Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск

2017-12-13 161
Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины (модуля)«Методика и техника педагогических исследований» является подготовка будущих магистров к постоянному и синхронному научному поиску на основе применения инновационных, результативных и эффективных стратегий и тактик научного познанияна базе практической методологии педагогической науки. Дисциплина призвана сформировать компетенции исследовательской деятельностив учреждениях среднего профессионального образования и в учреждениях дополнительного образования, являясь поисковой основой для формирования научного педагогического сознания.

Задачи дисциплины выражаются в том, чтобы научить будущих магистров:

· выявлять сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;

· анализировать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию профессионального образования;

· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении;

· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);

· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям

· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).

Изучениеметодов научного поиска является важным не только для понимания и осмысления актуальных целей и смысла образования, но и длясоздания новых смыслов, так как стремительно изменяющаяся социальная действительность порождает новые цели деятельности и вызывает обновление прежних целей, а также обновление содержания, методик и технологий образования. С одной стороны, научные педагогические исследования – это анализ и синтез различных взглядов, концепций совершенствования образования, т. е. теории и практики воспитания и обучения человека в изменившихся условияхкак целостного существа, а с другой стороны, – изучение положительного опытаобразования в различных типах образовательных организаций.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ магистерской программы

Дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» входит в структуру профессионального цикла М.2дисциплины по выбору студента. Для изучения дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами. Поэтому изучение дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» основывается на таких учебных дисциплинах, как«Общая и профессиональная педагогика», «Методология и история педагогической науки». «Педагогическое проектирование», «Современные проблемы профессионального образования», «Научно-исследовательская работа». В процессе изучения дисциплины используются междисциплинарные связи с психологией, философией, культурологией, социологией.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента, необходимые для успешного освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

 

2.1. Из дисциплины «Общая и профессиональная педагогика»:

Знать:

·подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

·сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

·теории целостного педагогического процесса и практику их реализации в образовательных организациях профессионального образования;

·актуальные проблемы учебно-воспитательной практики;

·основы организации мониторинга для диагностирования личности рабочего (специалиста);

·профессионально-педагогическую лексику;

·способы профессионального самопознания и саморазвития;

·структуру, функции и основные направления развития системы профессионального образования.

Уметь:

·выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

·развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

·организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях по профессиональной подготовке рабочих и специалистов (ПК-3);

·организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

·анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5).

Владеть:

·приемы анализа компонентов целостного педагогического процесса;

·приемы целеполагания в профессионально-педагогической деятельности;

·приемы построения компетентностной модели рабочего (специалиста).

2.2. Из дисциплины «История и методология педагогической науки

Знать:

·особенности научного мышления и знания;

·основные периоды в развитии методологических оснований науки;

·основной логико-категориальный состав научного мышления;

·уровни и методы научного познания;

·эвристику научного поиска;

·научные традиции и научные революции;

·проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках;

·профессиональную этику ученого.

2.3. Из дисциплины «Современные проблемы профессионального образования»

Знать:

·объективные и субъективные проблемы профессионального образования;

·пути и способы разрешения проблем в профессиональном образовании;

·современные требования к уровню профессионального мастерства, формируемого в профессиональном образовании;

Уметь:

·осмысливать и формулировать диагностические решения профессионально-педагогических проблем путем интеграции фундаментальных и специализированных знаний в сфере профессионально-педагогической деятельности (ОК-14);

·вести дискуссию в проблемном поле профессионального образования;

·применять профессиональные знания о проблемах отраслевого образования в рациональном осмыслении эмпирических данных и в разработке собственной концепции в научном исследовании;

·анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-4);

·анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);

·анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);

·анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) на уровне модели (ПК-21);

Владеть:

·понятиями и категориями проблемного поля профессионального образования;

·теоретическим уровнем профессионального научно-педагогического мышления;

·приемами поиска рациональных путей решения проблем в профессиональном образовании;

2.4. Из дисциплины «Научно-исследовательская работа»:

· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);

· исследовать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);

· анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);

· выявлять сущность профессионального становления будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);

· формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-5);

· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);

· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) (ПК-21);

· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);

· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· методы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

· методы выявления и анализа подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;

· технологию анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;

Уметь:

· анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

· анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов);

· анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);

· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);

· определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач научно-исследовательской деятельности;

Владеть:

· приемами анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;

· приемами оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;

· приемами анализа современных отраслевых (производственных) технологий для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).

Вместе с тем, дисциплина «Методика и техника педагогических исследований» является основой для осуществления будущими магистрами диссертационного исследования. Профессиональные компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплины, необходимы для написания магистерской диссертации и прохождения этапа обучения в магистратуре – «Итоговая государственная аттестация».


КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля) «методика и техника педагогических исследований»

В результате освоения дисциплины у магистрантов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

· анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);

· анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);

· выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);

· организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11);

· анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов) (ПК-21);

· оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);

· анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31).

Структура компетенций и средства оценки их сформированности представлены в паспорте компетенций.

 

Паспорт компетенций

Компетенции Уровни формирования компетенций Средства оценки компетенций
     
Анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики (ПК-1) 1. Знает деятельностный, модульно-компетентностный и другие подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона Педагогические ситуации,реализующиедеятельностный, модульно-компетентностный подходы к процессу профессиональной подготовки рабочих (специалистов). Результаты научно-исследовательской деятельности
2. Умеет проводить анализ подходов к профессиональной подготовке рабочих и специалистов в программах развития образовательных организаций СПО и выявлять противоречия в учебно-производственном процессе Результаты анализа подходов к профессиональной подготовке рабочих и специалистов по программам развития образовательных организаций СПО
3. Владеет аналитическими умениями Демонстрация аналитических умений
Анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3) 1. Знает структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования Аналитические материалы, отражающие структуру и содержание нормативно-правовой документации профессионального образования
2. Умеет анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования. Соотносить основные нормы в реализации образовательной программы с реальным педагогическим процессом. Соотносить нормативно-правовую документацию с учебно-методической документацией. Демонстрация аналитических умений в работе с нормативно-правой документацией профессионального образования
3. Владеет приемами оценки нормативно-правовой документации с точки зрения развития педагогического процесса на фоне развития предприятия и отрасли экономики Демонстрация приемов оценки нормативно-правой документацией профессионального образования

 

 

     
Выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4) 1. Знает основные характеристики воспитательных отношений: ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО   Интегративный дидактический тест
2. Умеет в дискуссиях и диспутах отстаивать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО Участие в дискуссиях и диспутах для отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общую политику образовательных учреждений, СПО и ДПО  
3. Владеет нормативными навыками отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общей политики образовательных учреждений Демонстрация владений навыками отстаивания ценностей, культуры обучающихся, общей политики образовательных учреждений
Организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении (ПК-11) 1. Знает методы выявления противоречий в обеспечении оптимальных условий для профессионального становления рабочих (специалистов) Формулирует противоречия в учебно-производственном процессе профессиональной подготовки рабочих (специалистов)
2. Умеет делать оценку уровня организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении. Соотносить особенности каждого конкретного педагогического процесса с инновационными процессами в образовании. Организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении, в том числе – мониторинг и опытно-поисковую деятельность Соотносит особенности каждого конкретного педагогического процесса с инновационными процессами в образовании
3. Владеет знаниями, умениями и навыками организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении   4. Демонстрация знаний, умений и навыков организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении  

 

     
Анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях по профессионально подготовке рабочих (специалистов) (ПК-21) 1. Знает концепцию профессиографии; методику разработки функциональной карты профессиональной деятельности рабочих; предмет и цель учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов; противоречия в развитии общих и профессиональных компетенций подготовки специалистов. Интегративный дидактический тест
2. Умеет проводить экспертную оценку развитию общих и профессиональных компетенций у обучающихся Экспертная оценка развития общих и профессиональных компетенций у обучающихся
3. Владеет технологией профессиографии и умениями конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих. Демонстрация владения технологии профессиографии и умений конструирования функциональной карты профессиональной деятельности рабочих (специалистов)
Оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям (ПК-27);   1. Знает нормы оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям Интегративный дидактический тест
2. Умеет оценивать нормативно-правовую и учебно-методиче-скую документацию с точки зрения требований технологического и технического развития отрасли экономики. Умеет делать оценку соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации Демонстрация умений и навыков оценки соответствия уровня подготовки и востребованности рабочего (специалиста) данной квалификации.  
3. Владеет знаниями, умениями и навыками анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям Демонстрация владения знаниями, умениями и навыками анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации

 

     
Анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов) (ПК-31). 1. Знать и адекватно применять разнообразные виды научно-исследовательского анализа отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки Интегративный дидактический тест
2. Осуществлять отбор и оценку содержания образования с точки зрения его образовательного и развивающего потенциала. По результатам анализа современных отраслевых (производственных) технологий исследовать возможность перехода от запаздывающего профессионального образования к опережающему и синхронному. Анализ содержания образования с точки зрения его развивающего потенциала. Выявление соответствия условий организации учебно-производственного процесса образовательного учреждения требованиям современного производства
3. Приемами оценки современных тенденций развития профессионально-педагогического знания. Приемами отбора содержания образования для обеспечения опережающего обучения рабочих. Разработка элементов тематического содержания профессионального модуля, обеспечивающего опережающий характер профессиональной подготовки рабочего (специалиста)

 

В результате освоения дисциплины «Методика и техника педагогических исследований» обучающийся должен:

Знать:

·методы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

·методы выявления и анализа подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;

·технологию анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;

Уметь:

·анализировать сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

·анализировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных организаций по профессиональной подготовке рабочих (специалистов);

·анализировать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);

·анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных организациях, занимающихся профессиональной подготовкой рабочих (специалистов);

·определять и формулировать педагогические проблемы в виде целей и задач научно-исследовательской

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

·приемами анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;

·приемами оценивания нормативно-правовой и учебно-методической документации с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;

·приемами анализа современных отраслевых (производственных) технологий для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов).

4. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ (модуля)

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Формы обучения
очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины 7(252) 7(252) 7(252)
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия      
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
курсовая работа      
домашние задания      
подготовка к экзамену      
Вид промежуточного контроля   Экзамен (3) Экзамен (4)  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Предмет и задачи дисциплины. Методологическая обоснованность педагогических исследований какнаучная проблема 3-й 1-я 2 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия. Анализ проблемыметодологической обоснованности педагогических исследований
2. Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований» 3-й 2-я, 16 ч.   Знакомство стезаурусом дисциплины «Методы и техники педагогических исследований»
3. Педагогическая наука и научный поиск 3-й 2-я, 3-я 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия о соотношении педагогической науки и научного поиска. Подготовкаэссе на темы: «Я выбираю педагогическую науку»или «Я выбираю научный поиск»
4. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика 3-й 4-я, 5-я 4 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия о соотношении логического аппарата исследования и его результатов. Диагностическое тестирование.
5. Понятие «метод» педагогических исследований. Классификация методов педагогических исследований 3-й 4-я, 5-я 4 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия о методах педагогических исследований
6. Теоретические методы педагогических исследований 3-й 6-я, 7-я 4 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия о теоретических методах педагогических исследований
7. Эмпирические методы педагогических исследований 3-й 7-я, 8-я 4 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия обэмпирических методах педагогических исследований
8. Методы и техники педагогических исследования возникновения предпосылок образования 3-й 9-я, 10-я 2 ч 2 ч 16 ч.   Групповая дискуссия ометодах педагогических исследований
9. Методы и техникиисследований историиобразования 3-й 10-я, 11-я 4 ч 16 ч.   Групповая дискуссия ометодах педагогических исследований
10. Методы математической статистики в педагогических исследованиях   3-й 11-я, 12-я 4 ч 16 ч.   Групповая дискуссия о методах математической статистики педагогических исследований
11. Методика проведения педагогического эксперимента 3-й 12-я, 13-я 2ч. 2 ч. 16 ч.   Групповая дискуссия оэкспериментах в педагогических исследованиях
12. Педагогическое мастерство интерпретации, апробации и внедрения результатов педагогических исследований 3-й 14-я     Групповая дискуссия об интерпретации, апробации и внедрении результатовпедагогических исследований
  Всего за курс         Экзамен

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Методологическаяобоснованность педагогических исследований как научная проблема

Цель, задачи, содержание и формы работы в методологии и методахпедагогических исследований. Сущность и структурадисциплины. Методологические основы педагогического исследования и основные закономерности, отраженные вдисциплине. Связь с другими дисциплинами.Методология как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки.Методология педагогики как концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Тема 2. Тезаурус дисциплины «Методы и техники педагогических исследований»

Основные компоненты научно-терминологического и логического аппарата психолого-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, совокупность исследовательских методов, средств и способов, необходимых для решения задач, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики, защищаемые положения.

Тема 3. Педагогическая наука и научный поиск

Основные признаки и функции педагогики как науки. Уровни методологического знания (по Э.Г. Юдину): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Основные методологические принципы педагогического исследования: единства теории и практики, принцип творческого, конкретно-исторического подхода к исследуемой проблеме; объективности, всесторонности,единства исторического и логического, принцип системности. Методологические требования к проведению педагогических исследований.

Тема 4.Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика

Аппарат научного исследования, его содержание и характеристика. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Основные признаки прикладных исследований: приближенность их к актуальным запросам практики, сравнительная ограниченность выборки исследования, оперативность в проведении и внедрении результатов.

Тема 5.Понятие «метод» педагогических исследований

Понятие «научного метода» как «целенаправленного подхода, посредством которого достигается поставленная цель, как комплекса различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний». Характерные признаки научного метода (к какому бы типу он ни относился): объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Тема 6.Теоретические методы педагогических исследований

Методы научного познания. Классификации методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы материальной (практической) деятельности. В зависимости от роли и места в процессе научного познания: методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. По содержанию изучаемых наукой объектов: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д. Классификация методов (по В. П. Кохановскому): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Общенаучные логические методы и приемы познания: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Тема 7.Эмпирические методы педагогического исследования

Эмпирические методы педагогического исследования. Метод изучения педагогической научной и методической литературы, архивных материалов. Использование метода как важное условие объективности и глубины психолого-педагогического исследования. Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Особенности наблюдения как научного метода: направленность к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксация; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов. Разновидности наблюдения: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое «инкогнито»; констатирующее и оценивающее; неконтролируемое и контролируемое (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальное и экспериментальное; полевое (наблюдение в естественных условиях) и лабораторное (в экспериментальной ситуации). Беседа как метод исследования. Формализованная и неформализованная беседа. Правила применения метода беседы. Опросные методы в структуре педагогического исследования. Преимущества и недостатки опросных методов. Разновидности опросных методов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрия, тестирование. Методы изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта: изучение педагогической документации, контент-анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта. Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Естественный и лабораторный эксперимент. Констатирующий и формирующий эксперимент. Зондирующий и проверочный эксперимент. Сравнительный и перекрёстный эксперимент. Классический и многофакторный эксперимент. Условия эффективности проведения педагогического эксперимента. Этапы проведения педагогического эксперимента.

Тема 8.Методы и техники исследованиявозникновения предпосылокобразования

Методическая ценность педагогического наследия исследованиявозникновения предпосылокобразования. Методология и методы исследованиявоспитания в условиях «продленного детства»истилей воспитания.Исследовательское значение теоцентрической, социоцентрической, натуроцентрической и антропоцентрической моделейобразования.

Исследовательское значение традиционных концепций происхождения воспитания: эволюционно-биологическая теория (Дж. Симпсон) и психологическая теория (П. Монро). Воспитание в первобытном обществе. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.Методы исследований школы и воспитания в странах Древнего Востока. Методы исследования возникновения и развития письменности как важнейшего фактора развития школы.

 

Тема 9.Методы и техники исследованийистории образования

Методы исследований основных тенденций развития мировой педагогической науки и школы: демократизации школьных систем; диверсификации и дифференциации образования; гуманистической направленности воспитания; форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизации классно-урочной системы; опытно-экспериментальная деятельности; педагогизации новейших технических средств; интеграции школьного и внешкольного воспитания и образования.Исследования основных направлений современной зарубежной педагогики: дидактические концепций: традиционная социопедагогическая парадигма (Ж. Капель, Ч. Е. Финн); рационалистическая модель (П. Блум, Б. Скиннер), феноменологическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). Концепции теории воспитания: социологизаторский подход (социальная педагогика), биопсихологический подход (экзистенциалистская педагогика, новое воспитание, гуманистическая психологическая школа).

Тема 10.Методы математической статистики в педагогических исследованиях

Содержание комплекса математико-статистических методов обработки. Классификация задач и методов их решения. Задача исследования и выбор математико-статистического методаобработкиМетоды математической статистики в педагогических исследованиях. Основные понятия математической статистики: средняя арифметическая, медиана, мода, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Меры связи между переменными (корреляция). Статистическая проверка научной гипотезы. Оценки генеральных параметров. Многомерные методы анализа данных (факторный анализ; кластерный анализ; дисперсионный анализ; регрессионный анализ; латентно-структурный анализ; многомерное шкалирование и другие). Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований. Обеспечение массовости и представительности (репрезентативности) объектов изучения. Шкалирование. Виды группировок: типологическая, вариационная и аналитическая. Приёмы итогового обобщения данных: таблицы, диаграммы, графики.

Тема 11.Методика проведения педагогического исследования

Методика проведения психолого-педагогического исследования. Замысел, структура и логика проведения педагогического исследования. Этапы педагогического исследования. Формулировка цели, задач, гипотезы исследования. Структура методики психолого-педагогического исследования. Программа исследования. Обработка и интерпретация полученных результатов исследования. Систематизация результатов. Апробация исследования. Внедрение разработанных положен


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.