Четвертое воскресенье по Пасхе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Четвертое воскресенье по Пасхе

2017-12-13 167
Четвертое воскресенье по Пасхе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деян. IX, 32-42

32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

 

Святой евангелист Лука в произнесенных ныне на святой литургии словах говорит нам, что св. апостол Петр по своей обязанности обходил всех христиан, нередко посещал их дома, наблюдал над их семейной жизнью, упорядочивал ее, радовался процветанию в них благочестия. И верующие христиане с радостью принимали к себе св. апостола как посланника Божия, как дорогого гостя, как Самого Иисуса Христа. Оттого-то такое радушие со стороны принимающих и благословлялось Богом.

И пастыри Православной Церкви ныне имеют свое право и обязанность навещать своих пасомых в их домах, наблюдать над их жизнью, следить за семейным их бытом, за согласием между членами семьи и честным их трудом.

Такое премудрое установление, обязывающее пастырей посещать своих пасомых не только тогда, когда в пастыре крайняя, едва не смертная нужда, но и в другие времена, это распоряжение могло бы иметь сильное влияние на взаимообщение между паствою и пастырем, на устранение из прихода многих грубых пороков, семейных раздоров и несогласий, и даже судебной тяжбы, и на более правильное исполнение христианином еженедельных обязанностей. Но что приходится видеть и слышать?

Священник, даже в скученном приходе, допускается, приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце ее, т. е. когда родится младенец - для молитвы о родившей и родившемся и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашавших. Кроме этих случаев, дом и семейная жизнь прихожан в больших городах закрыты для взора пастырского; и уши иных прихожан не отверзаются для увещаний и советов христианских. А пастыри обязаны и готовы преподавать благословение каждому дому и освящать его молитвою церковною и св. крестом. Вопросы религиозные, семейный разлад, неравномерное, не одинаковое отношение к детям - эти вопросы не предносятся к светочу христианскому, а помимо Церкви и ее служителей решаются или педагогикою, т. е. наукою о воспитании, или судом. Так, вне Церкви, идет жизнь многих домов. Ах, куда делось то старинное радушие христиан? Где те христиане, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, богобоязненными, пред властию церковною благоговейными?

Ст. 32. Св. апостол Петр, когда посещал и обходил всех, пришел и к святым, т. е. христианам, живущим в Лидде, в старинном значительном городе. Здесь христиане, освященные и набожные люди, с благоговением приняли апостола, оказали ему полное радушие и твердую веру во Христа. Поэтому-то св. апостол в свою очередь и им явил дивную милость в лице их согражданина, расслабленного Энея. Твори добро - и тебе будет добро.

Ст. 33. Там, в Лидде, апостол Петр нашел одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Св. апостол, значит, не сразу как пришел, так и исцелил расслабленного, а он сначала осмотрел жителей, узнал их жизнь и веру и при этом нашел больного, достойного особенной милости Божией в славу Христову, к радости всех знавших несчастного восьмилетнего страдальца и во спасение самого исцеленного.

Ст. 34. Петр сказал ему (Энею): Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. Нужно ли говорить о том, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его?

Ст. 35. Не только жившие в Лидде святые, т. е. правоверующие во Христа, прославили Его, но и все другие, жившие в Лидде и Сароне, которые еще не веровали во Христа, как только увидели Энея здравым, стоявшим на ногах, ходящим и действующим, тоже обратились ко Господу.

Такое чудо, совершенное в Лидде, скоро сделавшееся известным у жителей долины Саронской, естественно, не могло быть долго неизвестным в городе, соседнем с Лиддою, более многолюдном и лежавшем, так сказать, на большой дороге. Мы говорим про город Иоппию, или, как ныне он называется, Яффу.

Ст. 36. В городе же Иоппии в это самое время, когда апостол Петр исцелял Энея, находилась одна ученица, именем еврейским Тавифа, что значит по-русски «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Эта одинокая женщина находила себе отраду, как видно, в добродетельной жизни, в готовности всецело служить Господу и быть полезною людям во всем добром. Но и ее жизни пришел конец.

Ст. 37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. Тяжело опускать в могилу добродетельных людей. Они так редки на свете. Добреньких на свете есть немало. Это - те люди, которые иной раз кажутся ласковыми к вам, подчас услужливыми, снисходительными; а в другое время смотрят на вас свысока или совсем не признают вас, смотря по тому, откуда подует на вас и какой ветер, как вас нежит жизнь и устрояющие нашу судьбу люди. Но такие добренькие люди, по выражению Апокалипсиса, ни то постоянно теплы, ни то постоянно холодны. За то такова их и участь, как в потомстве, так и за гробом (Апок. III, 16). Дороги для развития истинно христианской жизни в людях и для ободрения их те христиане, вроде Тавифы, которые поставили задачею своей жизни благотворить и благотворить без расчета, без самолюбия, а только в утешение своей души и на пользу нуждающимся. За то и память о таких добродетельных бывает долговечна, и любовь к ним прочна и трогательна. Смотрите, сколько заботятся об умершей Тавифе все. А она была в мире одинока.

Ст. 38. Лишь только скончалась Тавифа, ученики, т. е. христиане яффские, услышав, что Петр находится в Лидде, которая была близ Иоппии, послали к Петру двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.

Ст. 39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

Все вдовицы со слезами предстали пред апостолом Петром. Вдовицы окружили Петра. Видно, не было у усопшей Тавифы родных; она была, должно быть, круглая сирота. Но, к счастью, она присоединилась к обществу добродетельных вдовиц. Что это была за община? Это - община добровольно, всецело посвятивших себя Богу и добру в мире строгих женщин, которые воздержно жили своими трудами и от своих трудов праведных уделяли бедным или в храм Господень. Так, занимаясь рукоделием, шитьем и вязаньем, они самые сработанные вещи отдавали бедным семействам, где дети, например, и при честных трудолюбивых родителях недостаточно одеты и согреты. Такая постоянная заботливость о нужде ближнего услаждает жизнь самой благотворительницы и особенно благословляется Господом. Среди этой общины покойная Тавифа, видно, особенно выдавалась своим трудолюбием и человеколюбием; оттого-то о ней и плакали все.

Все вдовицы со слезами предстали перед апостолом Петром, показывая рубашки и платья, какие другим делала и дарила Серна, живя с ними. Так-то добрая подруга лучше иной родни.

Нам представляется при этом наша обыденная жизнь одиночек-вдовиц или еще не пристроенных, но совершеннолетних девиц. Похожи ль они в своей жизни на Тавифу?

Вот, к примеру, остается вдова бездетная. Как жизнь и смерть в руце Божией, так, значит, и вдовство не без воли Божией, премудрой, премилосердной. Правда, вдовство есть крест; но вдовство бездетной - еще не особенно тяжелый крест. Одна голова не бедна. И нужно с самого начала вдовства вдовице понять в своей судьбе руку и волю Божию и благодушно, терпеливо покориться ей. Что же ей остается в одиночестве делать? Падать духом? - Бесчестно и грешно. Желать замужества второго? - Преждевременно и необдуманно идти против только что явленного в смерти супруга определения Божия. Но для души одинокой, унылой, тоскующей во вдовстве, первое дело - честный труд и христианская деятельность, сообразная с положением в обществе, с образованием, с силами и средствами вдовицы. В этих занятиях - отрада для души, залог и преграда от соблазнов и влечений света, в этом - задача и цель вдовства. Второе супружество - это тоже дело Божие, которое устрояется сверх человеческих расчетов. А потому, вдовица, верь, надейся и молись. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим. V, 5).

Еще несколько слов о совершеннолетних одиночках-девицах. Они кончили образование; достигли совершеннолетия. Одни живут дома - в семье родной; другие расселились по чужим домам, на чужой хлеб за свои собственные заработки. Некрасива доля последних. Неопределенна, темна цель жизни и всех их. Обыкновенная цель, т. е. замужество, для непристроенной девицы, Бог весть, кому и когда суждена? А время и развитие дает свои запросы. Семья ждет от одиночной исполнения своих желаний и, так сказать, сердечной награды за любовь и заботы. Что же делать девице? Куда ей голову склонить? Увлечься ли мирской суетой? Забыть ли домашний, семейный очаг? Стать ли выше своей родной семьи и влачить день за днем в непростительных мечтах развитого и раздраженного воображения? Или строить воздушные замки с своим будущим счастьем?.. Нередко с такими мечтаниями и входят в жизнь, и возвращаются в родную семью, без сочувствия к труду родных, к обыденным занятиям, без охоты быть послушною советам опытных, трудящихся родных. Счастливы родители, если видят в своих дочерях уважение, послушание, охоту трудиться в семье, для семьи; если дочери не пренебрегают скромною обстановкою родительского крова и спокойно, терпеливо, с молитвою в сердце и на устах втягиваются в жизнь, не согласную с мечтами. Но при этом одна из главных мыслей девицы должна быть мысль, что она христианка, и, как совершеннолетняя христианка, она должна иметь уже постоянное правило в христианской жизни: быть полезною всякому во всем добром или избрать какую-нибудь деятельность, особенную, близкую, свойственную ее сердцу. Но только каждая такая черта христианской жизни должна быть постоянною добродетелью известной души. Есть же и в настоящее время добродетельные девицы в мире! Девица, приучившая себя к разумной, добродетельной жизни, будет набожною и влиятельною супругою и матерью. Ищите же, девицы и вдовицы, прежде Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам (Мф. VI, 33).

Добродетели Тавифы воскресили ее из мертвых.

Ст. 40. Петр, пришедши в горницу, выслал всех вон и, преклонив колени, помолился. Значит, при молитве нужно иногда и коленопреклонение, как выражение усиленной молитвы, сопровождаемой мыслью о нашем ничтожестве, о наших немощах. И, обратившись к телу, (Петр) сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

Ст. 41. Св. апостол, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых, т. е. христиан, и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

Ст. 42. Сие сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. Таким образом, с каждым днем все более и более прилагалось ко Христу число верующих.


№15

Неделя о самаряныне

Пятое воскресенье по Пасхе

Деян. XI, 19-26, 29-30

19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;

24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25. Потом Варнава пошел в Таре искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,

30. что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

 

Говорят: «Нет худа без добра»; или еще есть поговорка: «Все к лучшему». Правда ли это? Что в видимости хорошего в том, что человек честный, мирно живший и все силы свои отдавший служению общественному, вдруг преследуется, испытывает огорчения, уничижается и находит препятствие даже к снисканию честного труда, к полезной для себя и других деятельности? Что тут отрадного для страдальца? Его гонят без всякой законной причины. Где же тут правда? Где утешение? - Утешение в Господе, Который все направляет к лучшему. Действительно, так.

Никакое положение наше, не зависящее прямо от нашей дурной жизни, не бывает без особенной любвеобильной воли Божией. Господь - Отец наш Милостивый. Он знает, кому что нужно, кого, куда и когда назначить, и поэтому управляет нашею судьбой сверх наших ожиданий, иногда огорчая наши соображения и мечты; но Он видит лучшее для нас вдалеке; для нашей души, если не для внешней жизни; Господь смиряет и высит, возводит и низводит, живит и мертвит. У Него не забыта ни одна маленькая птичка (Лк. XII, 6). Оставит ли Он без Своей любви верующего христианина? Горести христианина - на пользу ему и ближним. Пример для этого - предложенная ныне из книги Деяний апостольских история.

Вы слышали сегодня, что после того, как евреи, особенно фарисеи, в Иерусалиме убили каменьями первого мученика, христианского архидиакона Стефана, другим христианам опасно было оставаться в этом городе. И на них могли напасть, и их могли мучить и терзать. Им нужно было, по слову Христову, спасаться бегством (Мф. X, 23). Вот они оставляют свои дома, семейства, свое хозяйство, быть может, не без грусти; идут они в места разные, незнакомые; Бог весть, как-то их там примут. Согласитесь, быть гонимым ни за что ни про что - неприятное дело. Быть в изгнании, в рассеянии, вдалеке от родных, от общества единоверцев, и неизвестно, надолго ли, - это для сердца любящего очень тягостно. Но нет худа без добра. Все к лучшему.

Во-первых, потому, что таким бегством первые христиане сохранили свою драгоценную для мира жизнь; во-вторых, потому, что рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, разошедшись по разным странам от Иерусалима к востоку, западу, северу и югу, и притом за пределы Иудеи, даже Палестины, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, проповедуя там слово о Христе (Деян. XI, 19). Значит, не будь гонения в Иерусалиме, христианство не дошло бы так скоро до заграничных мест. Душа, избавленная от власти сатаны, от язычества - приобретение в Церковь Христову. Таким образом, изгнанники были первыми просветителями сидевших во тьме иностранцев, виновниками их спасения и сами себе такою проповедью уготовили неувядаемый славы венец. Так не правда ли, что все к лучшему?

Эти проповедники Евангелия, конечно, из евреев, с самого начала по причине господствовавшего тогда убеждения о превосходстве еврея и его веры пред любым язычником никому не проповедовали слово, кроме иудеев (Деян. XI, 19). Но взгляд этот на дело христианства - неполный, односторонний. Христианство есть религия вселенская; оно возвещает всем и каждому, что оно грядущего ко Христу не изгоняет вон, что в Церкви Христовой нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского (Гал. III, 28) и что, следовательно, ограничить проповедь о Христе одними евреями было несправедливо и обидно для остального мира.

Ст. 20. Поэтому-то и были, впрочем, некоторые из рассеявшихся, уже раньше обращавшиеся с язычниками, знавшие добрые черты в их душах, это - Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Сирийскую Антиохию, говорили Еллинам, т. е. язычникам, благовествуя Господа Иисуса.

Ст. 21. И Бог благословил их труды, озарил сердца слушавших язычников: и была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. У Господа нет лицеприятия. Добрый язычник при обращении ко Христу не стесняется, не принуждается от Бога сначала принять еврейство будто бы с неизменным обрезанием, а становится членом Христовой Церкви прямо, без форм еврейских.

Правда, евреи, даже и в христианство обратившиеся, косо посматривали на таких обращенцев из язычества и с недоверием относились к их обращению; не прочь были евреи считать последних-то неполными христианами.

Ст. 22. Так, когда дошел слух о сем обращении язычников антиохийских через кипрян до церкви Иерусалимской, составившейся из евреев, то христиане иерусалимские поручили известному, уважаемому за доброту и просвещенность христианину, тоже кипрянину Варнаве идти в Антиохию. Зачем? - Затем, чтобы удостовериться, ужели вправду Дух Святый и антиохийцев-язычников сподобил Своих даров, таких же, какие ниспослал иерусалимским евреям.

Ст. 23. Он прибыл туда и увидел благодать Божию, возрадовался духом и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем.

Ст. 24. Ибо Варнава был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И после увещаний Варнавы еще приложилось довольно народа к Господу.

При таком наплыве верующих в христианскую Церковь Варнаве одному трудно было управиться в Антиохии. Пастырский долг, особенно при множестве верующих и при постоянном сознании тяжкой ответственности за каждую обращенную или вверенную душу, требует напряженных, чрезмерных трудов: одного нужно утешить, другого обличить, вразумить; тому подать помощь вещественную, другого вести к просвещению; там поднять и поддержать падающего грешника, но готового исправиться; здесь посорадоваться с радующимися; в одном месте примирить враждующих, например семейных, а в другом - защитить от неправого суда душу, ни в чем не повинную. При этом на обязанности пастыря лежит еще общественное богослужение и благовременное и безвременное молитвословие по домам. Понятно при этом желание Варнавы иметь себе сотрудника. Таким сотрудником был ему уже давно известный Павел, впоследствии апостол, обращенный из евреев, о котором он сам раньше сделал добрый отзыв в Иерусалиме пред апостолами Петром и Иаковом. Этот Павел уже несколько лет успешно проповедовал Христа своим землякам.

Ст. 25. За ним Варнава сам пошел на родину Павлову - в Таре, находившийся в соседней с Антиохиею области. Там он нашел Павла и привел его в Антиохию.

Ст. 26. Целый год собирались они в церкви; каждый день отправляли богослужение, приобщались и приобщали народ Святых Тайн, поучали верующих и научили твердо стоять в вере немалое число людей. Святые проповедники вникали и в житейские нужды христиан.

Здесь-то, в Антиохии, ученики Христовы в первый раз стали называться Христианами. Это название дано было не самими верующим во Христа, потому что сами верующие называли себя учениками, святыми, братиями, верными. Судя по окончанию слова, христианами назвали нас язычники-римляне, которые этими окончаниями слов обозначали принадлежность какого-либо лица к известной партии или к известному племени.

Ст. 27, 28. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, предсказал, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии (в 44 году по Р. X.).

Ст. 29. В предотвращение ужасных бедствии при голоде антиохийские христиане положили, каждый по достатку своему, по чувству братства, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали.

Ст. 30. Они собрали значительное пожертвование и послали все это к старшим, т. е. к апостолам и другим учителям Церкви Иудейской, для всех тамошних христиан чрез своих доверенных и учителей Варнаву и Савла.

Таковы-то были плоды гонения на христиан в Иерусалиме. Слово Христово далеко разнесено. В средоточии язычества и в многолюдном городе сирийском образовалась значительная Церковь христианская из язычников, давшая всем нам и свое название, дорогое сердцу верующего: «христианин».

Православные! Утешительно читать, как антиохийцы, только недавно просвещенные христиане, каждый по мере своих сил, по достатку, усердно стараются помочь другим иногородним, даже иностранным христианам. Каждая душа несет что-нибудь в общий склад, чтобы дальним христианам не было тяжко во время голода. Они знали, что будет голод во всей вселенной, т. е. в Римской империи, и конечно, ожидали, что и их может он застигнуть; но они готовы были поделиться последним для других, забывая о своих лишениях и предстоящих опасностях. И конечно, рука дающего не оскудеет. Своими пожертвованиями они сохранили жизнь многих: и старых, и малых, здоровых и немощных. И за то Господь не оставил их Своими благословениями.

Православные христиане! И мы, подобно антиохийцам, были в свое время, в лице наших предков, тоже язычниками. И наше русское сердце, подобно их сердцам, сочувственно отзывается к нуждам народов сродных или иноплеменных, и иностранных, но нам единоверных. Славяне заграничные, греки, арабы, сирийцы - все издревле имеют немало памятников милосердия русского. И теперь св. Афон, греческая земля, Палестина и Александрия постоянно имеют поддержку и помощь от щедрот русского народа. Говорим это не для особенного какого-либо горделивого самоуслаждения добродетелями нашими. Нет, мы хотим обратить ваше внимание на внутреннюю нашу жизнь, на более близкую к нам среду - на наше родное отечество, на наших родных бедняков русских. Россия велика. И бедности в ней тоже много. Но немало есть и людей с большими средствами. Богатство живет рядом с бедностью. Вверху дома - светло, роскошно, здорово, сыто, весело, а в нижних этажах дома - сырость, болезнь, холод, голод, слезы, стоны о пище, скорбь, уныние, даже безнадежность.

Что же делать? Скажут: это явление в мире неизбежно. Да, это так; но бедность все-таки есть зло общественное и зло, частично преодолимое при усилении добра в мире, подобно тому, как при усилении света постепенно пропадает, бежит тень. И бедняков было бы меньше, если б было в богачах побольше доброты и просвещенной внимательности к горю и нужде ближнего. Иной жертвует, так сказать, бросает большие суммы на какое-либо общественное развлечение или предприятие промышленное, не вполне благонадежное; а между тем, не имеет в душе своей постоянно, правильно проявляющейся, хотя и скромной, благотворительности. Тихий дождик бывает почве полезнее, чем иногда сильный, обильный. Скромная, но постоянная благотворительность для многих гораздо сподручнее и душе благодетельной спасительнее, и для нуждающихся полезнее, чем вдруг прорвавшееся добродушие по одному какому-либо случаю и затем скрывшееся надолго, если не навсегда, в живом благотворителе. Лучше поменьше жертвовать, да почаще; но непременно с размышлением и с любовью к ближнему, чем отдать только сумму на какое-либо дело с самоуслаждением или с расчетом и без сострадания к горемычной жизни других.

В нынешнее время призвана на общеблаготворительное служение частная деятельность; ей оказывается полное сочувствие в добре. И сердце радуется, когда слышишь: то там, то здесь какой-нибудь добрый христианин жертвует почтенную сумму на богадельню, например, для тысячи человек, на больницы, на народное образование, на ремесленное или коммерческое, или чисто научное (классическое) учебное заведение, на общины человеколюбивые. Но это все частные случаи.

А Православие есть религия добра и свободы; оно - религия вселенская, оно представляет обширное поприще для добра, оно требует от каждого из нас, православных, сочувственной к нужде других, но непременно постоянной, разумной самостоятельной деятельности.

И Церковь призывает всех и каждого из нас к тому же. Она и указывает нам круг занятий и место для деятельности, и людей нам сподручных, близких.

Приход при каждой церкви - вот круг для благотворения нашего, вот первая, после своей семьи и родни, забота для нашего сердца. В приходе христиане, как в большом семействе, все более или менее знают друг друга; знают и средства к жизни, и душевное расположение, доброе или дурное, разнообразные слабости и причину их; умеют оценить бедность и причину ее: лень или пьянство отца, или многосемейность честного одиночного труженика, болезненность его или другие потери. Прихожанин видит и знает лентяя в приходе и трудолюбивого, заслуживающего помощи или не заслуживающего. Следовательно, добродетель, благотворительность в приходе может быть самою разумною, правдивою, постоянною и общинною, братскою, то есть такою, какая заповедуется христианством; она особенно спасительна душе благодеющей. А с другой стороны, при таком внимании в приходе ко всем и каждому леность будет обличаема и устраняема, праздношатающиеся нищие, ленивые, любящие сладко поесть будут должны обратиться к честному труду. Честный труженик, семьянин найдет себе поддержку; его детей будут на общеприходский счет воспитывать, обучать грамоте, ремеслу, послушанию; ему самому помогут в горе, ободрят в работе заказами; доселе беспомощная старость будет правильно каждомесячно обеспечена насущным куском хлеба, и больные найдут в приходском попечительстве или братстве пособие лекарствами, приют в больницах, утешение словом от добрых людей и совет врача. Таким образом, четыре главных бича общественных: невежество, бедность, болезнь и леность будут устраняемы из приходской семьи. И зацветет приходская православная, христианская жизнь; пробудится сознание в каждом христианине того, что он - живой член православной общины; устроятся и у нас (и уже устрояются в иных приходских братствах) учебные и ремесленные заведения, приюты, богадельни. Если каждая маленькая община заблагодевствует, а из них составляется целое православное государство, тогда и оно - все государство как совокупность общин - будет процветать и умственно, и нравственно, и материально, то есть, по внешней жизни. Как хорошо будет тогда, как красиво, если все усердные прихожане, как трудолюбивые муравьи в муравейник или как добрая пчелка в улей, понесут свои постоянные пожертвования на общее дело прихода! С миру по нитке - а бедному одежда.

Братия православные! Каждый из нас непременно подает милостыню при случае, и иногда таким людям, которых нравственной или общественной семейной жизни мы не знаем; а иногда с сожалением встречаешь таких нищих выпившими или выходящими из питейного заведения.

Умоляю вас, Христа ради, не отверните руки вашей от нашей приходской кружки для бедных! Войдите вместе с нами в братское общение; помогите и помогайте нам, или лучше, нуждам нашего прихода своими средствами, своим словом, советом, наблюдением над жизнью прихожан, вам сподручных, чтобы ни одна ваша и наша копейка трудовая не пропала даром, а принесла бы несомненную пользу. Приглашайте же к пожертвованиям всех и каждого в нашем приходе - не своих только, но и иноверцев; приглашайте, умоляя, но не вымогая. И из лепт, из копеек составится со временем почтенная сумма, которая нашему приходу даст возможность благоустроить жизнь прихожан нуждающихся, труждающихся и обремененных.

Помолимся Господу от чистого сердца, да благословит Он наше новое делание, да откроет Он сердце людей богатых и тороватых; да осушим мы при Его милости слезы вдовицы, устраним горе сиротки, поддержим слабеющую старость! При такой братской общительности у евреев времен Моисея не было резкой бедности. Сам Бог говорит евреям: между вами не должно быть ни одного нищего (Втор. XV, 4). Для этого Господь Бог заповедал им во всем помогать бедным, не дожинать полосы в поле до края, не собирать дочиста ни колосьев с поля, ни виноградных ягод в винограднике; бедные могли есть ягоды досыта в чужом саду, только не дозволялось брать их с собою; могли рвать зрелые, чужие колосья в поле руками, но не должны серпом жать их (Лев. XIX, 9-10; Втор. XXIII, 24-25).

И каждому из нас Слово Божие говорит: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник (Пс. IX, 35); блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. V, 7); суд без милости не оказавшему милости (Иак. II, 13).


№16

Неделя о слепом

Шестое воскресенье по Пасхе

Деян. XVI, 16-34

16. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21. и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23. и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30. и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31. Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

Ныне предложенное чтение апостольское говорит нам о пребывании и страданиях св. апостола Павла в первом европейском городе Филиппах, куда св. апостол прибыл из Азии по особому указанию Божию.

О Филиппах и Филиппинской Церкви нами сообщено уже довольно подробно месяцем раньше. А потому здесь остановимся вниманием на предложенном выше рассказе Деяний апостольских.

Святой Лука повествует, что они в Филиппах с апостолом Павлом шли в молитвенный дом - на молитву. Святые веропроповедники пешком ходили на молитву в молитвенный дом в Филиппах за город. Вот пример и укоризна многим из нас, которые имеют возможность пешком прибыть в церковь на молитву, но по лености или по вечерней усталости, или притворному нездоровью не присутствуют при общественном богослужении, отговариваясь и извиняясь многими благовидными предлогами. Но посещать храм Божий для молитвы нужно. Об этом уже нами сказано выше в одном из предыдущих объяснений апостольских чтений.

Апостола Павла на пути к молитвенному дому встретила одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Она не была простою гадальщицею, обманывающею народ и выманивающею для своей прибыли деньги от легковерных, каковых бывает немало во все времена. Нет, эта несчастная женщина была в услужении, кроме земных господ, и у сатаны. Последний-то и действовал в ней; на него-то и устремил св. апостол Павел свою чудодейственную силу, потому что сатана устами служанки льстиво хотел задобрить боговдохновенного прозорливца апостола Павла. Но он ошибся в расчетах.

Ст. 17. Именно служанка-прорицательница, идя за Павлом и за нами, говорит св. Лука про себя и Силу, кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

Правду она говорила, и правду, не обидную для св. апостола. Значит, и диавол - отец лжи - иногда бывает способен говорить правду. Таким он представлялся и Христу в лице бесноватых, когда говорил Ему: что Тебе до нас, пришел Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф. VIII, 29; Мк. I, 24). И при неоднократных встречах с апостолом Павлом бес устами служанки тоже хотел польстить апостолу.

Ст. 18. Служанка вслух на улице делала добрые отзывы об апостоле Павле и его спутниках много дней. Но Павел, вознегодовав на ее свидетельство, не желал иметь о себе добрый отзыв от личности, руководимой чужим сознанием, или безумной, или порочной. Он обратился к служанке и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

Это чудесное происшествие с прорицательницею вместо благодарности и хвалы к апостолу вызвало личное неудовольствие ее господ, а чрез них и волнение в невежественной толпе, которая обыкновенно подчиняется голосу более влиятельных людей.

Ст. 19. Господа исцеленной служанки, доставлявшей им в былое время немало доходов, почувствовав убыток в них, озлобились против Павла и Силы. Они схватили... и повлекли их на площадь к начальникам, объявляя их за иудеев, возмутителей спокойствия народного, и обвиняли их в строго запрещенном введении чужой религии и обычаев, противных существующим и оскорбительных римскому подданному. Господа исцеленной, руководясь своими расчетами, заговорили про Павла и Силу совсем другое, нежели что высказывала сама прорицательница. Они тоже, подобно бесу, прикрывали свою злость благовидным охранением чести города.

Ст. 20 и 21. Вот их слова: сии люди, будучи Иудеями, возмущают не их благосостояние, но весь город и проповедуют обычаи, которых нам, почетным римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Возведенное обвинение касалось дорогой чести римлянина.

Ст. 22. Народ, услышав такую вину, восстал на Павла и Силу; начальники города сорвали с них одежды и без всяких исследований велели бить их палками.

Ст. 23. Затем, после многих ударов, ввергли их в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

Ст. 24. Получив такое приказание, он засадил их в самую средину тюрьмы, во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

Ст. 25. Но святые веропроповедники в радостном сознании, что страдают за Христа, израненные от ударов, с колодками на ногах, около полуночи воспели хвалебную песнь Господу Богу и, таким образом, темницу сделали училищем благочестия для узников, а хранилище преступников превратилось в храм покаяния и истинного просвещения. Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же, дотоле ничего подобного не слыхавшие и не видавшие в стенах темницы, слушали новых своих соседей. На молитву Павла и Силы не замедлил последовать ответ с неба. Правому делу Бог - Помощник.

Ст. 26. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание тем


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.