Проведенных по различным педагогическим методикам — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Проведенных по различным педагогическим методикам

2017-12-13 275
Проведенных по различным педагогическим методикам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие "педагогическая технология" появилось в начале 1960 годов. Педагогическая технология - это "не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компь­ютеров; это исследования с целью выявить принципы и разрабо­тать приемы оптимизации образовательного процесса путем ана­лиза факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" (Международ­ный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79 -Лондон - Нью-Йорк, 1978, с.258 (на англ. яз.) Цит. по Колеченко А.К., 1997).

А.К.Колеченко (1997) под педагогической технологией пони­мает набор операций по конструированию, формированию и конт­ролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с по­ставленными целями.

Педагогические технологии классифицируют на: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков.

В настоящее время появилось много новых педагогических технологий. Так, А.К.Колеченко (1997) с целью психологическо­го обеспечения, уточнения психических последствий, рассмат­ривает 40 разновидностей педагогических технологий учебного процесса.

Исследования, проведенные А.К.Колеченко (1997) при помо­щи методики Айзенка, показали, что разнообразные, интересные технологии изучения нового материала, ведут к более низкому уров­ню невротических реакций, как у самих педагогов, так и у учащих­ся, которые на таких уроках более активны и свободны.

Нашей задачей на данном этапе исследования является нахож­дение методики оценки умственного напряжения, степень умствен­ного утомления, которое сопровождает различные педагогические технологии.

Как показала предварительная апробация различных методик исследования умственного утомления, приведенных в главе 2, наи­более информативными для этих целей можно считать разновид­ности корректурных проб (с помощью таблицы Анфимова, колец Ландольта, детского варианта корректурной пробы). Эти методики и были использованы для исследования влияния педагогической технологии на степень умственного утомления учащихся за время урока.

Исследования проводились до начала и непосредственно пос­ле окончания урока. При использовании таблицы Анфимова или колец Ландольта в качестве показателя умственной работоспособ­ности вычислялся коэффициент умственной продуктивности. Ре­зультаты представлялись в форме таблицы и в виде графиков.

В качестве примера на рис. 6 приведено сравнение изменения умственной работоспособности учащихся на уроках химии в 10 классе.

Высота каждого столбца представляет собой среднюю арифме­тическую величину коэффициента умственной продуктивности; численное значение коэффициента отмечено на ординате графика.

Два рядом расположенных столбца позволяют сравнивать из­менение умственной работоспособности до урока (первый столбец) и после него (второй столбец).

Уменьшение величины второго столбца по сравнению с пер­вым указывает на появление умственной усталости. Превышение величины второго столбца над первым указывает на повышение умственной работоспособности в конце урока по сравнению с его началом, что является показателем благоприятного функциональ­ного состояния центральной нервной системы, вызванного интересом к уроку. Таким образом, повышение умственной работос­пособности, являясь показателем благоприятного функциональ­ного состояния ЦНС, может служить одним из основных показа­телей психического здоровья учащихся, и поддержание ее высо­кого уровня - ведущая задача сохранения психического здоровья школьников.

Из рис. 6 видно, что традиционные уроки с решением рас­четных задач или выполнением практических работ вызвали па­дение работоспособности, что можно объяснить усталостью. Од­нако, творческий урок (составление моделей алканов), прове­денный в том же классе тем же учителем, не только снял уста­лость, но, наоборот, даже повысил умственную работоспособность учащихся.

Полученные на многих уроках аналогичные результаты под­твердили положение, высказанное в главе 1, о том, что не всякая умственная деятельность ведет к усталости и падению умственной работоспособности. Увлеченный интересной работой человек не ощущает усталости.

Отсюда вытекает задача, стоящая перед учителем: необходимо так строить свой урок, чтобы лозунг "Учение с увлечением" стало традиционной формой каждого урока.

Анализируя результаты наших исследований, мы пришли к выводу, что наибольший интерес, а следовательно и меньшее утом­ление, в разном возрасте вызывают уроки, построенные по различ­ным педагогическим технологиям.

В первых классах наибольший интерес у большинства учащихся вызывает процесс рисования. Поэтому рисунок, по нашему мне­нию, можно рекомендовать в качестве элемента урока, снижающе­го умственное напряжение в начальных классах.

Широкие возможности предоставляет учителю использова­ние на уроке игровых методик. Игровая деятельность учащихся относится к эффективным методам обучения, она активизирует интерес, создает положительную мотивацию в познавательной де­ятельности. Игры в учебном процессе, привлекая детей занима­тельностью процесса игры, должны ставить вопросы так, чтобы ребенку захотелось найти ответ, получить соответствующую ин­формацию. Наряду с привлекательной формой решения познава­тельной задачи, игра должна обеспечить процесс творчества и приносить удовольствие играющему. По мере развития ребенка, овладения им новыми знаниями, сложность игры должна возрас­тать, сохраняя при этом свою занимательность и оставаясь дос­тупной ребенку.

 

 

  1-традиционный урок: решение расчетных задач; 2 - творческий урок: составление алканов; 3 - практическая работа. Рис.6. Изменение умственной работоспособности учащихся на уроках химии в 10 классе.   1 - урок мироздания в 5 классе, проведенном в игровой форме. 2 - урок биологии в 9 классе с использованием персонального компьютера. Рис.7. Повышение умственной работоспособности учащихся во время творческих уроков.

В нашем лицее разработаны несколько авторских игр, ко­торые, после их тиражирования, могли бы оказаться полезными учителям других школ, при проведении занятий по естествозна­нию в 3-ем классе. Это - домино "Витамины", лото "БЖУ (белки, жиры, углеводы)", игра - "экзамен" - "Путешествие в город здоро­вья" и др.

Игры использовались в учебном процессе во все времена. В педагогической литературе немало информации о применении иг­ровых моментов на уроках:

- истории (Кулагина Г.А., 1983);

- географии (Прутчикова И.О., 1995; Афанасьева У.С., 1992; Моисеева О.П, 1993; Гаврилова Г.Ф., 1997; Халепина И.Г., 1993; Стогова Л.Л., 1994; Греханин А.Ф., Карасева Л.П., 1993; Дерегинская А.В., 1993; Решетников В.И., 1994; Чебанова Л.Ф, 1993; Мат­веева Н.Н., 1994);

- физики (Клименко И.Г., 1995; Ланина И.Я., 1995; Юрьев А.В.,1994);

- биологии (Анисимова B.C., Таньков Б.А., 1987; Селиванова С.М., 1996; Муляева В.Н, 1995);

- химии (Капустян А.А., 1996; Пиняев В.Г., 1996);

- экологии (Молодова Л.П., 1996; Алексеев СВ., Груздева Н.В., Тарасов СВ., 1993; Петрова О.П., 1995);

- интегрированных уроков естествознания (Колтун М., 1994; Груздева Н.В, Морозова Г.Н., 1996; Груздева Н.В., 1996; Тарасов Л.В, 1994; Пружникова И.О., 1995).

В качестве примера на рис. 7 приведены гистограммы, иллюс­трирующие повышение умственной работоспособности учащихся на творческих уроках: мироздания в 5 классе, проведенном в игро­вой форме, и биологии в 9 классе, на котором для объяснения материала использовался компьютер.

Компьютер, как средство работы с информацией совершает революцию при преподавании многих учебных дисциплин: гума­нитарного цикла (Бахтина О.И., 1990, 1991; Минакова М.А., Алфе-ева Е.Л., 1996), иностранных языков (Пиль Э.А., Шейко Е.А.,1996), математики (Далингер В.А., 1991; Евдокимова Л.В., Горбунова Л.Л., 1996) и других.

Наглядность, образно-художественное представление, возмож­ность менять темп изучения материала - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемос­ти учащихся.

Приведенные примеры, естественно, не ограничивают сферу возможных творческих педагогических методик проведения уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.