Понятие, общетеоретическая характеристика форм государственного устройства. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие, общетеоретическая характеристика форм государственного устройства.

2017-11-27 145
Понятие, общетеоретическая характеристика форм государственного устройства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма государственного устройства является одним из элементов формы государства и имеет в юридической литературе достаточно единообразную характеристику. Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, которая характеризует соотношение государства как целого с его территориальными частями. Форма государственного устройства показывает, из каких элементов территориального характера состоит государство. В форме государственного устройства характеризуется правовой статус (положение) данных территориальных частей. Форма государственного устройства показывает, как строятся отношения между высшими и центральными органами власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства может рассматриваться как соответствующий институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих сложную или простую организацию государственной власти по территориям.

Унитарное государство. Унитарные государства могут состоять:Из административно-территориальных единиц (простое унитарное государство). Из административно-территориальных единиц и нескольких автономий (сложное унитарное государство).Из территориальных единиц, обладающих статусом автономий (региональные государства). Испания, Италия. Унитарные государства без территориальных единиц (карликовые государства).

Составными элементами унитарного государства являются: Административно-территориальные единицы могут быть естественными (формируются как исторические поселения людей) и искусственными (результат административной деятельности государства, которое осуществляет районирование своей территории).

Автономии. Территориальная единица с особым правовым статусом, который предусматривает относительно широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Политические автономии. Характеризуются наличием внешних признаков государственного образования (система органов государства, которые формируются независимо от центральной власти, собственная система законодательства, включая собственную конституцию, собственные предметы ведения, также могут иметь собственный официальный язык, национальные символы, которые будут существовать наряду с общегосударственными); Административные автономии. Обладают меньшим объемом самостоятельности. В административных автономиях также могут быть собственные органы власти, собственные нормативные правовые акты (НПА). При этом региональные НПА могут быть отменены центральными органами власти. Органы автономии осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов власти. Эти же центральные органы могут назначать своих представителей в органы автономии. В целом, правовой статус автономии определяется актом, который утверждается в общегосударственных законах.

Выделение признаков автономии является условным, т.к. в каждом государстве автономным образованиям присущи свои специфические черты.

Признаки унитарного государства. Унитарное государство – это единое, цельное государство, территориальные единицы которого не обладают суверенитетом, политической самостоятельностью.

Федерация. Основной территориальной единицей, из которых состоит федерация, являются государственные образования – субъекты федерации. Субъект характеризуется следующим:Является самостоятельным носителем законодательной, исполнительной, судебной власти в пределах своей территории, области правления; Являясь государственными образованиями, субъекты федерации обладают изначальным правом на правотворчество. Они обладают собственной учредительной властью, что выражается в возможности создавать собственные учредительные акты, т.е. собственные конституции. В федерациях проводится разграничение компетенции предметов ведения между федерацией в целом и субъектами федерации. Такое разграничение компетенции закрепляется либо в федеральной конституции, либо в соответствующих договорах о разграничении компетенции. В них может быть установлена исключительная компетенция федерации, исключительная компетенция субъекта федерации, совместная компетенция, так же определение компетенции может определяться по остаточным полномочиям. федерация характеризуется след. чертами: Государственная власть определяется как федеративная. У федеральных органов есть все полномочия для управления субъектами федерации. При этом существует две системы высших органо государственной власти (федеральные органы, органы субъектов федерации). Государственная власть осуществляется на основе конституционно-договорного распределения полномочий. Существует двойная система законодательства (федерации и субъекта федерации). Для федерации характерно наличие двухпалатного парламента (бикамерализм). Верхняя палата, как правило, является палатой представительства интересов субъекта федерации. Нижняя палата является палатой народного представительства.

Субъекты обладают элементами конституционно-правового статуса государства (герб, флаг, столица, гимн, свое гражданство). Субъекты федерации не обладают правом сецессии. За ними закрепляется обязанность сохранять целостность федерации. Двойная система судебных органов (федеральных и субъектов федерации), двойная налоговая система, двойное гражданство.Только федерация в целом может вступать в межгосударственные союзы.

Федерации могут создаваться на основе договора и на основе конституции. На основе договора объединяются ранее независимые государства – создание снизу. Посредством конституции создаются федерации, выделяющие из своего состава автономные территории и наделяющие их правами государственного образования – создание федерации сверху. Федерации так же могут быть симметричные и ассиметричные.

Конфедерации. Состоит из независимых суверенных государств.

Признаки конфедерации: Государства, входящие в состав конфедерации сохраняют свой суверенитет, конфедерация в целом суверенитетом не обладает. Члены конфедерации обладают правом сецессии. Члены конфедерации обладают правом нуллификации, т.е. они могут отменить действие правового акта конфедерации на своей территории. Конфедерация создается на основе договора, который обладает статусом международного договора. В договоре указаны цели, для достижения которых государства объединяются в конфедерацию. Считается, что конфедерациям присущ временный характер. В конфедерации отсутствуют высшие органы, по типу государственных. Органы конфедерации напоминают органы международных объединений, как правило, они формируются на основе принципа делегаций. Представители государств, входящие в органы конфедерации, представляют интересы не граждан, а государств – участников. Представители государств не могут по собственному усмотрению принимать решения в органах конфедерации. Они связаны инструкциями, которые получены от государств. Глава конфедерации, как правило, осуществляет координационные функции, но при этом не обладает интерактивными властными полномочиями, присущими главе государства.

Конфедерация не может устанавливать государственные правовые отношения с отдельными лицами (гражданство не устанавливается). Члены конфедерации сохраняют свою систему законодательства, при этом может осуществляться унификации законодательства в определенных сферах. Члены конфедерации сохраняют собственную финансовую, налоговую систему, денежные единицы. При этом конфедерация существует за счет взносов государств – членов. Члены конфедерации сохраняют контроль над вооруженными силами, но в рамках конфедерации может быть предусмотрено создание объединенных вооруженных сил.

Разновидностью конфедерации является свободная ассоциация. Это объединение на двусторонней основе неравнозначных государств, при которым меньшее государство формально сохраняет суверенитет и независимость и передает часть своих полномочий большему государству.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.