Концепции происхождения государства и права — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Концепции происхождения государства и права

2017-11-27 226
Концепции происхождения государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гос-во.Теологическая концепция является одной из самых первых и древних. Представителями этой теории являются философы и религиозные деятели Древнего Востока (Конфуций), средневековой Европы (Фома Аквинский), современной католической церкви (Жак Маритен). В основе этой концепции лежат представления о божественном первоисточнике и происхождении, как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения и общую власть. В соответствии с данной теорией государство существуют вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Первоначально эти представления содержались в мифах и ранних религиозных верованиях. Позже идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. Этот подход поддерживался крупнейшим представителем христианской теологии Фомой Аквинским (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира. Всякая власть именно по своей сущности божественная и от Бога, однако, по способу приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Патриархальн ая государство возникает из семьи, а государственная власть - из власти отца семейства. Власть монарха есть продолжение власти отца. Монарх является отцом всех своих подданных. Эта теория также как и теологическая обосновывает необходимость неограниченной власти главы государства – монарха. Наиболее известными представителями данной теории являются – Р.Филмер, Н.К. Михайловский. Считается, что данная теория зародилась в Древней Греции и получила первое обоснование в трудах Аристотеля, который считал, что существует три формы человеческого общения – семья, селение и государство, возникшие естественным путем, т.е. в соответствии с природой человека, а не божественным образом. В развернутом виде патриархальная теория представлена в 17 веке в трудах Р.Филмера. В России эту концепцию активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Основным недостатком патриархально-патерналистской концепции в теоретическом плане считают то, что отрицается специфика государства и государственной власти, их качественное отличие от семьи и отцовской власти. Договорная концепция Согласно естественно правовой теории общественного договора государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, что превращает их в единое целое – народ.Договорную концепцию возникновения государства развивал уже древнекитайский мыслитель Мо-цзы (5 в. до.н.э.). Он писал, что в древности между людьми царила вражда, не было управления и наказаний, у каждого было свое понимание справедливости. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и сделали его сыном неба.В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости Идеи договорного происхождения государства и права получили широкое распространение в Новое время. Они развивались такими представителями раннебуржуазной политико-правовой мысли как Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Н.Радищев, Т. Гоббс, Дж-Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант и др.Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Тем не менее, она впервые показывает, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, Приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна. Тем не менее необходимо отметить ее антиисторический и механистический характер. Антиисторизм проявляется в том, что многие положения данной теории представлены в отрыве от конкретного времени и пространства. Механический характер выражается в том, что процесс возникновения государства и права представляется в ней не как эвалюционный, постепенно складывающийся и независящий от воли отдельного человека процесс, а как некий разовый, субъективный акт, результатом которого стало государство.

Теория насилия Представители теории насилия трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего). В соответствии с данной концепцией причинами возникновения государства и права являются не развитие экономики и социальной структуры общества, а завоевание, порабощение одних племен другими. Т.е. именно для порабощения создается особый аппарат принуждения – государство и принимаются законы. возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Материалистическая концепция Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Оно возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.В соответствии с марксистской теорией государство возникает как рабовладельческое, на смену которому идет феодальное, а затем буржуазное государство. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя: возникновение афинского государства, римского и германского. Психологическая концепция Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания. Органическая концепция Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Бори­са, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гума­нитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественно­го отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государст­во — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.Государство, будучи разновидностью биологического орга­низма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его ре­шений (подданных).

Теории происхождения права. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал.

Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Историческая школа права Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX в. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Нормативистская теория Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Психологическая теория (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида. Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий.

 

Понятие и признаки гос-ва

Под государством понимается суверенное, территориальное, политическая организация государственной власти, обладающая особым аппаратом, который посредством издания правовых предписаний реализует общесоциальные функции. Государство в узком смысле слова рассматривается, как носитель политической власти, как институт организации управления. В широком значении государство – это некоторая общность, союз граждан, объединенных общими целями, территорией, языком и иными факторами. подходы в определении понятия государства:Социологический Государством называет любую организацию политической власти, в любой форме и с любым содержанием. В соответствии с данным подходом государство первично, а право вторично. В основе государства лежат реально существующие отношения властвования, Верховная власть может осуществляться как по закону, так и вопреки закону. В данном случае государство – это фактические отношения власти и подчинения, Легистский В соответствии с ним государство – это оформленный законами аппарат публичной политической власти, его организация, функционирование, законные полномочия. В данном случае право первично, а государство фактически отождествляется системой законодательства о власти, властных структурах. Государством считается то, что предписывают законы об основных институтах, органах власти. При этом фактическое содержание не принимается в расчет. Юридический Юридическое толкование государства позволяет рассматривать его как правовую форму организации и функционирования публичной политической власти. В данном случае право не рассматривается как синоним закона. В соответствии с юридическим подходом, государство – это такой механизм политического господства, который действует непроизвольно, а в соответствии с правом. Этот механизм ограничен правом. Признаки государства включают суверенитет, территорию, население и государственную власть. Он рассматривал суверенитет как верховенство и независимость власти. Эта идея легла в основу государственного суверенитета. Государственный суверенитет, таким образом, включает два элемента: верховный характер власти и независимый характер власти. Верховенство власти государства является территориальным, то есть в пределах своей территории только государство обладает высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. На территории государства исключается деятельность публичных властей других государств. Высшая власть государства в пределах ее территории осуществляется системой государственных органов законодательной, исполнительной и судебной, административной сферах. Территориальное верховенство также выражается в том, что государство в пределах своей территории может применять соответствующий закон, средства принуждения. Территориальное верховенство включает в себя юрисдикцию государства, то есть права административных, судебных органов по разрешению всех дел на своей территории в соответствии с компетенцией этих органов. Независимость государства заключается в том, что государство самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику, реализует свои функции. В то же время государство взаимодействует с другими суверенными государствами, вступает в международные организации, заключает международные соглашения. Наряду с понятием государственный суверенитет выделяется народный суверенитет и национальный суверенитет. Народный суверенитет представляет собой полновластие народа, обладание возможностью участвовать в управлении делами общества, государства. Национальный суверенитет, под ним понимается полновластие нации, ее политическая свобода, обладание возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться.

Второй признак государства – территория. Территория государства – это часть земной поверхности в пределах государственных границ, на которую распространяется суверенитет государства. Государственные границы определяют пределы действия суверенной государственной власти. Выделяют также условную территорию государства, к ней относятся объекты, которые находятся за пределами государственных границ, но на которые распространяется суверенитет государства, его юрисдикция. Выделяют также материальную территорию государства, она включает природные ресурсы, не только недра, но и другие природные ресурсы, которые использует государство в промышленности, сельском хозяйстве, повседневной жизни общества. Эти ресурса составляют материальное содержание территории государства. И государство обладает всей полнотой прав в отношении данных объектов, то есть данных ресурсов природы.

Население – совокупность индивидов, которые проживают на территории того или иного государства. К данным индивидам могут относиться граждане государства, иностранные граждане и апатриды.

Гражданство – устойчивая политико-правовая связь индивида и государства, данная связь проявляется во взаимоотношениях между государством и лицами, находящимися под его властью. Государство обязуется защищать индивида, покровительствовать ему за границей, признавать и гарантировать права индивидов, права человека. Гражданин в свою очередь обязуется соблюдать законы государства, выполнять возложенные на него обязанности. В данном случае гражданство выступает формально-юридическим фактором, который объединяет индивидов в население. Таким же фактором является общая территория проживания. Публичная власть – под ней следует понимать способность и возможность государства осуществлять управление делами общества, воздействовать на волю подвластного населения. Государственная власть осуществляется с помощью особого аппарата, ядро этого аппарата составляют государственные органы. Они осуществляют как управленческую деятельность, так и применяют принуждение.

Под сущностью государства следует понимать совокупность его внутренних характерных черт, свойств, в которых выражена целесообразность, необходимость существования государства.Выделяют классовый и общесоциальный подходы в определении сущности государства. В соответствии с классовым подходом, государство – это механизм для поддержания господства одного класса политической элиты над другим классом, который составляет большинство, это есть подвластные. В соответствии с данным подходом государство осуществляет свои функции в интересах политической элиты и того слоя общества, который она представляет. Второй подход общесоциальный представляет государство как средство достижения компромисса в социально неоднородном обществе. Функции государства в данном случае реализуются в интересах большинства, но с учетом интересов меньшинства. Современное государство, являясь общесоциальным по своей сущности, должно быть правовым по форме.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.