Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-27 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
Учебно-методические материалы по курсу «Философия»
Для студентов всех специальностей
УФА - 2010
Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам всех специальностей, изучающих курс «Философия». Материалы включают руководство к изучаемому курсу, планы семинарских занятий, список литературы.
Составитель Бондаренко А.В., канд. филос. наук, доцент
© Башкирский государственный университет, 2010
© Бондаренко А.В.
Содержание
Руководство к изучаемому курсу……………………………….………4
Планы семинарских занятий………………………………..………......6
Список литературы…………………………………………………….21
Руководство к изучаемому курсу
Цели курса — дать общее представление о философии как Автономном способе самоопределения человека (общества) в действительности, актуализировать её содержательный и методологический потенциал применительно к личным, социальным и профессиональным квалификациям слушателей.
Задачи курса:
· Показать место, роль философии в культуре и обществе, её смысл и значение для человека.
· Познакомить с историческими этапами и формами самоосуществления философии, охарактеризовать особенности и основные направления современной философии.
· Дать развернутое представление об основных разделах философского знания и современных проблемах философской теории, Продемонстрировать категориальный и методологический аппарат философской рефлексии, раскрыть ее ценностно-рациональный и гуманитарный характер.
· Привить вкус к чтению и пониманию классических и современных философских текстов.
· Помочь приобрести и развить: навыки философски-грамотного анализа и оценки природных, культурных и социальных явлений; умение формулировать и отстаивать собственную позицию в режимах индивидуального размышления, диалога, полемики, дискуссии.
В процессе изучения курса студенты приобретают основные знания по философии и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта должны:
· иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
· понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
· иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
· понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1. Предмет и структура философии, круг ее проблем и роль в обществе
1. Философия и мировоззрение: их взаимосвязь и различие. Сущность мировоззрения..
2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
3. Смысл и предназначение философии. Сущность специфики философского познания и его методология.
4. Структура и функции философии.
5. Роль и значение философии в истории и современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 3. Античная философия
1. Основные этапы и особенности античной философии.
2. Древнегреческая натурфилософия: милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы.
3. Классический этап в развитии античной философской мысли. Учения софистов и Сократа. Философские воззрения Платона и Аристотеля.
4. Философия поздней античности (эллинизм): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения
1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения.
2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Д.Алигьери, Ф.Петрарка, М.Монтень и др.)
3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)
4. Социально-политические учения Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).
5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л.да Винчи, Микельанджело, У.Шекспир и др.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.
2. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. – М., 1983.
9. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 1993.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. – М., 1981.
ТЕМА 6. Философия Нового времени
1. Общие черты философии Нового времени.
2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.
3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р.Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.
4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 7. Немецкая классическая философия
1. Специфика немецкая классической философии.
2. “Критическое” учение И.Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И.Канта.
3. Философская концепция Г.Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г.Гегеля.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
ЛИТЕРАТУРА
3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т.18.
ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.
2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.
3. Гроф Ст. За пределами мозга. – М., 1996.
4. Гроф Ст. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. – М., 1997.
5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.
6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
8. Кучевский В.Б. Анализ категории “материя”. – М., 1983.
9. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
10. Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. – Л., 1991.
11. Основы онтологии: Учебное пособие. – СПб., 1997.
12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
13. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.
14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.
15. Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время. – СПб., 1997.
16. Сергеев Б.Т. Парадоксы мозга. – Л., 1985.
17. Сознание как категория материалистической философии. – Л., 1989.
18. Уитроу Д. Структура и природа времени. – М., 1984.
ЛИТЕРАТУРА
9. Огородников В.П. Познание необходимости: детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М., 1985.
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 13. Природа как предмет философского изучения
1. Понятие и образы природы в истории философии. Природа как “механизм”, “организм”, объективная реальность. Природа естественная и искусственная.
2. Эволюционный процесс в природе: неживая и живая природа. Концепции происхождения жизни (креационизм, витализм, эволюционизм). Многообразие форм живого.
3. Биологическая эволюция и происхождение человека. Человек как живой организм. Основные факторы антропосоциогенеза.
4. Социальная эволюция человека и биосфера Земли. Естественная и искусственная среда обитания (природа и культура). Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
5. Человек, труд, природа в условиях современной экономики. Глобальные проблемы современности. Идея единства человека и природы. Коэволюция природы и общества.
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 14. Общество: основы философского исследования
1. Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.
2. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие способа производства. Общественно-экономическая формация; базис и надстройка. Общественные отношения, их исторические типы, формы и виды.
3. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания.
4. Общественно-историческая практика: социальные потребности, интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.
5. Субъекты и движущие силы истории. Закономерности исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. Сущность общественного прогресса и его критерии.
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 15. Человек
1. Природа, сущность и предназначение человека. Антропосоциогенез и его факторы: труд, общение, язык.
2. Сущность и существование человека: противоречивость биологического, психического и социального. Самоценность и смысл человеческой жизни. Идеал гармоничного человека.
3. Бытие человека в природе. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биологическая и социальная продолжительность жизни человека.
3. Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность. Идеология индивидуализма и конформизма. Социальная природа отчуждения. Труд, свобода и ответственность личности.
4. Человек в системе культуры: гений, талант и творчество в науке, искусстве, политике. Ценностная ориентация личности: потребности, интересы и цели. Человек как творец самого себя.
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы
1. Алексеев П.В. История философии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
3. Балашов Л.Е. Философия. - М.: Дашков и К, 2009.
4. Вундт В. Введение в философию. - М.: ТОО «Добросвет», 1998.
5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
6. Губин В.Д. Философия. - Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.
7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001.
8. История философии в кратком изложении /Перевод с чешск.‑ М.: Мысль, 1994.
9. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
10. Крюков В.В. Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
11. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию. //Вопросы философии. - 2000. - №12. - С. 64-73.
12. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс). - М.: Академический Проект, 2004.
13. Новая философская энциклопедия. - М., 2000.
14. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4-х частях. - СПб., 1994.
15. Рассел Бертран. История западной философии. Книга первая. Древняя философия. - Новосибирск, 1997.
16. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: Владос, 2003.
17. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
18. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006.
19. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь, 2000.
20. Философия. Краткий тематический словарь. /Под редакцией Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
21. Философия /Под. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005.
22. Философия /Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004.
23. Философия /Под. ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.
24. Философия. Учебник. /Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - Второе издание, переработанное и дополненное. - М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2000.
25. Философия: Учебник для вузов. /Отв. ред. - проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 - 1999 (1-е издание). 2000- 2002 (2-е издание).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
Учебно-методические материалы по курсу «Философия»
Для студентов всех специальностей
УФА - 2010
Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам всех специальностей, изучающих курс «Философия». Материалы включают руководство к изучаемому курсу, планы семинарских занятий, список литературы.
Составитель Бондаренко А.В., канд. филос. наук, доцент
© Башкирский государственный университет, 2010
© Бондаренко А.В.
Содержание
Руководство к изучаемому курсу……………………………….………4
Планы семинарских занятий………………………………..………......6
Список литературы…………………………………………………….21
Руководство к изучаемому курсу
Цели курса — дать общее представление о философии как Автономном способе самоопределения человека (общества) в действительности, актуализировать её содержательный и методологический потенциал применительно к личным, социальным и профессиональным квалификациям слушателей.
Задачи курса:
· Показать место, роль философии в культуре и обществе, её смысл и значение для человека.
· Познакомить с историческими этапами и формами самоосуществления философии, охарактеризовать особенности и основные направления современной философии.
· Дать развернутое представление об основных разделах философского знания и современных проблемах философской теории, Продемонстрировать категориальный и методологический аппарат философской рефлексии, раскрыть ее ценностно-рациональный и гуманитарный характер.
· Привить вкус к чтению и пониманию классических и современных философских текстов.
· Помочь приобрести и развить: навыки философски-грамотного анализа и оценки природных, культурных и социальных явлений; умение формулировать и отстаивать собственную позицию в режимах индивидуального размышления, диалога, полемики, дискуссии.
В процессе изучения курса студенты приобретают основные знания по философии и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта должны:
· иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
· понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
· иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
· понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Планы семинарских занятий
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!