Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

2017-11-27 499
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

 

Понятие воспитания в педагогике.

Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология изучает становление личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, обладанием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук педагогика выступает как единственная дисциплина, выделяющая своим предметом исследования воспитание человека.

В большом толком словаре С. А. Кузнецова,воспитание определяется как процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [б тол сл].

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции [].

В широком социальном смысле под воспитанием подразумевают воздействие на личность обществом в целом, а – в узком смысле целенаправленную деятельность, помогающую сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений [].

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

По И.Ф. Гербарту в основу процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. «Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание».

Проанализировав понятия о воспитании, сформулированных известными педагогами, мы можем отметить, что такие ученые как И.Ф. Гербарт, К.Д.Ушинский и Я.А. Коменский акцентируют своё внимание на воспитании нравственности у ребенка. Нравственное воспитание подразумевает развитие таких способностей как скромность, послушание, мужество, умеренность, справедливость, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Одно из самых важные мест в нравственном воспитании отводится семье, роли матери и отца. Для других ученых таких как И.П. Павлов и С.А. Кузнецов воспитание является систематическим процессом направленным на разностороннее развитие личности, способной сосуществовать с обществом.

Таким образом выделенные нами общие положения, позволяют говорить о следующих закономерностях воспитательного процесса:

Деятельность учащихся.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность учащихся, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет формироваться личность в воспитательном процессе;

Потребностно-мотивационная сфера личности.

Формирование личности происходит эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается ее потребностно-мотивационная сфера, развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая активность человека;

Внутренняя сфера личности.

Чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.

Мы можем отметить, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. В процессе специально организованной деятельности учащиеся овладевают духовными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения коммуникации.

Сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике понимаются неоднозначно. Поэтому возникают различные вариации воспитательного процесса (принципы воспитания).

По определению И. П. Подласого, принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам и организации воспитания ребёнка [подласый].

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют определенную систему. Обратимся к различным вариациям принципов, разработанными учёными-педагогами такими как В.Г. Крысько, В.С.Селиванов, П.И.Пидкасистый, В.А. Козлова и С.Френе.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- воспитание в группе и через коллектив;

- воспитание в процессе деятельности;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них;

- опора на положительное в личности и группе;

- единство согласованности, преемственности в воспитании [].

В.С. Селиванов к принципам воспитания причисляет:

- целенаправленность;

- научность;

- доступность;

- индивидуальность;

- связь с жизнью;

- систематичность;

- активность;

- прочность;

- наглядность [].

По мнению П.И. Пидкасистого, к принципам воспитания относятся:

- ориентация на ценности и ценностные отношения;

- принцип субъектности;

- принцип целостности [].

С точки зрения современного учёного-педагога В.А. Козловой к принципам воспитания относятся:

- общественная направленность воспитания;

-связь воспитания с жизнью и трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Французский педагог С. Френе выделил следующие принципы воспитания:

-воспитание в коллективе;

-самовыражение;

- труд;

- дисциплина []

Рассмотрев различные вариации систем воспитания, мы можем отметить, что к основным принципам организации педагогического процесса учёные относят:

-принцип гуманистической направленности;

-принцип связи с жизнью и производственной практикой;

- объединение обучения и воспитания с трудом;

-принцип научности;

-ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

-принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

- преемственности, последовательности и систематичности;

-наглядности;

-эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

Мы больше придерживаемся принципам, которыми руководствуется современная система воспитания:

- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);

- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);

- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);

- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения) [козлова].

К принципам воспитания причисляется и принцип уважения к личности. Ребенок должен чувствовать, что его отношения с родителями и педагогами базируются на доверии и взаимопонимании. Этот принцип воспитывает в личности уважение к окружающим, доброжелательное отношение к ним, любовь. При его применении педагоги имеют возможность воспитать у ребёнка нежные, душевные чувства и одновременно предъявлять требования к выполнению определенных заданий. Принципы воспитания включают в себя воспитание личности в коллективе, в семье. Деятельность определенной группы людей, в которой находится индивид, имеет значительное влияние на формирование его личности.

Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности, являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Мы можем отметить, что наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном применении, ввиду их тесной связи.

 

Значение настоящего.

Уважая в ребенке личность и признавая наличие у него своего личного внутреннего мира, мы неминуемо должны признать право ребенка на сегодняшний день и право ребенка быть таким, какой он есть.

Выводы по первой главе.

В результате анализа теоретической литературы по изучаемой проблеме Мы пришли к следующим выводам:

1) Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, её мировоззрения и отношения к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир. Проведенный нами анализ показал, что главными факторами формирования личности, ее базовой культуры, психологических качеств, социальной активности являются деятельность и общение. Сущность же воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной и зарубежной педагогике определяется принципами воспитания. Таким образом нами были выделены общие принципы воспитания (Козлова В. А.):

- общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);

- связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности); (В.С. Селиванов, В.Г. Крысько)

- опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания); (В.Г. Крысько)

- гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);(В.Г Крысько)

- личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников); (В.С. Селиванов)

- единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).

Наибольшей результативности принципы воспитания достигают только при комплексном их применении, ввиду их тесной связи.(В.Г. Крысько)

2) Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение для ребенка (положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи; сплоченность семейной общности, единство целей и задач; разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, статусу). Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности и формирует у детей определенный ряд способностей (способность к самоутверждению, проявлению своих индивидуальных особенностей, способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим).

Нами была определена ведущая цель традиционного семейного воспитания в России, которая состоит во всестороннем развитии личности, сочетающей развитие интересов и талантов ребенка, направленные на гармоничное формирование человека.

Главная задача семейного воспитания определяется подготовкой детей к жизни в существующих социальных условиях т. е. усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального существования в социуме.

Опираясь на педагогический опыт В.Г. Крысько, В.С. Селиванова, П. И. Пидкасистого, мы сформулировали несколько основных принципов семейного воспитания:

- уважение к ребенку как к личности, деликатность;

- значение настоящего (право ребенка быть таким какой он есть);

- значение поступка и возможность раскаяния;

- открытость и доверительность отношений с детьми.

Основываясь на работе такого учёного как П.Ф. Лесгафт,мы определили основные методы которые используют в семейном воспитании в России:

- метод убеждения;

- метод поощрения;

- метод совместной практической деятельности;

- метод принуждения (наказания).

3. Глубокие социальные изменения во Франции в последние десятилетия оказали значительное воздействие на семью как на социальный институт, а также на понимание обществом её роли в воспитании детей.

Нами была определена цель семейного воспитания во Франции которая заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка и развитии его внутреннего мира.

Главная задача воспитания состоит в том, что с самого раннего возраста оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности.

Основываясь на работы французских учёных-педагогов С. Фере и А. Гарандери мы вывели следующие принципы традиционного семейного воспитания во Франции:

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства;

- принцип целенаправленности; (воспитание имеет целенаправленный характер, который помогает видеть перспективу в своей работе)

- принцип систематичности; (регулярность воспитательного процесса)

-принцип наглядности;

-дисциплина;

- самовыражение

Так же в ходе нашего исследования мы выделили следующие методы семейного воспитания:

- беседа;

- наглядный пример;

-индивидуальный подход;

-метод убеждения

- метод принуждения.

 

На основе проведенного нами анализа теоретического материала мы можем отметить, что цели, задачи, принципы и методы семейного воспитания в России схожи с целями, задачами, принципами и методами семейного воспитания во Франции, но в то же время мы можем отметить, что в России меньше используют такие принципы как:

- принцип целенаправленности;

- принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства.

Во Франции же меньше внимания уделяют принципу открытости и доверительности отношений с детьми и практически не исспользуют метод поощрения в воспитательном процессе.

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы семейного воспитания.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.