Старцы о последних временах. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Старцы о последних временах.

2017-12-13 204
Старцы о последних временах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТАРЦЫ О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ.

ДУХОВНЫЕ ОЧЕРКИ

 

 

Содержание:

 

Очищаться страданием. Епископ Владимирский и Суздальский, магистр богословия Евлогий.

Старцы о последних временах

I. Предчувствия и предупреждения

II. Апокалипсические мотивыСв. Писания и преподобный Нил Мироточивый

III. Гласы пророческие

IV. Заступница Иверская

V. На волоске Божьей милости

VI. Знаки свыше

Сохраненный Всевышним (Размышления о восстановлении Православного Царства)

Молитвенные воздыхания за страждущее Отечество

Примечания

 

 

http://www.pravoslavie.by/page_book/starcy-o-poslednih-vremenah-duhovnye-ocherki

 


Очищаться страданием. Епископ Владимирский и Суздальский, магистр богословия Евлогий. Старцы о последних временах

В нелегкую годину, которую переживает ныне Отечество наше, нам, православным, как никогда необходимо сплотиться в вере и любви, ибо ослабление трудов на духовной ниве жизни ведет к лишению Божиих благ, к отсечению от Тела Церкви Христовой. Об этом неоднократно напоминали людям наши Старцы, поэтому обращение к теме старческих предупреждений о грядущих катаклизмах и мужественном преодолении их кажется мне сегодня своевременным и закономерным.

Многие из этих пророчеств малоизвестны, находятся в архивных документах и труднодоступных изданиях; между тем они должны быть сегодня услышаны всеми, кто серьезно думает о жизни и готов трудиться над ней. Ведь Православие, обеты которого мы приняли, подавая человеку помощь свыше, в то же время требует от него и собственных усилий: неустанного подвига, пота, а то и крови.

В России издревле относились к вере иначе, чем в за-падных странах. Там религия — часть земной циви-лизации, для нас она — путь ко Граду Горнему. Любит Господь народ Свой, а кого любит, того испытывает. Божье испытание есть горнило огненное, где дух человека переплавляется в новое, высшее качество.

Сейчас мы находимся в ситуации, которая отмечена в одном из писем новопрославленного Святителя Фео-фана. «Вы плачете о горестях своих, ропщете на судьбу,— пишет Вышенский 3атворник одному из адресатов,— а ведь сие есть среда для рождения вашей души». Это дей-ствительно так. Хозяйка задвигает пирог в печь и, поку-да не зарумянится, не вынет кушанье из пылающего огня. Так и Отец Небесный поступает с чадами Своими, когда те не разумеют Глаголов Жизни и нуждаются во вразум-лении. Мы же непослушны воле Всевышнего, бунтуем про-тив назначенного Им, не желаем понимать, что такой нам закон на земле положен: очищаться страданием.

Где же искать высшую жизнь сегодня, в годину сму-ты и общественных нестроений? К великому утешению, Божьи дары, как духовные реалии, обретаются в Пра-вославной Соборной и Апостольской Церкви. Ее святые таинства, символы и обряды, богослужебные чины есть живительные источники, которые несут всем жаждущим обильную благодать. Вот и Старцы завещали, что бы ни случилось, держаться веры в Господа нашего Иисуса Христа, хранить Истину Православия, быть единым во всем, оказывая ближнему братскую любовь и милосердие, поддерживая друг друга, особенно в трудные времена.

Их предвещания доносят до наших сердец горячую убежденность, что ни одна душа, приносящая драго-ценный плод покаяния, не постыдится, и народ, осознав-ший свои заблуждения, не будет у Господа забыт. Настал час не только внимать этим старческим заветам, но осуществлять их в самой жизни, в делах и помыслах каждого дня, ведь из этих будничных дней таинственно слагается наша вечность. Предлагаемая вниманию чита-телей статья призывает каждого христианина, болезну-ющего о судьбе Отчизны, радеющего о ее возрождении, об-новиться исканием правды Божией и с верою принять все, что уготовал нам Промысел Господень, не всегда доступ-ный человеческому разумению, но в конечном счете всегда благой и совершенный.


III. Гласы пророческие

 

В начале века ожидание конца света было связано с именем Преподобного Серафима. На исходе столетия мы наблюдаем то же самое. «Будет некогда Царь, который ме-ня прославит,— предсказывал Саровский чудотворец,— после чего будет великая смута на Руси, много крови поте-чет за то, что восстанут против Царя и Его Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». А скорбь после прославления его имени будет такова, говорил далее Батюшка, что ангелы не будут успевать носить на небо души. Предсказанное сбылось. Наступает время исполниться и другому проро-честву Преподобного.

В русском отеческом предании сохранился удиви-тельный документ, который только сегодня получает ши-рокую огласку. Речь идет о «Дивеевской тайне», где ба-тюшка Серафим признался Мотовилову, что плотию сво-ею в Сарове лежать не будет. «Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сея привре-менной жизни и посем воскресить, и воскресение мое будет, аки воскресение седьми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего» [19].

Каждый христианин знает о воскрешении четырех-дневного Лазаря, но немногим известна история воскре-сения семи Эфесских юношей [20]. В III веке во время языческого гонения семь молодых христиан укрылись в горной пещере близ города Эфеса в Малой Азии и, уверенные в своей близкой кончине, предались посту и молитве. Действительно, гонитель Декий завалил входное отверстие камнями, дабы непокорные погибли голодной смертью. И вот через 170 лет, в царствование Феодосия Младшего (408-450), вход в пещеру был случайно открыт, и юноши, ничуть не постаревшие, вышли оттуда как живое свидетельство воскресения мертвых. Чудо не есть нарушение законов природы — это явление, которое со-вершается в соответствие с законами другого, неведомого нам космоса....

По свидетельству церковного историка Никифора Каллиста, сам император Феодосий лично приехал из Константинополя в Эфес, чтобы поклониться восставшим, как дивному свидетельству истины Христовой. Он пробыл в общении с ними семь дней, после чего юноши мирно уснули, уже до Страшного Суда, а мощи их прославились многими чудотворениями.

Этот факт существует и независимо от церковного предания, силой исторической достоверности. Он встре-чается в Эфиопском календаре и других римских марти-рологах; мощи юношей видел русский игумен Даниил, со-вершивший в ХII веке знаменитое хождение на Восток; марониты-сирийцы, отколовшиеся от Православной Церк-ви в VII веке, тем не менее продолжали почитать Св. Отро-ков; современник события, св. Иоанн Колов засви-детельствовал его в житии преп. Паисия Великого (19 июля). Не случайно старец Нектарий однажды сказал о науке истории: «Она показывает нам, как Бог руководит народами, и дает как бы нравственные уроки Вселен-ной...»

Преподобный Серафим предрек, что после своего воскресения перейдет в Дивеево, которое будет назы-ваться так не по имени села, а по всемирному диву.

Дивеево и станет местом спасения людей во времена Антихриста. «Когда век-то кончится,— говорил Батюшка,— сначала станет Антихрист с храмов кресты снимать, да монастыри разорять, и все монастыри разорит. А к вашему-то подойдет, подойдет, а канавка-то и станет от земли до небес! Ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит канавка, так прочь и уйдет» [21].

Именно в Дивееве откроется проповедь всемирного покаяния для подготовки ко дню Страшного Суда, когда Господь явится с Ангелами в пламенном огне, дабы «разлу-чить боголюбивых от сластолюбивых и смиренно-мудрых от миролюбивых» (Преподобный Амвросий Оптинский) [22]. На эту проповедь соберется множество народа со всех концов земли, в этом Дивеевская тайна благочестия. И будет открыто четверо мощей, и сам Преподобный воз-ляжет между ними. «Мало в Сарове почивает святых, батюшка, а открытых мощей нет, никогда и не будет, а у меня же, убогого Серафима, в Дивееве будут!» [23].

Долгие годы пророчества эти были весьма туманными, но вот в Казанском соборе Санкт-Петербурга (в советское время — музей атеизма) обнаружены мощи русских святых св. благоверного князя Александра Нев-ского, свв. 3осимы, Савватия и Германа Соловецких, а в начале ноября 1990 года — завернутый в рогожку гроб с останками Саровского Чудотворца. По благословению Свя-тейшегоПатриарха Алексия II было проведено тщательное обследование мощей. Установлено их соответствие по подробному описанию в актах канонизации 1903 года и по протоколу изъятия [24]. После полугодового чествования в Санкт-Петербурге и Москве мощи батюшки Серафима, согласно пророчеству, были торжественно перенесены в Дивеево.

Указания на то, что к концу времен церковь на малое время воспрянет, встречаются и у других Старцев ХХ ве-ка. Призыв к последнему покаянию не случайно раздастся именно в России: как сберегшей чистоту православной веры, Русской Церкви суждено приуготовить мир к Страшному Суду.

Издревле Церковь Христова была едина в своем Бо-жественном учреждении. Что с первых времен христи-анской эры она называлась православной, показывает праздник Торжества Православия, устроенный еще в IХ веке. Через два столетия отделились католики, в ХVI веке — протестанты; первоначальная же, Христом устроенная церковь так и осталась православной. По богослужебным правилам, принятым древними христианами, по сей день в храмах совершается 1,3,6 и 9-й час. Божественная Ли-тургия дополнялась св. Василием Великим и Иоанном 3ла-тоустом в IV веке на основании литургии апостола Иакова.

Приняв в Х веке Св. Крещение, славяне стали возрас-тать под сенью благодати, а вероучительная Византия чах-нуть и слабеть духом. Нашествия иноплеменников, междоусобные брани, которые выпало Руси перенести в раннем детстве, способствовали развитию в ее нацио-нальном характере терпения и смирения. Страна, как зо-лото, переплавлялась в этих испытаниях, готовясь к под-вигу своему.

Андрей Кесарийский считает апокалипсическую Же-ну неким «любодейным царством». Очевидно, это царство было как-то особенно интимно связано с Творцом, раз раз-рыв с Ним Тайновидец трактует как измену. Именно в таком обручении с Господом пребывала Россия, граж-данское бытие которой началось одновременно с приня-тием Таинства Крещения. Ни одна христианская нация не сливала так тесно своего политического бытия с церков-ным, как Древняя Русь.

Благодаря непрерывающемуся от апостольских вре-мен рукоположению священства исповедуемое ею Право-славие сохранило Дар Духа Святого. Православная вера есть единая церковь Христа Бога Искупителя. Изменяются времена и сроки, одна она вовек неизменна, и кто удаляется от этого Божественного Учреждения, тот совершает преступление против собственной души. В этом сокровенная тайна греко-российской Церкви, которая, как никакая другая, поклоняется Кресту и с восторгом вку-шает скорбную сладость Искупления.

Но отступивший от Православной веры 3апад пустил смертоносный яд по телу Государства Русского. По попу-щению Божию произошло кровавое крещение народа си-лою сатанинскою. И теперь Россия должна выстрадать исполнение на ней притч Господних.

«Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 2,10) — так уже однажды было в истории, перед земным явлением Спасителя. Человечество стоит в преддверии Его второго пришествия, и Русская Церковь призвана осуществить духовно-нравственное просвещение народов накануне решающего дня. Историческое приз-вание России в том, чтобы отстоять Новозаветную цер-ковь. Это и есть наша великая миссия, которую пред-чувствовали лучшие умы Востока и 3апада. Поэтому столь-ко скорбей и искушений из века в век обрушивается на многострадальную землю нашу, судьба которой трагична, как ни у одной другой в мире.

Фатимская Божия Матерь, явившаяся трем португальским ребятишкам, открыла, что если Россия не вернется к Богу, мир погибнет, и призвала народы молиться за нашу Богоизбранную страну.

1917 год, когда это случилось, стал кровавой вехой времени. Мужи и Старцы, обладающие даром различения духов, сразу поняли апокалипсический характер русского бунта. Их подвиг святости, как неотходного пребывания в Боге, был столь велик, что Господь возвестил им о наступ-лении мученической эпохи. Поэтому Старцы наши не только совесть России — мы ждем от них откровения о безошибочном духовном пути в сегодняшние трудные дни, зажигаем лампадки от сердечного огня...

Незадолго до революции отец Варнава Гефсиманский в одном из писем заметил: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

«Будет шторм. И русский корабль будет разбит, — так описывал будущее Родины Оптинский старец Анато-лий (Потапов).— Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все

«Не так,— говорил далее Батюшка,— явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» [25].

Это пророчество было произнесено в феврале 1917 года, когда нестроения только начинались, Божий Помазанник еще не отрекся от престола, и Богоматерь Державная еще не явилась в селе Коломенском в знак того, что отныне Сама принимает на Себя водительство над Россией...

В новогоднем слове на 1918 год Святейший Патриарх Тихон сказал: «Наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетель-ствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замысел Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих».

Это не только итог первых революционных месяцев, но и пророчество, характеризующее конец столетия, поразительно созвучное всем переживаемым сегодня катаклизмам...

Патриаршее слово на смерть Государя гласит:

«Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сде-лал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг он приговаривается к растре-лу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а за только, что его будто бы кто-то хотел похитить... Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом» [26].

Россия промолчала...

И все-таки это еще не конец! «Россия будет спасена, — через год после Октябрьской революции возгла-сил иеросхимонах Аристоклий.— Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...» [27].

Старец Алексей Зосимовский был священником в московском Успенском соборе. Когда он решил уйти в монастырь, его отговаривали, ведь он был духовным укра-шением Кремля, но Старец все-таки затворился в Зосимовой пустыни. «Погубив свою душу» (Лк, 17,33), то есть душевные способности, и отец Алексей приобрел духовные, которые ведут в жизнь вечную, и стал известен всей России, как пророк и прозорливец. При выборах Патриарха батюшка Алексей находился в Чудовом монас-тыре. Именно он вынул жребий одного из кандидатов и во всеуслышание прочитал: «Митрополит Тихон».

Видя, как плачут люди, громко воскликнул, вооду-шевляя их: «Кто это тут говорит, пропала Россия? Что погибла? Нет, нет. Она не пропала, не погибла и не погибнет,— не пропадет,— но надо, значит, через великие испытания очиститься от греха Русскому народу. Надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет, и не погибла она».

«Если в России сохранится хоть немного верных пра-вославных, Бог ее помилует,—- предсказал в начале 20-х годов батюшка Нектарий, оставшийся после смерти отца Анатолия Младшего единственным старцем Оптиной пустыни. И с улыбкой прибавлял: — А у нас такие праведники есть».

«Над человечеством нависло предчувствие социаль-ных катастроф,— записала Надежда Павлович его слова.— Все это чувствуют инстинктом, как муравьи. Но верные могут не бояться: их оградит Благодать. В последнее время с верными будет то же, кто с апостолами перед Успением Божией Матери: каждый верный, где бы ни служил, будет перенесен в одно место...» И еще старец говорил: «В последние времена мир будет опоясан железом и бумагой» [28].

Схиархимандрит Лаврентий (Проскура, 1868-1950), старец Черниговского Троицкого монастыря, ныне канонизированный, чье пастырство пришлось на нелегкие советские времена, тоже предсказывал то, что мало-помалу сбывается сегодня на наших глазах: «Недей-ствующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. Ремонты храмов будут продолжаться до самого пришествия супостата — благо-лепие будет небывалое. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится Антихрист. Молитесь, чтобы Гос-подь продолжил нам еще это время для укрепления, по-тому что страшное ожидает нас время. В это последнее время будут истинные христиане ссылаться, а старые и немощные пусть хоть за колеса хватаются и бегут за ни-ми. Из вас, чада мои, до него многие доживут...» [29].

Как признак этого времени, старец Лаврентий указы-вает возможность свободного въезда в Иерусалим и выезда из него (своим духовным детям совершать такое палом-ничество он не благословлял), а также массовые ложные знамения. 3емля перестанет родить, расступится и даст щели. Начнут сохнуть озера, в них не станет воды. К тому времени ходить в храмы будет нельзя, предупреждает Ста-рец, там иссякнет благодать. Священнослужители станут сокращать службы: сначала Псалтирь, а затем и часы. Начнется третья мировая война. Будут такие, что на вой-не смоют грехи кровью и причтутся к числу мучеников. Слабым людям будут посланы небольшие болезни, и они умрут; самых же сильных Господь оставит для встречи с Ним. При Антихристе погибнет много духовенства. И пока не восполнится число отпавших ангелов, Христос не при-дет судить.

В 1930 году (это был год самого мощного гонения на Православную Церковь) архиепископ Феофан Полтавский обобщил все пророчества, полученные им от Старцев. «Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но вот то, что мне было открыто Старцами. Приход Антих-риста приближается и уже очень близок. Время, разде-ляющее нас от пришествия, можно измерить годами, самое большее десятилетиями. Но перед его приходом — Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем было нам открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться».

О восстановлении Святой Руси и Православного Царя говорят многие пророчества. Однако иеромонах Серафим Роуз считает, что это будет носить характер не столько исторического, сколько духовного события.

В 1938 году архиепископ Русской 3арубежной Церк-ви Иоанн Максимович сказал горькие, но честные и спра-ведливые слова: «Русский народ в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и цареубийство... В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой представляло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них...»

Спаситель не определил последнего срока, но призывал наблюдать зрелость мира для кончины: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24,32-33). Апостолы тоже лишь указывали признаки последних времен, но сами сроки устанавливать избегали. Не потому ли, что близость конца основывается не на твердо определенных датах, а на ду-ховном состоянии человечества? Не потому ли и скрыты сроки, что во многом зависят от нас?

Последний Оптинский старец Никон говорил своим духовным чадам: «О времени пришествия Антихриста никто не знает, так в Святом Евангелии сказано. Нельзя точно сказать: бывали и раньше времена, когда считали, что Антихрист пришел (при Петре I), а последствия показали, что мир еще существует...»

Однако нельзя умолчать о тревожном пророчестве, которое, в странном согласии с Нилом Мироточивым, падает также на 1992 год. Речь идет о видении св. Кал-линика (1787-1860), основателя монастыря Черника в Румынии. На 1848 год предсказывали конец света, и св. Каллиник, будучи настоятелем, колебался: начинать ли строительство новой церкви? Тогда в сонном видении ему явились святые и открыли, что конца света надо ожидать много позже. «Смотри на восток и познаешь тайну правды», — сказали они. И св. Каллиник увидел Св. Троицу и световые буквы: «7500 лет от Адама», что в переводе на счисление от Рождества Христова означает 1992 [30].

В прошлом веке некоторые западные богословы высказывали мысль, что Христос приходил на землю, чтобы принести человечеству счастье. Это иллюзия, с которой начались совершенно реальные трагедии. Католически-протестантская мысль «о счастье» легла в основу революционной теории и стала ужасной реальностью в России и в странах, которые она сумела увлечь на гибельный путь. «Из тайных скопищ... безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростию с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира» (митрополит Филарет Московский).

Между тем Христос ясно засвидетельствовал Своим личным примером, что Его последователи понесут крест страданий, которые к концу века особо умножатся. А ведь Он приходил указать путь каждой душе, в смерть Его крестившейся. «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16,33), — предрек Он апостолам, а через них всем христианам. Успокоение принадлежит будущей жизни. Поглощенный пламенем мир обновится, тела умерших восстанут из могил и соединятся с душами, чтобы предстать на суд Божий...

Царствие Божие — не материальное благоденствие. Еще во времена Христа оно неприметным образом было погружено в жизнь плотского человечества, где действо-вало, как закваска, доколе не вскиснет все (Лк. 13,21). По слову Божию, оно приблизилось, а для некоторых людей уже наступило в славе Своей, ибо Царствие — в сердце человеческом.

Наступление годины искушений, посланных свыше, дабы испытать живущих на земле (Откр. 3, 10), сверши-лось не стихийно, по чьей-то злорадной воле, но по Про-мыслу Божию. Все переживаемое ныне записано в план Домостроительства — и военные слухи, и природные бед-ствия, и умножение лже-Христов (Mф. 24, 5-36).

Лучшее, что можно сегодня сделать, — изъявить готовность претерпеть все до конца, ибо смысл жизни не в самочинных «подвигах», а в послушании Воле Божией. В свой час от нашей верности будет зависеть очень многое, ибо настанет великая скорбь, какой от начала времен не было.

«И если бы не сократились те дни то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Mф. 24,22). Избранные — это члены непреодолимой Церк-ви Христовой. Именно ради них произойдет скрадывание дней Антихриста, но не ранее, чем скорбь дойдет до выс-шей степени напряжения, так что «всей плоти» будет грозить опасность гибели.

«И во дни той великой скорби, о коей сказано, что не спаслась бы никакая плоть, если бы, избранных ради, не сократились оные дни, — приоткрыл Мотовилову Препо-добный Серафим, — в те дни... остатку верных предстоит испытать на себе нечто подобное тому, что было испытано некогда Самим Господом, когда Он, на кресте вися, буду-чи совершенным Богом и совершенным человеком, почув-ствовал Себя Своим Божеством настолько оставленным, что возопил к Нему:«Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» Подобное же оставление человечества Благодатию Божиею должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое краткое время, по миновании коего не умедлит вслед явиться Господь во всей славе Своей и вси Святии Ангелы с Ним. И тогда совершится во всей полноте все от века предопределенное в Предвечном Совете» [31].

 

IV. Заступница Иверская

 

Исповедник ХХ века Владыка Афанасий (Сахаров) считал, что история завершается, и может случится, что Россия, как древний Израиль, лишится благословения Божьего. «Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, — говорил он, — но нигде не сказано, что в России сохра-нится Церковь. Россия может окончательно потерять ее». Он усиленно молился Русским Святым и особенно Пречистой Покровительнице нашей. «К 3аступнице страны нашей, Приснодеве Богородице притецем и к Пер-вописанней Ее иконе ныне припадем, верою зовуще из глу-бины души: О, Мати Божия! Спаси землю Русскую, исцели сокрушения ея и верных людей утеши».

Эти слова относятся и к Иверской иконе, которая доныне доступна поклонению всех, желающих почтить Благую Вратарницу, отверзающую двери рая. По откро-вению Преподобного Нила Мироточивого, этот Св. Образ имеет особое эсхатологическое значение и таинственно связан с конечными судьбами мира. Нынешнее пребы-вание его в самом центре Российской земли, первопрес-тольной Москве, есть промыслительный знак, как не слу-чайно было само обретение Иверской более тысячи лет назад...

Явившись первому афонскому пустынножителю, Матерь Божия открыла ему, что нарекает Святую Гору Своим ветроградом, и сделалась невидима, чтобы вскоре явиться на Афоне зримо и явственно, в образе, прибли-женном к человеческому, но просветленном и духоносном. Однажды вечером, возвращаясь с вечернего бдения, монахи узрели на море огненный столп, вершиной вздымающийся в небеса. Подплыв на лодке, они увидели вертикально стоящую на воде, горящую и не сгорающую, как бы невидимой силой поддерживаемую икону и разли-чили черты Пресвятой Девы, любовно приклонившейся к Богомладенцу, Но все попытки обрести Святыню конча-лись ничем: образ ускользал от человеческих рук.

Огненные блистания над Афоном продолжались несколько ночей кряду, пока Божья Матерь не явилась во сне иноку Иверского монастыря Гавриилу и не возвестила: «Я имею желание дать вам Мою икону в помощь и покров. Войди в море и гряди по волнам с верою». Испросив благословения о. Настоятеля, брат Гавриил ступил на вол-ну, к изумлению присутствующих, без труда пошел по ней; икона же Сама устремилась ему навстречу. Произошло это во вторник Пасхальной Седмицы 830 года.

Иноки водрузили Святыню на почетное место. Утром обнаружили, что она переместилась на врата обители. Икону вернули в храм — на следующий день все повто-рилось. Наконец Божья Матерь опять явилась Гавриилу в тонком сне. «Скажи монахам: чтобы более не искушали Меня, — сказала Пречистая. — Не для того прибыла Я, дабы вы Меня охраняли — Сама сохраню вас, и не только в сей жизни, но и в будущей». Чудесную икону нарекли Пор-таитиссой, что в переводе с греческого значит Вратар-ница, а по имени приютившего Ее монастыря — Иверской.

По описанию путешественника В. Барского (ХVIII в.), строгий лик святогорской Портаитиссы отдаленно напо-минал правильные сухие черты Афины Паллады. Тон кожи был несколько сероватый, с бледно-оливковыми тенями. Характерная черта этого иконописного типа в том, что глава Пречистой чуть склоняется к Сыну, а головка Богомладенца находится в прямом положении.

«В таинственном сумраке небольшого храма, слабо освещенного узкими окнами, в мерцающем свете нескольких неугасимых огней мы увидели чудотворную икону Иверской Божией Матери, — запишет в 1854 году Святогорец Никодим. — Строгий лик Божественной Ма-тери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертания Ее божественного лика величес-твенны, и Матерь щедрот и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия грозного Судии».

От Вратарницы проистекали неисчислимые чудеса. Находясь на монастырских вратах, она часто избавляла обитель от нашествия иноплеменников, от напастей, от голода. В 1044 году на Афон напали арабские пираты, и один варвар поразил надвратное изображение мечом. Каково же было его изумление, когда из раны истекла теплая кровь, обильно оросившая его одежду! Ужас-нувшись содеянному, разбойник понял, что ранил Живое Существо, и взмолился о прощении. Получив его, он изменил свою жизнь: принял крещение и до конца дней искупал свой грех подвигом неослабевающей любви к Предвечной Деве, Которая с тех пор изображается на Своих Иверских списках с пораненной ланитой [32].

Воцарение на Руси династии Романовых памятно многими знамениями благодати Божией, в том числе при-несением в Москву списка с чудотворной Портаитиссы. Наслушавшись от иноземных монархов о чудесах, явля-емых Преблагословенной через Свою Иверскую икону, царь Алексей Михайлович тоже пожелал иметь в Москве свою Вратарницу, дабы и русская держава была надежно охранена. Иверскому архимандриту Пахомию была заказана копия с чудотворного образа.

Богатая духовным сокровищем обитель охотно поделилась с единоверной Россией. Сохранилась письмо к Государю Алексею Михайловичу, повествующее, как приуготовлялось написание этой иконы.

Собрав братию, о. Настоятель совершил молебен с водосвятием. После этого в освященную воду вложили Св. Мощи и трижды облили икону, прибывшую когда-то на Св. Гору в огненном столпе. 3атем, собрав воду в чаше, окропили ею кипарисовую доску, предназначенную для написания новой иконы, а воду опять собрали в блюдо. Отслужив Божественную Литургию, по принесении Бес-кровной Жертвы, дали иконосписцу священноиноку Ямвлиху Св. Воду и Св. Мощи, дабы он смешал их с красками. Только тогда тот приступил к написанию новой иконы. В процессе работы художник вкушал пищу лишь в субботу и воскресенье, а братия тем временем творила неусыпаемый Акафист Божией Матери. И получается, пи-шет Патриарху архимандрит Пахомий, новозданная икона ничем не отличается от подлинника, ни длиной, ни шириной, ни ликом, разве словами «старая» и «новая» [33].

Этот дивный список прибыл в Москву 13 октября 1648 года [34]. Его с почестями водрузили в монастыре Никола Большая Глава, который Царь передал в Афонское подчинение. Отныне монастырь стал называться Николь-ским Греческим, а улица, где он располагался. Николь-ской. Недавно ей возвращено исконное название [34].

В воспоминание места, избранного Самой Бого-матерью Афонской обители, русская Портаитисса оградила Своим заступничеством главные ворота первопрестольной столицы. Китайгородская стена имела 7 ворот, одни из них назывались Неглинными. По имени иконы Воскре-сения Христова, написанной на загородной стене, их так-же называли Воскресенскими. Это был главный въезд в Кремль, как вместилище Всероссийской святыни. Над эти-ми вратами и поместили высокую Гостью с Афона. Для за-щиты Святыни от дождя и снега соорудили укрытие, в древних актах именуемое «чуланом».

Московский митрополит Платон (Левшин) пристроил к каменной арке три стены. Так было создана знаменитая Иверская часовня, у Воскресенских ворот, где ежедневно отправлялась служба Иверской Божией Матери, переве-денная на славянский язык еще в 1738 году. Часовня была открыта с раннего утра до позднего вечера. Все, жела-ющие поклониться Царице неба и земли, могли зайти, что-бы излить перед Ней свою душу, припасть губами к Свя-тому Лику, взмолиться о милости к себе и ближним своим.

По древнему обычаю все, кто входил в Кремль, вклю-чая Августейших особ, преклоняли колена перед много-чудной Иверской. Даже Боговенчанные Царь и Царица всея Руси смиряли величие перед Величием. Икона вошла в обиход Москвы, как бы слилась с бытом ее жителей. Многие торговцы и промышленники не начинали рабочего дня без посещения заветной часовни; учащиеся спешили сюда перед экзаменами.

Господь прославил Московскую Вратарницу не мень-ше, чем Греческую. Через нее на Руси издревле сверша-лись знамения благодати Божией. В 1775 году сюда при-везли раскольника Пугачева, пролившего реки челове-ческой крови. Толпы народа сходились к Воскресенским вратам посмотреть на Емельяна, скованного железным обручем. Перед казнью он изъявил желание помолиться перед иконой Иверской Божией Матери. С плачем облобы-зав край ризы Ее, поклонился на четыре стороны и принес покаяние народу своему: «Простите, православные».

В 1894 году московские газеты пестрели описаниями страшного и знаменательного случая. Иверскую икону везли на карете для совершения молебна. В уличной толчее экипаж наехал на сани с кладью. Кладь свалилась, и взорам очевидцев предстал спрятанный под нею труп. Увидев, что его обличает Сама Пречистая, убийца приз-нался в злодеянии...

Святыня простояла у Воскресенских врат до 1920 года. Потом часовня опустела, над входом укрепили плакат «Религия — опиум для народа», вокруг поставили милицию. Народные множества по-прежнему стекались на заветное место, хотя бы перекреститься на пустой угол, где совсем недавно стояла Благая Утешительница рода христианского.

Но вот разобрали и часовню. Воскресенские врата в 1934 году были упразднены, как мешающие движению. Место, прославленное присутствием Царицы Небесной, отныне пустует. Между Историческим музеем и бывшим музеем Ленина царит удручающий провал в сторону Кремля...

Хранительницу Святыни Московской перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где Она, к великой надежде всех нас, доныне пребывает на клиросе северного придела. Мало кто знает, что именно с этим, и никаким другим Святым Образом связаны эсхатологические проро-чества, а именно: недремлющая Богородительница даст человечеству знамение, что во врата мира вошел Антихрист.

Посетивший Афон в середине прошлого века русский инок Парфений рассказывает: однажды жизнь на Св. Горе стала столь трудной, что иноки в отчаянии разбрелись по разным местам. И было им откровение от Матери Божией: «Вот даю вам извещение, что пока Моя икона будет находиться на Св. Горе во Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, а живите в своих келиях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда знает» [36].

Иноку Феофану такое же знание изъявилось через Нила Мироточивого. «О преподобнейшие отцы, удаление Спасения будет таково», — предупреждает он святогорцев и подробно описывает, чему надлежит быть. Иверский монастырь, в котором жительствует Лик Царицы Небес-ной, подвергнется страшному трясению: сама земля по-чувствует, что ей суждено обнищать. Деревья вострее-пещут, как былинки. На Святой Горе начнется мучении-ческое истребление иноков. «Афон будет биться страшным шумом, будет исходить тонкий глас; когда будет уходить Лик Госпожи нашей Богородицы, то будет знамение страшное и трепетное. 3намение будет такое: все церкви будут наклонены ради удаления Спасения, как проводы Спасению и поклон. Ради этого, говорю вам, нечувствие будет ощущать, а чувство будет помрачено, а не будет сознавать, что удаляется Спасение» [37].

Живая Свидетельница молений, прощений, благода-рений, исторгшихся когда-либо из глубин русской народной души, Иверская икона доступна сегодня поклонению каждого из нас. Очень важно, что хранится Она не в музее, как Рублевская Троица, Владимирская Богоматерь или Державная


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.