Особенности внутренней секреции, ВНД, нервно-мышечного аппарата, вегетативных и двигательной функций в различные детские возрастные периоды. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности внутренней секреции, ВНД, нервно-мышечного аппарата, вегетативных и двигательной функций в различные детские возрастные периоды.

2017-12-13 277
Особенности внутренней секреции, ВНД, нервно-мышечного аппарата, вегетативных и двигательной функций в различные детские возрастные периоды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В нормальной жизнедеятельности растущего организма велика роль желез внутренней секреции. Секретируемые ими гормоны (соматотропин, инсулин, глюкокортикоиды, половые гормоны) уменьшают проницаемость клеточных мембран, обеспечивая доступ в клетки питательных и регуляторных веществ. Они непосредственно действуют на генетический аппарат в клеточных ядрах, регулируя считывание наследственной информации, усиливая синтез РНК и, соответственно, процессы синтеза белка и ферментов в организме.

С участием гормонов формируются в развивающемся организме процессы адаптации к различным условиям внешней среды, в том числе к стрессовым ситуациям.

Выявлены ритмические колебания гормональной активности (суточные биоритмы, циклические изменения секреции ряда гормонов на протяжении 3-5 дней и др.), имеющие характерные индивидуально-типологические особенности и критический период в 7-летнем возрасте.

Еще до рождения ребенка начинают функционировать некоторые железы внутренней секреции, которые имеют большое значение и в первые годы после рождения (эпифиз, вилочковая железа, гормоны поджелудочной железы и коры надпочечников). (СЛАЙД 25).

Гормоны коркового слоя надпочечников (кортикоиды) регулируют обменные процессы в организме, способствуя налаживанию белкового, углеводного и жирового обмена. Их среднесуточная секреция временно снижается в 7-летнем возрасте, но затем снова нарастает вплоть до взрослого состояния.

Эпифиз в дошкольном возрасте осуществляет важнейшие процессы регуляции водного и солевого обмена в детском организме. Активная деятельность эпифиза подавляет в этот период нижележащие структуры гипоталамуса.

Усиление роли гормонов мозгового слоя надпочечников (адреналина, норадреналина) и повышение значимости симпатических влияний в организме (т. е. оформление симпатоадреналовой системы») происходит несколько позже — к началу переходного периода.

Секреция гормона гипофиза соматотропина нарастает постепенно, а в возрасте 6 лет усиливается более значительно, обусловливая заметную прибавку роста ребенка. Однако самый значительный подъем секреции этого гормона приходится на переходный период, вызывая резкое увеличение длины тела. В развитии процессов роста наряду с соматотропином участвует гормон поджелудочной железы — инсулин, который обеспечивает анаболические процессы в организме, накопление углеводных ресурсов. Нарушение гормональной функции поджелудочной железы встречается уже в детском возрасте, чаще всего в возрасте 6-12 лет, приводя к заболеванию сахарным диабетом. Этому способствуют нарушения режима и питания детей — недостаточность двигательной активности, переедание, ожирение.

Огромное значение для правильного роста и развития ребенка имеет гормональная активность щитовидной железы, масса которой к младшему школьному возрасту увеличивается в 10 раз: от 1г у новорожденного до 10г в 10 лет. Щитовидная железа регулирует обмен веществ и энергии, окислительные процессы в митохондриях. От секреции ее гормонов зависит рост и дифференцировка тканей и органов, скорость заживления ран, формирование правильных пропорций тела и нормальное развитие психики ребенка. Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте (в том числе связанная с недостатком поступления в организм йода) приводит к развитию кретинизма — задержке роста и развития, непропорциональному строению тела, инфантилизму и умственной отсталости.

Резкую реакцию растущего организма вызывает недостаточная функция паращитовидных желез, регулирующих кальциевый обмен в организме. При их гипофункции содержание кальция в крови падает, повышается возбудимость нервной и мышечной тканей, развиваются судороги. Гиперфункция паращитовидных желез приводите вымыванию кальция из костей и повышению его концентрации в крови. Это приводит к излишней гибкости костей, деформации скелета и отложению кальция в кровеносных сосудах и других органах.

Раннее развитие вилочковой железы (тимуса) обеспечивает высокий уровень иммунитета в организме. Она влияет на созревание лимфоцитов, рост селезенки и лимфатических узлов. При нарушении ее гормональной активности у детей грудного возраста резко снижаются защитные свойства организма, исчезает в крови гаммаглобулин, имеющий большое значение в образовании антител, и ребенок погибает в возрасте 2-5 месяцев.

Вилочковая железа оказывает тормозное влияние на половые железы. Однако к началу переходного периода (после 10-11 лет) она претерпевает обратное развитие, и заметно усиливается секреция гормонов половых желез. У девочек уже с 8-9 лет появляются признаки полового созревания — возникают жировые отложения по женскому типу (на бедрах и животе), с 10-11 лет начинается увеличение грудных желез, а у мальчиков с 10-11 лет усиливается рост половых органов. Обратное развитие (инволюция) вилочковой железы приводит к глубоким изменениям клеточного и гуморального иммунитета. Повышается восприимчивость детей младшего школьного возраста к различным инфекциям, развитию опухолей.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия.

Моторная деятельность ребенка имеет свои особенности и связана с функцией коры головного мозга.

У новорожденного с первых дней жизни гото­вы к функционированию все дистантные анализаторы: ребенок слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусо­вые раздражения, он имеет ряд врожденных безусловных рефлек­сов: сосательный, оборонительный, ориентировочный. Развитие анализаторов является основой для формирования и совершенство­вания новых функций нервной системы. Функциональная деятельность коры головного мозга выража­ется в способности к условно-рефлекторной деятельности.

У ребенка вначале начинают функциониро­вать высшие анализаторы, а затем развиваются сложные локомо­торные акты, требующие сложной координации.

Движения новорожденного хаотичны, нецеленаправленны, наблюдается гипертония мышц с преоблада­нием тонуса сгибателей. Координация движений начинает форми­роваться только после рождения. Сначала формируется координа­ция глаз, затем мышц шеи (к 1,5 мес. держит голову), позже - ко­ординация движений рук. Параллельно с движениями руки формируются движения мышц спины (переворачивается сначала со спины на живот, затем - с живота на спину). Положение на жи­воте с приподнятым плечевым поясом и головой является исходной позицией для ползания. Ползание на четвереньках (к 7-8 мес.) является важным этапом развития движений и ЦНС (познавательное развитие). Стояние (8-9 мес.) в кроватке и ходьба (10-11 мес.) являются сле­дующими этапами в развитии функций движения. Правильная зре­лая походка формируется к 4-5 годам.

Совершенствование движений продолжается многие годы и связано с формированием соответствующих регулирующих звень­ев, зависит от повторяемости действий, т.е. от двигательного воспитания, или тренировки. Самообучение ребенка движению явля­ется мощным стимулом развития нервной регуляции движений.

С возрастом происходит общий рост двигательной активности с максимальной концентрацией в часы активного бодрствования.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.