Раздел 2. Философия как учение о мире и бытии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел 2. Философия как учение о мире и бытии

2017-12-13 612
Раздел 2. Философия как учение о мире и бытии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСВЕННОЕАВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРМАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

  УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _______________ /Л.О. Манаева/   Протокол заседания методического совета от

 

 

Рабочая тетрадь

 

по дисциплине

 

Основы философии

 

Специальность:______________

 

Учебная группа: ___________________

 

Обучающийся: ________________

 

Мурманск 2017


 

 

Содержание

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации для обучающихся

Раздел 1. История философии

Введение. Предмет философии и ее место в системе научного

знания

Тема 1.1ФилософияДревнегоВостока

Тема 1.2 Античная философия: гармония мира, человека и

разума

 

Тема 1.3 Средневековая философия I-XV вв.

Тема 1.4 Философия Эпохи Возрождения

Тема 1.5 Философия Нового Времени

Тема 1.6. Немецкая классическая философия

 

Тема 1.7 Развитие философии в России.

 

Раздел 2. Философия как учение о мире и бытии

Тема 2.1 Философское осмысление

бытия (онтология)

Тема 2.2 Сознание человека - высшая ступень развития

жизни

 

Тема 2.3 Учение о познании (гносеология)

 

Раздел 3. Человек как главная философская проблема

Раздел 4. Философское учение об обществе

Раздел 5. Философия и медицина

 

Литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Уважаемые студенты!

Вы приступили к изучению дисциплины «Основы философии».

Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задуматься над смыслом жизни. Она помогает человеку найти свое место в жизни, не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как существу разумному и чувствующему.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически- рефлексивного размышления над глубокими ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

Содержание дисциплины основывается на знании следующих дисциплин:

- Основы латинского языка с медицинской терминологией.

- Биология.

- Математика.

- Обществознание

В рабочей тетради представлены разноуровневые задания, способствующие формированию определенных знаний и умений:

После изучения дисциплины «Основы философии» Вы будете уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- формировать сбалансированные и аргументированные суждения по социально-политическим проблемам;

- демонстрировать интеллектуальную и моральную ответственность за себя, страну, общество;

- грамотно и объективно анализировать процессы, происходящие в обществе;

- критически анализировать обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки;

- навыки работы в коллективе, способность отстаивать свое мнение и уважать мнение других.

В результате освоения дисциплины Вы будете знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основные этапы развития философии;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной философии и религиозной картин мира;

- условия формирования личности гражданина и специалиста;

- понимать свою ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- социально-этические проблемы связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

- сущность социально-политических процессов в стране и мире;

- особенности социологического подхода к пониманию закономерностей развития и функционирования общества и личности;

- понятие социальной структуры, социальной стратификации;

- знание об основных социальных институтах общества и их функциях.

В процессе изучения дисциплины происходит работа по формированиюобщих компетенций:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

- ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

- ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы философии» предназначена для самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины.

Цель данного пособия – помочь студентам в изучении и понимании философского материала при самостоятельной работе на уроке и дома.

Задачей данного пособия было изложить определенную сумму знаний, итоги философствования того или иного мыслителя. Для этого, задания по темам составлены в жанре размышлений о какой-либо проблеме, оставляющих место для вопросов и дискуссий.

 

Методические рекомендации по работе с тетрадью.

 

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием рабочей тетради по курсу «Основы философии». К каждой теме составлены задания.

 

2.Найдите необходимую Вам тему. Внимательно изучите ее основные понятия. Вопросы для самоподготовки можно прорабатывать сразу после изучения темы.

 

3.Упражнения и задачи обязательны для выполнения, если речь идет о тех понятиях, которые студент должен знать по данной теме. Наряду с ними Вам предлагается самим определить для себя вопрос, над которым Вы хотели бы работать самостоятельно. Этот подход делает изучение философии не шаблонным, а творческим. В этом примечательная черта демократизации обучения.

 

4. Для логичного рассуждения при выполнении упражнений и задач используйте памятку.

 

Памятка для студентов, решающих познавательные задачи

1.Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

 

2.Начните обдумывать данные условия (слово за словом, строку за строкой) и определите, что они дают для ответа на вопрос.

 

3.Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

 

4.Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.

 

5.Обязательно докажите свое решение. Если из условия, задачи следует несколько выводов,

каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

 

6. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, "не относящегося к вопросу задачи?

 

7.Еще раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

8. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали.


Раздел 1. История философии

Философия и мировоззрение

 

Основные понятия и термины

 

Антропология (греч.anthropos—человек) —наука о происхождении и эволюции человека. Бытие —все существующее как единая целостность,объективная реальность,существующая независимо от сознания человека.

 

Гносеология (греч.gnosis—знание) —учение о познании,теория познания. Диалектика —учение о наиболее общих закономерностях развития,бытия и познания. Дуалисты —философы,считавшие,что в основе бытия существуют два равноправныхначала: материальное и идеальное.

 

Закон —внутренние,устойчивые,необходимые,существенные,повторяющиеся связи. Идеализм —философское направление,признающее первичным духовное(сознание). Концепция —основополагающая мысль,концентрация содержания,основная точка зрения. Логика (греч.logos—слово,понятие,мысль,наука) —наука о законах мышления. Материализм —философское направление,признающее материю первичной и независимойот сознания, а сознание — вторичным.

 

Методология —способ познания существующей реальности,опирающийся на систему

универсальных принципов и законов.

Метод —прием,средство,способ познания.

 

Мифология —возникший на ранних этапах существования общества способ осознаниямира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.

 

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека,наотношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

 

Натурфилософия —философия природы,первая форма философии,содержание понятияизменялось по мере исторического развития форм философии.

 

Наука —теоретическое знание,содержанием которого являются законы объективного мира. Объективный мир —объективная реальность,все существующее независимо от сознаниячеловека.

 

Онтология (от греч.ontos—сущее иlogos—слово,учение,наука) —учение о сущем,учение о бытии.

 

Принцип —руководящая идея,основополагающее правило.

Теория —система логически обоснованных,концептуальных идей.

 

Философия —наука об универсальных законах и принципах бытия;учение об общихпринципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

 

Философский метод (греч.methodos—путь познания) —система наиболее общих приемовтеоретического и эмпирического освоения действительности.

 

Эстетика (греч.aisthetikos—чувствующий,чувственность) —учение о законах прекрасного.

Этика (от греч.ethos—обычай,характер) —учение о нравственности,морали.

 

Закон -внутренние,устойчивые,необходимые,существенные,повторяющиеся связи.

Концепция -основополагающая мысль,концентрация содержания,основная точка зрения.

Метод -приём,средство,способ познания.

Наука -теоретическое знание,содержанием которого являются законы объективного мира.

Объективный мир-объективная реальность,все существующее

независимо от сознания человека.

Принцип –основополагающие знаний,науки.


 

Теория -система логически обоснованных,концептуальных идей.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Что такое «философия», каковы ее цель и предназначение?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Что является предметом философского исследования?

4. Что входит в структуру философии?

5. Охарактеризуйте функции философии.

6.В чем сущность Основного вопроса философии?

 

7. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?

 

8. Какова структура мировоззрения?

9. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?

 

10.Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам познания?

11. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?

 

Упражнения и задачи

 

1. Иногда говорят, что философия-«дочь демократии». Как вы думаете, что здесь имеется ввиду?________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Есть ли на Ваш взгляд польза от философии? Если «да», то в чём она состоит?______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сможет ли каждый человек стать философом? Если «да», то что именно для этого нужно сделать?______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Раскройте взаимосвязь между философией и худ. Литературой на примере одного из известных Вам произведений отечественной литературы.___________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Раскройте смысл выражения Карла Маркса. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». О какой функции философии идёт речь?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.«Структура мировоззрения»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Всякая философия является мировоззрением. Но не всякое мировоззрение является философией. Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите типы мировоззрения и дайте им характеристику________________________________________________________________________

 

10. Объяснить функции философии

1. Мировоззренческая__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Гносеологическая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Методологическая___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Интегративная_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Аксиологическая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Интеллектуальная____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Социальная_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Прогностическая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Эвристическая______________________________________________________________________________________________________________________________

11.Основным вопросом философии, раскрывающим характер философского мышления является ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Выделяют два аспекта этого вопроса:

1.онтологический _______________________________________________________________________

2.гносеологический______________________________________________________

13.А.Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Идеализм _____________________________________________________________________________________

В.Дуализм- ____________________________________________________________________________________

14. Формы проявления материализма и идеализма

Материализм Идеализм
Диалектический –     Объективный-
Метафизический-     Субъективный-     Солипсизм-    

 

 

15.В ответ на вопрос «Познаваем ли мир?» сформировались философские направления

оптимисты- __________________________________________________________________

скептики- __________________________________________________________________

агностики- __________________________________________________________________

16. Как вы представляете роль философии в своей будущей профессии?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Мифология в прошлом и в современном мире: общее и особенное.

2. Философия как наука и мировоззрение.

3. Философия как путь к мудрости.

4. Концепции возникновения философии.

5. Мировоззрение и медицина.

6. Мировоззрение «здравого смысла»

Упражнения и задачи

 

1. Назовите 4 благородные истины буддизма и раскройте их смыл.

 

·...........................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………

 

………………………………………………………………

 

· …………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………....

 

· …………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

 

……………………………

 

· …………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………

 

2. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

3. Какими качествами, согласно Конфуцию, должен обладать руководитель?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятия «Инь» и «Янь»?

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Познакомьтесьсмыслями древнекитайского философа ЛуньЮя.

Какие ценности характерны длядревнекитайского обществаиегокультуры?Выпишитеих ниже. Как Высчитаете, потеряли ли они своезначение сегодня?

 

Учительсказал:«Еслируководитьнародом посредством законовиподдерживатьпорядокпри помощинаказаний, народбудетстремитьсяуклонятьсяотнаказанийине будетиспытывать стыда.Еслижеруководить народом посредствомдобродетелииподдерживатьпорядокпри помощиритуала, народ будет знатьстыд, ионисправится».

Цзи Кан-цзыспросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учительответил:«Есливы будетевобщениис народомстроги,то народ будетпочтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу),тонарод будетпредан.Есливыбудетевыдвигатьдобродетельныхлюдей и наставлять тех, кто не может бытьдобродетельным, то народ будет старательным».

ЛуньЮй.Древнекитайскаяфилософия.М.,1972.С144 – 145.

 

 
 
 

 

6. В зависимости от чего учения древней Индии подразделялись на ортодоксальные и неортодоксальные?___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

7. Какова взаимосвязь "Брахмана" и "Атмана" в ведической философии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как возможно познание в ведической философии?______________________________________________________________

9. Как взаимосвязаны понятия "сансара" и "карма" в древнеиндийской философии?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему в древнеиндийской традиции принято сжигать тела умерших?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие принципы составляют основу буддизма?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какое место в философии буддизма занимает понятие "нирвана"?________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое значение в древнекитайской философии имеет понятие "Дао"?____________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Определите общее и различное в понятиях «Брахман» и «Дао».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. В чем суть принципа «у-вей»?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как Конфуций решает проблему государственного управления?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие особенности являются общими и различными для философии Древней Индии и Древнего Китая?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнения и задачи

 

1. Заполните пропуски. Назовите основные периоды развития Античной философии.

 

1 период …………………… (Философия Древней Греции).

 

2 период …………..в.до н.э. –…….в н.э. (Философия Древнего Рима).

 

 

2. Что является первоосновой мира?

 

Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Пифагор?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Решитезадачу:навопрос,сколькоу Пифагораучеников,мыслительответилтак:«Половина моихучеников изучаетматематику,одна четвертая– природу,одна седьмая проводитвремяв молчаливомразмышлении, остальную часть составляюттридевы».

Сколькоучеников былоу Пифагора?

4. Впишите представителей указанных школ

Милетская школа -

 

………………………………………………………………........................................................................

 

Элейская школа

 

……………………….. …………………………………....................................................................

 

Эфесская школа ----

……………………………................................................................................................................

 

4. определите авторов и прокомментируйте слова философов:

 

«Многознание уму не научит»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«все течет, все изменяется»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Глупым лучше повиноваться, чем повелевать»._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не из друзей врагами»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. Заполните таблицу «Античная философия»

 

Этап Основной философский интерес  
   
     
  Материальная субстанция (………… и др.)  
  Атомы + пустота (……. и др.)  
…………………. Числа (………………………… и др.)  
     
  Идеи (……………… особенно Платон и др.)  
  Форма (………………… и др.)  
Интеллектуализм    
     
  Самодостаточность человека (…………)  
  Счастье человека как наслаждение (………………)  
…………………… Человек и его космическая судьба (…………….)  
  Мудрое молчание (………………………)  
     
  Иерархия:  
  Единое – ………… – Мировой Ум – …………... - Материя  
Неоплатонизм    

Упражнения и задачи

 

1. В чем, по вашему мнению, состоит разница между понятиями теоцентризм и антропоцентризм?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Перечислите 4 основные проблемы средневековой философии.

 

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

 

4. ________________________________________________________________

 

3.Какие вечные нравственные ценности связаны с основными понятиями средневековой философии?

4. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?

5. Заполните таблицу «Средневековая философия».

 

 

Основные идеи Основные понятия

Этап /Представители

 

1. Патристика

Философствование

в

 

2.Схоластика

…………………

 

Упражнения и задачи

1. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?___________________________________________________________________________

 

 

2. Приведите по два примерадедуктивного и индуктивного способа мышления(из любой сферы научногознания):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Перечислите общественно-политические идеалы Просвещения?

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Объясните смысл понятий:

 

гражданское общество

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

общественный договор

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivere est cogitare» («Жить, значит мыслить») и Р. Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

6. Заполните таблицу «Философия Нового времени».

Этап Авторы философских Основной интерес  
  концепций  
       
XV – XVI вв.   Гуманизм  
  ………………………… Эстетическое отношение  
    к действительности  
XVII в. …………………………. Ясные идеи и дедуктивные  
    построения теории  
  ……………………….. Теория познания: сенсуализм.  
XVIII в.   Априорные принципы и их воплощение в  
  ………………………….. науке и морали  
    Универсальная системная  
  ………………………….. философия идей  
    Концепция общественного труда, критика  
  ………………………… капитализма  
XIX в.      
  ………………………. Критика разумных ценностей  
     
       

Упражнения и задачи

 

1. Попробуете установить, кому могли бы принадлежать следующие суждения:

• «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений»;

 

……………………………………………………………………………………..

 

• «Мы не можем познать материю, так как наше познание ограничено нашими ощущениями, которые отражают лишь внешнюю сторону вещей»;

 

………………………………………………………………………………………

 

• «Математик изучает одно и то же пространственное отношение методами геометрии, аналитической геометрии, алгебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человеческую жизнь разными путями и потому религия и наука могут существовать рядом, не уничтожая друг друга».

 

…………………………………………………………………………………………

(Дж.Беркли, Т. Гоббс. И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. А.Шопенгауэр, У. Джемс).

 

 

2. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?

 

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………….

 

3. Определите, какую философскую идею выразил в поэтической форме автор стихотворения. Каким философским методом он пользуется?

 

Зерно взрывается в земле,

 

Как бы себя уничтожая,

 

И потворяется в стебле, Как бы себя преумножая. Но повторяется ль оно,


 

Не изменяясь в вечной смене,

 

Иль изменяется зерно

 

В круговороте возрождений? Оно по-новому чарует И людям новую любовь И радость новую дарует. Пусть жизнь прошедшая зерна Не умерла и не забыта, ― Ему, расцветшему, дана Иная, высшая орбита… Я знаю: мир в конце концов Поблек бы, если б зёрна эти Не изменялись и отцов Всего лишь повторяли дети. Зерно, что в почве взращено, Окрепнув, солнца жар воспримет, И крышу космоса оно, Преобразившись, приподнимет.

 

4. Определите,кому из философов принадлежит данное высказывание:

 

1. «Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание».

 

2. «Все действительное разумно, все разумное действительно».

3. «Мысль - продукт мозга, но она не материальна».

4. «Вся человеческая история - лишь приближение к идеалу».

(Л.Фейербах, К.Маркс, И.Фихте, Г.Гегель)

 

 

Разгадайте кроссворд.

 

По горизонтали. 1. Важнейшее средство человеческого общения. 3. Астроном, обосновавший гелиоцентрическую систему мира. 4. Целостность, единство элементов, находящихся в связи друг с другом. 5. Мировоззренческая концепция, согласно которой отрицается существование бога или других высших сил. 6. Общие, фундаментальные философские понятия. 7. В переводе с древнегреческого — учение, слово.

 

По вертикали. 2. Термин древнегреческой философии для обозначения мира как целого.


 

Упражнения и задачи

1.Заполнитетаблицусуказаниемхронологическихрамокрусскойфилософии,основных направлений и наиболее ярких представителей:

 

Хронологические рамкиистории Основныенаправления Представители философскихнаправлений
     
     
     
     
     

 

 

2.Русская философияXIXвека находилась в оченьтеснойсвязис художественной литературой.Вспомните изшкольногокурса литературытопроизведение русского поэтаилиписателя,котороеоказалонаВас наиболеесильноевоздействие.Приведите эти строки и пояснитесвой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Укажите имена мыслителей и этап развития русской философии, на который приходитсяихжизньи творчество.

 

 

1. 2. 3. 4.

5. 6. 7.

Имена мыслителей Этапы русской философии
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

 

 

 

 

КРОССВОРД

"РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В РОССИИ"

 

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1.Имя философа Белинского. 2.Древнегреческий философ,накоторого хотел быть похожим Г.С.Сковорода. 6. Русский философ, исследовавший феномен "западничества" и "славянофильства". 9. Русский философ, написавший очерк "Судьбы философии в России". 10. Город-крепость, где во время ссылки жил Ф.М.Достоевский. 12. Немецкий ученый-популяризатор Шеллинга. 13. Мыслитель-полупозитивист, "народник". 15. Город, в котором родился Н.Г.Чернышевский. 19. Препода


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.268 с.