Краткое описание пилотажного и психометрического исследований методики СОП — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Краткое описание пилотажного и психометрического исследований методики СОП

2017-12-13 329
Краткое описание пилотажного и психометрического исследований методики СОП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На первом этапе разработки методики был сформирован первичный список утверждений (пунктов), вошедших в первоначальный вариант опросника. Утверждения, включенные затем в шкалы СОП, подбирались, исходя из концепции методики, с учетом мнения экспертов клинических психологов, исходя из представлений о специфических особенностях структуры девиантного поведения подростков. При формировании списка утверждений базовым являлся список утверждений варианта методики, ориентированного на мужскую популяцию.

При создании варианта опросника, ориентированного на женскую часть подростковой популяции, часть этих утверждений переформулировалась с учетом особенностей женской популяции, также были добавлены новые утверждения.

Пункты, вошедшие в состав шкал методики подбирались как из уже существующих психодиагностических методик, так и формулировались самими разработчиками опросника.

При отборе утверждений особое внимание обращалось на смысловую однозначность формулировок и доступность их пониманию подростков. В силу этого, значительная часть утверждений, отобранная из уже существующих психодиагностических методик, была переформулированна таким образом, чтобы обеспечить их ясное понимание испытуемыми подростками.

Шкала склонности к делинквентному поведению формировалась уже после пилотажного исследования посредством отбора пунктов наилучшим образом дифференцирующих "обычных" подростков и испытуемых с выраженным делинквентным поведением.

Психометрическое исследование проводилось отдельно как для варианта методики, ориентированного на мужскую популяцию, так и для варианта, ориентированного на женскую популяцию.

На этапе пилотажного исследования была проведена апробация методики на нескольких подвыборках испытуемых. Разработчики предполагали, что готовность к реализации девиантного поведения выражена в различной степени у относительно "социально благополучных" школьников, учащихся ПТУ и у подростков с выраженными проявлениями отклоняющегося поведения, находящимися в учебно-воспитательных учреждениях для детей нуждающихся в особых условиях воспитания (спецшколы и спецПТУ), находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Исходя из этой гипотезы строилась дальнейшая логика исследования.

При психометрическом исследовании варианта СОП, ориентированного на мужскую часть подростковой популяции были сформированы две основные подвыборки. Каждая составила по 229 подростков мужского пола 14-17 лет. В первую вошли обычные школьники и учащиеся ПТУ. Во вторую - воспитанники школы для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, воспитанники спецПТУ и подростки, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

В результате анализа различий ответов по каждому пункту опросника между "нормальной" и девиантной выборкой были отобраны пункты, по которым выявились статистически значимые различия по критерию Стъюдента (a =0,1). Эти пункты составили шкалу 7, которую мы условно назвали шкалой склонности к делинквентному поведению, так как анализируемые подвыборки можно рассматривать в качестве контрастных групп по критерию делинквентности. Статистически значимыми оказались различия в средних значениях распределений суммарных баллов (a =0,1) между указанными подвыборками также по шкалам 2 - склонности к преодолению норм и правил и 3 - склонности к аддиктивному поведению.

Кроме того на этапе пилотажного исследования проводился первичный психометрический анализ пунктов, включенных в первоначальный вариант теста-опросника. Из содержательных шкал опросника были исключены как неинформативные слишком "сильные" и слишком "слабые" пункты. Из состава служебной шкалы были исключены пункты плохо дифференцирующие подвыборки испытуемых, заполнявших опросник с обычной инструкцией и испытуемых работавших с фальсифицирующей инструкцией - демонстрировать выраженную тенденцию давать социально одобряемые ответы.

В дальнейшем при углубленном психометрическом исследовании анализу были подвергнуты результаты 470 испытуемых из "обычной" 363 - из девиантной выборок, на основе которых затем строилась выборка стандартизации и вычислялись уточненные тестовые нормы.

На основе объединенной выборки испытуемых, в которую входили как "обычные"(241), так и девиантные (134) подростки (всего 375 человек), отобранные из расширенной выборки стандартизации, была рассчитана таблица пересчета первичных баллов в стандартные Т-баллы.

Для объединенной выборки также были вычислены статистические параметры, характеризующие распределение частот суммарных баллов по каждой шкале СОП.

Выяснилось, что распределения суммарных баллов по содержательным шкалам на объединенной выборке в целом удовлетворительно следуют закону нормального распределения, в то время как распределение частот первичных суммарных баллов по шкале социальной желательности ответов носит выраженный ассиметричный характер и по своим характеристикам не является нормальным. Более 90% накопленных частот ограничиваются пределом в 6 баллов при максимально возможном суммарном балле - 15. Эти данные, на наш взгляд, свидетельствуют об общеподростковых особенностях реакции на психодиагностическое обследование, проявляющихся в готовности демонстрировать, а часто и противопоставлять собственные и присущие подростковой субкультуре нормы и поведенческие стереотипы "взрослым" нормам. Эти особенности делают служебную шкалу более информативной в значимых для испытуемых экспертных ситуациях.

По результатам психометрического исследования выяснилось, что выборка стандартизации является достаточно однородной и устойчивой. Структура распределения частот в "обычной" и девиантной выборках является сходной, но при этом отмечается статистически значимое различие (сдвиг) средних значений суммарных баллов по шкалам склонности к аддиктивному поведению, шкале склонности к агрессивному поведению и по шкале склонности к делинквентному поведению. У испытуемых подростков отмечается увеличение с возрастом величины суммарного балла по шкалам 3 и 5, что возможно интерпретировать как нарастание потенциала реализации данных форм отклоняющегося поведения у более старших подростков в пределах данного возрастного диапазона.

Как мы уже упоминали по результатам психометрического исследования была проведена стандартизация шкал опросника. Так как для основных диагностических шкал методики была доказана нормальность распределения частот, то по отношению к ним проводилась процедура линейной трансформации "сырых" баллов в стандартные Т-баллы. Для шкалы склонности к социально-одобряемым ответам осуществлялась процедура предварительной нормализации шкалы посредством ее нелинейной трансформации. Производился переход от распределения частот к процентильной шкале, затем к шкале z-оценок, которая уже затем линейно преобразовывалась в шкалу Т-баллов.

Исследовалась надежность шкал методики СОП. Все шкалы методики являются вполне надежными (устойчивыми к ретестированию) на "нормальной" и на девиантной выборках. Коэффициент надежности для "нормальной" выборки варьирует в пределах от 0,84 до 0,93, а для девиантной от 0,53 до 0,89. Влияние фактора возраста подростков на устойчивость шкал опросника не является однозначной и требует дальнейшего изучения.

Исследовалась валидность как методики в целом, так и отдельных шкал опросника методом контрастных групп, а также косвенным способом путем сравнения результатов методики СОП с данными полученными на тех же выборках с помощью таких психодиагностических инструментов как ПДО, тест Люшера, сокращенный вариант ТАТ.

По отношению к внешнему поведенческому критерию методика в целом является валидной. Тест-опросник удовлетворительно различает испытуемых с различной степенью выраженностью поведенчесих проявлений отклоняющегося поведения. Сравнивались контрастные группы, состоящие из "обычных" подростков и девиантов. Наиболее различающими эти контрастные группы оказались следующие шкалы: 7 - склонности к делинквентному поведению, 3 - склонности к аддиктивному поведению и 5 - склонности к агрессивному поведению.

Выявлена относительно слабая связь результатов по шкалам СОП, выявляющих агрессивную и аддиктивные тенденции, и результатов описывающих аналогичные феномены, выявляемых ТАТ и тестом Люшера. Это, видимо, связано с разноуровневостью феноменов, выявляемых сравниваемыми методиками. Наиболее тесно коррелирующими оказались результаты по шкале 2 СОП и показателя делинквентности ПДО, а также шкалы 3 СОП и показателя склонности к алкоголизации ПДО.

Дополнительно исследовалась способность шкалы 1 измерять тенденцию испытуемых давать о себе социально-желательную информацию и влияние этой тенденции на результаты по основным диагностическим шкалам.

В ситуации, моделирующей стратегию испытуемых, направленную на социально желательные ответы, отмечалось значительное и статистически значимое смещение среднего суммарного балла по шкале 1. Отмечена отрицательная корреляционная связь между данными по шкале социальной желательности и результатами по основным диагностическим шкалам. Наиболее существенно искажаются результаты под воздействием фактора социальной желательности на девиантной выборке по шкалам 3 и 7.

Полученные данные позволили предложить адекватную процедуру коррекции данных по основным диагностическим шкалам СОП.

Вариант СОП, ориентированный на женскую часть подростковой популяции:

При психометрическом исследовании были сформированы две основные подвыборки. Каждая состояла из подростков женского пола 14-17 лет. В первую вошли обычные школьницы и учащиеся ПТУ - 190 человек. Во вторую - воспитанницы школы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, воспитанницы спецПТУ и девушки-подростки, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних - 184.

В результате анализа различий ответов по каждому пункту опросника между "нормальной" и девиантной выборкой были отобраны пункты, по которым выявились статистически значимые различия по критерию Стъюдента (a =0,05). Эти пункты составили шкалу 7, которую мы условно назвали шкалой склонности к делинквентному поведению, так как анализируемые подвыборки можно рассматривать в качестве контрастных групп по критерию делинквентности. Статистически значимыми оказались различия в средних значениях распределений суммарных баллов (a =0,05) между указанными подвыборками также по шкалам 1 - социальной желательности ответов, 3 - склонности к аддиктивному поведению, 4 - склонности к саморазрушающему поведению, 5 - склонности к агрессивному поведению, 8 - принятия женской социальной роли. Наиболее существенные различия между девиантной и "обычной" подвыборками выявились по шкалам: третьей (8,24 и 10,84 соответственно средний суммарный балл), пятой (10,47 и 12,77 соответственно средний суммарный балл), седьмой (7,89 и 12,07 соответственно средний суммарный балл).

Кроме того на этапе пилотажного исследования проводился первичный психометрический анализ пунктов, включенных в первоначальный вариант теста-опросника. Из содержательных шкал опросника были исключены как неинформативные слишком "сильные" и слишком "слабые" пункты.

В процессе психометрического исследования варианта методики исследовалась ретестовая надежность шкал опросника на выборке "обычных" школьниц. Коэффициенты надежности по шкалам варьировались в пределах R(н)=0,71-0,85.

В дальнейшем при психометрическом исследовании анализу были подвергнуты результаты испытуемых из "обычной" и девиантной выборок, на основе которых затем строилась выборка стандартизации и вычислялись тестовые нормы.

На основе объединенной выборки испытуемых, которая и явилась выборкой стандандартизации куда вошли как "обычные"(190), так и девиантные (184) подростки (всего 374 человек) была рассчитана таблица пересчета первичных баллов в стандартные Т-баллы. Для объединенной выборки также были вычислены статистические параметры, характеризующие распределение частот суммарных баллов по каждой шкале СОП.

Выяснилось, что распределения суммарных баллов по содержательным шкалам на объединенной выборке в целом удовлетворительно следуют закону нормального распределения, в то время как распределение частот первичных суммарных баллов по шкале социальной желательности ответов носит выраженный асимметричный характер и по своим характеристикам не является нормальным. Более 91% накопленных частот ограничиваются пределом в 6 баллов при максимально возможном суммарном балле - 13.

Так же асимметричный характер, хотя и в меньшей степени, носит распределение первичных суммарных баллов по шкале 6 (волевого контроля эмоциональных реакций). В тоже время результаты наших исследований свидетельствуют о симметричности аналогичного распределения для мужской выборки. На наш взгляд эти данные говорят о проявившихся поло-ролевых особенностях, свойственных девушкам-подросткам. Для них по сравнению с юношами является нормой открытое проявление собственных эмоций, меньшая склонность к волевому контролю эмоциональных проявлений.

По результатам психометрического исследования выяснилось, что выборка стандартизации является достаточно однородной и устойчивой. Структура распределения частот в "обычной" и девиантной выборках является сходной, но при этом отмечается наиболее существенное статистически значимое различие (сдвиг) средних значений суммарных баллов по шкалам склонности к аддиктивному поведению, шкале склонности к агрессивному поведению и по шкале склонности к делинквентному поведению.

Как мы уже упоминали по результатам психометрического исследования была проведена стандартизация шкал опросника. Так как для основных диагностических шкал методики (кроме шкалы 6) была доказана нормальность распределения частот, то по отношению к ним проводилась процедура линейной трансформации "сырых" баллов в стандартные т-баллы. Для шкалы склонности к социально-одобряемым ответам и шкалы волевого контроля эмоциональных реакций осуществлялась процедура предварительной нормализации шкалы посредством ее нелинейной трансформации. Производился переход от распределения частот к процентильной шкале, затем к шкале z-оценок, которая уже затем линейно преобразовывалась в шкалу Т-баллов.

В результате нормализации интервалы между исходными "сырыми" баллами переоцениваются в соответствии с нормальной моделью, что позволяет лучше дифференцировать испытуемых по краям распределения.

Исследовалась валидность методики СОП, ориентированной на женскую часть подростковой популяции. Для выяснения валидности использовался независимый поведенческий критерий - объективно зафиксированные проявления отклоняющегося поведения; факт помещения девушки-подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение. По этому критерию испытуемые дифференцировались на две контрастные группы: подвыборка "обычных" девушек-подростков и подвыборка испытуемых с зафиксированными проявлениями делинквентного поведения.

Статистически значимый сдвиг среднего балла по шкале делинквентности может служить доказательством валидности. Сдвиг среднего балла отмечается от 7,89 у "обычных" испытуемых до 12,07 баллов у делинквентных. Это различие является статистически значимым при (a =0,05). Также отмечается наиболее существенное статистически значимое различие (сдвиг) средних значений суммарных баллов по шкалам склонности к аддиктивному поведению, шкале склонности к агрессивному поведению, которые и составляют собственно ядро девиантного поведения.

Резюме

1. Таким образом, при изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеет место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении. Во-первых, собственно психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки. Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения. И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов - это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения - это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.

2. Методика СОП в целом удовлетворительно различает испытуемых с различной степенью выраженности девиантного поведения и позволяет измерить различные психологические характеристики девиантного поведения у подростков.

3. Перечисленные выше проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения необходимо учитывать при разработке исследовательских и прикладных диагностических инструментов, тестовых батарей, исследовательских программ.

4.Кроме того, достоверность полученных результатов повышается в случае, когда для решения диагностических задач используется одновременно несколько диагностических инструментов, а коррекция фактора социальной желательности обеспечивается на всех этапах измерительной процедуры.

_LINKS

[1] http://www.center-razvitie.ru/index.php?name=News&file=article&sid=9
[2] http://www.center-razvitie.ru/index.php?name=News&catid=&topic=3

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.