Исторические дела философии и этапы ее развития. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Исторические дела философии и этапы ее развития.

2017-11-27 782
Исторические дела философии и этапы ее развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По тексту Соловьева «Исторические дела философии». Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? То, что она внесла колоссальный теоретический вклад в области познания бытия - неоспоримо. Но ведь каждая наука имеет свою теоретическую часть, однако эта теория помогает создать прикладные знания. Искусство тоже, дарит эстетическое наслаждение всем, даже непонимающим технику создания. Тогда получается, что философия - деятельность чисто индивидуалистическая, эгоистическая? Чтобы ответить на вопрос, автор решает обратиться к истории, поскольку, если плоды философия приносит, то за столько лет, они уже должны были появиться.

Начинает с Индии. Это страна рабства, можно сказать, разделения на тысячи каст, поклонение природным богам, от которых зависела материальная жизнь людей. И в этой-то стране несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть одной сущности. Этим словом в корне подрывалось рабство религиозное ми общественное, разрушалось всякое неравенство и обособление. Ибо если все есть одно, если при виде каждого живого существа я должен сказать себе: это ты сам. Постепенно это учение превратилось в религию буддизма. Буддизм – в этом его мировое значение – впервые провозгласил достоинство человека, безусловность его человеческой личности, нравственная личность человека выше природы и природных богов: человеку Будде, поклоняется и сам верховный Бог Брама.

Далее переходит к греческой религии. Индийское сознание к идее человечности пришло в конце, а греческое национальное сознание отправлялось от богов уже идеализированных, прекрасных, человекообразных, в поклонении которым выражалось признание превосходство, высшего значения человеческой формы. Но в греческой религии боготворилась только человеческая внешность, внутреннее же содержание человеческой личности было раскрыто греческой философией, вполне самобытное развитие которой начинается с софистов. Сущность софистики – это отрицание всякого внешнего бытия и связанное с этим признание верховного значения человеческой личности. Софисты представляют существенную аналогию с буддизмом: и там, и здесь отрицаются всякое внешнее бытие, и боги; и софистика Греции, и буддизм Индии являются в этом смысле нигилизмом; вместе с тем и там, и здесь верховное значение признается за человеческой личностью – и буддизм, и софистика имеют выдающийся характер гуманизма. Если человеческое сознание в буддизме говорило внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу отречься от существования (Нирвана), то сознание софиста говорило этому внешнему бытию: я больше тебя, потому что я могу жить вопреки тебе, могу жить в силу своей собственной воли, своей личной энергии. Далее развитие идет по Платону и его мир идеей, который противопоставляется внешнему бытию, который откроется через внутреннее самосозерцание и чистое мышление. Уйти в идеальный мир человека может только своим умом, личная же воля и жизнь его остаются по сю сторону, в мире недолжного, материального бытия, и неразрешенный дуализм этих миров отражается таким же дуализмом и противоречием в самом существе человека, и живая душа его не получает действительного удовлетворения. И тут приходит христианство. Христианская идея завладела людьми, но люди ее не поняли. Истина облекалась в авторитет, требующий слепого доверия и подчинения. Предстояла двоякая задача: освободить христианскую истину от несоответствующей ей формы внешнего авторитета и вещественной силы и вместе с тем восстановить нарушенные, непризнанные лжехристианством права человека. За эту двойную освободительную задачу принялась философия; началось великое развитие западной философии; последовала Реформация.

Философия мистическая провозгласила божественное начало внутри самого человека, внутреннюю непосредственную связь человека с божеством.

Философия рационалистическая провозгласила права человеческого разума, и рушился основанный на неразумном родовом начале гражданский строй.

Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия, исключительного подчинения и давала ей внутреннее содержание. Философия разбивает какие-либо стереотипы, это двойственный процесс - разрушительно-творческий. Потому что, отказываясь от ч-либо, человек говорит, что это не то, что я хочу, а я хочу другое. Это двойственность и есть сущность человека, т.е. философия делает человека человеком.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.