Тема №2: экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Нарушение координации движений. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема №2: экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Нарушение координации движений.

2017-11-27 573
Тема №2: экстрапирамидная система и симптомы ее поражения. Нарушение координации движений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обоснование цели и краткое содержание занятия

Выполнение любого движения возможно лишь при том условии, что в реализации его принимает участие так называ­емая экстрапирамидная система (ЭПС). ЭПС обеспечивает нормальное поддержание и перераспределение мышечного то­нуса, создавая предуготованность мышц к деятельному состо­янию; принимает непосредственное участие в обеспечении оп­ределенной позы человека, жестов и мимики, а также в осу­ществлении сложных автоматизированных двигательных ак­тов, координации движений. Основная роль в координации движений принадлежит мозжечку

При поражении экстрапирамидной системы и мозжечка парезов и параличей не возникает, но осуществление движений становится затруднительным.

Нарушение функции экстрапирамидной системы проявля­ется характерными клиническими синдромами в виде паркин­сонизма м гиперкинезов различного характера. При поражении мозжечка развивается атаксия и мышечная гипотония

Знание симптомов поражения ЭПС и мозжечка, а также овладение методическими приемами их выявления позволяет врачу правильно и точно диагностировать локализацию пато­логического процесса.

Общая учебная цель занятия

На основе знаний анатомии и физиологии экстрапирамид­ной системы и мозжечка обучить студентов различным мето­дам исследования их функции и постановке топического диаг­ноза в зависимости от обнаруженных симптомов.

Промежуточные цели

I. Студент должен знать (к занятию).

1. Анатомию и физиологию ЭПС и мозжечка.

2. Функциональную значимость ЭПС в системной организации двигательного акта.

3.Синдромы поражения ЭПС (акинетико-ригидный, гиперкинетический).­
4. Симптомы поражения мозжечка.

II. Студент должен овладеть (в процессе занятия):

1. Методикой исследования двигательной активности:

а) темп движений (брадикинезия);

б) оценка позы, мимики, жестов больного;

в) походка;

г) наличие физиологических синкинезий;

д) исследование мышечного тонуса (выявление экстрапирамидной ригидности, феномен «зубчатого колеса»).

2. Методикой выявления гиперкинезов:

а) характер гиперкинеза (дрожание, подергивания, су­дороги, червеобразные движения);

б) локализация его (язык, голова, шея, туловище, ко­нечности);

в) амплитуда гиперкинезов (мелкие, крупные);

г) ритм, темп;

д) разнообразие или стереотипность;

е) постоянство, периодичность гиперкинезов;

ж) степень выраженности в покое, при произвольных движениях.

3. Приемами исследования координации движения:

а) походка по прямой линии и фланговая;

б) проба Ромберга простая и усложненная (статика);

в) пальце-носовая проба;

г) пальце-указательная;

д) проба на диадохокинез,

е) проба остановки руки (Шильдера);

ж) проба Стюарт-Холмса;

з) пронаторная проба;

и) проба Бабинского;

к) исследование почерка, плавности речи;

л) выявление нистагма;

м) проба на мышечную гипотонию.

III. Научить студента выделять синдромы на основе выявлен­ных симптомов.

IV. Обучить студента принципам постановки топического диа­гноза, используя графологических структур.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тесты I уровня

А. Тесты на различие

Вопрос Эталон ответа
     

 

I. Где находятся основные клеточные скопления экстрапирамидной системы? I

1. Продолговатый мозг. 4

2. Передние рога спинного мозга.

3. Задняя центральная извилина.

4. Базальные ганглии.

5. Передняя центральная извилина.

II. Где в спинном мозге проходят основные экстрапирамидные пути? II

1. Передние столбы. 1

2. Передние рога.

3. Боковые столбы.

4. Задние рога.

5. Задние столбы.

III. Какие отделы коры мозга участвуют в экстрапирамидной иннервации? III

1. Верхняя височная извилина. 4

2. Передняя центральная извилина.

3. Затылочная доля.

4. Премоторная зона.

5. Нижняя лобная извилина.

IV. Назовите основные экстрапирамидные пути. IV

1. Кортико-спинальный. 3

2. Спинно-таламический.

3. Ретикуло-спинальный.

4. Кортикобульбарный.

5. Лобно-мосто-мозжечковый.

V. С какими образованиями мозга связан мозжечок посредством V

нижних ножек?

1. Кора головного мозга. 3

2. Варолиев мост.

3. Продолговатый мозг.

4. Ножки мозга.

VI. Какие пути проходят в составе нижних ножек мозжечка? VI

1. Путь Флексига. 1

2. Путь Говерса. 6

     

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный.

VII. Какие пути проходят в составе средних ножек мозжечка? VII

1. Путь Флексига. 3

2. Путь Говерса.

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный.

VIII. Какие пути проходят в составе верхних ножек мозжечка? VIII

1. Путь Флексига. 2

2. Путь Говерса.

3. Лобно-мосто-мозжечковый.

4. Пирамидный путь.

5. Ретикулоспинальный.

6. Вестибуло-церебеллярный

IX. С какими образованиями связан мозжечок посредством средних ножек? IX

1. Ножки мозга. 2

2. Варолиев мост.

3. Продолговатый мозг.

4. Спинной мозг.

Б. Тесты - классификации.

Вопрос Эталон ответа
     

I. Характер нарушения движения при поражении экстрапирамидной системы. I

1. Вялый паралич. 3

2. Нарушение координации. 5

3. Гиперкинезы.

4. Спастический паралич.

5. Гипокинезия.

II. Определите характер нарушения движения при поражении мозжечка. II

1. Вялый паралич. 3

2. Гиперкинезы.

3. Нарушение координации.

4. Спастический паралич.

5. Гипокинезия.

III. Симптомы, характерные для паркинсонизма: III

1. Патологические рефлексы.

2. Интенционное дрожание. 4

3. Нистагм. 6

4. Ригидность мышц. 7

5. Синкинезии. 8

6. Тремор.

7. Гипокинезия.

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

 

     

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

IV. Перечислите симптомы, характерные для поражения червя мозжечка. IV

1. Патологические рефлексы. 3

2. Интенционное дрожание. 9

3. Нистагм. 11

4. Ригидность мышц.

5. Синкинезии.

6. Тремор.

7. Гипокинезия.

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

V. Перечислите симптомы, характерные для поражения полушария мозжечка. V

1. Патологические рефлексы.

2. Интенционное дрожание.

3. Нистагм.

4. Ригидность мышц. 2

5. Синкинезии. 3

6. Тремор. 9

7. Гипокинезия. 10

8. Брадилалия.

9. Гипотония мышц.

10. Атаксия конечностей.

11. Атаксия туловища.

VI. Перечислите симптомы, определяющие экстрапирамидный гиперкинез. VI

1. Гипотония мышц. 1

2. Ригидность мышц. 5

3. Интенционное дрожание 7

4. Патологические рефлексы. 9

5. Атетоз. 10

6. Атаксия. 11

7. Хорея.

8. Нистагм.

9. Миоклонии.

10. Торсионная дистония.

11. Гемибаллизм.

Тесты II уровня

А. Тесты подстановки

Вопрос Эталон ответа
     

I. Какие анатомические образования включает в себя I

экстрапирамидная система?

1. 1. Прецентральная область коры.

2. 2. Базальные ганглии.

     

1. 3. Мозжечок.

2. 4. Ретикулярная формация.

II. Перечислите основные афферентные пути к II

мозжечку.

1. 1. Путь Флексига.

2. 2. Путь Говерса.

3. 3. Вестибуло-мозжечковый путь.

4. 4. Лобно-мосто-мозжечковый

5. путь.

5. Затылочно − височно-мосто-

мозжечковый путь.

III. Перечислите основные связи экстрапирамидной III

системы со спинным мозгом.

1. 1. Ретикулоспинальный путь.

2. 2. Вестибулоспинальный.

3. 3. Оливоспинальный.

4. 4. Руброспинальный.

5. 5. Тектоспинальный.

IV. Перечислите основные формы экстрапирамидных IV

гиперкинезов.

1. 1. Хореический.

2. 2. Дрожание.

3. 3. Атетоз.

4. 4. Миоклонии.

5. 5. Торсионный спазм.

6. 6. Спастическая кривошея.

7. 7. Гемибаллизм.

8. 8. Тик.

V. Перечислите основные признаки V

паркинсонизма.

1. 1. Олигокинезия.

2. 2. Брадикинезия.

3. 3. Гипомимия.

4. 4. Пропульсия.

5. 5. Мышечная ригидность.

6. 6. Симптом «зубчатого колеса».

7. 7. Ритмичный тремор.

VI. Назовите основные признаки поражения VI

червя мозжечка.

1. 1. Атаксия туловища.

2. 2. Мышечная гипотония.

VII. Назовите основные симптомы мозжечковой VII

атаксии

1. 1. Неустойчивость в позе Ром-

2. берга.

3. 2. Походка «пьяного».

4. 3. Асинергия при пробе Бабин-

5. ского.

6. 4. Симптом Стюарт-Холмса.

7. 5. Промахивание при пальце-но-

     

8. совой и колено-пяточной пробе.

9. 6. Интенционный тремор.

10. 7. Адиадохокинез.

11. 8. Гиперметрия.

9. Скандированная речь.

10. Нистагм.

11. Макрография.

VIII. Назовите основные симптомы (синдромы) VIII

поражения правого полушария мозжечка.

1. 1. Атаксия правых конечностей.

2. 2. Гипотония мышц в правых ко-

нечностях.

Б. Тесты конструктивные

Вопрос Эталон ответа
     

1. Какой синдром чаще развивается при поражении 1. Паркинсонизм.

паллидонигральной системы?

2. Какой синдром чаще развивается при поражении 2. Гипотонически-гиперкинети-

стриарных образований? ческий.

3. Какой синдром развивается при поражении 3. Атаксия с мышечной гипото-

мозжечка? нией.

4. Какой синдром развивается при поражении 4. Левосторонняя гемиатаксия.

правого лобно-мосто-мозжечкового пути?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.