Общие сведения об организации учебного процесса — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общие сведения об организации учебного процесса

2017-12-13 153
Общие сведения об организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

БИОЛОГИЯ

(название дисциплины)

 

Направление _______________ «Фармация - 65» ___ 060108 _______________________ Специальность (наименование, код по ОКСО)  
Индекс цикла по ГОС____________________ ЕН ________________________________ (ГСЭ, ЕН, ОПД, ДС, ФТД)  

 

Форма обучения     очная   Всего часов по ГОС 108 часов____ Из них: Аудиторных, 72________
Семестр   1   Лекции 27________ Лабораторных 45_____ __
Вид отчетности зачет   Самостоятельная работа 36_____ ___

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) _ 060108 «Фармация- 65», утвержденного Минобрнауки в 2000 году и на основании типовой

(код, наименование)

(примерной) программы дисциплины по БИОЛОГИЯ, одобренной Советом УМО по непрерыв-

(наименование дисциплины)

ному медицинскому и фармацевтическому образованию.

(наименование УМО)

 

Составители рабочей программы Балашов В. П. зав. кафедрой, профессор ____________________________________________________________________ (Ф.И.О., занимаемая должность)

Рабочая программа утверждена «21»июня 2011 г

на заседании кафедры протокол № 6

 

Цель изучения дисциплины.

Формирование у студентов-провизоров биологических знаний и умений, необходимых будущему специалисту для решения общебиологических, медицинских и фармацевтических задач, связанных с проблемой «Человек и лекарства».

Задачи дисциплины.

На занятиях по медицинской биологии будущие врачи получают не только специальные знания, но и обучаются навыкам теоретического мышления. Главные задачи биологического образования на медицинском факультете следующие.

1. Формирование представлений об основных молекулярных, клеточных, организменных и иных биологических процессах, обеспечивающих нормальное существование и развитие организмов, в том числе и человека.

2. Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания.

3. Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача-стоматолога большое значение имеет экологическое образование.

4. Формирование представлений о биологических основах наследственных и паразитарных заболеваний, пороков развития человека и их профилактики.

5. Овладение навыками лабораторной диагностики и прогнозирования генных, хромосомных и паразитарных заболеваний.

Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение данной дисциплины:

Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:

1)об основных механизмах реализации генетической информации на молекулярном и субклеточном уровнях организации.

2) о принципах диагностики наследственной патологии и инвазионных болезней.

3) об основных закономерностях эволюции и антропогенеза.

знать:

предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности провизора; особенности детского организма, предопределяющие тактику применения лекарств у детей; особенности стареющего организма, предопределяющие образ жизни и тактику применения лекарств у пожилых людей и в старческом организме;

1) учебный материал, соответствующий учебной программе по разделам:

· Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации

· Организменный уровень организации жизни

· Популяционно-видовой уровень организации живых систем.

уметь:

1) микроскопировать гистологические препараты с использованием сухих систем микроскопа,

2) составлять родословные и определять тип наследования признака,

3) применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его нарушения на последующих этапах обучения.

4) оценивать возрастные особенности физиологических систем организма человека под углом зрения дифференцированного применения лекарств у лиц разного возраста.

5) пользоваться компьютерными обучающими и контролирующими программами.

Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи). Преподавание биологии с основами экологии традиционно осуществляется в тесной взаимосвязи с медико-биологическими дисциплинами морфологического и функционального профиля, такими как гистология, цитология, эмбриология, генетика, паразитология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная физиология, патологическая физиология, биохимия.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Всего часов
  I Семестр  
1. Аудиторные занятия:  
-лекции  
-практические занятия    
2. Самостоятельная работа  
Всего  

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Биология - наука о живых системах, закономерностях и механизмах их возникновения, существования и развития. Предмет биологии. Биологические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека. Значение биологического наследства и социальной организации человека для медицины. Значение биологии как базисной дисциплины в подготовке врача.

 

Общая характеристика жизни

Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Биологические (живые) системы - особый этап развития и форма движения материи. Общая теория систем, теория биологических систем, значение трудов А.А. Богданова, П.К. Анохина, Л. фон Берталанфи в их развитии. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени (хронотопобиология). Энтропия как мера необратимости природных процессов. Происхождение жизни: гипотезы панспермии и абиогенного происхождения жизни. Главные этапы возникновения и развития жизни. Появление клетки как исходная точка биологической эволюции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток (симбиотическая, инвагинационная). Возникновение многоклеточности. Особенности многоклеточной организации живых существ, лежащие в основе прогрессивной эволюции. Иерархические уровни организации жизни. Элементарные единицы, элементарные явления и проявления главных свойств жизни на различных уровнях ее организации.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

БИОЛОГИЯ

(название дисциплины)

 

Направление _______________ «Фармация - 65» ___ 060108 _______________________ Специальность (наименование, код по ОКСО)  
Индекс цикла по ГОС____________________ ЕН ________________________________ (ГСЭ, ЕН, ОПД, ДС, ФТД)  

 

Форма обучения     очная   Всего часов по ГОС 108 часов____ Из них: Аудиторных, 72________
Семестр   1   Лекции 27________ Лабораторных 45_____ __
Вид отчетности зачет   Самостоятельная работа 36_____ ___

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления (специальности) _ 060108 «Фармация- 65», утвержденного Минобрнауки в 2000 году и на основании типовой

(код, наименование)

(примерной) программы дисциплины по БИОЛОГИЯ, одобренной Советом УМО по непрерыв-

(наименование дисциплины)

ному медицинскому и фармацевтическому образованию.

(наименование УМО)

 

Составители рабочей программы Балашов В. П. зав. кафедрой, профессор ____________________________________________________________________ (Ф.И.О., занимаемая должность)

Рабочая программа утверждена «21»июня 2011 г

на заседании кафедры протокол № 6

 

Цель изучения дисциплины.

Формирование у студентов-провизоров биологических знаний и умений, необходимых будущему специалисту для решения общебиологических, медицинских и фармацевтических задач, связанных с проблемой «Человек и лекарства».

Задачи дисциплины.

На занятиях по медицинской биологии будущие врачи получают не только специальные знания, но и обучаются навыкам теоретического мышления. Главные задачи биологического образования на медицинском факультете следующие.

1. Формирование представлений об основных молекулярных, клеточных, организменных и иных биологических процессах, обеспечивающих нормальное существование и развитие организмов, в том числе и человека.

2. Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания.

3. Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания. Для современного врача-стоматолога большое значение имеет экологическое образование.

4. Формирование представлений о биологических основах наследственных и паразитарных заболеваний, пороков развития человека и их профилактики.

5. Овладение навыками лабораторной диагностики и прогнозирования генных, хромосомных и паразитарных заболеваний.

Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение данной дисциплины:

Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:

1)об основных механизмах реализации генетической информации на молекулярном и субклеточном уровнях организации.

2) о принципах диагностики наследственной патологии и инвазионных болезней.

3) об основных закономерностях эволюции и антропогенеза.

знать:

предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности провизора; особенности детского организма, предопределяющие тактику применения лекарств у детей; особенности стареющего организма, предопределяющие образ жизни и тактику применения лекарств у пожилых людей и в старческом организме;

1) учебный материал, соответствующий учебной программе по разделам:

· Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации

· Организменный уровень организации жизни

· Популяционно-видовой уровень организации живых систем.

уметь:

1) микроскопировать гистологические препараты с использованием сухих систем микроскопа,

2) составлять родословные и определять тип наследования признака,

3) применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его нарушения на последующих этапах обучения.

4) оценивать возрастные особенности физиологических систем организма человека под углом зрения дифференцированного применения лекарств у лиц разного возраста.

5) пользоваться компьютерными обучающими и контролирующими программами.

Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи). Преподавание биологии с основами экологии традиционно осуществляется в тесной взаимосвязи с медико-биологическими дисциплинами морфологического и функционального профиля, такими как гистология, цитология, эмбриология, генетика, паразитология, нормальная анатомия, патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная физиология, патологическая физиология, биохимия.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Медицинская биология изучается студентами первого курса медицинского института в течение первого семестра и завершаются сдачей экзамена. Занятия проходят в корпусе № 13 (аудитории 341 и 343) Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева. На курсе используются следующие формы организации учебного процесса: a) лекция; б) лабораторное занятие; в) семинарское занятие; г) контрольная работа; д) самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, в том числе выполнение домашнего задания при подготовке к лабораторным занятиям и семинарам, работа в сети “internet” е) работа на ЭВМ.

На курсе применяется система отработок лекций и занятий. На отработку приходят студенты, пропустившие без уважительной причины любое занятие, а также студенты, получившие оценку “неудовлетворительно”.

Уровень получаемых знаний подвергается систематическому контролю. Применяются следующие формы контроля: 1) текущий устный опрос; 2) программированный письменный контроль; 3) программированный машинный контроль (работа на ЭВМ); 4) контрольная работа; 5) беседа на семинаре и 6) экзамен. Вопросы для устного опроса, карточки программированного контроля, задания для контрольных работ и экзаменационные билеты соответствуют рабочей программе и тематическому учебному плану по “медицинской биологии”.

При изучении предмета каждый студент должен вести одну общую тетрадь для лекций и практических занятий, в которой он должен записывать все объяснения лектора и своего преподавателя, а также фиксировать результаты лабораторных работ. Изучение каждого раздела медицинской биологии завершается семинаром, задача которого заключается в систематизации и закреплении знаний, а также в оценке их качества.

К экзамену по биологии допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план: посетившие все лабораторные занятия; сдавшие (или отработавшие) на положительные оценки все семинарские занятия. Студент приходит на экзамен, имея в зачетке штамп деканата “допущен к сессии” и зачеты по биологии за I семестр.

Экзамен принимается в два этапа. Первый этап представляет собой беседу студента с экзаменатором по вопросам экзаменационного билета. Второй этап включает проверку практических навыков: умение решать генетические задачи и выполнять задания по микроскопированию биологических объектов.

Структура экзаменационных билетов:

1 вопрос из разделов “биология клетки” и “размножение и развитие организмов”;

2 вопрос из разделов “медицинская генетика” и “вопросы эволюции”.

3 вопрос из раздела “медицинская паразитология ”.

Задание на проверку практических навыков содержится в дополнительном билете.

В случае неудовлетворительной оценки знаний студента, пересдача экзамена осуществляется только по официальному направлению деканата, за подписью декана или его заместителя и не ранее чем на четвертый день после экзамена по любому предмету. Третий раз экзамен пересдается комиссии, назначаемой деканом.

Освобождение от экзамена (автоматическая оценка “отлично”) получают студенты, не имеющие по итогам года неудовлетворительных оценок и которые по итогам семинаров получили не более 2 оценок “хорошо”.

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Всего часов
  I Семестр  
1. Аудиторные занятия:  
-лекции  
-практические занятия    
2. Самостоятельная работа  
Всего  

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Биология - наука о живых системах, закономерностях и механизмах их возникновения, существования и развития. Предмет биологии. Биологические науки, их задачи, объекты изучения. Методы биологии. Человек как объект биологии. Биосоциальная природа человека. Значение биологического наследства и социальной организации человека для медицины. Значение биологии как базисной дисциплины в подготовке врача.

 

Общая характеристика жизни

Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Биологические (живые) системы - особый этап развития и форма движения материи. Общая теория систем, теория биологических систем, значение трудов А.А. Богданова, П.К. Анохина, Л. фон Берталанфи в их развитии. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени (хронотопобиология). Энтропия как мера необратимости природных процессов. Происхождение жизни: гипотезы панспермии и абиогенного происхождения жизни. Главные этапы возникновения и развития жизни. Появление клетки как исходная точка биологической эволюции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток (симбиотическая, инвагинационная). Возникновение многоклеточности. Особенности многоклеточной организации живых существ, лежащие в основе прогрессивной эволюции. Иерархические уровни организации жизни. Элементарные единицы, элементарные явления и проявления главных свойств жизни на различных уровнях ее организации.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.