Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Учет возрастных особенностей школьников при организации целостного педагогического процесса. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Учет возрастных особенностей школьников при организации целостного педагогического процесса.

2017-12-09 366
Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Учет возрастных особенностей школьников при организации целостного педагогического процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагоги­ческой науки. Педагогический процесс - это специфи­чески сформированное взаимодействие педа­гогов и учеников, обращенное на решение об­разовательно-воспитательных задач.

Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенст­вующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и дина­мику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют орга­нически присущие ей принципы-закономерности.

Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными про­цессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Слово «про­цесс» свидетельствует о растянутости по времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка).

Главная особенность учебно-воспитательного процесса - целостность. Это следу­ет понимать как необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности со­ставляет сущность педагогического процесса.

Общность и единство педагогического процесса подчиняют все составляющие его процессы единой цели.

Педагогический процесс можно рассматривать как систему, т.е. целое, представ­ляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, зада­чи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигае­мые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой (многообразие целей и задач педагоги­ческой деятельности: от генеральной цели - всестороннего развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов), со­держательный (отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу), деятельностный (взаимодействие педагога и воспитуемых, их со­трудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть дос­тигнут конечный результат), результативный (эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).

Внутренние противоречия педагогическою процесса являются движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и детей. Они мо­гут быть объективными и субъективными.

Объективные противоречия возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей. Главным внутренним объективным противоречием педагогического процесса и раз­вития личности в детском возрасте является постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявлениями, жизненными условиями.

С главным объективным противоречием педагогического процесса тесно связаны производные: между общественными требованиями к личности ребенка и его собствен­ными интересами: между коллективом и личностью; между новыми явлениями природы, событиями в жизни общества, с которыми соприкасается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания, между бурным ростом научных знаний и ограниченностью возможностей учебно-воспитательного в их переработке и передаче детям.

Этапы и технология педагогического процесса

Педагогические процессы имеют повторяющийся циклический характер. В разви­тии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы.1. На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом решаются сле­дующие важные задачи: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагно­стика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.2.Основной этап: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаи­модействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнооб­разных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса о другими процессами.3.Заключительный этап - достигнутых результатов. Особенно важно понять причины неполного соответствия хо­да и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.

 

21. Дидактика как теория образования и обучения, ее историко-философские основания современные проблемы. Психология обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) и дидактика.

Дидактика — отрасль научного знания, которая исследует проблемы образования и обучения. Отвечает на два наиболее общих вопроса: «чему учить?» и «как учить?».

Знание дидактики необходимо каждому педагогу, так как в современном обществе нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, на теоретические знания.

Дидактика разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. Учителя нуждаются в научном обосновании своей работы, в ее осмыслении с научных позиций.

Однако дидактика не может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов, так как процесс познания бесконечен. Развитие любой науки происходит через преодоление трудностей и противоречий.

Предметом дидактики являются системы обучения, или дидактические системы. Это упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечению информирования, воспитанию, осознанию и практическому применению знаний.

Обучение—упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие компоненты:1) деятельность педагога (разъяснение учащимся целей и задач обучения, ознакомление их с новыми знаниями; управление процессом осознания и приобретения знаний и умений; управление процессом познания научных закономерностей и законов; управление процессом перехода от теории к практике; организацию эвристической и исследовательской деятельности; проверку, оценку изменений в обученности и развитии учащегося);2)деятельность обучаемых (собственную деятельность по созданию положительной мотивации учения; восприятие и приобретение новых знаний, умений; анализ, синтез, сопоставление, систематизацию; познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей; деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль, самодиагностику достижений). Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина противопоставле­на традиционной существующей системе обучения по принципиальному направлению познания, где знания даются по схеме от частного конкретного к общему (эмпирическая). Система В.В. Давыдова, Д. Б. Эльконина является теоретической (направлена на развитие теоретического мыш­ления) и предполагает передачу знаний от общего к частному.

Когнитивная сфера личности включает в себя: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение и внимание.

Школа развивающего обучения уже в младшем школьном возрасте:

-формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

-воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

-способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

-развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.