Социально-философская драма М. Горького «На дне» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

2017-11-27 347
Социально-философская драма М. Горького «На дне» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово преподавателя

Горький стал новатором не только в русском романтизме, но и в драматургии. Оригинально он сказал о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа».

Автор много раз менял название пьесы: "Дно", "Без солнца", "Ночлежка". Содержание пьесы требует мрачных красок. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: "Это будет страшно..."

Индивидуальное сообщение студента

«Сценическая судьба пьесы Горького «На дне».

Премьера «На дне», состоявшаяся 18 декабря 1902 г., имела феноменальный успех.
Первое произведение М. Горького, которое принесло автору мировую славу. М. Горькому удалось свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков людей, опустившихся в самую грязь, "на дно" жизни, туда, где ее нет.

Слово преподавателя

А каковы ваши впечатления от прочитанной пьесы Горького?

1. Подняты вопросы, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. 2.Пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою личную судьбу. 3.Автор знакомит нас со всеми обитателями ночлежки. 4.Люди в подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга. 5.М. Горькому удалось посмотреть на босяков людей, опустившихся в самую грязь, ыҹеркнутых из активной жизни общества "бывших людей", изгоев. 6.Остро старается решить серьезные вопросы: ҹто такое ҹеловек? ҹто такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или "во ҹто веришь, то и есть"? и, самое главное, каков~этот мир и можно ли его изменить?

Жанр социально-философской драмы- в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.

Горький создатель нового вида социальной драмы. Происходит острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием. "...Драматургия пьесы "На дне" имеет несколько характерных черт. В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего человека и 3) человек иного порядка..."
Предметом изображения
в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на «дне жизни» в обществе начала ХХ века. Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки, Костылевых, и обитателей – бесправных ночлежников. Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.

Как вы понимаете название пьесы: «На дне»?

Дно в пьесе многозначно и, как многое у Горького, символично. В названии соотнесены обстоятельства жизни и душа человека.

Дно - это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика, сравнимая с той, о которой Мармеладов Достоевского с горечью говорил - «когда некуда больше идти».
«Дно души» - это сокровенное, далеко запрятанное в людях. «Выходит: снаружи, как себя ни раскрашивай - все сотрется», констатировал Бубнов, вспомнив яркое, раскрашенное в прямом и переносном смысле свое прошлое, и вскоре, обратившись к Барону, уточнил: «Что было - было, а остались - одни пустяки...».

Многие персонажи носят не имена, а клички. Теперь это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей «организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие - «братия несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.
Автор как бы изображает бездонную пустоту, в которую по степенно падает человечество, находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей. Всякий персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений.

Что вы скажете о месте действия? Каковы ваши впечатления от обстановки, в которой происходят основные события?

Ночлежка Костылевых напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит».

Важная деталь внутри ночлежного дома не так мрачно, холодно и тревожно, как снаружи. Внутри все-таки тепло и здесь живут люди.

Философская концепция – представителей ночлежки. «Три правды» в пьесе Горького «На дне». Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».
На чем стараются построить свою жизнь. Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?
Спор о правде - смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда - ложь («Врешь!» - резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда - вера - это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»? Как соотнести их взгляды?

Бубнов сҹитает, ҹто мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей. Клещ озлоблен на людей, но верит в то, ҹто тяжелый, изнурительный, но ҹестный труд может вернуть его в "настоящую" жизнь: «вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, ҹто к нему вернется его дар: "...главное талант... А талант это вера в себя, в свою силу".Настя, женщина, продающая свое тело, меҹтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима. Бывший телеграфист Сатин не утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Сатину принадлежит заклюҹительный монолог в пьесе, возвышающий ҹеловека: "Человек свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум... Человек вот правда!"

Вор Пепел утверждает, что «на ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...»
Работа с текстом.

А) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?
Бубнов сҹитает, ҹто мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей.

Правда Бубнова - это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя... да и все ее знают...» - загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе.
Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему, - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что: «Человек может добру научить... очень просто», - заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...» Лука лечит душу.
Человек для Луки, «каков ни есть - а всегда своей цены стоит». «Человека приласкать - никогда не вредно».
Б) В чем видит правду жизни Сатин?
Знаменитые монологи Сатина о человеке, правде, свободе.
Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Сатин о Луке: «Старик? Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем, за его здоровье!» «Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет!»
Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.
Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) - не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.
Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.
В) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?
Для Луки правда в «утешительной лжи». Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».
Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем признании людей.
«Лука» - это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств.
Он говорит о том, как надо, что должно быть. Лечит Лука в пьесе - отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.
Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.
Лука гибок, мягок; «Мяли много, оттого и мягок...» - произнес он в финале I акта.
Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье... молчать о старике!.. Старик - не шарлатан!.. Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - бог свободного человека!»
Особенности гуманизма Горького. Проблема Человека в пьесе.
Актер высказался о чуде таланта - игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование - чепуха, главное - талант»; «Я говорю - талант, вот что нужно герою. А талант - это вера в себя, в свою силу...»
Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически заострил две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание - «систему мысли».
В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.
Человек - «он - все. Он создал даже Бога»; «человек - вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли… это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так - в пьесе: «Человек может верить и не верить... это его дело! Человек свободен… он за все платит сам... Человек - вот правда! Что такое человек… это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном... В одном - все начала и концы... Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!»
В чем же роль Луки? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.
«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее... и хоть живут - все хуже, а хотят все лучше... упрямые!» - откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.
В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А - для лучшего-то люди и живут... По сту лет... а может, и больше для лучшего человека живут!.. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо... Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может...» И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью... уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое идея «лучшего человека».
Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.
В одном из писем Горького мы читаем: Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность - вместе с ним тоже будет развиваться... из века в век. Верю в бесконечность жизни...» Опять Лука, Сатин, Горький - об одном.
Роман Горького «Фома Гордеев»: проблемы и герои
В романе М. Горького «Фома Гордеев» представлена широкая картина русской жизни, современником которой был сам автор. М. Горький показывает купеческую среду на сломе веков. Герой необычен: он рвет со своим окружением, бурно и трагически протестует против лжи и лицемерия, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов спивается и может стать обитателем ночлежки, подобной той, которую автор показал в пьесе «На дне».
Вопросы командам.
1. М. Горький начинает роман с рассказа об отце Фомы - Игнате Гордееве. Почему? Расскажите о нем (происхождение, социальное положение, образ жизни, отличительные черты характера).
2. Как складываются отношения Фомы с отцом? «Надо учить тебя жить-то...» - часто говорил отец сыну. Какой была отцовская наука жизни, которую он преподал Фоме?

1-я страница. Сын своего отца.
Назовите отцовские наставления:
- ты им хозяин, они твои слуги, так и знай;
- ты хозяин и потому волен делать, что хочешь;
- ум имей хоть маленький, но свой;
- нужно с разумом жалеть... и т. д.
Таким образом, главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства.
Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
- Взаимоотношения с первыми школьными друзьями (Ежов, Смолин).
- Пренебрежительное отношение к бедным.
- Первое ощущение власти над людьми и силы денег (случай с воровством яблок).
- Странности характера (мечтательность, «самокопание»).
- Стремление жить не по указке (поиски себя и своего места в жизни).
Обобщение. Фома - белая ворона в своей среде: «Я сам себе место выберу».
2-я страница. «Душно, тесно, повернуться негде живой душе...»
Итак, во второй части романа мы узнаем, что Фома, отвергая устоявшиеся, прежние жизнь и правила, начинает поиски своего места в жизни.
Вопросы командам.
1. Каких жизненных принципов придерживается крестный отец Фомы, Яков Маякин?
«Буду я тебя, Фома, учить: самую настоящую верную науку преподам я тебе... и ежели ты ее поймешь - будешь жить без ошибок».
- Жизнь, брат Фома, очень просто поставлена: или всех гры зи, или лежи в грязи».
2. «А умен... умнее отца... умнее, но - хуже», - думает Фома о Якове Тарасовиче. Почему?
3. Как и чем заканчиваются их отношения и вместе с этим купеческая деятельность Фомы?
4. Какое значение для понимания идейного содержания романа имеет сцена гуляния на новом пароходе купца Кононова? (Зачитываются речи Я. Маякина и Фомы Гордеева.)
5. Каким в словах Фомы предстает купечество?
3-я страница. Купеческая молодежь.
В романе, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из этой же купеческой среды. Зачем, по-вашему, автор рассказывает о них?
Группы готовили по 2 сообщения (на 2-3 минуты):
1. Люба Маякина. 2. Африкан Смолин. 3. Тарас Маякин. 4. Николай Ежов.
Обобщение преподавателя. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Их неудовлетворенность жизнью - явление временное, дань моде. Они более образованны (Тарас Маякин, Африкан Смолин), хищническая их натура прикрыта хорошими манерами и европейскими одеждами, но суть их жизненной философии та же: «Или всех грызи, или лежи в грязи».
Только Фома Гордеев в своем протесте против волчьих законов своей среды пошел до конца. 4-я страница. Возможное будущее Фомы.
Попробуйте представить и рассказать, как в будущем сложится судьба главного героя.
V. Закрепление новых знаний и умений студентов

1. Тест по рассказу ” Старуха Изергиль”

2.Викторина по содержанию произведения пьесы ” На дне”.


VI. Итоги занятия

Самым интересным на занятии было...

Я запомнил, что...

VII. Домашнее задание

Л. 5, С. 186 – 206

Викторина по содержанию произведения На дне»...
А) Кто из персонажей пьесы На дне»...
1)...заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?
2)...не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу»?
3)...мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?
4)...живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви?
5)...верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить?
6)...«лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю»?
7)...говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «... замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть»?
8)...прикрываясь служением богу, грабит людей! «...и я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть...»?
9)...возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше...»?
10)...очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому?
11)...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции... яко дым от огня...»? 12)...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее за брали в тюрьму?
13)...утверждал: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»?
Б) Какие обстоятельства привели в ночлежку Костылева каждого из них?
1) Бывшего чиновника в казенной палате?
2) Сторожа на даче?
3) Бывшего телеграфиста?
4) Скорняка?


Викторина по содержанию произведения На дне»... ответ
А) Кто из персонажей пьесы На дне»...
1)...заявляет, что у него, «кажется, нет характера»? (Барон.)
2)...не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я рабочий человек… и с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а вылезу»? (Клещ.)
3)...мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»? (Пепел.)
4)...живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви? (Настя.)
5)...верит, что на том свете ей будет лучше, а все же хочет хотя бы еще немного на этом свете пожить? (Анна.)
6)...«лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю»? (Сапожник Алешка.)
7)...говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «... замуж бабе выйти - все равно как зимой в прорубь прыгнуть»? (Квашня.)
8)...прикрываясь служением богу, грабит людей! «...и я на тебя полтинку накину, - маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть...»? (Костылев.)
9)...возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? Давать бы им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше...»? (Полицейский Медведев.)
10)...очутился в ночлежке потому, что ушел от своей жены, боясь убить ее, ревнуя к другому? (Бубнов.)
11)...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции... яко дым от огня...»? (Странник Лука.)
12)...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы ее за брали в тюрьму? (Наташа.)
13)...утверждал: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»? (Сатин.)
Б) Какие обстоятельства привели в ночлежку Костылева каждого из них?
1) Бывшего чиновника в казенной палате?
(Барон за растрату казенных денег попал в тюрьму, а затем оказался в ночлежке.)
2) Сторожа на даче?
(Ночлежка для Луки - лишь один из пунктов его странствий.)
3) Бывшего телеграфиста?
(Сатин из-за сестры убил подлеца в запальчивости и раздражении попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке.)
4) Скорняка?
(Бубнов некогда был владельцем собственной мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке.)


«Песня о буревестнике» Максим Горький

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит,

и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность

в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и

на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье

битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах…

Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и

рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря.

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с

размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи,

пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает…

Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен,

что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!

- Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем;

то кричит пророк победы:

- Пусть сильнее грянет буря!..

 

 

Три правды

Первая правда - правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле - лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда - жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

Запись на доске

В чём правда Бубнова?

«На что мне совесть? Я - не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все люди на земле лишние…»

«Всё сказки…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Вторая правда - правда Луки - правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

Запись на доске

В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…»

«Христос всех жалел и нам велел».

«Человек - всё может… лишь бы захотел…»

«… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

Третья правда - правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» - спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит - гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,- о человекобоге.

Запись на доске

В чём правда Сатина? «Всё - в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и мозга! Человек! Это -великолепно! Это звучит - гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»

«Что такое правда? Человек - вот правда!»

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Образ и характеристика Данко в рассказе "Старуха Изергиль" Горького

Данко - герой легенды, которую любит рассказывать старуха Изергиль: "Я расскажу тебе про это… Тоже старая сказка. Старое, всё старое!" "Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко." Племя Данко обитало на земле много лет назад: "Жили на земле в старину одни люди..." Однажды племя Данко оказалось в глубине дремучего леса. Люди начали умирать от ужасного запаха, которое издавало болото: " И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма... Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим." Несчастное племя впало в тоску и отчаяние, и тогда к ним на помощь пришел Данко: "Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. <...> Люди всё сидели и думали. <...> И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки... <...> Но тут явился Данко и спас всех один." Данко был красивым, молодым и смелым человеком: "Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.""...его смелое сердце." Решительный и смелый Данко не захотел сидеть сложа руки. Он повел людей за собой, не зная наверняка, найдет ли он выход. Данко лишь верил, что страшный лес не бесконечен: "Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.." В глазах Данко люди увидели много силы и живой огонь, поэтому пошли за ним: "Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. <...> Тогда он повел. <...> Дружно все пошли за ним – верили в него." В молодом и смелом Данко нашлось мужество повести за собой целое племя людей: "Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!" Как настоящий вожак, Данко оставался бодр и ясен, даже когда племя выбилось из сил: "И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда‑то. А он шел впереди их и был бодр и ясен." В пути уставшее племя обрушилось на Данко с упрекам и грозилось убить его: "– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!" "– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они." Неблагодарность людей сначала разозлила Данко, но затем он почувствовал к жалость к несчастным людям: "Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло." Данко любил людей. Он чувствовал свою ответственность за них и искренне желал их спасти: "Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их... <...> – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко." Чтобы спасти племя, Данко совершил подвиг. Он вырвал из своей груди сердце, осветил им дремучий лес и повел людей вперед: "И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца... <...> – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям." Сердце Данко горело великой любовью к людям, как факел: "...весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям..." "А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!" С помощью своего пылающего сердца-факела Данко вывел племя из леса в степь. Люди обрели долгожданную свободу: "И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой... <...>...тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…" Достигнув цели, гордый смельчак Данко умер от своей раны: "...гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер." Радуясь свободе, люди не заметили смерти Данко. Его сердце было раздавлено кем-то из соплеменников. Сердце Данко угасло и рассыпалось в искры: "Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…" Смельчак Данко совершил подвиг. Он погиб ради людей, не прося ничего в награду: "...точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе." Великое горящее сердце Данко спасло жизни многих людей: "...И думал о великом горящем сердце Данко..." С тех пор голубые искры от горящего сердца Данко летают по степи, напоминая о его подвиге: "Видишь ты искры? <...> Голубые? Да, это они… Значит, летают все‑таки! Ну‑ну… <...> Эти искры от горящего сердца Данко." "Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!" "Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где‑то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг."


Образ и характеристика Ларры в рассказе "Старуха Изергиль" Горького

Ларра - герой одной из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль: "И она рассказала мне эту сказку." Фантастический герой Ларра жил много тысяч лет назад: "Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это." Имя Ларра означает "отверженный", "выкинутый вон", что полностью отражает его сущность: "А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон..." Ларра был сыном земной женщины и орла: "Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. <...> Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша..." Ларра был красив и силен. У него были холодные у гордые глаза, как у орла: "...красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад." "И, хотя он был красив..." "Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц." Ларра был гордым юношей: "...стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы..." "Ты, гордый, слушай!" Сын орла, Ларра был ловким, хищным, сильным и жестоким человеком: "Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу." Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно: "И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их..." Гордвй Ларра считал, что таких, как он, больше нет. Он считал себя первым на земле и не видел ничего, кроме себя:: "А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше..." "...наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего." Ларра убил одной из девушек племени, потому что она оттолкнула его: "Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла." У Ларры ничего не было и он ничего не хотел, поэтому он был обречен на одиночество: "Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого." За его гордость и жестокость люди наказали Ларру - дали ему полную свободу: "Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!" Гордый Ларра стал свободен, как и его отец-орел, и делал, что хотел: "...юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел." Тело Ларры было неуязвимо, его не могли пронзить стрелы, то есть не мог погибнуть от рук людей или убить себя: "В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары." Одинокий Ларра долго жил около людей, но не с людьми. Он устал от одиночества и искал смерти. Но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра тоже не мог убить, так как был неуязвим: "И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. <...>...и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им. <...> "Он не может умереть! – с радостью сказали люди." Неуязвимый и гордый Ларра стал ожидать смерти: "И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти." За тысячи лет ветер развеял тело Ларры, превратив его в тень: "Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!.." Уже тысячи лет неприкаянная тень гордого Ларры ходит по свету: "И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!"



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.