От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой

2017-12-13 1447
От книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Переход к информационному сообществу связан, прежде всего, со сменой культурных форм передачи коллективного опыта, которая также оказала большое влияние на становление новой образовательной реальности.

Люди старшего поколения, педагоги и родители формировались как личности в условиях господства книжно - письменной культуры, насчитывающей уже несколько столетий. Они воспитывались на классическом романе XIX века с его эстетикой литературного языка, культурой устной и письменной речи, многообразием способов выражения эмоций, чувств, переживаний, на его морально-этических принципах. Они разделяют убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения классической литературы, не знакомый с историко-культурным наследием человечества, не может считать себя и быть культурным человеком.

Люди старшего поколения формировались также на традиционном учебнике, в котором, как и в романе, автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, лишённый возможности изменить что-либо в сюжете или в подаче материала. Они мыслят категориями пересказа: плавной и связанной устной и письменной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения событий, возможностью остановиться, подумать, неоднократно вернуться к прочитанному. И литературные произведения, и исторические нарративы строились по линейному принципу движения от эпилога (причин) к развитию событий, кульминации и развязке (последствиям). Педагогам очень хочется вести детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, «от автора», ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.

 

КНИЖНО-ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

 

§ Чёткая грань между автором (создателем произведения) и потребителем культурных ценностей (зрителем, читателем, человеком, применяющим на практике сделанные открытия и изобретения и т.д.)

§ Высокий общекультурный уровень, необходимость специального образования для её постижения, мотивация к овладению культурным наследием человечества

§ Развитые навыки владения устной и письменной речью (логичность, последовательность, связность, образность, владение ораторским искусством, общая грамотность и т.д.)

§ Высокий уровень читательской и зрительской культуры (эрудиция, вдумчивость, созерцательно-размышляющий, ценностно-смысловой подходы, чёткие морально-нравственные ориентиры, развитая чувственно-эмоциональная сфера, эмпатия и т.д.), а также технической грамотности, технологической дисциплины

§ Способность к репродукции значительных объёмов информации, книжного авторского текста

 

Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры (клип – англ. нарезка, стрижка; быстрота движения, вырезка (из газеты), отрывок из фильма, а также обман, воровство).Она проникает в их сознание не только детей, но также молодых людей благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций. Они не воспитывались на романе, читали в лучшем случае сокращённое изложение литературных произведений, очень мало читают книги и предпочитают остросюжетные действа, в которых нет места чувствам, переживаниям, выражению эмоций, описанию красот природы. Зато есть стремительно разворачивающийся сюжет, action - чистое действие, захватывающая интрига.

Это дети насыщенной информационной среды, кнопочного стиля, кратких команд, свободы выбора действий и программ, веера вариантов ответов. Они уходят от связной повествовательной линии, у них есть возможность создать свой гипертекст, в любой момент активно вторгаться и изменять ход и результаты игры, развёртывание обучающего материала. Их привлекает моделирование, проектирование, конструирование, программирование, а не пассивная репродукция чужих мыслей и действий, пускай даже очень умных. Их речь не изобилует изысками. С точки зрения педагога, она примитивна, как словарный запас Эллочки-людоедки, в её основе – не логика и план, а быстрая смена образов. Эти дети стремительно теряют интерес к традиционному обучению, они предпочитают обучаться и действовать на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии, ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Им ближе инновационное оценивание в форме портфолио, чем традиционная отметка.

 

ЭКРАННО-КЛИПОВАЯ КУЛЬТУРА

§ отсутствие чёткой грани между автором (создателем культурной ценности) и потребителем культурных благ (зрителем, читателем, человеком, применяющим на практике сделанные открытия и изобретения и т.д.), способность выступать в роли соавтора произведения

§ высокий уровень проектно-технологической и информационно-коммуникативной культуры, развитые презентационные навыки

§ участие в сетевой коммуникации, предпочтение интерактивным формам

§ способность к творческой деятельности в форме моделирования, проектирования, конструирования, программирования

 

Одним из последствий утверждения экранно-клиповой культуры является формирование клипового мышления у учащихся. Клиповое мышление подобно видеоряду, серии быстро сменяющихся ярких картинок и образов, слабо связанных друг с другом. Такое мышление не может существовать без стробоскопических, мерцающих эффектов, воздействующих на эмоциональную сферу.

Привычка к быстрой, периодически повторяющейся смене образов не позволяет этим детям долго сосредоточиваться на значительном объёме информации в словесной или письменной форме. Осилить параграф учебника стандартного объёма нередко превращается для них в неразрешимую задачу, а нередко и в пытку. Это же касается работы с литературным произведением XIX века, а также со сложным, требующим значительных интеллектуальных усилий, запоминания или развитых чувств, историческим материалом. В результате – низкий уровень культуры чувств, неразвитая способность к сопереживанию, эмпатии. Информация или образ очень быстро стирается из памяти в ожидании новой порции ярких ощущений. Мы ещё не знаем всех последствий экранно-клиповой революции и интернетизации жизни для формирования личности, но такова сегодняшняя образовательная и социокультурная реальность, не считаться с которой уже нельзя.

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

§ реакция на давление информационно насыщенной среды;

§ высокая степень воздействия СМИ, Интернета; работы с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций;

§ предпочтение остросюжетным действиям и интригам с быстрой сменой образов, стробоскопическим эффектам;

§ жажда новизны восприятия, обречённость на «инстинкт любознательного»;

§ повышенная эмоциональность, импульсивность, возбудимость

 

Психологически клиповое мышление имеет пониженную способность к анализу, к поиску смысла, к рациональному восприятию мира. Оно склонно к простым решениям, к разрешению проблем методом их устранения, подобно нажатию кнопки. Этот алгоритм переносится в реальную жизнь, при этом не всегда прослеживаётся чёткая грань между ней и виртуальной реальностью. По всей вероятности, отсюда и агрессивность, склонность к насилию, неспособность к компромиссам, к поиску взаимоприемлемых решений. Этим в определённой мере можно объяснить и невероятную тягу детей и молодёжи попробовать что-то новое, дающее яркую смену образов – склонность к употреблению наркотиков, алкоголизму, токсикомании. Отсюда проблемы с развитием чувства ответственности, а также подверженность суицидальным настроениям, массовый «пофигизм», равнодушие к судьбам даже самых близких людей.

Дети с клиповым мышлением стремительно теряют интерес к традиционному обучению и воспитанию, учебно-воспитательному процессу, построенному в логике линейности, по утверждённым извне программам, морализаторству. У них существует стойкое отвращение к традиционному толстому монологичному учебнику. Сегодня трудно представить подростка, который прочитал бы все четыре тома «Войны и мира». Дети с клиповым мышлением предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным планам и программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии. Это в лучшем случае. В худшем случае у них вообще отсутствует интерес к обучению и нужна целая система мотивирующих приёмов для повышения их обучаемости.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.