Русский период в истории РПЦ (с 1589 по 1917 гг.) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Русский период в истории РПЦ (с 1589 по 1917 гг.)

2017-12-13 245
Русский период в истории РПЦ (с 1589 по 1917 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патриаршее управление РПЦ продолжалось с 1589 по 1721 годы. За это время на патриарший трон возводились следующие патриархи: Иов (1589-1606), Гермоген (1606-1612), Филарет (1619-1633), Иосаф 1 (1633-1641), Иосиф (1641-1652), Никон (1652-1658), Иосаф 2 (1667-1672), Питирим (1672-1673), Иоаким (1673-1690) и Адриан (1690-1700).

В этот период были учреждены кафедры митрополитов (4), архиепископов (5), много новых кафедр епископов, при которых открывались духовные семинарии. В Киеве и Москве были открыты духовные академии. По всей стране усилилось строительство храмов и монастырей. При патриархе Иосифе были выявлены ошибки в богослужебных книгах, вкравшиеся еще во времена Киевской Руси. Исправления в этих книгах, начатые при патриархе Иосифе, были закончены при патриархе Никоне. Последний своею властью ввел исправленные книги в богослужебную практику. Но ревнители прежней формы поклонения Богу (старообрядцы) сочли эти исправления отступлением от "правой веры" и отвергли "Никоновские" реформы, объявив их "ухищрениями антихриста". Старообрядцы мотивировали свою "правоту" тем, что все русские святые, включая и Сергия Радонежского, "спасались" по старым обрядам.

По этому поводу в 1666-1667 гг. в Москве проходил поместный собор, на котором сделанные исправления были утверждены. На отказывающихся их принять была вынесена анафема.

После этого собора начались гонения на старообрядцев, принудившие их к массовому бегству на окраины страны. В этих местах началось строительство погостов (поселений) и скитов. Когда туда добирались царские войска, то ревнители "правой веры" запирались в своих деревянных храмах и поджигали их изнутри, предавая себя самосожжению, лишь бы не подпасть "под власть антихриста". Но были и активные формы защиты старообрядчества. Обитатели Соловецкого монастыря восемь лет (1668-1676 гг.) держали оборону от царских войск; выступление стрельцов князя Хованского в Москве, которое было подавлено, а его участники казнены (1682 г.). В далекой Сибири "за упорство в расколе" 14 апреля 1682 года был публично сожжен на костре в г. Пустозерске один из первых и выдающихся столпов русского раскола - протопоп Аввакум.

Эти события отображены в литературе (П.И.Мельнков-Печерский - "На горах и в лесах"), в живописи (картины В.И.Сурикова "Боярыня Морозова") и в музыке (опера Мусоргского "Хованщина").

В результате раскола 1667 г. преданное анафеме старообрядчество разделилось на две ветви: "поповцы" и "беспоповцы". Вследствии беспоповцы распались на множество самобытных исповеданий (сект), среди которых возникли и последователи квакерского вероучения. Другая ветвь старообрядчества - поповцы - сохранила свое единство и выстояла в годы преследования со стороны царизма.

Решением поместного собора РПЦ, происходившего в 1971 г. в Загорске, была снята анафема на старообрядцев, вынесенная почти триста лет тому назад, и старые, и новые обряды были признаны равнозначными.

Синодальное управление РПЦ введено в 1721 году указом императора Петра I.

Этим указом было отменено патриаршество, а взамен был учрежден Святейший Правительствующий Синод, состоявший из высшего епископата во главе с обер-прокурором, назначаемым царем.

После собора 1667 г. в основной ветви РПЦ из-за недоверия к новшествам произошло разделение на два течения: скептицизм и богоискательство. В результате значительно снизилась посещаемость храмов.

Синоду пришлось вести борьбу за целостность РПЦ против ее дальнейшего распада. С этой целью было дополнительно учреждено 3 митрополии, более 20 кафедр архиепископов и более 30 кафедр епископов. Одновременно укреплялись существующие епархии, расширялась сеть духовных училищ, совершенствовалось издание богослужебной и духовно-назидательной литературы. Была организована миссионерская работа внутри страны и за ее пределами.

Окончание синодального правления характерно увеличением количества монастырей, в которых новое поколение православных, не знающее всех потрясений раскола 1667 г., искало пути спасения своей души.

В те годы в монастырях возникло особое служение - "старчество", которое заключалось в духовном "кормлении" и руководстве ищущих путей спасения.

Суть старчества состояла в том, что одаренные и умудренные жизнью иеромонахи брали на себя обет руководить жизнью своих "духовных чад" не только из числа монашествующих, но также из числа "мирских богомольцев", жаждущих такого духовного руководства. Основным условием этого руководства являлось полное подчинение в вопросах духовной жизни духовному отцу-старцу.

Известно, что многие представители различных слоев общества, жаждущие спасения своей души, находились под руководством старцев.

Но эти островки старчества в море "мира сего" оказались бессильными в борьбе с окружающим злом и не дали ожидаемых плодов духовного пробуждения народа. Кроме того, благочестивое стремление в служении старчества было парализовано Византийской сотериологией, искавшей спасения не от власти греха, а от осуждения за жизнь во грехе.

Принявшие крещение в младенчестве, как правило, вырастали духовно непросвещенными, довольствовались формальным исполнением положенных обрядов и посещением храмовых богослужений. Возникла необходимость в духовном пробуждении народа. Все это хорошо понимали лучшие умы православного епископата, одним из которых был митрополит московский Филарет, в мире В.М.Дроздов (1783-1867 гг.).

И вот промыслом Божиим в 1813 году в Петербурге было учреждено Библейское общество, поставившее своей целью перевести Библию на русский язык. Митрополит Филарет принял активное участие в его деятельности. Его стараниями к этим трудам были привлечены Духовные академии страны. И хотя Синод РПЦ пытался воспрепятствовать инициативе митрополита Филарета по переводу Библии на русский язык, однако то, что определил Бог, невозможно было остановить.

В 1818 г. начали печатать на русском языке книги Нового Завета, а в 1876 г. вышла в свет полная Библия на русском языке.

К окончанию синодального периода в 1917 г. Библия получила массовое распространение, и проповедь Евангелия дала обильное пробуждение в городах и селах нашей родины.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.