Лекция 12. Здоровый образ жизни и личная гигиена. Гигиеническое обучение и воспитание. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекция 12. Здоровый образ жизни и личная гигиена. Гигиеническое обучение и воспитание.

2017-12-13 180
Лекция 12. Здоровый образ жизни и личная гигиена. Гигиеническое обучение и воспитание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ 12. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

 

План лекции:

1.Здоровье,образжизнииегосоставляющие.

2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха.

3.Значениефизическойактивности,закаливания,рациональногопитаниядлясохраненияиукрепленияздоровья.

4.Личнаягигиена.

5.Уходзакожей,волосами,ногтямииполостьюрта.

6.Гигиенаодеждыиобуви.

7.Организациягигиеническогообученияивоспитаниясцельюповышениясанитарнойкультурыграждан,профилактикизаболеванийираспространениязнанийоздоровомобразежизни.

8.Методыисредствагигиеническогообученияивоспитания.

 

Здоровье,образжизнииегосоставляющие

В преамбуле устава Всемирнойорганизацииздравоохранения(ВОЗ) записано, что, «здоровьеявляетсясостояниемполногофизического,душевногоисоциальногоблагополучия,анетолькоотсутствиемболезнейифизическихдефектов». Однакоэтоопределениенеможетбытьиспользованодляоценкиздоровьянапопуляционномииндивидуальномуровне.С точки зренияВОЗ,подздоровьемнаиндивидуальномуровнепонимаетсяотсутствиевыявленныхрасстройствизаболеваний,анапопуляционном–процесссниженияуровнясмертности,заболеваемостииинвалидности.

По оценкам специалистов,здоровьенаселенияболеечемна50%зависитотобразаиусловийжизни;в10–20%онообусловленовлияниемнаследственности;приблизительнотакоежевлияниеоказываетвнешняя,окружающаячеловекасредаилишьпримерно8–10%приходитсянасостояниепрактическогоздравоохранения(хотяпоследниецифрысталиувеличиваться).

Здоровыйобразжизниможноопределить,какповседневноеличностно-активноеповедениелюдей,направленныенасохранениеиулучшениездоровья,повышениезащитныхсистеморганизма,ивконечномитогепродолжительностижизни,полноценноевыполнениечеловекомсоциальныхфункций.

 

12.2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха

Одноизусловийсохраненияи укрепления здоровья–соблюдаемыйрежимтруда,отдыха,сна,питания.Четкийиправильныйрежимрабочегоднязначительнооблегчаетлюбуюдеятельность,позволяетмаксимальноиспользоватьвсевозможностиорганизмачеловека,испытыватьменьшуюнагрузку.Условияжизнииособенностипрофессиональнойдеятельностиувсехразличныикаждыйможетсамсоставитьудобныйдлясебярежим.Приемпищи,сон,гигиеническиепроцедурыследуетвыполнятьводноитожевремя.Благодарярациональномураспределениювременивтечениедняорганизмиспытываетнормальнуюнагрузку,затраченныесилыбыстрееиполнеевосстанавливаются,организмменьшеизнашивается.

Различныеусловияжизни,трудаибыта,индивидуальныеразличиялюдейнепозволяютрекомендоватьодинвариантрежима днядлявсех.Однакоегоосновныеположениядолжнысоблюдатьсявсеми:выполнениеразличныхвидовдеятельностивстрогоопределенноевремя,правильноечередованиеработыиотдыха,регулярноепитание.

Беспорядочныйприемпищивразличноевремянеизбежноведеткжелудочно-кишечнымзаболеваниям,отходкоснувразличноевремя–кбессонницеинервномуистощению,нарушениепланомерногораспределенияработыиотдыхаснижаетработоспособность.

Режимимеетнетолькооздоровительное,ноивоспитательноезначение.Строгоеегособлюдениевоспитывает:дисциплинированность,аккуратность,организованность,целеустремленность.Режимпозволяетчеловекурациональноиспользоватькаждыйчас,каждуюминутусвоеговремени,чтозначительнорасширяетвозможностьразностороннейисодержательнойжизни.

Необходимособлюдатьследующийраспорядокдня: вставатьежедневноводноитожевремя,заниматьсярегулярноутреннейгимнастикой,естьвустановленныечасы,чередоватьумственныйтрудсфизическимиупражнениями,соблюдатьправилаличнойгигиены,следитьзачистотойтела,одежды,обуви,работатьиспатьвхорошопроветриваемомпомещении,ложитьсяспатьводноитожевремя.

 

Личнаягигиена.

Личнаягигиена–разделгигиены,изучающийвопросысохраненияиукрепленияздоровьяпутемсоблюдениянормиправилгигиенывповседневнойжизни.

Личнаягигиенаразработалаправилауходазателом,волосами,полостьюртанаосновефизиологическихфункцийкожиислизистыхоболочек,ихбарьернойивыделительнойфункций,значениябактерицидныхсвойствсекретовкожиислизистыхоболочек.

Традиционныйразделличнойгигиены–гигиенаодеждыиобуви–внастоящеевремяизменилсвоесодержаниевсвязисиспользованиемсинтетическихматериалов.Новыйразделличнойгигиены–психогигиена–тольконачинаетразрабатыватьсяиприобретатьсамостоятельность.

 

Гигиенаодеждыиобуви

Важнойсоставнойчастьюличнойгигиеныявляетсягигиенаодежды.

Внастоящеевремявпонятиепакетаодеждывходятследующиеосновныекомпоненты:белье(1-йслой),костюмыиплатья(2-йслой),верхняяодежда(3-йслой).

Поназначениюихарактеруиспользованияразличаютодеждубытовую,профессиональную(спецодежду),спортивную,военную,больничную,обрядовуюит.д.

Повседневнаяодеждадолжнасоответствоватьследующимгигиеническимтребованиям:

- обеспечиватьоптимальныйпододежныймикроклиматиспособствоватьтепловомукомфорту;

- незатруднятьдыхание,кровообращениеидвижения,несмещатьинесдавливатьвнутренниеорганы,ненарушатьфункцийопорно-двигательногоаппарата;

- бытьдостаточнопрочной,легкоочищатьсяотвнешнихивнутреннихзагрязнений;

- несодержатьвыделяющихсявовнешнююсредутоксическиххимическихпримесей,необладатьнеблагоприятновлияющиминакожуичеловеческийорганизмвцеломфизическимиихимическимисвойствами;

- иметьсравнительнонебольшуюмассу(до8–10%массытелачеловека).

Важнейшимпоказателемкачестваодеждыиеегигиеническихсвойствявляетсяпододежныймикроклимат.Притемпературеокружающейсреды18–22°Срекомендуютсяследующиепараметрыпододежногомикроклимата:температуравоздуха–32,5–34,5°С,относительнаявлажность–55–60%.

Гигиеническиесвойстваодеждызависятотсочетаниярядафакторов.Главныеизних–видткани,характереевыделки,покройодежды.Дляизготовлениятканииспользуютсяразличныеволокна–натуральные,химическиеискусственныеисинтетические.Натуральныеволокнамогутбытьорганическими(растительными,животными)инеорганическими.Крастительным(целлюлозным)органическимволокнамотносятсяхлопок,лен,сизаль,джут,пенькаипрочие,корганическимволокнамживотногопроисхождения(белковым)–шерстьишелк.Дляизготовлениянекоторыхвидовспецодеждымогутиспользоватьсянеорганические(минеральные)волокна,например,асбест.

 

Гигиеническиедостоинстваилинедостаткитехилииныхтканейпреждевсегозависятотфизико-химическихсвойствисходныхволокон.

Наиболееважноегигиеническоезначениеизэтихсвойствимеютвоздухо-ипаропроницаемость,влагоемкость,гигроскопичность,теплопроводность.

Воздухопроницаемостьхарактеризуетспособностьтканипропускатьчерезсвоипорывоздух,отчегозависятвентиляцияпододежногопространства,конвекционнаяотдачатепласповерхноститела.Воздухопроницаемостьтканизависитотееструктуры,пористости,толщиныистепениувлажнения.Воздухопроницаемостьтесносвязанасоспособностьютканипоглощатьводу.Чембыстреезаполняютсявлагойпорыткани,темменеевоздухопроводнойонастановится.

Паропроницаемостьхарактеризуетспособностьтканипропускатьчерезпорыводяныепары.Относительнаяпаропроницаемость–процентноеотношениеколичестваводяныхпаров,прошедшихчерезткань,кколичествуводы,испарившейсяизоткрытогососуда.Дляразличныхтканейэтотпоказательколеблетсяот15до60%.

 

Однимизнаиболееважныхвгигиеническомотношениисвойствтканиявляетсяеегигроскопичность,характеризующаяспособностьволоконтканипоглощатьводяныепарыизвоздухаисповерхностителаиудерживатьихприопределенныхусловиях.Наибольшейгигроскопичностьюобладаютшерстяныеткани(20%иболее),чтопозволяетимсохранитьвысокиетеплозащитныесвойствадажеприувлажнении.Минимальнойгигроскопичностьюобладаютсинтетическиеткани.Важнойхарактеристикойтканей(особенноиспользуемыхдляизготовлениябелья,рубашечно-платьевыхизделий,полотенец)являетсяихспособностьвпитыватькапельно-жидкуювлагу.Оцениваютэтуспособностьпокапиллярноститкани.Наиболеевысокаякапиллярностьухлопковыхильняныхтканей(110–120мм/чиболее).

Теплозащитныесвойстватканиопределяютсятеплопроводностью,котораязависитотеепористости,толщины,характерапереплетенияволоконит.д.Теплопроводностьтканейхарактеризуеттепловоесопротивление,дляопределениякоторогонеобходимоизмеритьвеличинутепловогопотокаитемпературукожи.

Основнымгигиеническимдостоинствомтканейизнатуральныхволоконявляетсяихвысокаягигроскопичностьихорошаявоздухопроводность.Именнопоэтомухлопчатобумажныеильняныетканииспользуютдляизготовлениябельяибельевыхизделий.Особенновеликигигиеническиедостоинствашерстяныхтканей–ихпористостьсоставляет75–85%,ониобладаютвысокойгигроскопичностью.

Вискозные,ацетатныеитриацетатныеткани,получаемыепутемхимическойобработкидревеснойцеллюлозы,характеризуютсявысокойспособностьюсорбироватьнасвоейповерхностиводяныепары,ониобладаютвысокойвлагопоглощаемостью.Однакодлявискозныхтканейхарактернадлительнаяиспаряемость,чтовызываетзначительныетеплопотерисповерхностикожииможетпривестикпереохлаждению.

Ацетатныетканипосвоимсвойствамблизкиквискозным.Однакоихгигроскопичностьивлагоемкостьзначительнониже,чемувискозных,приихноскеобразуютсяэлектростатическиезаряды.

 

Компонентыпакетаодеждывыполняютразличныефункции,поэтомуразличныгигиеническиетребованияктканям,изкоторыхониизготовлены.

Первыйслойпакетаодежды–нательноебелье.Основноефизиолого-гигиеническоеназначениеэтогослоя–поглощениепотаидругихвыделенийкожи.Поэтомуткани,изкоторыхизготавливаетсябелье,должныобладатьвысокойгигроскопичностью,бытьгидрофильными,воздухо-ипаропроницаемыми.Лучшевсегоэтимтребованиямотвечаютнатуральныеткани.

Второйслойодежды(костюмы,платья)долженобеспечитьсозданиеоптимальногопододежногомикроклимата,способствоватьудалениюиспаренийивоздухаизбелья.Вгигиеническомотношенииважнейшимсвойствомвторогослояодеждыявляетсявысокаяпаропроницаемость.Дляизготовлениякостюмовидругихвидоввторогослояможноиспользоватькакнатуральныеткани,такисинтетические.Наиболеецелесообразнысмешанныеткани(например,лавсанвсмесисшерстью),обладающиеулучшеннымисорбционнымисвойствами,пониженнойэлектризуемостью,высокойпаропроницаемостью,низкойтеплопроводностью,сочетающимисясхорошимиэксплуатационнымикачествами.

Основноефункциональноеназначениетретьегослоя(верхнейодежды)–защитаотхолода,ветра,неблагоприятныхпогодныхусловий.Тканидляэтогослоядолжныобладатьнизкойтеплопроводностью,большойветростойкостью,влагонепроницаемостью(низкойгигроскопичностью),прочностьюнаистирание.Этимтребованиямотвечаютнатуральныеилисинтетическиемеха.Целесообразноиспользоватькомбинацииразличныхтканей(например,сочетатьверхнийветро-ивлагозащитныйслойизсинтетическойтканистеплоизоляционнойпрокладкойизсмесиискусственногоинатуральногомеха,шерсти).

Дополнительныетребованияпредъявляютсякдетскойодежде.Из-заменеесовершенногомеханизматерморегуляции,значительнобольшегоудельногоотношениявеличиныповерхностителакединицемассыудетей,болееинтенсивногопериферическогокровообращения(большаямассакровипротекаетвпериферическихкапиллярах)онилегчеохлаждаютсявхолодноевремягодаиперегреваютсявлетнее.Поэтомудетскаяодеждадолжнаобладатьболеевысокимитеплоизоляционнымисвойствамизимойиспособствоватьтеплоотдачелетом.Приэтомважно,чтобыодежданебылагромоздкой,непрепятствоваладвижениям,невызываланарушенийвкостномышечныхтканяхисвязках.Вдетскойодеждедолжнобытьминимальноеколичестворубцов,швов,покройдолженбытьсвободным.

Различияприродно-климатическихусловийвРоссииопределяютгигиеническиетребованиякодежде.Выделено16зонсразличнымитребованиямиктеплозащитнымсвойствамодежды.Так,например,длязонысмешанныхишироколиственныхлесовсреднейполосыевропейскойчастиРоссиикомфортноесостояниевлетнеевремяобеспечиваетодеждатеплозащитой

 

Поназначениювыделяютобувьбытовую,спортивную,специальнуюрабочую,детскую,военную,лечебнуюит.д.

Обувьдолжнаотвечатьследующимгигиеническимтребованиям:

- обладатьнизкойтеплопроводностью,обеспечиватьоптимальныймикроклиматобувногопространства,еговентиляцию;

- бытьудобнойвиспользовании,ненарушатькровоснабжение,ростиформированиекостно-мышечныхэлементовстопы,незатруднятьсвободудвиженийприходьбе,занятияхфизкультуройитрудовыхпроцессах,обеспечиватьзащитустопотнеблагоприятныхфизических,химическихибиологическихвоздействий;

- невыделятьвобувноепространствохимическиевеществавконцентрациях,способныхвреальныхусловияхэксплуатацииоказыватьнеблагоприятноевоздействие(кожно-раздражающее,резорбтивное,аллергенноеит.д.)накожустопыиорганизмвцелом;

- отвечатьвозрастнымидругимфизиологическимособенностяморганизма;

- легкочиститьсяивысушиваться,продолжительноевремясохранятьпервоначальнуюконфигурациюигигиеническиесвойства.

Гигиеническиесвойстваобувизависятотматериала,изкоторогоонаизготовлена,соответствияразмеровиконфигурациистопы,конструктивныхособенностейиэксплуатационныхкачеств.Дляизготовленияобувииспользуютразличныенатуральныеиискусственныематериалы.Показатели,покоторымсудятодостоинствахилинедостаткахтогоилииногоматериала,совпадаютстеми,которыехарактеризуютгигиеническиесвойстватканейодежды–теплопроводность,влагопоглощаемость,воздухо-ипаропроницаемость.

Хорошимигигиеническимисвойствамиобладаютматериалыизнатуральнойкожи.Ониэластичны,умеренновоздухопроницаемы,имеютнизкуютеплопроводность,невыделяютвобувноепространствовредныехимическиевещества.

 

ЛЕКЦИЯ 12. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

 

План лекции:

1.Здоровье,образжизнииегосоставляющие.

2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха.

3.Значениефизическойактивности,закаливания,рациональногопитаниядлясохраненияиукрепленияздоровья.

4.Личнаягигиена.

5.Уходзакожей,волосами,ногтямииполостьюрта.

6.Гигиенаодеждыиобуви.

7.Организациягигиеническогообученияивоспитаниясцельюповышениясанитарнойкультурыграждан,профилактикизаболеванийираспространениязнанийоздоровомобразежизни.

8.Методыисредствагигиеническогообученияивоспитания.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.