Вопрос № 5 виды юридической ответственности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос № 5 виды юридической ответственности.

2017-11-27 149
Вопрос № 5 виды юридической ответственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определена. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обуславливает специфику их регламентации и реализации.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям:

а) по органам, реализующим ответственность,

б) по характеру санкций;

в) пс функциям и т.д

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку.

По этому основанию различают следующие виды юридической ответственности:

1. Уголовную;

2. Административную;

3 Гражданско-правовую;

4 Дисциплинарную:

5. Материальную.

Каждый из данных видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

1 Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение престу­плений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные ак­ты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности

Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд.

Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения В ст 48 УК РБ указа­ны виды наказаний применяемые к лицам, совершившим преступления. Это. например, лишение свободы, пожиз­ненное заключение, смертная казнь и др.

2. Административная ответственность - осуществляется на основе Кодекса об административных правонару­шениях (КоАП)

Дела об административных правонарушениях рассматриваются: -

а) административными комиссиями при местных исполнительно-распорядительных органах

б) судьями по административным делам: жденный прогул; понести уголовное, дисциплинарное или административное наказание (взыскание) за принятое про­тивоправное решение и т.д.).

Не могут также рассматриваться в качестве мер ответственности и принудительные меры профилактическо­го, предупредительного характера.

Пример: а) Изъятие охотничьего оружия у наркомана;

б) Взятие подписки о невыезде у лица, подозреваемого в совершении преступления и т.д.

^^Меры юридической ответственности, в отличии от мер защиты, профилактики, предупреждения и пресече­ния, предполагают доказанность вины правонарушителя.

Пример: по УК, если лицу, совершившему преступление, не доказана его вина, то он не виновен.

_ 5_ Юридическая ответственность при всех обстоятельствах предполагает государственное и общественное осуждение правонарушителей за посягательства на защищаемые правом общественные отношения, права и свободы граждан, интересы общества и государства.

6. Меры, юридической ответственности, будучи средством принудительного, карательного воздействия, одно- времЕШТо исполняют роль частной и общей превенции (предупреждения).

Частная превенция заключается в воздействии на конкретного правонарушителя путем его наказания в целях перевоспитания и предупреждения им правонарушений в будущем.

Общая - в воздействии на всех других субъектов права в целях предотвращения совершения ими соответст­вующих правонарушений.

Юридическая ответственность и связанные с нею карательные меры воздействия на правонарушителя явля­ются острым орудием государства в борьбе за обеспечение строгой законности и прочного правопорядка. Поэтому, установление юридической ответственности, привлечение к ней и ее реализация должны осуществляться на основе научно обоснованных и практически выверенных принципов, вытекающих из концепции правового государства

Принципы юридической ответственности

1. Принцип законности.

-Ъто значит, что ответственность возникает только на основании правовой нормы, привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

^Принцип обоснованности привлечения к ответственности и ее реализации.

Под этим принципом понимается:

а) Объективное исследование и всесторонняя оценка обстоятельств совершения правонарушения, всех эле­ментов его состава;

б) Определение меры ответственности в соответствии с предусмотренными законом критериями, тяжестью со­деянного, характером вины и т.д.

Д Принцип справедливости.

изначает всестороннюю обоснованность нормативного установления ответственности, привлечения к ответст­венности, назначения наказания и его реализации с учетом как характера правонарушения, так и личности самого правонарушителя.

^Принцип неотвратимости наказания.

Означает, что установление правовых запретов и санкций за их нарушение приносит ожидаемые результаты лишь при условии, что правонарушители привлекаются к ответственности и подвергаются наказаниям, предусмот­ренным санкциями нарушенных статей.

Принцип недопустимости повторного наказания за одно и то же правонарушение.

Это значит, что никто не может быть вторично наказан за правонарушения, за которое он уже претерпел нака­зание.

6. Принцип целесообразности.

ТТн выражается в том, что лицо, признанное виновным в совершении правонарушения, может быть по преду­смотренным в законе основаниям освобождено от ответственности или от наказания (ст. ст. 83, 86-89 УК РБ).

^Принцип гуманизма.

Широко используется при проведении амнистий.

8. Принцип своевременности реализации ответственности.

ТЖначает, что эффективность мер ответственности находится в прямой зависимости от близости во времени правонарушения и наказания за него

ДЛринцип обеспечения права на защиту лица, привлеченного к ответственности.

Под правом на защиту понимается комплекс предусмотренных законодательством правомочий лица, привле­ченного к ответственности, дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела, отстаивать свои права и законные интересы.

. Принцип презумпции невиновности.

Означает, что каждый субъект права, привлекаемый к ответственности, считается невиновным, пока его винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу актом.

При этом любое лицо, привлеченное к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Будучи мерой государственного принуждения, юридическая ответственность реализует в обществе определен­ные цели.

Цели юридической ответственности: ются, дополняются, отменяются и т.д. Все это в совокупности усложняет проблему доступности и пользования необ­ходимой нормативно-правовой информацией Но юридической наукой выработано средство, которое помогает ре­шить эту проблему. Таким средством является систематизация нормативно-правовых актов.

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается целенаправленная деятельность государствен­ных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно- правового материала, приведению его в определенную согласованную систему.

Целями систематизации являются:

а) создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами:

б) устранение устаревших и неэффективных норм права;

в) разрешение юридических коллизий;

г) ликвидация пробелов;

д) обновление законодательства.

Следует отметить, что систематизация как средство упорядочения нормативно-правовых предписаний сущест­вует с древних времен. (Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы ХП таблиц, Русская правда и т.д.).

В науке и юридической практике различают такие основные виды систематизации нормативно-правовых актов,

как:

1) Инкорпорация:

2) Кодификация;

3) Консолидация.

Инкорпорация (лат - включение в состав, присоединение) - это вид систематизации при котором объедине­ние действующих нормативно-правовых актов, полностью или частично помещаются в различных сборниках, собра­ниях законодательства без изменяя их нормативного содержания.

Поскольку работу по инкорпорации осуществляют различные органы, то в зависимости от этого она подразде­ляется на: -

а) официальную,

б) неофициальную;

в) официозную.

Официальная - предполагает издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. (Пример: Ведомости Национального собрания РБ, Собрание декретов, указов Президента и т.д.).

Неофициальная - осуществляется любыми учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе Это могут быть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых, специалистов- практиков и т.д. (Например: Сборник законов о труде)

Как официальная так и неофициальная инкорпорация бывают:

а) Хронологическая (по годам издания НПА);

б) Предметная (отраслевая),

в) По юридической силе;

г) Смешанная

Официозная - осуществляется не теми органами, которые издали акты, а по их поручению иным компетент­ным органом, который и является ответственным за проведение систематизации. (Пример: Министерство юстиции).

Кодификация (лат. codex - собрание законов, и facio - делаю) - это вид систематизации, который предполага­ет не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания в процессе соз­дания кодифицированных актов (УК. ГК. ТК и т.д.).

Наиболее распространенными формами кодификации являются:

а) кодексы:

б) Уставы;

в) Положения;

г) Правила и т.д.

Поскольку кодификация всегда связана с переработкой действующих нормативно-правовых актов, устранени­ем устаревших правоположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, на­деленными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.

В зависимости от объема кодификационных работ, она может быть:

а) общей (обработке подвергается все законодательство):

б) отраслевой (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства);

в) специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Консолидация - вид систематизации в которой происходит объединение в одном новом акте разрозненных ак­тов. регулирующих один и тот же вид общественных отношений. (Пример: Сборник нормативных актов о транспорте: Основные правила торговли и т.д.)

Особенностью консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим ор­ганом. поэтому она носит только официальный характер. Нормативный материал при осуществлении консолидации располагается в определенном логическом порядке, обрабатывается редакционно. но не меняется по существу.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большей мере зависит от то­го: -

1. Насколько точны и ясны юридические формулировки;

2. Насколько они логически связаны и последовательны,

3 Насколько единообразно применение юридических понятий и терминов и т.д.

чЭтому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Т.О. юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и система­тизации нормативных актов в целях их ясности, понятности, эффективности

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уров­ня развития правовой культуры общества.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны.

Наиболее общими из них являются:

1. Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового реулирования;

2. Логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3 Отсутствие противоречий, пробелов коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодатель­ства;

4. Ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначительных и нечетных, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.

5 Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу и др.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфиче­ские и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного ак­та. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенных частей, нумерация статей а.кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («зна­чок»), который не нарушает установленной нумерации

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок, указание на адресатов юридического документа

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О.. при помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется! множественность, раздробленность нормативных актов они упорядочиваются и располагаются по определенным признакам и т.д. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся про­белы в праве, проводят обновление законодательства. Все эго и обеспечивает удобство и доступность пользования нормативными материалами.

Различают следующие виды систематизации - инкорпорация, кодификация и консолидация.

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:

Сегодняшняя лекция была посвящена одной из важнейших проблем любого государства - правотворчеству. Высокоэффективное правотворчество - одно из условий нормального функционирования государства и общества, залог его стабильности и процветания

На данной лекции мы рассмотрели общую картину правотворческого процесса и его особенности примени­тельно к Республике Беларусь, все достоинства и недостатки имеющиеся у нас, определить основные тенденции развития правотворчества.

Н ' ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА»

ПЛАН

1. Понятие и способы реализации норм права

2. Акты применения норм права. Стадии процесса применения норм права

3. Понятие, значение и виды толкования норм права

4. Преодоление пробелов в праве в процессе его применения

ВСТУПЛЕНИЕ:

Из предыдущих тем мы знаем, что право создается для регулирования общественных отношений.

Свое назначение - урегулировать общественные отношения, нормы права могут выполнить лишь тогда, когда их предписания фактически выполняются, реализуются в жизни, когда поведение участников правоотношений соот­ветствуют правовым предписаниям. Отсюда необходимость в том. чтобы все члены общества правильно реализовы- вали нормы права

Разновидностью противоправных деяний, которыми наносится вред субъекту права, является материальный ущерб, причиненный нанимателю (предприятию, учреждению, организации) рабочими и служащими, находящимися с ним в трудовых правоотношениях.

Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения по­вторных правонарушений.

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.о., все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки. Указанное деление имеет не только научно-теоретическое, но и важное практическое значение, т.к. способствует обеспечению достаточно эффективного правового регулирования, укреплению правопорядка.

Преступлением признается - совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Напомню, что преступление отличается от правового проступка степенью общественной опасности. Общест­венная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства и личности.

Правовой проступок - это виновное противоправное деяние, признаваемое общественно вредным, но не об­щественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания.

Проступки различают:

а) по сферам правопорядка, которые они подрывают;

б) по видам взысканий, которые за них применяются.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.