Тематика курса «Шахматы, четвертый год». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тематика курса «Шахматы, четвертый год».

2017-11-27 227
Тематика курса «Шахматы, четвертый год». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Шахматная партия.

Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

 

II. Анализ и оценка позиции.

Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практическое занятие. Решение задач.

Дидактические игры и игровые задания.

«Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

«Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

 

III. Шахматная комбинация.

Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Темаотвлечения. Темазавлечения. Темаблокировки. Темасвязки. Темаразрушения королевского прикрытия. Темаосвобождения пространства. Темаперекрытия. Темауничтожения защиты. Тема «рентгена». Тема «батареи». Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема перекрытия. Тема освобождения пространства. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на «вечный»шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Дидактические игры и игровые задания.

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

«Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

 

IV. Обобщение.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

 

К концу четвертого года обучения дети должны знать:

· некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

· правила игры в миттельшпиле;

· основные элементы позиции.

 

К концу четвертого года обучения дети должны уметь:

· правильно разыгрывать дебют;

· грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

· проводить элементарно анализ позиции;

· составлять простейший план игры;

· находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

· точно разыгрывать простейшие окончания;

· пользоваться шахматными часами.

Учебно-тематический план

Й год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего часов
I. Шахматная доска. 4 ч. 15 – 20 минут на каждом занятии 4 ч.
II. Шахматные фигуры. 2 ч. 2 ч.
III. Начальная расстановка фигур. 1 ч. 1 ч.
IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч. 17 ч.
V. Цель шахматной партии. 6 ч. 6 ч.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч. 3 ч.
VII. Обобщение. - 1 ч. 1 ч.

Й год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего часов
I. Кракая история шахмат.. 5 ч 20 – 25 минут на каждом занятии 5 ч
II. Шахматная нотация. 7 ч. 7 ч.
III. Ценность шахматных фигур. 7 ч. 7 ч.
IV. Техника матования одинокого короля. 5 ч. 5 ч.
V. Достижение безжертвы материала. 5 ч. 5 ч.
VI. Обобщение. - 5 ч. 5 ч.

Й год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего часов
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч. 25 – 30 минут на каждом занятии 5 ч.
II. Основы дебюта. 13 ч. 13 ч.
III. Основы миттельшпиля. 5 ч. 5 ч.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч. 9 ч.
V. Обобщение. - 2 ч. 2 ч.

 

Й год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Теория Практика Всего часов
I. Шахматная партия. 3 ч. 25 – 30 минут на каждом занятии 3 ч.
II. Анализ и оценка позиции. 4 ч. 4 ч.
III. Шахматная комбинация. 24 ч. 24 ч.
IV. Обобщение. - 3 ч. 3 ч.

 


Календарно-тематическое планирование программного материала.

Год обучения (1 класс)

№ п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия
I. Шахматная доска. 4 ч.
      Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».
      Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
      Линии на шахматной доске. Диагонали. Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135). Дидактические задания и игры «Диагональ».
      Центр шахматной доски.  
II. Шахматные фигуры. 2 ч.
      Шахматные фигуры. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая». Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
      Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.
      Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Не зевай!». Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч.
      Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
      Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Слон. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
      Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
      Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.   Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
      Ферзь. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
      Ферзь против ладьи и слона. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
      Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
      Конь. Конь – легкая фигура. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
      Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
      Пешка. Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
      Пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
      Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
      Король. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга».
      Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
V. Цель шахматной партии. 6 ч.
      Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
      Шах. Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
      Мат. Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
      Мат. Мат в один ход. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
      Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций. Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
      Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.
      Шахматная партия. Начало шахматной партии. Дидактическая игра «Два хода».
      Шахматная партия. Представления о том, как начинать шахматную партию. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
      Шахматная партия. Короткие шахматные партии. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
VII. Обобщение. 1 ч.
      Повторение основных вопросов курса. Повторение материала.

Год обучения (2 класс)

 

№ п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия
I. Краткая история шахмат. 5 ч.
      Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
      Повторение пройденного материала. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.
      Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира». Игровая практика.
      Выдающиеся шахматисты нашего времени. Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.
      Шахматные правила. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.
II. Шахматная нотация. 7 ч.
      Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель», «Диагональ». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».
      Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
      Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Игровая практика (фрагмента шахматной партии).
      Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
      Шахматная нотация. Запись шахматной партии/ Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
      Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии).
      Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии).
III. Ценность шахматных фигур. 7 ч.
      Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.
      Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика.
      Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика.
      Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика.
      Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.
      Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика.
      Способы защиты. Игровая практика. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака). Практическая игра.
IV. Техника матования одинокого короля. 5 ч.
      Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, « линейный » мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
      Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
      Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
      Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
      Техника матования одинокого короля. Решение заданий. Решение заданий.
V. Достижение мата без жертвы материала. 5 ч.
      Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
      Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
      Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
      Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
      Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.
VI. Обобщение. 5 ч.
      Повторение материала. Повторение основных вопросов курса. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.    
      Повторение материала. Игра в турнире. Турнирные партии.
      Повторение материала. Практическая игра.
      Повторение материала. Практическая игра.
                 

 

Й год обучения (3 класс)

 

№ п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии. 5 ч.
      Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
      Повторение пройденного материала. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
      Повторение пройденного материала. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.
      Повторение пройденного материала. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода (с жертвой и без жертвы материала).
      Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
II. Основы дебюта. 13 ч.
      Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии).
      Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя».
      Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».
      Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата».
      Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повторюшке», «Выиграй фигуру у «повторюшки».
      Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру».
      Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?».
      Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру»
      Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», «Не получат ли белые мат, если рокируют?».
      Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки? Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки».
      Основы дебюта. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Успешное развязывание», «Сдвой противнику пешки».
      Основы дебюта. Классификация дебютов. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Очень коротко о дебютах.
      Как изучать дебюты. Тренировка в разыгрывании дебюта. Общие советы о том, как изучать дебют.
III. Основы миттельшпиля. 5 ч.
      Основы миттельшпиля. Правила миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Правила миттельшпиля.
      Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Дидактическое задание «Выигрыш материала».
      Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».
      Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала».
      Основы миттельшпиля. Классическое наследие. «Бессмертная » партия. «Вечнозеленая » партия. Классическое наследие. «Бессмертная » партия. «Вечнозеленая» партия.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.
      Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Дидактические задания «Выигрыш материала», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
      Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Дидактические задания «Выигрыш фигуры», «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
      Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода».
      Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Дидактическое задание «Квадрат».
      Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке.Оппозиция. Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
      Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. Дидактические задания «Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
      Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля. Дидактические задания «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш ли ничья?», «Куда отступить королем?».
      Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. Дидактические задания «Куда отступить королем?», «Путь к ничьей».
      Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
V. Обобщение. 2 ч.
      Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
      Повторение программного материала. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра. Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
                 

 

 

Й год обучения (4 класс)

 

№ п/п Дата Тема занятия Краткое содержание занятия
I. Шахматная партия. 3 ч.
      Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии. О трех стадиях шахматной партии.
      Виды преимущества в шахматах. Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.
      Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени. Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
      Правила игры в миттельшпиле. Четыре правила В.Стейница.
      Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции. Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
      Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач Практическое занятие. Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
      Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Практическое занятие. Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
III. Шахматная комбинация. 24 ч.
      Понятие о шахматной комбинации. Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.
      Шахматная комбинация. Пути поиска комбинации. Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темаотвлечения. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темазавлечения. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темаблокировки. Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темасвязки. Матовые комбинации. Тема связки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темаразрушения королевского прикрытия. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темаосвобождения пространства. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темаперекрытия. Матовые комбинации. Тема перекрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темауничтожения защиты. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи». Матовые комбинации. Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
      Шахматная комбина

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.