История Средних веков и раннего Нового времени. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История Средних веков и раннего Нового времени.

2017-12-13 441
История Средних веков и раннего Нового времени. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.А. Прохоренко

 

История Средних веков и раннего Нового времени.

Учебно-методическое пособие для изучения дисциплины.

(для студентов направления подготовки 030600.62 "История").

 

 

Тольятти

ТГУ - 2012

 


УДК 94(4)"04/14"

ББК 63.3(0)4

П 844

 

 

История Средних веков и раннего Нового времени: учебно-методическое пособие по курсу "История Средних веков и раннего Нового времени" /И.А. Прохоренко – Тольятти: ТГУ, 2012.

 

Учебно-методическое пособие позволяет лучше усвоить новый материал, понять принципы работы с разнообразными историческими источниками. Пособие содержит необходимый справочно-информационный материал, примерные вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Предназначено для студентов направления подготовки 030600.62 "История".

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

 

© Тольяттинский государственный университет, 2012.

 


Введение.

1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта профессионального образования по направлению подготовки 030600.62 "История".

Задача данного пособия оказать методическую помощь студентам при изучении курса истории средних веков и раннего нового времени, являющихся составной частью "Всеобщей истории".

Задача семинарских занятий состоит в прочном усвоении студентами наиболее важных проблем средневековья, в приобретении навыков самостоятельного анализа исторических источников. Это должно способствовать расширению и углублению научного кругозора будущего историка, умению осмысливать исторические события и явления, приобщению к мировой культуре и усвоению общечеловеческих ценностей.

Подготовку к семинарским занятиям следует начинать с изучения соответствующего раздела учебника. Это даст студенту общее представление о теме семинарского занятия. Результаты исследований медиевистов содержатся в статьях, опубликованных в журналах или межвузовских сборниках. Данный вид литературы служит методическим пособием для самостоятельной работы и позволяет студентам ознакомиться с существующими концепциями по той или иной проблеме медиевистики. Рекомендованный к каждой теме список дополнительной литературы не является обязательным. Студент может выбрать лишь те работы, которые он считает необходимым привлечь к изучению данной темы. В случае необходимости студент может также использовать Интернет-ресурсы, приведенные в конце учебно-методического пособия.

При подготовке к семинарам необходимо пользоваться историческими источниками, которые опубликованы в сборниках, хрестоматиях. Незнакомые термины, встречающиеся в тексте учебника, в статьях, рекомендованных для дополнительного изучения, и источниках, следует посмотреть в глоссарии, помещенном в конце пособия или словаре иностранных слов (любое издание).

В процессе подготовки к семинарскому занятию студент выполняет задания для самостоятельной работы, ориентируясь на методические указания по каждому вопросу. Кроме того, студент может проверить степень усвоения материала, ответив на контрольные вопросы и решив, предложенные тесты.

Работа с контурными картами помогает студенту конкретизировать пространные представления и знакомит с природной средой изучаемых исторических процессов. Для выполнения этих заданий необходимо использовать условные картографические обозначения, ориентироваться по карте. Каждая карта должна сопровождаться расшифровкой условных обозначений. Задания можно выполнять на "Контурных картах по истории средних веков" для средней школы. Для выполнения заданий следует использовать "Атласы по истории средних веков" (любое издание), карты, помещенные в учебниках или в приложениях к ним.

Важной частью работы на семинарском занятии являются доклады студентов. Доклад представляет собой самостоятельную работу, основанную на углубленном изучении источников и монографической литературы.

Изучение истории средних веков способствует формированию следующих общекультурных компетенций:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации;

- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные навыки;

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

Также изучение курса "История средних веков" помогает студенту овладевать рядом профессиональных компетенций:

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии;

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования;

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию;

- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ;

- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории;

- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

- умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе;

- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры;

- способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации.

 


Тема 1.

Тема 2.

Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.

Учебные вопросы:

1. Причины вторжений варварских племен на территорию Римской империи.

2. Образование первых варварских королевств: вестготского, вандальского, бургундского.

3. Падение Западной Римской империи и его значение.

4. Варварские государства на территории Западной Римской империи.

5. Особенности генезиса феодализма в Западной Европе.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о географии расселения варварских народов на территории евразийского континента; о причинах Великого переселения народов; о региональных различиях в процессе феодализации;

знать варианты генезиса феодализма;

уметь показать на географической карте ареалы расселения варварских народов на территории Римской империи;

владеть навыками выделения элементов протофеодального общества;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос следует особое внимание уделить анализу причин Великого переселения народов. Необходимо выделить основные направления передвижений варварских племен по территории Европы и роль гуннов.

Рассматривая вопрос об образовании первых варварских королевств, следует выяснить значение понятия "федераты", определить непоследовательность политики Римской империи в отношении варваров, значение принятия христианства, условия расселения на завоеванных землях и значение приятия христианства.

Студент должен выделить причины падения Римской империи и его значение для последующего развития Западной Европы в политическом, социальном, экономическом, этнонациональном и культурном отношении.

Рассматривая вопрос об образовании варварских королевств на постримском пространстве необходимо определить особенности остготского и лангобардского королевств. Также студенту следует рассмотреть связь дальнейшей истории варварских государств с завоевательной политикой Византии и арабов.

При ответе на вопрос о генезисе феодализма в западной Европе студент должен рассмотреть основные концепции и теории этого процесса в историографии (романистическая и германистическая концепции, теория синтеза, теория континуитета, марксистская (формационная) и цивилизационная (аграрное общество) теории). Необходимо знать основные варианты генезиса феодализма и его особенности в различных регионах западной Европы и Византии. Также следует уделить внимание основным этапам, сущности и последствиям процесса феодализации. Следует изучить типологические признаки аграрного и социально-политического строя западноевропейского феодализма. Студенты должны знать особенности феодальной земельной собственности и направление ее эволюции.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Коростелин В.А. Договорные отношения позднеримской империи с варварами // Вопросы истории. 2006. № 8. С. 38 – 50.

2. Всемирная история. В 24 т. Т. 7. Раннее средневековье. - Мн., 2000. – С. 249 274.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 65 – 74.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить ответы на 1 – 5 вопросы.

2. На контурной карте отметить направления вторжений варварских племен на территорию Западной Римской империи и даты их существования.

Контрольные вопросы:

1. Какой период называется Великим переселением народов?

2. На какие две группы делится объединение готских племен?

3. Кто и когда первым захватил и разграбил Рим?

4. В результате каких событий появился термин "вандализм"?

5. Где произошла решающая битва римлян с гуннами?

6. Какая дата считается официальной датой падения Западной римской империи?

7. Кто был основателем остготского королевства?

8. Какое из варварских королевств оказалось наиболее жизнеспособным и динамичным?

9. Что такое феодализм?

10. назовите основные варианты генезиса феодализма.

11. Перечислите характерные черты феодальной собственности на землю.

Тест:

1. К причинам Великого переселения народов относят:

а) изменение климата; б) вторжение вестготов; в) упадок рабовладения в Риме.

2. Взятие вандалами Рима произошло в:

а) 410; б) 455; в) 476; г) 486.

3. Битва на Каталаунских полях произошла в:

а) 410; б) 451; в) 455; г) 457.

4. "Бичом Божьим" в средние века прозвали:

а) Аттилу б) Алариха в) Теодориха г) Радагайса.

5. Лангобарды вторглись в Италию в:

а) 493 г. б) 507 г. в) 455 г) 568 г.

6. Федераты:

а) самоуправляющиеся кантоны Швейцарии; б) сторонники федеративного устройства государства; в) варвары-союзники; г) жители Швейцарии.

7. Победа вестготов над римлянами при Адрианополе была одержана в:

а) 378 г.; б) 410 г.; в) 455 г.; г) 451 г.

8. Что не относится к основным чертам бессинтезного варианта генезиса феодализма:

а) слабость крестьянской общины; б) полное отсутствие или очень слабое влияние римской государственности; в) замедленное создание вассальной системы и феодальной иерархии; г) наличие свободной общины.

9. Что не относится к особенностям феодальной земельной собственности на землю:

а) условный характер; б) наделенность собственников политической властью; в) свободная купля-продажа; г) корпоративность.

10. Историком готов, оставившим описание Атиллы, был:

а) Прокопий Кесарийский; б) Иордан; в) Сальвиан; г) Касиодор.

Тема 3.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 9.

Образование сословно-представительной монархии в Англии.

Учебные вопросы:

1.Социально-политическое развитие Англии в конце XI – XII веках.

2. Обострение социальных противоречий в конце XII – начале XIII века.

3. Великая хартия вольностей 1215 года.

4. Гражданская война 1263 - 1267 гг. и возникновение сословной монархии.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об экономическом и социально-политическом развитии Англии в XI – XIII веках; об особенностях развития феодализма в Англии; о направлении эволюции английской государственности в сторону централизации и создания сословно-представительной монархии;

знать основные черты сословно-представительной монархии;

уметь выделять статьи, отражающие интересы различных социальных слоев;

владеть навыками анализа исторических источников;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос студент должен рассмотреть влияние норманнского завоевание на завершение процесса феодализации в Англии, особенности ленной системы, значение реформ Генриха II для укрепления централизации страны.

Анализируя причины ухудшения социальной обстановки в Англии, студент должен рассмотреть формирование социальной базы феодальной сословной монархии: углубление социальной дифференциации в деревне, особенности социального развития феодалов, возрастание роли городов в жизни английского общества. Также следует уделить внимание внутренней политике, проводимой Ричардом I и Иоанном Безземельным.

При работе с Великой хартией вольности необходимо выделить четыре основные группы статей: статьи, отражающие материальные интересы различных социальных групп; статьи, подтверждающие ранее существующий или вновь созданный порядок работы судебных и административных органов, а также направленные против злоупотреблений чиновников; статьи, претендующие на установление нового политических порядков; статьи, носящие декларативный или временных характер, касающиеся гарантий и сроков проведения документа в жизнь.

При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что Великая хартия вольностей не было осуществлена на практике, а также следует обратить внимание на причины, ход и последствия нового политического кризиса середины XIII в. Студент должен обратить внимание на политическое развитие страны при Эдуарде I и его взаимоотношения с парламентом, и значения статута "О неналожении податей" ("Подтверждение хартии").

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Маколей Т. Б. Англия и Европа: избранные эссе /под общ. ред. С. Е.Федорова. - СПб., 2001.

2. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 97 - 102.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 270 - 273.

4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1. – М., 1999. – С. 271 – 281; 286 – 290.

5. Штокмар, В.В. История Англии в средние века. Изд. 2, доп. – СПб., 2003. – 63 – 72.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 4.

2. Изучить источники по теме семинарского занятия: "Великая хартия вольностей" (любое издание); "Статут о неналожении податей" // Черниловский З.М. История феодального государства и права. М., 1959. С. 287.

Контрольные вопросы:

1. В каком году произошло норманнское завоевание Англии?

2. Что такое "Книга Страшного суда"?

3. Какие категории крестьян существовали в Англии в XII – XIII веках?

4. В чем значение "Солсберийской присяги" 1085 года?

5. Какие реформы произошли при Генрихе II?

6. В чем заключались противоречия между крупными и мелкими феодалами?

7. Каковы причины обострения социальной напряженности при Иоанне Безземельном?

8. В каких статьях Великой хартии вольностей говориться о возникновении прообраза парламента?

9. Какое значение имели "Оксфордские провизии"?

10. Каков состав "образцового парламента" 1295 года?

Тест:

1. Найдите лишнее - при Вильгельме Завоевателе:

а) утвердился принцип "Вассал моего вассала – мой вассал"; б) проведена перепись всех земель; в) принята Великая хартия вольностей; г) начали строить Тауэр.

2. Найдите лишнее – при Генрихе II:

а) введение щитовых денег; б) укрепилось значение королевских судов; в) проведена перепись всех земель; г) началось завоевание Ирландии.

3. Как назывался договор между королем Иоанном Безземельным и баронами:

а) Великая хартия вольностей; б) Оксфордские провизии; в) Великое соглашение; г) Вормский конкордат.

4. Кому соответствует данное описание:

Он был очень привязан к своему королю, предан ему. По воле короля он стал главой английской церкви. По воле короля – был убит.

а) Симон де Монфор; б) Стефан Ленгтон; в) Томас Беккет; г) Джон Болл.

5. Что не являлось последствием военной реформы Генриха II:

а) была ограничена власть шерифов; б) было отменено обязательное участие в походах рыцарей; в) свободным мужчинам было предписано принести присягу на верность королю и обзавестись оружием; г) было сформировано постоянное наемное войско.

6. "Баронская война" в Англии была в:

а) 1135 – 1153; б) 1263 – 1267; в) 1348 – 1349; г) 1450 – 1485.

7. В каком году в Англии была проведена всеобщая перепись населения?

а) 1066; б) 1086; в) 1215; г) 1383.

8. Лично свободные крестьяне в Англии XI в.:

а) лизгольдеры; б) бордарии; в) коттеры; г) фригольдеры.

9. Феодальная усобица в Англии между Стефаном и Матильдой закончилась:

а) победой Стефана; б) победой Матильды; в) началом династии Тюдоров; г) началом династии Плантагенетов.

10. Кто мог судить баронов согласно Великой хартии вольностей:

а) король; б) шериф; в) прелаты; г) пэры.

Тема 10.

Тема 11.

Тема 12.

Тема 13.

Тема 14.

Тема 15.

Тема 16.

Тема 17.

Тема 18.

Реформация и Крестьянская война в Германии. (4 часа).

Учебные вопросы:

1. Экономическое и социально-политическое положение Германии в конце XV – первые десятилетия XVI века.

2. Реформационное учение Мартина Лютера и возникновение лютеранской церкви.

3. Социально-политическая программа Томаса Мюнцера и его деятельность в Реформации.

4. Крестьянская война: основные районы и программы участников, итоги.

5. Развитие Реформации после поражения Крестьянской войны. Аугсбургский религиозный мир.

6. Экономическое и политическое развитие Германии во второй половине XVI – начале XVII века.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о сущности реформационного движения в Европе, его целях, социальной базе, этапах развития; об основных отличиях протестантизма от католичества.

знать предпосылки и последствия Реформации в Германии.

уметь выделять причинно-следственные связи;

владеть навыками работы с контурными картами.

Методические рекомендации по изучению темы

При изучении темы Реформации необходимо подробно изучить конкретно-исторические условия в Германии, найти отличия от других стран западной Европы, а также проследить связь эволюции взглядов М.Лютера с развитием реформационного движения в Германии. При рассмотрении вопроса о крестьянской войне следует уделить особое внимание концепциям справедливой жизни у горожан и крестьян в Германии XVI в., проследить связь крестьянской войны с Реформацией.

Студенту следует отметить причины победы княжеской Реформации в Германии, основные принципы Аугсубрского мира и его значение для дальнейшей судьбы страны.

При ответе на последний вопрос необходимо проанализировать причины нарастающего спада в экономике Германии во второй половине XVI века, отметить влияние "революции цен" на развитие сельского хозяйства; изучить причины и последствия постоянной межконфессиональной напряженности.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Иванов, В.В. Иоганн Бренц – последователь Мартина Лютера. //Новая и новейшая история. 2008. - № 2. - С. - 157 – 171.

2. Назарчук, А.В. Влияние книгопечатания на развитие протестантизма в Европе. //Новая и новейшая история. 2006. - № 4. - С. 79 – 91.

3. Соловьев, Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. - М.: Молодая гвардия, 1984.

4. Соловьев Э.Ю. Мартин Лютер – выдающийся деятель немецкой и европейской истории. // Вопросы истории. 1983. - № 10. – С. 33 – 54.

5. Всемирная история. В 28 т. Т. 10. Возрождение и реформация. – Минск, 2001. С. 54 – 109.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 5.

2. Отметить на контурной карте основные районы Германии, охваченные крестьянской войной.

3. Подготовить доклады на темы: М. Лютер; Т. Мюнцер.

Контрольные вопросы:

1. Чем характеризовалось политическое развитие Германии в конце XV - начале XVI в.?

2. Назовите основных представителей немецкого гуманизма.

3. С каким документов выступил М. Лютер в 1517 г.?

4. Когда была издана булла папы Льва X об отлучении Лютера от церкви?

5. Кто возглавил радикальное направление в немецкой Реформации?

6. Назовите основные районы Крестьянской войны.

7. Назовите основные программные документы Крестьянской войны.

8. Почему сторонников Реформации называют протестантами?

9. Кто является автором "Аугсбургского вероисповедания"?

10. Что означает принцип – "Чья власть, того и вера"?

11. С чем связано падение влияния Ганзы?

12. Что такое "Книга согласия"?

13. Какое вероучение было разработано в Гейдельбергском катехизисе?

14. В чем выразилась политика компромисса с умеренными князьями-лютеранами при Фердинанде I и Максимилиане II?

15. Что способствовало сплочению лютеран и кальвинистов в начале XVII века?

Тест:

1. Религиозный мир в Германии в 1555 году был заключен в:

а) Вормсе; б) Аугсбурге; в) Кельне; г) Констанце.

2. Мартин Лютер в "95 тезисах" выступил против:

а) засилья католической церкви; б) продажи индульгенций; в) светской власти папы римского; г) платы за церковные обряды.

3. Крестьянская война в Германии происходила в:

а) 1546 -1548 гг.; б) 1521 г.; в) 1524 - 1525 гг.; г) 1534 г.

4. В одном из документов крестьянской войны в Германии содержалось:

а) 95 статей; б) 26 статей; в) 65 статей; г) 12 статей.

5. Мюнстерскую коммуну основали:

а) анабаптисты; б) катары; в) монофизиты; г) кальвинисты.

6. М. Лютер был сторонником:

а) учения об оправдании верой; б) продажи индульгенций; в) радикальной Реформации; г) тезиса о предопределении.

7. В каком документе конца XV – начала XVI в. содержались требования коренного преобразования церковного и светского строя Германии:

а) Смитфилдская программа; б) Статейное письмо; в) "Реформация императора Сигизмунда"; г) "Похвальное слово глупости".

8. Деление Германии на рейхлинистов и "обскурантов" связано с:

а) борьбой против продажи индульгенций; б) требованием изучать христианство на основе первоисточников; в) борьбой против привилегий католической церкви; г) требованием удешевления церкви.

9. Одним из автором "Писем темных людей" был:

а) Мартин Лютер; б) Иоганн Рейхлин; в) Эразм Роттердамский; г) Ульрих фон Гуттен.

10. Кто был идеологом народного направления в Германской Реформации:

а) Мартин Лютер; б) Ульрих Цвингли; в) Томас Мюнцер; г) Жан Кальвин.

Тема 19.

Тема 20.

Тема 21.

Тема 22.

Тема 23.

Международные отношения в XVI – начале XVIII века. (4 часа).

Учебные вопросы:

1. Развитие международных отношений в XVI веке.

2. Особенности международных отношений в XVII – первой половине XVIII века.

3. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

4. Войны Людовика XIV.

5. Соперничество на Балтике во второй половине XVII – начале XVIII века.

6. Османская империя в европейской системе международных отношений.

7. Колониальный захват мира.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных тенденциях международных отношений в XVI –XVII веке.

знать причины политических и военных конфликтов, основные очаги международных конфликтов.

уметь выделять причинно-следственные связи;

владеть способностью составлять обзоры, аннотации по тематике проводимых исследований.

Методические рекомендации по изучению темы

Раскрывая особенности международных отношений в XVI – первой половине XVIII века, следует обратить внимание на следующие моменты: основные очаги международных конфликтов в указанный период; новые явления в развитии отношений между государствами; возникновение теории "естественных границ"; главные претенденты на гегемонию в различных регионах и в общеевропейском масштабе; Особенности международных отношений в различных регионах; возникновение различных коалиций и изменения в их составе; положение османской империи в европейской системе международных отношений; основные направления колониальной экспансии.

Рассматривая различные международные конфликтов в первую очередь необходимо выделить причины конфликта, основные этапы военных действий и последствия этого конфликта для развития международных отношений.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 5 – 50.

2. Хаананов А.М. Борьба между Португалией и Османской империей за Индийский океан (XVI в.). // Новая и новейшая история. – 2003. - № 6. - С. 59 -77.

3. Пенской В.В. Военная революция в Европе XVI – XVII вв. и ее последствия. // Новая и новейшая история. – 2005. - № 2. - С. 194 – 206.

4. Прокопьев А.Ю. Саксония и ее курфюрст Иоганн Георг I на завершающем этапе Тридцатилетней войны. // Новая и новейшая история. 2005. - № 5. - С. 179 – 197.

5. Ивонина Л.И. Битва при Мальплаке 11 сентября 1709 года. //Новая и новейшая история. - 2009. - № 1. - С. 216 – 223.

6. Ивонин Ю.Е. Евгений Савойский. // Вопросы истории. - 2006. - № 6. - С. 48 – 69.

7. Ивонина Л.М. Война за наследство в Испании. // Вопросы истории. – 2009. - № 1. - С. 3 – 20.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 7.

2. Подготовить доклады на темы: Развитие военного искусства и оружия; возникновение дипломатической службы; Россия в системе международных отношений XVII – начале XVIII века.

Контрольные вопросы:

1. Когда начинает формироваться международное право?

2. Назовите основные виды политические и военных конфликтов в XVI веке; в XVII – начале XVIII века.

3. Назовите основные очаги международных конфликтов в XVI; XVII – начале XVIII века.

4. В чем заключались особенности дипломатических отношений между Османской империей и Европой в XVI – первой половине XVII века?

5. На какие периоды делится Тридцатилетняя война?

6. В чем значение Вестфальского мира?

7. Назовите основные войны, которые вел Людовик XIV?

8. В чем основное значение войны за Испанское наследство?

9. Назовите основных участников борьбы за лидерство на Балтике.

10. В чем заключались отличия конфликтов в юго-восточном регионе Европы?

11. в чем значение Карловицкого мира?

12. назовите основные направления колониальной экспансии европейских стран в XVII – начале XVIII века.

Тест:

1. Годы Тридцатилетней войны:

а) 1618 – 1648 гг.; б) 1605 – 1635 гг.; в) 1627 – 1657 гг.; г) 1633 – 1663 гг.

2. Одним из итогов Вестфальского мира стало:

а) утверждение католичества на территории северной Германии; б) формирование нового миропорядка, в котором на первый план вышли национальные и государственные интересы; в) окончательное изгнание гугенотов с территории Франции; г) подчинение испанских Габсбургов австрийской короне.

3. Тридцатилетняя война началась с:

а) избиения гугенотов в Париже после свадьбы Генриха Наваррского и Маргариты Валуа; б) конфликта протестантских и католических княжеств в Германии; в) соперничества французского и австрийского претендентов на вакантный испанский престол; г) соперничество между российским и французским претендентами на польскую корону.

4. С 1494 по 1559 гг. продолжались:

а) Итальянские войны; б) Альбигойские войны; в) Гуситские войны; г) войны с Ганзой.

5. Мир в Като-Камбрези закрепил господство на Апеннинском полуострове:

а) Англии; б) Империи и Испании; в) Франции; г) Римского папы.

6. Какого периода не было в Тридцатилетней войне:

а) шведский; б) чешский; в) польский; г) датский.

7. Деволюционная война велась из-за:

а) Фландрии; б) Польши; в) колоний в Северной Америке; г) контроля над Зундскими проливами.

8. Война за Испанское наследство велась в:

а) 1688 - 1697 гг.; б) 1701 - 1714 гг.; в) 1700 - 1721 гг.; г) 1683 - 1697 гг.

9. Союзником России в Северной войне была:

а) Чехия; б) монархия Габсбургов; в) Пруссия; г) Дания.

10. Карловицкий мир завершил:

а) войну за Пфальцое наследство; б) австро-турецкую войну; в) англо-голландскую войну; г) деволюционную войну.

11. В состав Священной лиги не входила:

а) Пруссия; б) Россия; в) Венеция; г) Польша.

12. К основным направлениям колониальных захватов не относится:

а) Австралия; б) Индия; в) Африка; г) Япония.

Тема 24.

Тема 25.

Вопросы к экзамену (3 семестр).

1. Понятие "средние века", "феодализм" и "раннее Новое время". Периодизация истории средних веков.

2. Классификация средневековых источников. Нарративные источники.

3. Документальные источники западноевропейского средневековья.

4. Законодательные источники западноевропейского средневековья.

5. Генезис феодализма в Западной Европе: варианты и особенности.

6. Особенности земельной собственности европейского феодализма.

7. Кризис рабовладельческой системы в Римской империи.

8. Христианская церковь и ереси в раннее средневековье.

9. Эволюция германского общества по данным Ю. Цезаря и П.К.Тацита.

10. Великое переселение народов: причины и последствия.

11. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

12. Падение Западной Римской империи и его последствия.

13. Остготское и лангобардское королевства.

14. Образование государства у франков. Григорий Турский "История франков".

15. Характеристика франкского общества по данным "Салической правды".

16. Возвышение майордомов Австразии. Карл Мартелл и его реформа.

17. Правление Пипина Короткого и основание новой королевской династии.

18. Военные походы Карла Великого и их историческое значение.

19. Организация управления империей Карла Великого.

20. Прекарные отношения и их роль в развитии феодализма во Франкском королевстве.

21. Иммунитет и вассалитет как формы феодальных отношений.

22. Распад империи Карла Великого: причины и последствия.

23. "Каролингское возрождение".

24. Становление династии Капетингов во Франции.

25. Социально-экономическое развитие Франции в IX – XI веках.

26. Развитие феодальных отношений в Германии.

27. Возникновение Германской империи.

28. Церковные реформы. Папа Григорий VII.

29. Борьба за инвеституру между папством и германскими императорами.

30. Образование Византийской империи и организация управления империей.

31. Законодательство Юстиниана и его роль в развитии феодальных отношений в Византии.

32. Развитие феодализма в Византии в VII – VIII веках. "Земледельческий закон".

33. Иконоборчество. Народные восстания в Византии в VIII – IX веков.

34. Византийские города в XI – X веках. "Книга эпарха".

35. Утверждение феодальных отношений в Византии.

36. Культура Византии в раннее средневековье.

37. Общественный строй англосаксов и развитие феодальных отношений на Британских островах.

38. Тенденции образования единого государства на Британских островах и борьба с датчанами.

39. Экспансия викингов в IX – XI веках.

40. Общественно-политический строй викингов. Возникновение феодальных отношений.

41. Каролингское поместье. "Капитулярий о поместьях". "Сен-Жерменский политик".

42. Особенности формирования феодализма в Италии.

43. Раннее развитие итальянских городов.

44. Культура Западной Европы в период раннего средневековья.

45. Закрепощение свободного крестьянства во франкском королевстве.

46. Роль католической церкви в политической, социально-экономической и культурной жизни Западной Европы.

 

Вопросы к экзамену (4 семестр).

1. Средневековый город: цеховые организации и борьба за самоуправление.

2. Коммунальное движение в средневековых городах.

3. Предпосылки, цели и участники крестоносного движения.

4. Государства крестоносцев и образование духовно-рыцарских орденов.

5. Четвертый крестовый поход: особенности и политические итоги.

6. Последние крестовые походы: социальная сущность и итоги.

7. Особенности социально-экономического развития Франции в XI – XIII вв.

8. Начало объединения Франции. Филипп П Август.

9. Реформы Людовика IХ Святого.

10. Нормандское завоевание и утверждение феодализма в Англии. "Книга страшного суда".

11. Англия в правление Генриха П Плантагенета.

12. Иоанн Безземельный и принятие "Великой хартии вольностей".

13. Английский парламент: история возникновения, состав и основные функции.

14. Германия при династии Штауфенов. Взаимоотношения с Италией.

15. Социально-экономическое развитие Германии в XI – XIII вв.

16. Рудольф Габсбург. Образование Швейцарского союза.

17. Немецкие завоевания на востоке.

18. Реконкиста.

19. Страны Пиренейского полуострова в XIV – XV вв.

20. Социально-экономическое развитие Италии в XI – XIII вв.

21. Политическая борьба в итальянских городах XII – XIII вв.

22. Причины и последствия установления тирании в Италии.

23. Народные выступления в Италии в XIV – XV вв.

24. Исторические предпосылки зарождения культуры Возрождения.

25. Предвозрождение. Данте Алигьери.

26. Три этапа в гуманистическом движении.

27. Упадок папства в XIV – XV вв.

28. Развитие феодальных отношений в странах Скандинавии: Дания, Норвегия, Швеция в XII – XV вв.

29. Экономическое и политическое развитие Германии в XIV – XV вв.

30. Развитие феодальных отношений в Византии. Народные движения.

31. Падение Византийской империи: причины и последствия.

32. Возникновение сословной монархии во Франции. Филипп IV Красивый.

33. Причины и начало Столетней войны.

34. Народные выступления во Франции в 1356 – 1358 гг.: причины и последствия.

35. Мир в Бертиньи и реформы Карла V Валуа.

36. Причины и итоги подписания мира в Труа.

37. Правление Карла VII Валуа и окончание Столетней войны.

38. Политическое объединение Франции во второй половине XV в.

39. Социально-


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.265 с.