Место общей теории права в системе юридических наук — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Место общей теории права в системе юридических наук

2017-11-27 661
Место общей теории права в системе юридических наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Место общей теории права в системе юридических наук

ОТП теснейшим образом связана с другими науками. Сообразно своему предмету она с одной стороны общая теория, основана для их существования и развития, выполняя по отношению к ним определенную методологическую роль. С другой стороны ОТП способна успешно развиваться лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных юридических наук, используя и обобщая их методы. Все отраслевые юридические науки (конституционное право, административное, трудовое, гражданское и т.д.) руководствуются выработанными ОТП положениями о сущности, типе, формах и функционирования государства и права, нормы права, нормативные акты, акты применения права. ОТП органично связана не только с правоведением, но и гуманитарными науками: историей, экономической наукой, политологией.Методологические объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения ОТП играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружая их правильными научными подходами к специальности, предохраняя от опасности стать узкими специалистами, активно способствуя формированию профессиональной подготовке юридических кадров. Тесное соотношение ОТП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержанием и позволяет ей воздействовать на расширение кругозора и развития интеллектуального потенциала.

Генезис государства: основные концепции

В теории государства и права выделяют 2 концепции генезиса государства: восточный и западный.1) восточный путь происхождения государстваСамое древнее государство возникло около 5000 лет назад в долинах крупных рек: Нил, Тигр, Евфрат, в зонах поливного земледелия. За счет повышения урожая повысилась производительность труда. Именно там появились условия для возникновения государства. Появилось материальная возможность содержать государственный аппарат управления. Поливное земледелие требовало много работ (ирригационные сооружения). Все это определяло необходимость объединения общин под центральным управлением, поскольку объем работ превышал возможности отдельных родов. В это время вместе с экономическими происходят и социальные изменения, поскольку как и прежде в производстве обобщается, а затем перераспределяется, а этим руководят вожди и старейшины, то в их руках оседает общее достояние, возникает знать. Управление становиться выгодным, что приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а затем наследование должностей. Восточный путь возникновения государства – это переход из первобытного родоплеменного общества в государство. Основные причины:• потребность в осуществлении масштабных работ в связи с развитие поливного земледелия• необходимость объединения значительных масс людей и территорий;• необходимость единого центрального руководства этими массами

2) западный путь происхождения государства.Ведущим фактором была классовое разделение общества. это обусловлено тем, что на стадии протогосударств происходило интенсивное формирование частной собственности. На раннем этапе разложения общественного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земли, рабов, скота больше, чем у родовых общин. Вместе с рабством, носившим в основном патриархальный характер, появляется наемный труд. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народных собраний. Трение между аристократами и массой принимали острые формы. В конечном счете наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности, а господство родовой знати было ликвидировано.

Защита от нападений извне.2) введение захватнических войн.3) обеспечение дипломатических отношений

Формы правления

Исторически существует 2 формы правления: монархия и республика. Монархия – форма правления, при которой вся полнота госвласти в руках одного человека. Он и глава государства, и законодательная и исполнительная власть. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и правит до смерти. За результаты своей деятельности он не несет юридической ответственности. Республика – форма правления, при которой госвласть передается народом коллегиальному органу, который выполняет свои функции в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти. Представительная власть сменяемая и избирается на определенный срок. Признаки республики:

1) коллегиальность правления, которая позволяет обеспечить не только контроль за ветвями власти, но и решить каждой из них свои задачи .2) выборность и сменяемость. 3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.В ранние времена республиканская форма правления существовала в виде аристократических и демократических республик. В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госвласти (Спарта и Римская империя (5-3 вв. до н.э.)). Вдемократических к формированию органов госвласти допускались широкие слои населения. Так в Афинах ведущую роль занимали демократические коллегиальные органы: народное собрание и совет 500. с течением времени почти все государства приобрели республиканскую форму правления. Республика:1) президентская2) парламентская. В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или меньшинством мест в парламенте и несет переда парламентом политическую ответственность. Парламент может вынести правительству вотум недоверия. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства. В президентской республике президент – глава государства и глава исполнительной власти, он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку. Президент, как и парламент, избирается населением, поэтому ответственности перед парламентом не несет. Отношения между парламентом и президентом строятся на основе сдержек и противовесов.

Политический режим

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего назначения госорганы взаимодействуют между собой и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и форму развития демократии, а также политический климат в стране в определенное время. В зависимости от использования госвластью средств различают авторитарные и демократические политические режимы. Авторитарный режим:1) народ фактически отстраняется от формирования госвластии контроля за его деятельностью2) вся полнота власти концентрируется в руках элиты3) устраняется оппозиция.4) решение центральной власти реализуется при широком применении насилия и карательного аппарата. Известны деспотические и тиранические виды авторитарного режима. Их отличие выражается в способах овладения и осуществления власти, если деспот приходит к власти законным способом, то тиран с помощью захвата или государственного переворота. Если жестокость деспота направлена на окружение, то жестокость тирана на все население.При конституционном авторитарном режиме ограниченной демократии получает законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан, нарушая принцип разделения властей. Парламент – придаток исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается. При тоталитарном режиме существует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Признаки:1) правящая партия сращивается с государственным аппаратом2) крайний центризм в управлении, который устанавливает контроль над всеми сферами общественной и частной жизни.3) бюрократическое исполнение власти.4) террор к населению.Особой следует отметить о чрезвычайных и переходных политических режимах.

Виды органов государства

Ограны государства классифицируются по различным основаниям:

1) по способу возникновения• Первичные – не создаются другими органами. Либо в порядке наследования, либо по установленной процедуре выборов• Производные - Создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы 2) по объему властных полномочий• Высшие - Наиболее полно олицетворяют госвласть, которая распространяется на всю территорию государства• Местные - Функционирующие в административно-территориальных единицах3) по широте компетенции• Общей компетенции – правомочны решать широкий круг вопросов (правительство активно участвует в осуществлении всех функций государства• Специальной компетенции – специализируются на выполнении одной функции, либо одного вида деятельности

Понятие права

В юридической литературе.

1) право – социально-правовое притязание людей (право на жизнь, здоровье и т.д.)2) право – система юридических норм, это право в объективном смысле. Данный смысл вкладывается в термин право в словосочетаниях трудовое право, международное право и т.д.3) право – официально признанная возможность, которой располагает физическое лицо или организация. В всех этих случаях речь о праве в субъективном смысле. Следует отметить, что термин право употребляется и в неюридическом смысле. Существует моральное право, право членов общественных объединений, партий, союзов и т.д.Право обладает рядом признаков:1) нормативность2) общеобязательность3) формальная определенность 4) государственно-волевой характер5) системностьТаким образом право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством в целях регулирования общественных отношений. Данное определение содержится в статье 1 закона о НПА

Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком – любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон – значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права – «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона.

Сущность права

Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но вместе с тем имеет самостоятельное значение: если понятие права отражает основные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право, в чем его внутренняя основа. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права, определяющей право как волю, возведенную в закон экономически господствующими классами. Она прямо подчеркивает классовую сущность права. С общесоциальных позиций право определяется как обеспеченный государственным принуждением мощный социальный нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения. По мнению других представителей общесоциальной концепции право определяется как охраняемое государственным принуждением форма упорядоченности общественных отношений. С точки зрения третьих сущность права – общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей.

Право стоит на «3 китах»:1) государство 2) нравственность 3) экономика.Государство придает праву формальную определенность и обеспечение. Экономика – основной предмет регулирования. Нравственность – социальную ценность права.

Принципы права

Принципы права – руководящие идеи, теоретические положения, начала, посредством которых строится право. Принципы права либо прямо сформулированы в юридических нормах, либо выводятся из их общего смысла. Правовые принципы подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые. К общеправовым профессор Алексеев относит: принципы законности, справедливости, юридического равенства, объективной истины, социальной свободы. По Храповику В.Н. праву свойственны принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности и др.

Общеправовые принципы:1) принцип социально справедливости – в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, а также поиск компромисса между участниками правоотношений. Этот принцип обеспечивает соответствие между ролью граждан в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и награждением, между преступлением и наказанием.2) Принцип равноправия – в ст.22 конституции, т.е. все равны перед законом и имеют право без дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. В соответствии с ним, никакие лица, социальные слои и группы населения не могут пользоваться преимуществом и привилегиями, противоречащими закону.3) Принцип гуманизма – ст.2 конституции: высшей ценностью и целью общества и государства является человек, его права и свободы, а также гарантии их реализации. Гуманизм выражается в неприкосновенности личности: никто не может быть подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей, только на основании судебного решения или санкции прокурора. Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему наказанию4) Законности: его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.5) Единство юридических прав и обязанностей: обусловлен тем, что всякое право реализуется через чью-то обязанность, при ее наличии.Межотраслевые принципы характерны для нескольких смежных отраслей права. К ним относятся принципы состязательности, неотвратимой ответственности, гласности судопроизводства и т.д..

Виды правовых норм

Нормы права классифицируются по различным основаниям:

1) по субъектам правотворчества:• исходящие от государства• исходящие от народа.2) по социальному назначению• учредительные – отражают исходные начала регулирования общественных отношений, а также правовое положение человека и гражданина• регулятивные – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и обязанностей• охранительные – они фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов• дефинитивные – которые формируют определение тех или иных правовых явлений• коллизионные – призваны устранять противоречия между правовыми предписаниями.3) по предмету• конституционного• гражданского• уголовного• административного • трудового и др.Делятся на материальные и процессуальные.4) по методу правового регулирования• императивные• диспозитивные – правовые нормы, которые позволяют сторонам самим договариваться по вопросам объема и процесса реализации прав и обязанностей.5) по сфере действия• общего действия- на всех граждан и функционируют на всей территории государства• ограниченного действия – имеют территорию, временные пределы, субъективные факторы• локальные.6) по иным основаниям: постоянные и временные, по кругу лиц и т.д.

Структура правовой нормы

Структура правовой нормы.Будучи первичным структурным элементом правовая норма – сложное образование, которое имеет собственную структуру. Традиционно считают, что норма права состоит из 3 частей:1) гипотезы (если)2) диспозиции (то)3) санкции (иначе)Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых применяется данная норма (пример: ст.643 ГК определяет обязанность займодателя по содержанию сданного в наем имущества). Гипотеза = сдача в наем имущества.В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Простая – в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается деятельность юридических норм. В сложной гипотезе действие нормы ставится в прямую зависимость от наличия или отсутствия двух и более обстоятельств. Диспозиция – содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношений. По способу изложения диспозиция бывает прямая, альтернативная и бланкетная. В прямой указывается конкретное правило поведения, в соответствии с которым должны поступать правоучастники. Альтернативная – дает возможность варьировать свое поведение в пределах установленных нормой. Бланкетная – содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим нормам права.

Санкция – указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.права.

Виды форм права

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: НПА и акты, иные источники ненормативного характера. Обычно выделяют 4 источника права:1) НПА2) правовой прецедент3) правовой обычай4) Договор с нормативным содержанием5) правовая доктрина6) тексты религиозных писаний. НПА – это доминирующий источник права во всех правовых системах. Его характеристика:1) утверждается уполномоченным органом государства и иными субъектами правотворчества путем их волеизъявления2) имеет внешнюю форму в виде письменного документа3) включает новые нормы права, включает или изменяет уже действующие4) принимается по строго установленной процедуре5) имеет юридическую силу, которая отображает отношения с иными НПА6) придает воле народа официальный характер Правовой прецедент – это решение судебного или административного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел.. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в обществе в результате многократного и длительного применения.. Договор с нормативным содержанием – отличие от договоров, заключаемых в сфере хозяйственной деятельности тем, что содержит в себе правила общего характера, а также нормы права обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место во взаимосвязях между государствами и государственными образованиями. Важный вид договора – международный договор. Он представляет собой явно выраженное соглашение между субъектами международного права, призванными регулировать возникающие соглашения путем установления или изменения взаимных прав и обязанностей. Ярко выраженный пример правовых договоров – коллективный договор, который регулирует на предприятии трудовые, экономические и социальные отношения. Правовая доктрина – систематизация взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. В РБ в юридической практике используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный материал. Роль правовой доктрины как источника права проявляется в том, что она создает понятие и конструкции, которые затем использую правотворческие органы. Юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.

Юридическая техника

Юридическая техника – система средств и правил подготовки и упорядочения правовых актов, применяемое для обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов.К техническим правилом юридической техники относятся:

1) ясность и четкость, простота языка правовых актов.2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой.3) последовательность изложения правовой информации.4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.Юридическая техника делится на виды:1) законодательная (правотворческая).2) систематизация нормативных актов.3) учет нормативных актов.4) правоприменение юридической техники..

Понятие правовой системы

Понятие правовой системы относится к разряду предельно-широких понятий (правовая действительность, надстройка). В этом плане правовую систему надо отличать от исполнительного права. Понятие системы права предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю структуру права, охарактеризовать его состав. Система права состоит из правовых норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей права.Элементами правовой системы является все то, что необходимо для механизма правового регулирования. Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования (нормы права, правоотношения, юридические факты, законность, правосознание, правовая культура), а также меры государственного принуждения.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 правовых систем, национальных правовых систем каждого государства объединены в правовые семьи. В рамках той или иной правовой семьи возможно выделение групп правовой системы. Так внутри Романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия) и группу германского права (ФРГ, Австрия, Скандинавия). Внутри англо-саксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, систему США и правовые системы бывших английских колоний.

Понятие правовой типологии

Типология права – это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как:1) национально-правовая система.2) правовые семьи.Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права.

Реализация права

Реализация права – это осуществление юридически значимых и гарантированных государством возможностей проведения их в жизнь в деятельности людей и организаций. Реализация права включает в себя:1) юридический механизм реализации права2) формы непосредственно реализации, когда фактически жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридический механизм реализации права весьма разнообразны. Их содержание определяется особенностями той или иной правовой семьи. В романо-германской правовой семье процесс реализации права включает в себя несколько этапов:1) возведение естественного права в закон, позитивное право и придание ему нормативной формы. Возведение прав человека в закон означает их конституционное закрепление, а также их закрепление в текущем законодательстве.2) включает различные механизмы реализации права, они весьма разнообразны и включают в себя конкретизацию закона подзаконных НПА, разъяснение закона в актах официального толкования, включая деятельность государства по подготовке и принятию НПА.3) реализация права. Именно здесь право превращается в действие. Это превращение происходит по воле обладателя права. Именно от субъекта права зависит: будет ли право реализовано и в каких пределах .В англо-саксонской правовой семье процесс реализации права происходит иначе. Возведение правовых притязаний и естественного права в закон осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное дело, тщательно анализирует обстоятельства спора и разрешает конфликт. В качестве нормативных оснований при разрешении дела выступает прецедент..

Применение права

Реализация права обычно проходит без участия государства и его органов. Граждане добровольно, по взаимному согласию вступают в правоотношения, в рамках которых реализуют свои права, исполняют обязанности и соблюдают запреты. Вместе с тем в некоторых ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.1) в механизме реализации отдельные нормы заранее устанавливают участие государства.2) Право применяется в случаях возникновения спора о праве, если стороны не могут придти к согласию о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентные госорганы.3) применение права необходимо для определения меры юридической ответственности, а также для применения мер воспитательного или медицинского характера. Применение права – это властная деятельность конкретных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуальных решений по юридическому делу на основании юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права обладает рядом признаков:1) осуществляется органом или должностными лицами, наделенными функциями госвласти.2) применение права имеет индивидуальный характер.3) применение права реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах.4) применение права завершается вынесением индивидуальных юридических решений

Стадии применения права

Применение норм права – это сложный процесс, который включает в себя несколько стадий:1) установление фактических обстоятельств дела юридического дела. Круг фактических обстоятельств, с установлением которых начинаются юридические дела … это лицо совершившего преступление, место, способ совершения, наступившее вредное последствие, характер вины и др.При возникновении гражданско-правового спора – это обстоятельство заключения сделки, ее содержание, действие совершаемые для его исполнения, взаимное воздействие сторон и т.д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.• Требование относимости означает принятие и анализ тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствующие установлению только тех обстоятельств, с которыми связывают с юридическими фактами (с ГПК суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу)• Требование допустимости выражается в том, что должны использоваться лишь определенные процессуальные направленности (не могут служить доказательством фактические данные, если он не может указать источник своей осведомленности)• Требование полноты. Фиксирует необходимость всех доказательств, имеющих значение для дела. И неполное уяснение является основанием к отмене или изменении решения суда.2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей правовому применению. Суть состоит в том, чтобы найти, выбрать ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать данную ситуацию.

Акты применения права

Акт применения права – это акт компетентного органа или должностного лица, издавших на основании юридических фактов и норм права определенные правовые обязанности и меру юридической ответственности конкретных лиц.Акты применения права имеют свои обязанности:1) они издаются компетентными органами государства или должностными лицами.2) правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. они адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.3) акты примечания права, направленные на реализацию требований юридических норм, поскольку конкретизируются общие предписание норм права, правоприменительно к определенным ситуациям и лицам.4) реализация правоприменительных актов обеспечено государственным принуждением.Акты применения права могут быть классифицированы:1) по субъектам принятия• акты органов госвласти• акты ОГУ, судебных органов, органов местного самоуправления.2) по способу принятия: принятые коллегиально и единолично.3) по характеру правового воздействия: регулятивные и охранительные.4) по значению в правоприменительном процессе: основные и вспомогательные.5) по форме: имеющие вид письменного документа, а в наиболее простых случаях устные.Акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

• Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам доказательства, подтверждения или опровержения требований о фактах. Именно это требование нарушается чаще всего• Требование законности – охватывает юридические аспекты дела и включает 4 аспекта:

1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности и подсудности2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств и процедуру рассмотрения

3) правильную юридическую квалификацию

4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями, диспозиции и санкции правовых норм

• требование целесообразности вторично по отношениям законности.

Способы толкования права

Способ толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права.

Различают следующие способы толкования норм права:

1) грамматический – представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста НПА. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребляемом, так и терминологическом смысле (рецидив, эпидемия и др.). Главное понять тот смысл слова, который вкладывал в него законодатель. Так же устанавливаются грамматические связи слов и структуры предложений. Немаловажную роль играют знаки препинания, союзы и сводные слова.2) Логическое – исследуется связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова и обозначаемые ими явления и соотношение их между собой. В данном случае применяются такие приемы как логическое преобразование, выведение вторичных норм, вывод из понятия (убийство, кража).3) Систематическое – это уяснение содержания правовой нормы в их взаимной связи, а их местом и значением в данном нормативном акте, а также институте и отрасли права в целом. Правовые нормы в общественной системе правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями, поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную правовую норму, необходимо учитывать целый ряд норм, регулирующих смежные общественные отношения.4) Специально-юридические. Данный вид основан на специальных профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусмотрено исследованием технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно выражает содержание юридических терминов, конструкции. Чтобы правильно осуществлять правовую классификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка закона, уяснить смысл непосредственно-юридических понятий и категорий (тяжкие последствия, особо крупный размер)5) Историко-политический. Данное толкование позволяет выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, а также целям и мотивам, обусловленным ее введение в систему правового регулирования. Историко-политическое толкование позволяет выявить такие правовые нормы, которые хотя формально не отменены, но уже фактически не существуют, не регулируют общественные отношения

Толкование права по объему

В науке ОТП различают буквальное, расширительное и ограничительное толкование. Буквальное – наиболее типичный и часто встречаемый вид толкования. При данном виде толкования словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение (законодатель часто использует термин закон (все судьи независимы и подчиняются только закону), истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все НПА, а не только акты высших органов власти). Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл правовой нормы уже чем ее словесное выражение (в кодекса "о браке и семье» записано, что все совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные, а также дети, которых родители не воспитывали и не содержали).. Аналогия предполагает пробел в праве, а также отсутствие общественных отношений, а также происходит распространение на новый круг общественных отношений. Такие факты охватываются, хотя в тексте это выражено не точно.

Понятие правоотношения

Правоотношения – это возникающая общественная связь, участники


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.