Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-27 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определена. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обуславливает специфику их регламентации и реализации.
В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям:
а) по органам, реализующим ответственность,
б) по характеру санкций;
в) пс функциям и т.д
Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку.
По этому основанию различают следующие виды юридической ответственности:
1. Уголовную;
2. Административную;
3 Гражданско-правовую;
4 Дисциплинарную:
5. Материальную.
Каждый из данных видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.
1 Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности
Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.
Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд.
Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения В ст 48 УК РБ указаны виды наказаний применяемые к лицам, совершившим преступления. Это. например, лишение свободы, пожизненное заключение, смертная казнь и др.
2. Административная ответственность - осуществляется на основе Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)
|
Дела об административных правонарушениях рассматриваются: -
а) административными комиссиями при местных исполнительно-распорядительных органах
б) судьями по административным делам: жденный прогул; понести уголовное, дисциплинарное или административное наказание (взыскание) за принятое противоправное решение и т.д.).
Не могут также рассматриваться в качестве мер ответственности и принудительные меры профилактического, предупредительного характера.
Пример: а) Изъятие охотничьего оружия у наркомана;
б) Взятие подписки о невыезде у лица, подозреваемого в совершении преступления и т.д.
^^Меры юридической ответственности, в отличии от мер защиты, профилактики, предупреждения и пресечения, предполагают доказанность вины правонарушителя.
Пример: по УК, если лицу, совершившему преступление, не доказана его вина, то он не виновен.
_ 5_ Юридическая ответственность при всех обстоятельствах предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения, права и свободы граждан, интересы общества и государства.
6. Меры, юридической ответственности, будучи средством принудительного, карательного воздействия, одно- времЕШТо исполняют роль частной и общей превенции (предупреждения).
Частная превенция заключается в воздействии на конкретного правонарушителя путем его наказания в целях перевоспитания и предупреждения им правонарушений в будущем.
Общая - в воздействии на всех других субъектов права в целях предотвращения совершения ими соответствующих правонарушений.
Юридическая ответственность и связанные с нею карательные меры воздействия на правонарушителя являются острым орудием государства в борьбе за обеспечение строгой законности и прочного правопорядка. Поэтому, установление юридической ответственности, привлечение к ней и ее реализация должны осуществляться на основе научно обоснованных и практически выверенных принципов, вытекающих из концепции правового государства
|
Принципы юридической ответственности
1. Принцип законности.
-Ъто значит, что ответственность возникает только на основании правовой нормы, привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.
^Принцип обоснованности привлечения к ответственности и ее реализации.
Под этим принципом понимается:
а) Объективное исследование и всесторонняя оценка обстоятельств совершения правонарушения, всех элементов его состава;
б) Определение меры ответственности в соответствии с предусмотренными законом критериями, тяжестью содеянного, характером вины и т.д.
Д Принцип справедливости.
изначает всестороннюю обоснованность нормативного установления ответственности, привлечения к ответственности, назначения наказания и его реализации с учетом как характера правонарушения, так и личности самого правонарушителя.
^Принцип неотвратимости наказания.
Означает, что установление правовых запретов и санкций за их нарушение приносит ожидаемые результаты лишь при условии, что правонарушители привлекаются к ответственности и подвергаются наказаниям, предусмотренным санкциями нарушенных статей.
Принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение.
Это значит, что никто не может быть вторично наказан за правонарушения, за которое он уже претерпел наказание.
6. Принцип целесообразности.
ТТн выражается в том, что лицо, признанное виновным в совершении правонарушения, может быть по предусмотренным в законе основаниям освобождено от ответственности или от наказания (ст. ст. 83, 86-89 УК РБ).
^Принцип гуманизма.
Широко используется при проведении амнистий.
8. Принцип своевременности реализации ответственности.
ТЖначает, что эффективность мер ответственности находится в прямой зависимости от близости во времени правонарушения и наказания за него
ДЛринцип обеспечения права на защиту лица, привлеченного к ответственности.
Под правом на защиту понимается комплекс предусмотренных законодательством правомочий лица, привлеченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела, отстаивать свои права и законные интересы.
|
. Принцип презумпции невиновности.
Означает, что каждый субъект права, привлекаемый к ответственности, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу актом.
При этом любое лицо, привлеченное к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Будучи мерой государственного принуждения, юридическая ответственность реализует в обществе определенные цели.
Цели юридической ответственности: ются, дополняются, отменяются и т.д. Все это в совокупности усложняет проблему доступности и пользования необходимой нормативно-правовой информацией Но юридической наукой выработано средство, которое помогает решить эту проблему. Таким средством является систематизация нормативно-правовых актов.
Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно- правового материала, приведению его в определенную согласованную систему.
Целями систематизации являются:
а) создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами:
б) устранение устаревших и неэффективных норм права;
в) разрешение юридических коллизий;
г) ликвидация пробелов;
д) обновление законодательства.
Следует отметить, что систематизация как средство упорядочения нормативно-правовых предписаний существует с древних времен. (Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы ХП таблиц, Русская правда и т.д.).
В науке и юридической практике различают такие основные виды систематизации нормативно-правовых актов,
как:
1) Инкорпорация:
2) Кодификация;
3) Консолидация.
Инкорпорация (лат - включение в состав, присоединение) - это вид систематизации при котором объединение действующих нормативно-правовых актов, полностью или частично помещаются в различных сборниках, собраниях законодательства без изменяя их нормативного содержания.
|
Поскольку работу по инкорпорации осуществляют различные органы, то в зависимости от этого она подразделяется на: -
а) официальную,
б) неофициальную;
в) официозную.
Официальная - предполагает издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. (Пример: Ведомости Национального собрания РБ, Собрание декретов, указов Президента и т.д.).
Неофициальная - осуществляется любыми учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе Это могут быть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых, специалистов- практиков и т.д. (Например: Сборник законов о труде)
Как официальная так и неофициальная инкорпорация бывают:
а) Хронологическая (по годам издания НПА);
б) Предметная (отраслевая),
в) По юридической силе;
г) Смешанная
Официозная - осуществляется не теми органами, которые издали акты, а по их поручению иным компетентным органом, который и является ответственным за проведение систематизации. (Пример: Министерство юстиции).
Кодификация (лат. codex - собрание законов, и facio - делаю) - это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов (УК. ГК. ТК и т.д.).
Наиболее распространенными формами кодификации являются:
а) кодексы:
б) Уставы;
в) Положения;
г) Правила и т.д.
Поскольку кодификация всегда связана с переработкой действующих нормативно-правовых актов, устранением устаревших правоположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.
В зависимости от объема кодификационных работ, она может быть:
а) общей (обработке подвергается все законодательство):
б) отраслевой (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства);
в) специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).
Консолидация - вид систематизации в которой происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов. регулирующих один и тот же вид общественных отношений. (Пример: Сборник нормативных актов о транспорте: Основные правила торговли и т.д.)
Особенностью консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом. поэтому она носит только официальный характер. Нормативный материал при осуществлении консолидации располагается в определенном логическом порядке, обрабатывается редакционно. но не меняется по существу.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большей мере зависит от того: -
|
1. Насколько точны и ясны юридические формулировки;
2. Насколько они логически связаны и последовательны,
3 Насколько единообразно применение юридических понятий и терминов и т.д.
чЭтому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.
Т.О. юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности
Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.
Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны.
Наиболее общими из них являются:
1. Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового реулирования;
2. Логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
3 Отсутствие противоречий, пробелов коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
4. Ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначительных и нечетных, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.
5 Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу и др.
От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенных частей, нумерация статей а.кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации
К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок, указание на адресатов юридического документа
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О.. при помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется! множественность, раздробленность нормативных актов они упорядочиваются и располагаются по определенным признакам и т.д. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. Все эго и обеспечивает удобство и доступность пользования нормативными материалами.
Различают следующие виды систематизации - инкорпорация, кодификация и консолидация.
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:
Сегодняшняя лекция была посвящена одной из важнейших проблем любого государства - правотворчеству. Высокоэффективное правотворчество - одно из условий нормального функционирования государства и общества, залог его стабильности и процветания
На данной лекции мы рассмотрели общую картину правотворческого процесса и его особенности применительно к Республике Беларусь, все достоинства и недостатки имеющиеся у нас, определить основные тенденции развития правотворчества.
Н ' ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА»
ПЛАН
1. Понятие и способы реализации норм права
2. Акты применения норм права. Стадии процесса применения норм права
3. Понятие, значение и виды толкования норм права
4. Преодоление пробелов в праве в процессе его применения
ВСТУПЛЕНИЕ:
Из предыдущих тем мы знаем, что право создается для регулирования общественных отношений.
Свое назначение - урегулировать общественные отношения, нормы права могут выполнить лишь тогда, когда их предписания фактически выполняются, реализуются в жизни, когда поведение участников правоотношений соответствуют правовым предписаниям. Отсюда необходимость в том. чтобы все члены общества правильно реализовы- вали нормы права
Разновидностью противоправных деяний, которыми наносится вред субъекту права, является материальный ущерб, причиненный нанимателю (предприятию, учреждению, организации) рабочими и служащими, находящимися с ним в трудовых правоотношениях.
Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.о., все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки. Указанное деление имеет не только научно-теоретическое, но и важное практическое значение, т.к. способствует обеспечению достаточно эффективного правового регулирования, укреплению правопорядка.
Преступлением признается - совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Напомню, что преступление отличается от правового проступка степенью общественной опасности. Общественная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства и личности.
Правовой проступок - это виновное противоправное деяние, признаваемое общественно вредным, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания.
Проступки различают:
а) по сферам правопорядка, которые они подрывают;
б) по видам взысканий, которые за них применяются.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!