Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-11-27 | 499 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
Понятие воспитания в педагогике.
Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.
В большом толком словаре С. А. Кузнецова,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].
По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].
В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].
По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
|
По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».
Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.
Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:
Деятельность учащихся.
Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;
Потребностно-мотивационная сфера личности.
Формирование личности происходит эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается ее потребностно-мотивационная сфера, развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая активность человека;
Внутренняя сфера личности.
Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.
|
Мы можем отметить, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения коммуникации.
Сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике понимаются неоднозначно. Поэтому возникают различные вариации воспитательного процесса (принципы воспитания).
По определению И. П. Подласого, принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитания ребёнка [подласый].
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют определенную систему. Обратимся к различным вариациям принципов, разработанными учёными-педагогами такими как В.Г. Крысько, В.С.Селиванов, П.И.Пидкасистый, В.А. Козлова и С.Френе.
Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- воспитание в группе и через коллектив;
- воспитание в процессе деятельности;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;
- опора на положительное в личности и группе;
- единство согласованности, преемственности в воспитании [].
В.С. Селиванов к принципам воспитания причисляет:
- целенаправленность;
- научность;
- доступность;
- индивидуальность;
- связь с жизнью;
- систематичность;
- активность;
- прочность;
- наглядность [].
По мнению П.И. Пидкасистого, к принципам воспитания относятся:
- ориентация на ценности и ценностные отношения;
- принцип субъектности;
- принцип целостности [].
С точки зрения современного учёного-педагога В.А. Козловой к принципам воспитания относятся:
- общественная направленность воспитания;
-связь воспитания с жизнью и трудом;
- опора на положительное в воспитании;
- гуманизация воспитания;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Французский педагог С. Френе выделил следующие принципы воспитания:
|
-воспитание в коллективе;
-самовыражение;
- труд;
- дисциплина []
Рассмотрев различные вариации систем воспитания, мы можем отметить, что к основным принципам организации педагогического процесса учёные относят:
-принцип гуманистической направленности;
-принцип связи с жизнью и производственной практикой;
- объединение обучения и воспитания с трудом;
-принцип научности;
-ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;
-принцип обучения и воспитания детей в коллективе;
- преемственности, последовательности и систематичности;
-наглядности;
-эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
Мы больше придерживаемся принципам, которыми руководствуется современная система воспитания:
- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);
- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);
- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);
- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения) [козлова].
К принципам воспитания причисляется и принцип уважения к личности. Ребенок должен чувствовать, что его отношения с родителями и педагогами базируются на доверии и взаимопонимании. Этот принцип воспитывает в личности уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь. При его применении педагоги имеют возможность воспитать у ребёнка нежные, душевные чувства и одновременно предъявлять требования к выполнению определенных заданий. Принципы воспитания включают в себя воспитание личности в коллективе, в семье. Деятельность определенной группы людей, в которой находится индивид, имеет значительное влияние на формирование его личности.
|
Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности, являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Мы можем отметить, что наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном применении, ввиду их тесной связи.
Значение настоящего.
Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего личного внутреннего мира, мы неминуемо должны признать право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть таким, какой он есть.
Выводы по первой главе.
В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме Мы пришли к следующим выводам:
1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):
- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)
|
- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)
- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)
- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)
- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).
Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)
2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).
Нами была определена ведущая цель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.
Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.
Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:
- уважение к ребенку как к личности, деликатность;
- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);
- значение поступка и возможность раскаяния;
- открытость и доверительность отношений с детьми.
Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт,мы определили основные методы которые используют в семейном воспитании в России:
- метод убеждения;
- метод поощрения;
- метод совместной практической деятельности;
- метод принуждения (наказания).
3. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт, а также на понимание обществом её роли в воспитании детей.
Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.
Главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности.
Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;
- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)
- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)
-принцип наглядности;
-дисциплина;
- самовыражение
Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:
- беседа;
- наглядный пример;
-индивидуальный подход;
-метод убеждения
- метод принуждения.
На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:
- принцип целенаправленности;
- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.
Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!