Языка программирования Паскаль — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Языка программирования Паскаль

2017-12-13 317
Языка программирования Паскаль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ

ЧАСТЬ 1

Учебное пособие

 

 

Чита

Забайкальский государственный университет

2017

УДК

ББК

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим советом

Забайкальского государственного университета

 

Рецензенты

А.Г. Калинин, канд. техн. наук, доценткафедры информатики и естественнонаучных дисциплин,

Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, г. Чита

В.П. Тупякова, канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой информатики и математики,Читинский институт

Байкальского государственного университета, г. Чита

 

Валова, Ольга Валерьевна

Основы программирования на языке Паскаль. / О.В. Валова, С.Н. Розова; Забайкал. гос. ун-т. ‒ Часть 1: учеб. пособие. – Чита: ЗабГУ, 2017. –с.

ISBN 978-5-9293-2008-8

Часть 1. ‒ 2017. ‒ с.

ISBN 978-5-9293-2009-5

Учебное пособие содержит последовательное изложение основ программирования на языке Паскаль.Текст поясняется примерами. Для закрепления изученного материала включены индивидуальные задания для лабораторных, самостоятельных и контрольных работ.

Пособие будет полезно студентам и преподавателям вузов, а также всем, кто хотел бы научиться программировать на языке Паскаль.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки, которые не требуют углублённого изучения программирования, его можно рекомендовать студентам широкого спектра специальностей технического направления: 04.03.01 Химия, 08.03.01 Строительство, 20.03.01 Техносферная безопасность, 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 12.03.04 Биотехнические системы и технологии, 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 20.03.02 Природообустройство и водопользование, 21.05.04 Горное дело, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства.

ISBN 978-5-9293-2009-5 (Ч. 1)

ISBN 978-5-9293-2008-8

УДК

ББК

ISBN

© Забайкальский государственный университет, 2017

Оглавление

 

Введение……………………………………………...…………..……..…....  
Глава 1. Основные понятия языка программирования Паскаль……..…...  
  1.1. Алфавит и лексемы…………………………………..………....  
  1.2. Константы и переменные...………...………………..…………  
  1.3. Имена и ключевые слова…………………………..….………..  
  1.4. Типы данных…………………………………….………...……  
    1.4.1. Стандартные типы данных…………….………..………  
    1.4.2. Типы данных, определяемые пользователем.….…..…..  
    1.4.2.1. Простые типы данных, определяемые пользователем.……………………….…………..…...….  
    1.4.2.2. Составные типы данных, определяемые пользователем ……………………….………..………....  
  1.5. Выражения, основные операции и функции…….....………....  
  1.6. Структура программы…………………………………………  
  1.7. Комментарии в программе……………………………………  
Глава 2. Базовые конструкции структурного программирования: обычная последовательность, выбор и повторение…..….………  
Глава 3.Оператор присваивания, ввод и вывод данных…….………........  
  3.1. Оператор присваивания……………………………………...…  
  3.2. Ввод данных с клавиатуры……..………………………..…….  
  3.3. Вывод данных на экран…………...…………………..………..  
Глава 4. Операторы ветвления………………………………...................…  
  4.1. Полная и неполная форма условного оператора if……..…...  
  4.2. Составной оператор в составе условного оператора if......…  
  4.3. Логические операции в условном операторе if.....…….….…  
  4.4. Оператор выбораcase of….…...…...…………..…………….  
Глава 5. Операторы циклов…………………..………………..................…  
  5.1. Оператор цикла с параметром for….……………..…...…..…  
  5.2. Оператор цикла с предусловием while……………..………..  
  5.3. Оператор цикла с постусловием repeat………….……..…...  
  5.4. Вложенные циклы…………………………...…..…………….  
Глава 6. Массивы…………..…………………………………...................…  
  6.1. Работа с одномерными массивами………………………..…...  
  6.2. Работа с двумерными массивами………………………..…….  
Глава 7. Задания для лабораторных работ……………….…...………..…..  
  7.1. Задания для лабораторных работ по теме «Оператор присваивания, ввод и вывод данных»……………….…..……  
  7.2. Задания для лабораторных работ по теме «Операторы ветвления»……….……………………………………….……..  
  7.3. Задания для лабораторных работ по теме «Операторы циклов»……………………………………………….……...….  
  7.4. Задания для лабораторных работ по теме «Массивы»…...….  
Глава 8. Типовые задания для самостоятельной работы……………..…...  
  8.1. Типовые задания по теме «Оператор присваивания, ввод и вывод данных»…………………...…………………………..…  
  8.2. Типовые задания по теме «Операторы ветвления»……..……  
  8.3. Типовые задания по теме «Операторы циклов»……..……….  
  8.4. Типовые задания по теме «Массивы»…………………..…….  
Заключение  
Библиографический список………………..…………….………………….  
Приложения………………………………………………………...………..  

 

Введение

 

Широкое распространение информационных технологий привело к тому, что знание основ программирования стало одной из составляющих при подготовке квалифицированных специалистов во многих областях знаний.

Язык программирования Паскаль разработан в 1968 г. швейцарским учёным Никлаусом Виртом с целью обучения основам программирования. Язык назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623‒1662). Никто не предполагал, что на Паскале будут писать реальные программы, однако язык оказался настолько удачным, что до сих пор его продолжают широко использовать. Современные версии Паскаля позволяют создавать достаточно сложные приложения.

Учебное пособие содержит сведения, позволяющие изучить основные операторы языка программирования Паскаль, ознакомиться со структурой программы и с правилами программирования на данном языке. В издании 8 глав и приложение. В первой главе рассматриваются основные понятия языка программирования Паскаль. Со второй главы по восьмую приведены сведения об основных операторах Паскаля. Теоретические сведения снабжены примерами и программами на Паскале. Приведены задания для лабораторных, самостоятельных и контрольных работ. Материал издания обеспечивает индивидуальными заданиями большое количество студентов. Задания имеют различные уровни сложности.

Представленный материал может быть использован при изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии».

Отзывы и пожелания просьба отправлять по адресу:

[email protected] и [email protected]


Глава 1. Основные понятия

Алфавит и лексемы

 

Алфавит языка программирования Паскаль включает:

1) буквы латинского алфавита и знак подчеркивания _;

2) арабские цифры: 0, 1, 2, …, 9;

3) специальные символы, например, +,-, *, /, (,), [, ], {, }, #, $,'(апостроф).

Буквы русского алфавита можно использовать в комментариях и сообщениях.

Из символов составляются лексемы – минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл:

1) константы (например, число 123);

2) идентификаторы (например, имя переменной mas);

3) ключевые слова (например, оператор ввода read);

4) знаки операций (например, +);

5) разделители (например, скобки, пробел, точка с запятой).

Из лексем строятся выражения и операторы.

Язык программирования Паскаль является регистронезависимым, то есть строчные и прописные буквы не различаются по значению. Например, записи abc и ABCкомпилятором не различаются.

 

Константы и переменные

 

Константа – это величина, не изменяющая свое значение во время выполнения программы. В языке программирования Паскаль используются целые, вещественные, символьные и строковые константы. Константы определяются в разделе описания констант const. Для каждой константы задаются ее имя и значение.

Переменная – это величина, которая во время выполнения программы может менять свое значение. Переменные определяются в разделе описания переменных var. Для каждой переменной в программе задается ее имя и тип данных. Имя переменной определяет место в памяти, по которому находится значение переменной. Тип данных задается исходя из диапазона и требуемой точности представления данных. При объявлении можно присвоить переменной начальное значение (инициализировать переменную). Инициализация переменных выполняется в разделе описания констант. По умолчанию начальное значение переменной равно нулю.

Имена констант и переменных задает пользователь, и они должны удовлетворять специальным требованиям языка программирования Паскаль (см. раздел «Имена и ключевые слова»).

Пример. Описание констант и переменных.

const n=10;

x:real=0.01;

var i:integer; y:real;

 

Имена и ключевые слова

 

Идентификаторы – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций и других конструкций языка программирования.

Правила языка программирования Паскаль, по которым даются имена:

– идентификатор может включать буквы латинского алфавита, цифры и знак подчеркивания;

– идентификатор не должен начинаться с цифры;

– идентификатор не должен содержать пробелов;

– идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.

Ключевые (зарезервированные) слова – это идентификаторы, которые имеют специальное значение для компилятора. Например, для описания переменных используется ключевое слово var.

Идентификаторы, у которых одинаковые первые 63 символа, считаются идентичными.

 

Типы данных

 

Каждое значение в программе имеет определенный тип. Тип данных определяет:

– сколько места занимают данные в оперативной памяти, внутреннее представление данных, диапазон их возможных значений;

– допустимые действия над данными.

Определяемые пользователем
Типы данных
Стандартные
Целые
Вещественные
Символьный
Строковый
Логические
Адресный
Файловые
Простые
Перечисляемые
Интервальные
Адресные
Составные
Массивы
Строковые
Записи
Процедурные
Файловые
Множества
Объектные

 

 


Рис. 1.1. Классификация типов данных в языке программирования Паскаль

На основе типа данных компилятор определяет допустимость действий, описанных в программе.

Типы данных в языке программирования Паскаль подразделяют на стандартные и определяемые пользователем. Стандартные типы данных не требуют определения. Для каждого стандартного типа данных существует ключевое слово, которое используется при описании данных этого типа. При определении пользователем собственного типа данных, он должен описать его характеристики и дать ему имя, которое затем применяется точно так же, как имена стандартных типов. На рис. 1.1 приведена общая классификация типов данных.

 

Стандартные типы данных

 

1. Целые типы данных. Целые числа хранятся в компьютере в двоичном виде. В Паскале определены несколько целых типов данных, отличающихся длиной и наличием знака (табл. 1.1). Внутреннее представление определяет диапазоны допустимых значений величин конкретного целого типа (от нулей во всех двоичных разрядах до единиц).

Пример. Описание переменных целого типа.

var n:integer;

b:byte;

Таблица 1.1

Целые типы данных

Тип Обозначение Размер, байт Знак Диапазон значений
Целое Integer   Есть Целые отрицательные и положительные числа из диапазона от –32 768 до 32 767 (от –215 до 215–1)
Короткое целое Shortint   Есть Целые отрицательные и положительные числа из диапазона от –128 до 127 (от –27 до 27–1)
Длинное целое Longint   Есть Целые отрицательные и положительные числа из диапазона от –2 147 483 648 до 2 147 483 647 (от –231 до 231–1)
Байт Byte   Нет Целые положительные числа из диапазона от 0 до 255 (от 0 до 28–1)
Слово Word   Нет Целые положительные числа из диапазона от 0 до 65 535 (от 0 до 216–1)

2. Вещественные типы данных. В Паскале определены несколько вещественных типов данных, отличающихся точностью и диапазоном значений (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Вещественные типы данных

Тип Обозначение Размер, байт Значащих цифр1 Диапазон значений
Вещественный Real   11-12 от 2,9Е-39 до 1,7Е+38
Одинарной точности Single   7-8 от 1,5Е-45 до 3,4Е+38
Двойной точности Double   15-16 от 5,0Е-324 до 1,7Е+308
Расширенный Extended   19-20 от 3,4Е-4932 до 1,1Е+4923
Большое целое Comp   19-20 от –9,22Е+18 до 9,22Е+18

1 – количество цифр после запятой

Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей – мантиссы и порядка, и каждая часть имеет знак. Точность числа – длина мантиссы, диапазон – величина порядка. Например, число 0,078 можно представить в виде 7,8´10-2, в памяти хранится мантисса 78 и порядок –2.

В языке программирования Паскаль целая и дробная часть вещественного числа разделяются точкой.

Кроме обычной записи вещественных чисел в Паскале используется экспоненциальная форма записи числа. Для записи вещественного числа в экспоненциальной форме его записывают в нормализованной форме, выделяя мантиссу и порядок. При записи числа в экспоненциальной форме последовательно указывают без разделителей: число в нормализованной форме, латинскую букву «е», знак порядка числа, порядок числа. Экспоненциальную форму числа удобно использовать для записи очень маленьких или очень больших чисел.

Пример. Описание констант и переменных вещественного типа.

const a=49.65; b=7.8E-2; c=3.2E+15;

varx,y:real;

3. Символьный тип данных. Символьный тип данных, обозначается ключевым словом char, представляет один символ из набора допустимых символов. Под каждый символ отводится 1 байт. Пример значения переменной символьного типа: 't'.

Пример. Описание переменных символьного типа.

var с1,c2:char;

4. Строковый тип данных. Строки используются для хранения последовательностей символов. Стандартный строковый тип данных обозначается ключевым словомstring. Строка типа stringсодержит до 255 символов. Под каждый символ отводится 1 байт, в котором хранится код символа. Еще один байт отводится под длину строки. Таким образом, под одну переменную типа string в памяти отводится 256 байт.

Пример. Описание переменных строкового типа.

vars1,s2:string;

5. Логические типы данных. В Паскале определены несколько логических типов данных (табл. 1.3). Величины логического типа могут принимать всего два значения: true(истина) или false(ложь). Внутреннее представление значения true – 1 (единица), false – 0 (нуль).

Таблица 1.3

Составные типы данных

Тип Обозначение Описание
Массивы Array Массив – это набор величин одинакового типа, обозначаемых одним именем. Положение элемента в массиве задается его порядковым номером (индексом)
Строки String Строки определенной и динамической длины
Записи Record Запись – это набор величин разных типов, обозначаемых одним именем. Элементы записи называются полями
Множества Set Множества – это совокупность элементов одного типа, обозначаемых одним именем, элементы множества не повторяются. Доступ к элементам множества производится через специальные функции
Файлы File Типизированные (компонентные) файлы – файлы, состоящие из компонент любого типа, кроме файлового
Процедурный   Процедурный тип данных позволяет использовать заголовки процедур и функций (procedure и function) при объявлении новых типов данных и описывать процедурные переменные
Объектный Object Объект, как тип данных

 

1. Массивы. Для обработки большого объема данных одинакового типа вводят специальный тип данных – массив. Массив – это упорядоченная последовательность величин одинакового типа, обозначаемая одним именем. Положение элемента в массиве задается его порядковым номером (индексом).

Количество элементов и структура массива определяют его размерность. В случае одномерных массивов для нумерации элементов используется один индекс, двумерных – два, трехмерных – три и т.д.

Ввод, вывод и обработка массивов осуществляется с помощью оператора цикла. Применение массивов и циклов существенно сокращает текст программы.

Тип элементов массива может быть любым, кроме файлового. Тип индексов массивов может быть интервальным, перечисляемым или byte.

При описании массива указывают его имя, способ нумерации элементов массива и тип элементов массива:

type имя_типа_массива =array[ тип_индекса ] of тип_элементов;

var имя_массива:имя_типа_массива;

Пример. Описаниемассивов.

type color=array[1..5] of real;

mas_color=array[byte] of color;

menu=(file,edit,view,help);

active=array[menu] of boolean;

В примере color – это массив, состоящий из вещественных элементов, которые нумеруются от 1 до 5. Элементами второго массива mas_color являются массивы типа color. Нумерация элементов массива mas_color определяется типом byte, т.е. от 0 до 255. Индексы массива active принимают значения, определяемые типом menu, т.е. file,edit,view,help, при этом сами элементы могут принимать значения true или false.

Более детально обработка массивов описана в главе «Массивы».

2. Строки. Строка, имеющая стандартный тип string, содержит до 255 символов и занимает в памяти 256 байт. Для коротких строк стандартный тип string использовать не эффективно, а для строк, содержащих больше 255 символов невозможно. В Паскале существует возможность самостоятельно задавать длину строки и создавать строки динамической длины.

Пример. Описание строк.

const n=2;

type s10=string[9];

s=string[n];

Строка s10 содержит 9 символов. Длина строки s определяется значением константы n.

3. Записи. Запись – это набор величин разных типов, обозначаемых одним именем. Элементы записи называются полями. При описании записи указывают ее имя, имена полей записи и их тип:

type имя_типа_записи= record

имя_поля_1:тип_поля_1;

имя_поля_2:тип_поля_2;

...

имя_поля_n:тип_поля_n;

end;

var имя_записи:имя_типа_записи;

Пример. Описание записи.

type order=record

name_goods:string;

price:real;

number:integer;

end;

Доступ к полю записи осуществляется двумя способами. В первом случае указывается имя_записи.имя_поля. Во втором случае используют специальный оператор with.

Пример. Доступ к полям записи.

order.number:=12;

with order dobegin

order.price:=250;

order.number:=12;

end;

Инициализация записей выполняется в разделе констант.

4. Множества. Множества – это совокупность элементов одного типа, обозначаемых одним именем, элементы множества не повторяются. Доступ к элементам множества производится через специальные функции. В множестве не может быть более 256 элементов, а их порядковые имена могут изменяться от 0 до 256. Элементы множества могут иметь перечисляемый тип, интервальный или byte.

Описание множества:

type= имя_множества setof базовый_тип;

Пример. Описаниемножеств.

type colors=set of (red,orange,yellow,green,blue);

number=set of byte;

letters=set of byte 'a'..'z';

5. Файлы. Пользователь может определить файл, состоящий из компонент любого типа, кроме файлового. Такие файлы называются компонентными или типизированными:

var f: file of тип_компонент;

Обработка файлов выполняется с помощью специальных операций.

Пример. Описаниетипизированногофайла.

type mas:array of [1..100] of real;

my_record=record

a,b,c:real;

end;

var f1:file of mas;

f2:file of my_record;

6. Процедурный тип данных. Последние версии Паскаля содержат ряд расширений начальной версии Паскаля. Процедурный тип данныхвыходит за рамки первоначальной концепции данных. Процедурный тип данных позволяет использовать заголовки процедур и функций при объявлении новых типов данных и описывать процедурные переменные. Синтаксис описания процедурного типа соответствует синтаксису обычного заголовка процедуры или функции – используются те же зарезервированные слова procedure и function,и приводится описание параметров. Как и другие пользовательские типы данных, процедурный тип можно задать двумя способами. Первый способ – объявить собственный тип данных и далее в разделе описания переменных описать переменные данного типа. Второй способ – непосредственно при описании переменных. (Работа с процедурным типом в учебном пособии не рассматривается.)

Пример. Описание и использование переменной процедурного типа.

program example;

type fun=function(a:real):real;

var f:fun;

x,y:real;

{F+}

function tan(angle:real):real;

begin

tan:=sin(angle)/cos(angle);

end;

{F-}

Begin

writeln('Введитех');

read(x);

f:=tan;

y:=f(x);

writeln('y=',y);

end.

7. Объекты. Объекты предназначены для создания программ в концепции объектно-ориентированного программирования. (Работа с объектами в учебном пособии не рассматривается.)

 

Структура программы

 

Программа на языке программирования Паскаль состоит из трех частей: заголовка программы, раздела описаний и раздела операторов:

program имя; {заголовок программы}

раздел описаний

Begin

раздел операторов

End.

1. Заголовок программы. Заголовок программы содержит ключевое слово program и имя программы. Имя программы должно удовлетворять специальным требованиям (см. раздел «Имена и ключевые слова»). Кроме того, если программу не предполагается использовать как отдельный модуль, ее имя не должно совпадать с именем файла.

2. Раздел описаний. Раздел описаний включает в себя несколько частей: описание модулей, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций.

Раздел описания модулей, если он присутствует, следует первым. Раздел начинается с ключевого слова uses, за которым через запятую перечисляются подключаемые к программе модули. Модуль – это подключаемая к программе библиотека ресурсов (структур данных, подпрограмм и др.). В Паскале существует обширная коллекция стандартных модулей (crt – модуль для работы с экраном, graph– графический модуль и др.). Кроме того, пользователь может разрабатывать собственные модули.

Синтаксис раздела описания модулей:

uses {список модулей};

После подключения модулей в программе доступны данные, структуры данных, подпрограммы и другие элементы из подключенных модулей.

Пример. Подключение модулей. clrscr(англ., clearscreen – очистка экрана) – процедура для очистки экрана из модуля crt.

uses crt, graph, my_module;

begin

clrscr;

...

end.

Количество и порядок следования других частей раздела описаний произвольный, единственное правило, что величина должна быть описана до ее использования. Для упрощения структуры программы рекомендуется группировать все однотипные описания в один раздел.

Раздел описания меток, если он присутствует, начинается с ключевого слова label, за которым через запятую перечисляются метки, используемые в программе.

Синтаксис раздела описания меток:

label {список меток};

Любой оператор программы может быть помечен меткой, отделяющейся от него двоеточием. Метка – это либо имя, либо целое положительное число от 0 до 9999. Метки служат для перехода к определенному оператору в программе с помощью оператора безусловного перехода goto. (Использование оператора gotoпротиворечит принципам структурного программирования, поэтому рекомендуется использовать его как можно реже.)

Пример. Описание и использование меток.

labelm1;

begin

...

m1: writeln('Не обработанная ошибка');

...

gotom1;

...

end.

Если раздел описания констант присутствует, он начинается с ключевого слова const (англ., constant – постоянный), за которым через точку с запятой перечисляются константы с указанием их имен.

Синтаксис раздела описания констант:

const имя_константы=значение_константы;

Пример. Описание констант.

const n=10; max=4000; name='Pavel';

Раздел описания типов, если он присутствует, начинается с ключевого слова type (англ., type – тип). При описании нового типа данныхзадается его имя и после знака равно его определение. Типы данных, определяемые пользователем, перечисляются через точку с запятой.

Синтаксис раздела описания типов:

type имя_типа = описание_типа;

Пример. Описание собственных типов пользователя.

type color=array[1..5] of real;

menu=(file,edit,view,help);

Раздел описания переменных, если он присутствует, начинается с ключевого слова var(англ., variable – переменный). При описании переменной задается ее имя и через двоеточие тип данных. Переменные разных типов перечисляются через точку с запятой. Переменные одного типа перечисляются через запятую.

Синтаксис раздела описания переменных:

var имя_переменной: тип_переменной;

Пример. Описаниепеременных.

var x,y:real; i,j:integer; name:word; b:byte;

flag:boolean;

Далее идет раздел описания процедур и функций. (Работа с процедурами и функциями в учебном пособии не рассматривается).

3. Раздел операторов. Раздел операторов – обязательная часть программы, которая содержит исполняемые в программе операторы. Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым словом end (рис. 1.2) (англ., begin – начало, end – конец). Операторы в этой части программы отделяются друг от друга символом «точка с запятой». В конце программы, после последнего end,ставится точка.

programимя_программы; //Заголовок программы
//Раздел описания модулей uses //список модулей; //Раздел описания меток label //список меток; //Раздел описания констант constимя_константы=значение_константы; //Раздел описания типов typeимя_типа=описание_типа; //Раздел описания переменных varимя_переменной:тип_переменной; //Раздел описаний
begin//начало программы оператор_1; оператор_2; … Оператор_N end.//конец программы //Раздел операторов

Рис. 1.2. Структура программы в языке программирования Паскаль

 

Оформление текста программ. В языке программирования Паскаль несколько операторов могут быть записаны в одной строке (в принципе вся программа может быть записана в одну строку). Вместе с тем существует ряд рекомендаций о том, как сделать код программы хорошо читаемым и понятным:

1) каждый раздел при описании модулей, меток, констант, типов, переменных и подпрограмм записывается с новой строки:

2) каждый тип данных записывается с новой строки;

3) после знаков препинания ставится пробел;

4) на одной строке располагается только один оператор;

5) вложенный оператор записывается на отступ левее, чем внешний оператор.

Кроме того, для улучшения «читаемости» и понимания программы можно использовать комментарии, пробелы и пустые строки.

Комментарии в программе

 

Комментарии служат для пояснения текста программы. Компилятор игнорирует комментарии, поэтому на их содержание нет ограничений. Существует несколько способов оформления комментариев:

1) комментарии заключаются в фигурные скобки { };

2) комментарии заключаются в скобки вида (* *);

3) комментарии следуют за двумя косыми чертами //.

Пример. Пояснение текста программы с помощью комментариев.

programprog;

varx,y:real; {раздел описания переменных}

Begin (*начало программы*)

writeln('Введите х');

read(x); //ввод данных

y:=cos(x);

writeln('y=',y);//вывод данных

end. (*конец программы*)

 

Контрольные вопросы

 

1. Что включает в себя алфавит языка программирования Паскаль. Можно ли использовать при написании программы на Паскале русские буквы?

2. Будут ли различаться записи max и MAX в программе, записанной на языке программирования Паскаль?

3. Как называются величины, которые не изменяют свое значение во время выполнения программы? В каком разделе они описываются? Что указывается при их описании?

4. Как называются величины, которые изменяют свое значение во время выполнения программы? В каком разделе они описываются? Что указывается при их описании?

5. Перечислите правила языка программирования Паскаль, по которым даются имена.

6. Можно ли в качестве имен переменных использовать ключевые слова?

7. Приведите классификацию типов данных, используемых в языке программирования Паскаль.

8. Запишите числа 0,000374 и 576000000 в экспоненциальной форме.

9. Приведите запись на языке программирования Паскаль основных арифметических операций, операций отношения и логических операций.

10. Приведите запись на языке программирования Паскаль основных элементарных математических функций (степенной, показательной, логарифмической, тригонометрических, обратных тригонометрических функций).

11. Операнды в выражении должны иметь совместимые типы. Перечислите известные Вам совместимые типы.

12. Опишите структуру программы в языке программирования Паскаль.

13. Какие из перечисленных разделов программы являются обязательными:

1) заголовок программы: program имя;

2) раздел описания модулей uses;

3) раздел описания метокlabel;

4) раздел описания констант const;

5) раздел описания типов type;

6) раздел описания переменных var;

7) раздел операторов begin... end?

14. С какой целью в программах используются комментарии? Какие символы в языке программирования Паскаль используются для обозначения комментариев?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Павловская, Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня / Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

Основные символы блок-схем

Обозначение Описание
Начало

 

 

Начало алгоритма
  Последовательные (линейные) конструкции. Например, оператор присваивания
  Ввод данных
  Оператор вывода
  Условные конструкции
r iOcRCOLS6oYrBV/Ht+cUhPPIGlvLpOBGDjbF40OOmbYjf9Jw8JUIJewyVFB732VSurImg25uO+KQ nW1v0Iezr6TucQzlppUvUbSUBhsOCzV2tKupvByuRsH7iON2Eb8O+8t5d/s5Jh/f+5iUeppN2zUI T5P/e4Y7P9ChCKaTvbJ2olWQBLhXsEpA3NNVugBxUpCmS5BFLv/zi18AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAgqf+zEIFAAA3FwAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAs0sKnt0AAAAGAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACcBwAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAKYIAAAAAA== ">   Циклические конструкции
Конец

 

 

Конец алгоритма

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEASdF92sIA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE7wX/w/KE3upGUavRVYKg9lpbPT92n0kw +zZkNyb117uFQo/DzHzDrLe9rcSdGl86VjAeJSCItTMl5wq+v/ZvCxA+IBusHJOCH/Kw3Qxe1pga 1/En3U8hFxHCPkUFRQh1KqXXBVn0I1cTR+/qGoshyiaXpsEuwm0lJ0kylxZLjgsF1rQrSN9OrVWQ Yfu4umk913g5nNEfjn33zkq9DvtsBSJQH/7Df+0Po2C2WMLvmXgE5OYJAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBJ0X3awgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " strokeweight="1pt">
Начало
a, b
t, у
Конец


Пример. Блок-схема алгоритма, состоящего только из линейных конструкций. Дано: , и – любые вещественные числа. Необходимо составить блок-схему алгоритма для вычисления значения выражения , где .       Рис. 2.2. Пример блок-схемы алгоритма, состоящего только из линейных конструкций

 

Контрольные вопросы

1. Приведите основные обозначения, используемые при построении блок-схем алгоритмов.

2. Дайте определения трех базовых конструкций структурного программирования: простая последовательность, выбор и повторение.

 

Рекомендуемая литература

1. Павловская, Т.А. Паскаль. Программирование на языке высокого уровня /Т.А. Павловская. – СПб.: Питер, 2010. – 464 с.

Оператор присваивания

 

В результате выполнения оператора присваивания переменной, стоящей слева от него, присваивается значение выражения, стоящего справа от него. Обозначение оператора присваивания: двоеточие, за которым без разделителей следует равно:=.

Синтаксис оператора присваивания:

переменная:=выражение;

Левая и правая части оператора присваивания должны быть совместимы. Типы данных совместимы по оператору присваивания, если выполнены следующие условия:

1) оба типа одинаковые;

2) обе части имеют совместимые порядковые типы, при этом диапазон значений правой части попадает в диапазон возможных значений левой части;

3) обе час


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.