Глава 2. Стратегические направления — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 2. Стратегические направления

2017-12-13 325
Глава 2. Стратегические направления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Блок 1. Развитие городской сети


Краткое описание

В настоящее время актуализировалась проблема развития транспортной инфраструктуры. Приоритетом в данных условиях является поиск решений, позволяющих сократить время, затрачиваемое жителями на различные поездки. Этого можно достигнуть путем развития улично-дорожной сети, системы высокоэффективного общественного транспорта, а также посредством рациональной планировочной структуры и функционального зонирования.

Необходимо обеспечить формирование обновлённой системы улично­дорожной сети. Определённая система улиц и дорог является как связующим звеном между транспортным планированием, политикой землепользования и пространственной организацией населенного пункта, так и основой для выбора новых подходов в проектировании улиц. Для этого предусматривается изменение типологий улиц и дорог, строительство новых элементов в улично-дорожной сети, реализация политики парковочного пространства, развитие пешеходной инфраструктуры.

Эффективная работа общественного транспорта должна осуществляться за счёт повышения уровня провозной способности, увеличения количества пассажиров вследствие проведения комплексной работы по внедрению новых линий общественного транспорта для обслуживания существующей и проектируемой высокоплотной застройки.

Блок также включает в себя развитие сети транспортно-пересадочных узлов. Такими узлами могут быть как отдельно стоящие здания, включающие в себя инфраструктуру общественного транспорта, и вспомогательные помещения с другими функциями, так и компактно расположенные остановки разных видов общественного транспорта и парковки.

Целевой вектор

Развитие транспортной сети, способствующей повышению мобильности, связности и доступности.

 

Основные задачи

К основным задачам относятся следующие:

повышение уровня мобильности посредством развития сети общественного транспорта, улично-дорожной сети и пешеходной инфраструктуры;

увеличение связности транспортной сети посредством организации кратчайших связей между территориями округа;

обеспечение доступности территорий за счёт увеличения связности транспортной сети;

обеспечение устойчивых внешних связей.

Стратегическое видение будущего

Формирование улично-дорожной сети, обеспечивающей оптимальные транспортные связи, увеличивающей возможности для перемещений и эффективного использования территории округа.

Формирование улично-дорожной сети позволит систематизировать улицы в зависимости от характера обслуживаемых территорий округа, требуемых уровней доступности общественного транспорта, качества и безопасности передвижений. Улицы и дороги, предназначенные для транспортного движения, должны выполнять две задачи: гарантировать мобильность, а также гарантировать связность.

Формируемая улично-дорожная сеть позволит следующее: распределить транспортные потоки и обеспечить соответствующее транспортное обслуживание исходя из особенностей прилегающих территорий; определить геометрические параметры улиц в соответствии с характерными для них условиями движения.

Основными принципами формирования улично-дорожной сети являются следующие установки:

каждая улица - это часть единой дорожной системы и, следовательно, не может рассматриваться в отдельности;

улицы должны «примыкать» к улицам и дорогам с категорией не ниже их собственной;

появление новой транспортной связи может обеспечиваться улицей или дорогой любой категории (в зависимости от условий территории и среды);

в формирование улично-дорожной сети заложен принцип «выведения» транзитного трафика (потока транспорта, двигающегося между отдалёнными территориями села или агломерации);

поток транспорта, двигающийся внутри округа и между соседними районами, направляется по улицам городского значения и главным улицам городского значения соответственно;

улицы районного значения и улицы местного значения обладают такими особенностями, как частые перекрестки и переходы на поверхности улицы;

движение общественного транспорта (в т.ч. по выделенным линиям) допускается по магистральным улицам городского значения.

При формировании улично-дорожной сети округа должны учитываться агломерационные транспортные связи и нагрузки внешнего транспорта на городскую сеть.

Блок 2. Развитие городских территорий

Краткое описание

Неравномерность экономического развития территорий в границах округа определила необходимость стратегического планирования и установления баланса по их развитию. Решение этой стратегической задачи обеспечивается развитием пространства с диверсифицированной экономикой и инфраструктурой, а также высоким качеством жизни населения.

Создание таких условий обеспечит устойчивое пространственное развитие округа и окажет существенное влияние на качество жизни населения посредством многофункционального использования территорий. Выявление в границах округа неэффективно используемых территорий, имеющих дополнительный потенциал развития, позволит вовлечь существующий территориальный ресурс, который, в отличие от отдаленных территорий, уже обеспечен транспортно-инженерной инфраструктурой.

Эффективное использование территориальных ресурсов позволит сформировать рациональную, компактную планировочную структуру округа.

Целевой вектор

Преобразование территорий, направленное на социально - экономическое развитие округа.

 

Основные задачи

К основным задачам относятся следующие: сохранение компактной планировочной структуры округа; повышение эффективности использования территорий; формирование многофункциональных территорий; дифференциация показателей пространственного развития различных территорий.

Стратегическое видение будущего

Установление границы развития застроенных и потенциально возможных для застройки территорий.

Основными проблемами округа являются неудовлетворительное транспортное обслуживание и низкое качество среды проживания. Этот дисбаланс является результатом экстенсивного развития территории, которое требует значительных капиталовложений в части транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.

С целью замедления процессов экстенсивного развития округа предлагается осуществить деление территории на «территории развития» (их развитие будет поддерживаться) и «территории стабилизации» (строительство на данных территориях будет ограничено). Границы между этими зонами определены топографическими и планировочными элементами, природными объектами и контурами существующей застройки.

К «территориям развития» относятся территории с существующей застройкой и территории, на которых предусматривается размещение объектов капитального строительства. Такие территории выделяются с целью их активного и эффективного использования; строительство на данных территориях разрешено. При формировании застройки на освоенных «территориях развития» предполагается повышение качества объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Основными целевыми характеристиками «территорий развития» являются следующие:

комфортная застройка;

доступность транспортной инфраструктуры (включая общественный транспорт);

развитая социокультурная инфраструктура.

К «территориям стабилизации» относятся функциональные зоны, включающие в себя лесные и лесопарковые массивы, обособленные лесные участки, пойменные участки рек, водоемы, луга, а также территории, развитие которых противоречит формированию компактного плана. Строительство в «зонах стабилизации» ограничено; данные территории предназначаются преимущественно для удовлетворения рекреационных потребностей населения.

Для обеспечения интенсивного развития территорий следует предотвратить размещение застройки на новых территориях и тем самым оказать стимулирующее воздействие на реконструкцию существующих застроенных территорий смешанного, жилого и производственного назначений.

Развитие многофункциональных территорий, способствующее повышению качества жизни населения округ состоит из территорий, выполняющих различные функции. Для увеличения эффективности использования территорий следует формировать единую систему взаимодействия функций. В качестве элементов такой системы выделяются следующие функции:

жилая;

общественно-деловая;

производственная;

транспортная;

инженерная;

рекреационная.

В рамках формирования многофункциональных территорий предлагаются следующие принципы.

1) Принцип смешанного развития.

Смешанное развитие территорий предполагает объединение функций (жилой, общественно-деловой, производственной, транспортной, инженерной, рекреационной), что способствует привлечению населения. Смешанное развитие возможно на уровне здания, жилой группы или квартала. Оно может быть осуществлено с использованием частных или бюджетных инвестиций, а также с использованием муниципально-частного партнерства.

Основные преимущества смешанного развития:

формирование компактной структуры; повышение разнообразия жилой застройки;

сокращение расстояний между местами проживания, приложения труда и местами «притяжения» населения;

усиление идентичности территорий;

В рамках данного принципа также могут быть созданы многофункциональные комплексы, востребованные в границах агломерации.

2) Принцип синергии.

При формировании многофункциональных территорий ожидаемый от комбинации двух или более функций результат характеризуется тем, что их взаимодействие является значительно более эффективным в сравнении с эффективностью каждой функции в отдельности. Этот принцип подходит для территорий различных масштабов (планировочного района, микрорайона, квартала).

3) Принцип дифференциации.

Дифференциация городской среды имеет важное значение, потому что потребности и вкусы жителей округа вариативны и поэтому не могут быть удовлетворены путем формирования стандартного или гомогенного пространства. Дифференциация функций территорий позволяет сформировать для жителей новые возможности и широкий выбор того, что в определенный период жизни представляет для них особую ценность. Для этого необходимо изменять состояние и уровень развития округа не на основании усреднённых нормативных показателей, а исходя из пространственного расположения территорий, включающего такие условия, как градостроительная ценность территории, наличие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

Формирование и развитие многофункциональной застройки вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности

Коридоры маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности позволяют сформировать территориальный ресурс для строительства и сохранения компактной, эффективной планировочной структуры округа.

Пространственная структура округа и политика землепользования должны стать основой для направления на развитие общественного транспорта бюджетных инвестиций.

Реализация интегрированной политики в области развития транспортной инфраструктуры и землепользования является одной из наиболее важных стратегических инициатив, направленных на устойчивое развитие округа.

На «макроуровне» округа, имеющие компактную планировочную структуру и многофункциональное территориальное зонирование (которые формируются благодаря размещению застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом), являются самыми благоприятными для жизни.

На «микроуровне» инвестиции в общественный транспорт влияют на повышение стоимости недвижимости, находящейся в зоне обслуживания общественного транспорта.

Предполагается формирование границ зон для размещения застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом в виде коридоров вдоль маршрутов общественного транспорта высокой провозной способности с учётом их радиусов обслуживания.

В качестве базовых принципов, обеспечивающих размещение застройки, ориентированной на обслуживание общественным транспортом, должны использоваться следующие положения:

планировочная организация застройки должна формировать высокую плотность улично-дорожной сети;

застройка должна обеспечивать размещение многофункциональных объектов;

плотность застройки должна коррелировать с провозной способностью общественного транспорта.

Назначение новых функций для неэффективно используемых внутренних территорий, имеющих наибольший потенциал к преобразованию

Одной из основных задач является выявление в структуре округа неэффективно используемых и имеющих пространственный потенциал территорий, а также формирование системы мер по активизации использования территории в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Формируются шесть основных категорий территорий, имеющих наибольший потенциал к преобразованию:

1) производственные территории, на которых расположены предприятия;

2) жилые территории с ветхим и/или аварийным фондом;

3) территории индивидуальной жилой застройки, находящиеся в границах выделенных территорий развития;

4) территории, расположенные вблизи природных ресурсов (водоемов, парков, лесопарков) в целях создания единого рекреационного каркаса округа;

5) территории, расположенные вблизи центральной части округа.

Развитие водно-зеленого каркаса округа, позволяющего значительно улучшить связность городской «ткани», качество городской среды и обеспечить экономический и социальный эффект

Развитие водно-зеленого каркаса должно быть направлено на повышение качества уже существующих зеленых пространств, определение потенциальных зон будущих парков и недостающих элементов зеленой сети, позволяющее сформировать их в единую систему.

Основные принципы развития водно-зеленого каркаса:

сохранение и развитие естественных природных ресурсов округа;

обеспечение всех жителей доступом к природным пространствам.

При создании связного зелёного каркаса можно выделить следующие элементы:

1) природные зоны

2) парки

3) набережные

4) бульвары.

Данные элементы должны быть сформированы в единый комплекс, позволяющий обеспечить досуг населения.

Для того чтобы существующие водные объекты превратились в качественные «драйверы» развития городской среды, необходимо превратить отдельные водоемы в многофункциональные водные ландшафты, связанные в единую водную сеть, а также обеспечить населению доступ к ней.

Развитие водного ландшафта должно ориентироваться на потенциальное рекреационное использование, интеграцию экологических мер.

 

Блок 3. Развитие городской среды

 

Описание блока

Общественные пространства играют важную роль в формировании условий для комплексного и устойчивого развития округа, повышении его инвестиционной привлекательности, а также в создании уникального, неповторимого архитектурно-градостроительного облика.

В блоке «Развитие городской среды» под общественными пространствами понимаются отдельные территории, имеющие историко-культурное значение для округа и сформированные для социального взаимодействия и отдыха населения.

В зависимости от комплекса сложившихся градостроительных и природных условий пространственного построения округа, все подобные территории были рассмотрены в следующем порядке: зелёные массивы, расположенные в черте округа и предназначенные для массового повседневного отдыха населения (лесопарки, парки, скверы); улицы, в том числе бульвары, озеленённые аллеи; площади; набережные; организованные места отдыха у воды. Формирование представления об их развитии осуществляется с учётом основных качественных характеристик (которыми должны обладать общественные пространства, отвечающие современным требованиям качества и комфорта), а именно: структурно-функционального, визуально-эстетического и ценностно-смыслового наполнения.

Целевой вектор

Формирование комфортной и уникальной городской среды, направленное на повышение качества жизни населения.

 

Основные задачи

К основным задачам относятся следующие:

расширение сети общественных пространств и рекреационных территорий;

создание единой сети удобного пешеходного пространства;

обновление облика округа и развитие его образа, сохранение его идентичности с учётом историко-культурного наследия;

сохранение и развитие пространств, имеющих историческое и культурное значение для округа, а также формирование возможностей для создания мест индивидуальной и коллективной памяти;

создание условий для коммуникаций и креативной деятельности населения, а также пространств для проведения мероприятий и поддержание инициатив по развитию территории округа;

повышение эстетического качества, а также качества благоустройства и содержания общественных пространств для поддержания физического, психологического и социального здоровья населения;

повышение уровня безопасности пространств округа.

Стратегическое видение будущего

Повышение качества структурно-функционального наполнения городской среды.

Основой для формирования качественной структуры открытых общественных пространств является улично-дорожная сеть округа, которая позволяет обеспечить свободную пространственную ориентацию жителей и позволит обеспечить их связность и доступность.

1) Связность и доступность общественных пространств

Система рассредоточения существующих рекреационных территорий в градостроительной структуре позволяет сформировать единую систему общественных пространств посредством организации объединяющей сети маршрутов общественного транспорта и пешеходного движения. Формирование подобной сети предполагает создание оптимальных направлений движения, позволяющих сократить время нахождения пешехода в пути, а также возможность его передвижения к месту назначения и перемещения внутри системы общественных пространств. Линии движения пешеходов в этом случае формируются максимально упрощённой траекторией движения с наименьшим количеством преград, обходных путей, а также оснащённые участками кратковременной остановки, позволяющими участнику движения ознакомиться с окружением или отдельными знаковыми объектами. Совмещённые линии движения учитывают возможность комфортного передвижения маломобильных групп населения.

Места потенциального пересечения линий движения пешеходной сети и путей движения автомобильного транспорта должны быть обозначены техническими средствами безопасности дорожного движения, техническими устройствами, регулирующими движение пешеходов и автомобилей, а также остановочными комплексами.

2) Комфорт пребывания жителей на территории общественных пространств

Посещаемость общественных пространств населением во многом зависит от условий, определённых предметным наполнением и содержанием, а также формирующими степень комфорта пребывания населения на их территории.

Обеспечение условий для комфортного пребывания населения в границах общественных пространств предполагает пересмотр существующих архитектурно-планировочных решений и создание новых с учётом возможности включения в их композиционный строй перспективных линий движения и функциональных зон.

Дифференциация потоков движения в границах общественных пространств, осуществляется по типам передвижения, где потоки перемещения пешеходов, маломобильных групп населения и экологически нейтральных видов транспорта образует транзитную зону, линия размещения малых архитектурных форм определена зоной отдыха, линия технического оборудования (элементов освещения, ёмкостей для сбора мусора) и озеленения создаёт буферное пространство. Построение траектории движения осуществляется относительно мест расположения наиболее крупных функциональных площадок, включённых в пространственную композицию территории, распределяется к площадкам меньшим по масштабу и значимости функционального назначения. Распределение потоков посетителей и формирование направлений их передвижения к определённым функциональным зонам, станет основанием для оптимального размещения элементов благоустройства, предметного наполнения, а также технического обслуживания. Использование современных архитектурно-строительных решений организации среды, а также новейших строительных материалов и элементов благоустройства позволит изменять функциональное назначение отдельных территорий общественного пространства в зависимости от времени суток и сезона.

3) Многофункциональность общественных пространств

Интеграция общественных пространств в культурную жизнь округа основана на расширении существующего и внедрении нового функционального наполнения их территории, а также от интенсивности использования их в ходе организации и реализации значимых для округа социокультурных проектов.

Реализовать сценарий популяризации общественных пространств среди жителей возможно посредством их тематической дифференциации, создания постоянных и временных специализированных площадок, проведения крупных просветительских, спортивных мероприятий, фестивалей, посвящённых значимым для округа темам. Вместе с этим важным для увеличения времени препровождения жителей на территории общественных пространств становится возможность приобрести во временное использование спортивный инвентарь, посетить стационарные торгово-выставочные павильоны.

Эстетика облика и визуальное восприятие пространств

Развитие общественных пространств округа должно происходить на основании преемственности исторически сформированных структур; сохранении вертикальных и горизонтальных композиционных связей, определяющих облик и силуэт округа; позиции понимания жителями исторического и культурного наследия округа.

 

Сохранение и развитие системы ценностей округа и смыслов уникальных пространств

Развитие общественных пространств должно происходить с позиции наполнения их смысловым содержанием, которое основано на представлении населения об историко-культурном наследии округа, его идентичности и локальной специфике развития, а также позволяет определить их принадлежность к настоящему и будущему.

1) Вовлеченность жителей в жизнь округа и их самовыражение

Формирование смыслового наполнения пространств округа должно вестись с учётом интересов различных групп жителей. Активное участие жителей в развитии общественных пространств способствует формированию чувства их принадлежности к месту и объединению сообществ. Проявлению гражданской активности (гражданских инициатив в принятии решений в контексте дискуссий развития городской среды) способствует обеспечение условий для творческой самореализации и коммуникаций горожан, поэтому округ берет вектор на создание площадок для реализации инициативных проектов по развитию округа и воплощению наиболее успешных концепций в реальную среду. При этом, создание полноценной креативной среды станет возможным при определении территорий, которые могут быть приспособлены под новые функции, предметное наполнение, режим эксплуатации, а также при обновлении существующих пространств для привлечения инновационной деятельности, бизнеса и стартапов.

2) Психологический комфорт населения

Совершенствование и формирование гармоничной среды округа для достижения физического, психологического и духовного комфорта человека возможно при введении в среду элементов ландшафтной архитектуры, природных элементов, элементов среды, обеспечивающих комфортные условия для общения, обмена идеями, мыслями населения.

 

 

Глава 3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

На сегодняшний день Камышловский городской округ обладает богатым опытом разработки и реализации планов стратегического развития. В связи с появлением в структуре стратегического плана развития округа такого направления, как Стратегия пространственного развития, потребуются модернизация существующих процедур и использование следующих новых инструментов.

1) Формирование бюджета округа в соответствии с приоритетами Стратегии (с применением метода экспертных оценок при систематизации и ранжирования проектов).

Одной из самых сложных частей цикла формирования бюджета расходов округа является анализ приоритетов финансируемых направлений и выделения тех, которые на текущий момент являются наиболее важными, подходящими и соответствующими сложившимся условиям. Одной из основных причин, обусловливающих трудность этого «шага», является тот факт, что это не просто техническая задача, а некий политический процесс, требующий учета интересов различных субъектов. Уровень сложности принятия решений при формировании бюджета расходов возрастает из-за необходимости учета приоритетов политики, реализуемой органами федеральной власти на территории округа.

 

План реализации мероприятий, направленных на достижение целей стратегического планирования, должен включать три пункта:

анализ инвестиционного бюджета;

ранжирование проектов;

формирование программ.

 

Систематизация и ранжирование проектов.

Систематизация проектов заключается в оценке их соответствия положениям СПР, в определении того, на решение каких стратегических задач нацелены эти проекты, могут ли они быть включены в уже сформированные или новые комплексы проектов и мероприятий либо должны реализовываться как самостоятельные.

 

Объединение мероприятий и проектов в комплексы или оценка возможности такой группировки - это также элемент систематизации проектов, который представляет собой формирование комплексов проектов и мероприятий в качестве группы технологически и содержательно связанных между собой мероприятий, входящих в состав соответствующей стратегической задачи. Основным критерием включения мероприятия или проекта в комплекс служит установление того факта, что выполнение данного мероприятия вне комплекса является либо невозможным, либо нерациональным и (или) неэффективным.

Группировка позволяет получить комплексное представление о времени, стадийности и стоимости решения стратегических задач, выделить на их решение программные бюджеты.

2) Совершенствование документов градостроительного регулирования и муниципальных документов планирования; (разработка генерального плана в соответствии с принципами Стратегии пространственного развития, актуализация/внесение изменений в Правила землепользования и застройки, актуализация/внесение изменений в местные нормативы градостроительного проектирования, комплексное устойчивое развитие территорий).

Стратегия пространственного развития является основой для комплексной реализации проектов развития территорий и для различных отраслевых стратегий развития округа. При этом положения стратегических документов не являются нормами прямого действия и реализуются через систему муниципального планирования и регулирования. К планированию в данном случае можно отнести бюджетное планирование, территориальное планирование, планирование развития муниципальной инфраструктуры, планирование муниципальных инвестиций (в том числе в реконструкцию муниципальной инфраструктуры), а к документам регулирования - правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования.

Разработка или актуализация документов муниципального планирования и регулирования должны основываться на принципах и ценностях, заложенных в Стратегии пространственного развития.

3) Вовлечение населения в процессы реализации проектов развития территорий.

Общественный договор необходим как способ формирования коммуникации заинтересованных лиц с властью в процессе реализации проектов.

Общественный договор должен определять три ключевых направления стратегии вовлечения общественности в процессы обсуждения реализации проектов развития округа: ясные цели стратегического планирования, последовательность реализации мероприятий стратегии и стремление вовлечь общественность в процесс планирования.

Жители должны быть убеждены, что процедуры и регламенты процессов обсуждения прозрачны, открыты и полны информации. Процедуры и регламенты процессов обсуждения должны обеспечивать доступ к себе всех групп городского сообщества, всех заинтересованных лиц.

Такое вовлечение общественности позволит муниципалитету достичь следующего:

наиболее полно формулировать решаемые проблемы и соответствующие решения;

повысить эффективность использования ограниченных ресурсов;

снизить риск, связанный с увеличением сроков реализации проектов; повысить степень информированности населения о реализации проектов.

4) Общественная экспертиза проектов.

Цель общественной экспертизы проектов заключается в том, чтобы жители принимали активное участие в процессах округа, а также определить приоритетные стратегические проекты для реализации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.