Психолого-педагогические основы проблемного и развивающего обучения. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психолого-педагогические основы проблемного и развивающего обучения.

2017-12-09 422
Психолого-педагогические основы проблемного и развивающего обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развивающее обучение - направление в тео­рии и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравствен­ных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Основы теории развивающего обучения были за­ложены Л. С. Выготским в 1930-е гг. при рассмот­рении им вопроса о соотношении обучения и разви­тия.

Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. В конце 1950-х гг. он разработал новую дидактическую систему для развивающего образо­вания, основанную на взаимосвязанных принципах:1)обучение на высоком уровне трудности;2)ведущая роль теоретических знаний;3) высокий темп изучения материала; 4)осознание школьниками процесса учения;5)систематическая работа над развитием всех уча­щихся.

Концепция содержательного обучения Эльконина и Давыдова. Коллектив Д. Б. Эльконина выявил основные пси­хологические новообразования младшего школьного возраста - это учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что тра­диционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает необходимых зон бли­жайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возника­ют у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайше­го развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования.

Проблемное обучение - обучение, при кото­ром учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогически­ми средствами ведет работу по формированию мыс­лительных способностей и познавательных потреб­ностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения: 1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;2)развитие познавательной деятельности и творче­ских способностей учащихся;3)воспитание навыков творческого усвоения знаний;4)воспитание навыков творческого применения зна­ний и умение решать учебные проблемы;5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций: 1)проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способов реше­ния поставленной задачи;2) проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью исполь­зовать ранее усвоенные знания в новых условиях;3) проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теорети­чески возможным путем решения задачи и практи­ческой неосуществимостью выбранного способа;4)проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практи­чески достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера): 1)объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объ­яснение;2) репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;3) практический метод является сочетанием приемов обработки навыков практических дей­ствий по изготовлению предметов, предполагает деятельность, связанную с техническим модели­рованием и конструированием;4) частично-поисковый метод является сочета­нием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполне­нию работ, требующих самостоятельного прохожде­ния всех этапов познавательного процесса;5)исследовательский метод представляет ум­ственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.

 

26. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Возможности использования информационных технологий в образовательном процессе.

Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств.

Теория программированного обучения появилась в начале 60-х гг. XX. в США на основе достижений кибернетики и дала импульс к развитию технологии обучения, разработке теории и практики технически сложных обучающих систем,

В традиционном обучении работа ученика, читающего полный текст учебника, не регламентируется. Отличительная особенность программированного обучения -управление учебными действиями ученика с помощью обучающей программы, которая понимается как упорядоченная последовательность рекомендаций (задач), которые передаются с помощью дидактической машины и выполняются учеником.

Программированное обучение позволяет индивидуализировать темп обучения, активизировать самостоятельную работу учеников, проводить постоянный контроль усвоения материала.

В основе программированного обучения лежат следующие принципы:1)учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты (части, шаги);2)активизация познавательной деятельности учащихся, изучающих программированный фрагмент;3)учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого и т. д.

Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на основании которой они самосовершенствуются.

Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению и широко используется для тестирования, обучения, развития познавательных интересов и способностей.

В основе компьютерного обучения лежит обучающая программа, представленная последовательностью мыслительных действий и операций.

В настоящее время разработано огромное количество компьютерных программ. Они рассчитаны на различные возрастные категории учащихся, призваны активизировать познавательный процесс, развить воображение и умственные способности обучаемых.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.