфесских юношей [20]. В III веке во время языческого гонения семь молодых христиан укрылись в горной пещере близ города Эфеса в Малой Азии и, уверенные в своей близкой кончине, предались посту и молитве. Действительно, гонитель Декий завалил входное отверстие камнями, дабы непокорные погибли голодной смертью. И вот через 170 лет, в царствование Феодосия Младшего (408-450), вход в пещеру был случайно открыт, и юноши, ничуть не постаревшие, вышли оттуда как живое свидетельство воскресения мертвых. Чудо не есть нарушение законов природы — это явление, которое со-вершается в соответствие с законами другого, неведомого нам космоса....

По свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, сам император Феодосий лично приехал из Константинополя в Эфес, чтобы поклониться восставшим, как дивному свидетельству истины Христовой. Он пробыл в общении с ними семь дней, после чего юноши мирно уснули, уже до Страшного Суда, а мощи их прославились многими чудотворениями.

Этот факт существует и независимо от церковного предания, силой исторической достоверности. Он встре-чается в Эфиопском календаре и других римских марти-рологах; мощи юношей видел русский игумен Даниил, со-вершивший в ХII веке знаменитое хождение на Восток; марониты-сирийцы, отколовшиеся от Православной Церк-ви в VII веке, тем не менее продолжали почитать Св. Отро-ков; современник события, св. Иоанн Колов засви-детельствовал его в житии преп. Паисия Великого (19 июля). Не случайно старец Нектарий однажды сказал о науке истории: «Она показывает нам, как Бог руководит народами, и дает как бы нравственные уроки Вселен-ной...»

Преподобный Серафим предрек, что после своего воскресения перейдет в Дивеево, которое будет назы-ваться так не по имени села, а по всемирному диву.

Дивеево и станет местом спасения людей во времена Антихриста. «Когда век-то кончится,— говорил Батюшка,— сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать, да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до небес! Ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет» [21].

Именно в Дивееве откроется проповедь всемирного покаяния для подготовки ко дню Страшного Суда, когда Господь явится с Ангелами в пламенном огне, дабы «разлу-чить боголюбивых от сластолюбивых и смиренно-мудрых от миролюбивых» (Преподобный Амвросий Оптинский) [22]. На эту проповедь соберется множество народа со всех концов земли, в этом Дивеевская тайна благочестия. И будет открыто четверо мощей, и сам Преподобный воз-ляжет между ними. «Мало в Сарове почивает святых, батюшка, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!» [23].

Долгие годы пророчества эти были весьма туманными, но вот в Казанском соборе Санкт-Петербурга (в советское время — музей атеизма) обнаружены мощи русских святых св. благоверного князя Александра Нев-ского, свв. 3осимы, Савватия и Германа Соловецких, а в начале ноября 1990 года — завернутый в рогожку гроб с останками Саровского Чудотворца. По благословению Свя-тейшегоПатриарха Алексия II было проведено тщательное обследование мощей. Установлено их соответствие по подробному описанию в актах канонизации 1903 года и по протоколу изъятия [24]. После полугодового чествования в Санкт-Петербурге и Москве мощи батюшки Серафима, согласно пророчеству, были торжественно перенесены в Дивеево.

Указания на то, что к концу времен церковь на малое время воспрянет, встречаются и у других Старцев ХХ ве-ка. Призыв к последнему покаянию не случайно раздастся именно в России: как сберегшей чистоту православной веры, Русской Церкви суждено приуготовить мир к Страшному Суду.

Издревле Церковь Христова была едина в своем Бо-жественном учреждении. Что с первых времен христи-анской эры она называлась православной, показывает праздник Торжества Православия, устроенный еще в IХ веке. Через два столетия отделились католики, в ХVI веке — протестанты; первоначальная же, Христом устроенная церковь так и осталась православной. По богослужебным правилам, принятым древними христианами, по сей день в храмах совершается 1,3,6 и 9-й час. Божественная Ли-тургия дополнялась св. Василием Великим и Иоанном 3ла-тоустом в IV веке на основании литургии апостола Иакова.

Приняв в Х веке Св. Крещение, славяне стали возрас-тать под сенью благодати, а вероучительная Византия чах-нуть и слабеть духом. Нашествия иноплеменников, междоусобные брани, которые выпало Руси перенести в раннем детстве, способствовали развитию в ее нацио-нальном характере терпения и смирения. Страна, как зо-лото, переплавлялась в этих испытаниях, готовясь к под-вигу своему.

Андрей Кесарийский считает апокалипсическую Же-ну неким «любодейным царством». Очевидно, это царство было как-то особенно интимно связано с Творцом, раз раз-рыв с Ним Тайновидец трактует как измену. Именно в таком обручении с Господом пребывала Россия, граж-данское бытие которой началось одновременно с приня-тием Таинства Крещения. Ни одна христианская нация не сливала так тесно своего политического бытия с церков-ным, как Древняя Русь.

Благодаря непрерывающемуся от апостольских вре-мен рукоположению священства исповедуемое ею Право-славие сохранило Дар Духа Святого. Православная вера есть единая церковь Христа Бога Искупителя. Изменяются времена и сроки, одна она вовек неизменна, и кто удаляется от этого Божественного Учреждения, тот совершает преступление против собственной души. В этом сокровенная тайна греко-российской Церкви, которая, как никакая другая, поклоняется Кресту и с восторгом вку-шает скорбную сладость Искупления.

Но отступивший от Православной веры 3апад пустил смертоносный яд по телу Государства Русского. По попу-щению Божию произошло кровавое крещение народа си-лою сатанинскою. И теперь Россия должна выстрадать исполнение на ней притч Господних.

«Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 2,10) — так уже однажды было в истории, перед земным явлением Спасителя. Человечество стоит в преддверии Его второго пришествия, и Русская Церковь призвана осуществить духовно-нравственное просвещение народов накануне решающего дня. Историческое приз-вание России в том, чтобы отстоять Новозаветную цер-ковь. Это и есть наша великая миссия, которую пред-чувствовали лучшие умы Востока и 3апада. Поэтому столь-ко скорбей и искушений из века в век обрушивается на многострадальную землю нашу, судьба которой трагична, как ни у одной другой в мире.

Фатимская Божия Матерь, явившаяся трем португальским ребятишкам, открыла, что если Россия не вернется к Богу, мир погибнет, и призвала народы молиться за нашу Богоизбранную страну.

1917 год, когда это случилось, стал кровавой вехой времени. Мужи и Старцы, обладающие даром различения духов, сразу поняли апокалипсический характер русского бунта. Их подвиг святости, как неотходного пребывания в Боге, был столь велик, что Господь возвестил им о наступ-лении мученической эпохи. Поэтому Старцы наши не только совесть России — мы ждем от них откровения о безошибочном духовном пути в сегодняшние трудные дни, зажигаем лампадки от сердечного огня...

Незадолго до революции отец Варнава Гефсиманский в одном из писем заметил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

«Будет шторм. И русский корабль будет разбит, — так описывал будущее Родины Оптинский старец Анато-лий (Потапов).— Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все

«Не так,— говорил далее Батюшка,— явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» [25].

Это пророчество было произнесено в феврале 1917 года, когда нестроения только начинались, Божий Помазанник еще не отрекся от престола, и Богоматерь Державная еще не явилась в селе Коломенском в знак того, что отныне Сама принимает на Себя водительство над Россией...

В новогоднем слове на 1918 год Святейший Патриарх Тихон сказал: «Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетель-ствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замысел Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих».

Это не только итог первых революционных месяцев, но и пророчество, характеризующее конец столетия, поразительно созвучное всем переживаемым сегодня катаклизмам...

Патриаршее слово на смерть Государя гласит:

«Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сде-лал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг он приговаривается к растре-лу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за только, что его будто бы кто-то хотел похитить... Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом» [26].

Россия промолчала...

И все-таки это еще не конец! «Россия будет спасена, — через год после Октябрьской революции возгла-сил иеросхимонах Аристоклий.— Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...» [27].

Старец Алексей Зосимовский был священником в московском Успенском соборе. Когда он решил уйти в монастырь, его отговаривали, ведь он был духовным укра-шением Кремля, но Старец все-таки затворился в Зосимовой пустыни. «Погубив свою душу» (Лк, 17,33), то есть душевные способности, и отец Алексей приобрел духовные, которые ведут в жизнь вечную, и стал известен всей России, как пророк и прозорливец. При выборах Патриарха батюшка Алексей находился в Чудовом монас-тыре. Именно он вынул жребий одного из кандидатов и во всеуслышание прочитал: «Митрополит Тихон».

Видя, как плачут люди, громко воскликнул, вооду-шевляя их: «Кто это тут говорит, пропала Россия? Что погибла? Нет, нет. Она не пропала, не погибла и не погибнет,— не пропадет,— но надо, значит, через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет, и не погибла она».

«Если в России сохранится хоть немного верных пра-вославных, Бог ее помилует,—- предсказал в начале 20-х годов батюшка Нектарий, оставшийся после смерти отца Анатолия Младшего единственным старцем Оптиной пустыни. И с улыбкой прибавлял: — А у нас такие праведники есть».

«Над человечеством нависло предчувствие социаль-ных катастроф,— записала Надежда Павлович его слова.— Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время с верными будет то же, кто с апостолами перед Успением Божией Матери: каждый верный, где бы ни служил, будет перенесен в одно место...» И еще старец говорил: «В последние времена мир будет опоясан железом и бумагой» [28].

Схиархимандрит Лаврентий (Проскура, 1868-1950), старец Черниговского Троицкого монастыря, ныне канонизированный, чье пастырство пришлось на нелегкие советские времена, тоже предсказывал то, что мало-помалу сбывается сегодня на наших глазах: «Недей-ствующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия супостата — благо-лепие будет небывалое. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится Антихрист. Молитесь, чтобы Гос-подь продолжил нам еще это время для укрепления, по-тому что страшное ожидает нас время. В это последнее время будут истинные христиане ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут за ни-ми. Из вас, чада мои, до него многие доживут...» [29].

Как признак этого времени, старец Лаврентий указы-вает возможность свободного въезда в Иерусалим и выезда из него (своим духовным детям совершать такое палом-ничество он не благословлял), а также массовые ложные знамения. 3емля перестанет родить, расступится и даст щели. Начнут сохнуть озера, в них не станет воды. К тому времени ходить в храмы будет нельзя, предупреждает Ста-рец, там иссякнет благодать. Священнослужители станут сокращать службы: сначала Псалтирь, а затем и часы. Начнется третья мировая война. Будут такие, что на вой-не смоют грехи кровью и причтутся к числу мучеников. Слабым людям будут посланы небольшие болезни, и они умрут; самых же сильных Господь оставит для встречи с Ним. При Антихристе погибнет много духовенства. И пока не восполнится число отпавших ангелов, Христос не при-дет судить.

В 1930 году (это был год самого мощного гонения на Православную Церковь) архиепископ Феофан Полтавский обобщил все пророчества, полученные им от Старцев. «Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но вот то, что мне было открыто Старцами. Приход Антих-риста приближается и уже очень близок. Время, разде-ляющее нас от пришествия, можно измерить годами, самое большее десятилетиями. Но перед его приходом — Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем было нам открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться».

О восстановлении Святой Руси и Православного Царя говорят многие пророчества. Однако иеромонах Серафим Роуз считает, что это будет носить характер не столько исторического, сколько духовного события.

В 1938 году архиепископ Русской 3арубежной Церк-ви Иоанн Максимович сказал горькие, но честные и спра-ведливые слова: «Русский народ в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и цареубийство... В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой представляло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них...»

Спаситель не определил последнего срока, но призывал наблюдать зрелость мира для кончины: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24,32-33). Апостолы тоже лишь указывали признаки последних времен, но сами сроки устанавливать избегали. Не потому ли, что близость конца основывается не на твердо определенных датах, а на ду-ховном состоянии человечества? Не потому ли и скрыты сроки, что во многом зависят от нас?

Последний Оптинский старец Никон говорил свои


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.