Вопрос № 3. «понятие правосознания, его структура и виды» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вопрос № 3. «понятие правосознания, его структура и виды»

2017-11-27 142
Вопрос № 3. «понятие правосознания, его структура и виды» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрение предыдущих т^м, посвященных праву, свидетельствует о том, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах приоритетное место занимает - сознательное организующее творчество, умная работа.

При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении, теория права формирует понятие - правосознания и правовой культуры.

Что же понимается под правосознанием?

Правосознание - совокупность взаимосвязанных идей, теорий, представлений и чувств, выражающих отноше­ние людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осоз­нания реальности и действительности. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных катего­рий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и т.д.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет поведение человека в об­ществе (правомерным, социально полезным или наоборот).

Правосознание по своей структуре состоит из: -

а) правовой идеологии;

б) правовой психологии;

в) правовой морали.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок, пред­ставлений о праве.

Содержание правовой идеологии обусловлено целым комплексом конкретно-исторических факторов, т.к. -

1. Уровень социально-экономического и культурного развития общества.

2. Сложившейся правовой системой и системой государственной власти.

7 Социальной структурой общества.

8. Соотношением интересов различных социальных групп.

9. Национальными традициями и т.д.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства оценки, настроения, переживания по поводу функционирования правовых норм, нарушения законов их соблюдения и т.д.

Правовая мораль - это представление людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности (виды). Основания­ми разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

Классификация видов правосознания в зависимости от его уровня

1 Обыденное.

2. Профессиональное

3. Научное.

Обыденное правосознание складывается под влиянием конкретных условий жизни, свойственно основной мас­се членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Профессиональное правосознание - складывается в ходе специальной подготовки. (Пример: обучение в юри­дическом ВУЗе), в процессе осуществления практической юридической деятельности. (Работники ОВД, суда и т д V

2. Специальные

К общим гарантиям относятся:

1. Экономические гарантии К ним относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов - организации производства, ритмичное и бескризисное развитие хозяйственных комплексов, высокая степень занято­сти населения в общественно полезном труде, неуклонный рост материального благосостояния населения и т.д.

2 Политические гарантии. К ним относятся эффективное, сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством, свобода средств массовой информации и т.д.

3. Идеологические гарантии. Определяются уровнем правовой культуры населения, общественного правосоз­нания, организацией правового информирования населения, доступность каждому основных нормативно-правовых актов, ведение в различных формах правовой пропаганды, мировоззренческого и нравственного воспитания людей, особенно молодого поколения, установление идеологических приоритетов и т.д.

Общественные гарантии, т.е. упрочение законности - задача не только государственных органов и учреждений, но и общественных формирований (партийных, профсоюзных и т.д.). Их роль велика в деле защиты прав и свобод граждан, правового воспитания населения, вовлечения в правотворческую деятельность государства. Многообразные формы и средства, используемые общественностью для поддержания и укрепления законности, и составляют ее об­щественные гарантии.

К специальным гарантиям относятся:

а) организационные и

б) юридические средства.

Под организационными средствами понимают - различные мероприятия по созданию специальных подразде­лений по борьбе с правонарушениями (орг. преступностью, терроризмом, наркобизнесом и т.д.), по обеспечению не­обходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов по усилению их кадрового состава и др.

Под юридическими средствами следует понимать - предусмотренные законодательством формы и средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, их расследование, меры по защите и восстановлению нарушенных прав, устранению последствий совершенных правонарушений, а также по реализации юридической от­ветственности.

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Законность - это точное и неуклонное осуществление нормативных положений Конституции, соответст­вующих ей законов, принятых на их основе подзаконных актов всеми органами государства, учреждениями, органи­зациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

ВОПРОС № 2. «ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА. ИХ СООТНОШЕНИЕ. РОЛЬ ОВД В УК­РЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА»

В первом вопросе мы рассмотрели, что такое законность, принципы и гарантии законности.

Сейчас рассмотрим, что такое правопорядок и дисциплина и покажем их соотношение

Т.О. Правопорядок - это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения

Иными словами правопорядок является результатом законности.

Отсюда вытекают основные черты (признаки) правопорядка:

1. Это порядок, складывающийся в общественных отношениях.

2. Он определяется правовыми нормами;

3. Устанавливается вследствие соблюдения законности;

4. Представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни.

5. Обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.

Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований - т.е. правонарушения

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Содержание правопорядка выражают его принципы, т.к. -

1. Определенность.

2 Системность.

3. Единство.

4 Устойчивость.

5. Государственная гарантированность.

6. Организованность.

Перечисленные принципы вплотную переплетаются с принципами законности и поэтому с их характеристикой Вам необходимо разобраться самостоятельно.

Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления - общественного порядка.

Общественный порядок - означает такое состояние урегулированное™ общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.

Отличие общественного порядка от правопорядка -

Данная стадия завершается внесением в законодательный орган соответствующим государственным органом, должностным лицом или определенной группой граждан - проекта закона.

На 2 стадии - Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа. В результате обсуждения проекта законодательный орган может одобрить его или мотивированно отклонить, отложить принятие на определенный срок или возвратить проект на доработку с указанием замечаний и предложений. После завершения проекта ставится вопрос о принятии закона.

На 3 стадии_- Закон принимается путем голосования.

Обычно текущие законы принимаются простым большинством голосов парламентариев, а для принятия кон­ституционных законов устанавливаются усложненные процедуры голосования.

В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобре­ния Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты (ст. 100 Конституции).

Затем закон в 10-дневный срок представляется на подпись Президента. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии - возвращает со своими возражениями в Палату представителей, где они должны быть рассмотрены в установленном порядке. Если возражения Президента будут преодолены большин­ством не менее 2\3 голосов от полного состава обеих палат, закон подписывается Президентом в 5-дневный срок (ст. 100 Конституции).

На 4 стадии - происходит опубликование закона.

Опубликование - это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законодательно­го акта в определенных печатных изданиях, на которые можно официально ссылаться.

В Республике Беларусь они определены «Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» - утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 10.12.1998г.

В соответствии с которым источниками официального опубликования законов являются: -

Издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь:

Газеты «Звязда» и «Народная газета».

Для актов Президента такими источниками являются:

1. Издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь:

2. Газета «Советская Белоруссия».

ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. правотворчество - одно из важнейших направлений работы любого государства. Это специфическая тре­бующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением сущест­вующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным ак­там - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.

В теоретико-правовой литературе выделяются следующие стадии законодательного процесса: -

а)законодательная инициатива;

б) обсуждение законопроекта;

в) принятие закона;

г) опубликование закона и введение его в действие

ВОПРОС № 4 «НОРМАТИВНЫЙ АКТ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СИС­ТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. КОЛЛИЗИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ»

Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принци­пах разделения властей, соблюдение прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве со­временных государств главным источником права является «закон». Этимологическое слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало «границу, предел чего-либо».

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляется двояко - как юридический норма­тивный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обяза­тельные правила поведения.

Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права Как и во многих других странах континентальной Ьвропы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило домини­рующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов, как источников (форм) права.

Вместе с тем нормативно-правовой акт - не единственная форма выражения правовых норм. Белорусской правовой системой в качестве источников права признаются и такие его разновидности, как правовой обычай и нор­мативный договор.

Во время подготовки к семинарским занятиям подумайте над такими вопросами:

1.Почему правовой обычай и нормативный договор являются в нашем государстве формой (источником) права и в чем это проявляется?

3. Почему не являются формой (источником) права: -

а) Юридические прецеденты?

б) Юридические доктрины?

в) Религиозные писания? Обоснуйте свои доводы1

Как вы уже знаете, нормативно-правовые акты многочисленны и разнообразны, они представляют собой не хаотическое нагромождение, а стройную систему.

Какие же нормативные акты, составляют целое, именуемое системой нормативных актов? Для ответа на этот вопрос необходимо расположить все имеющиеся нормативно-правовые акты по признаку иерархии, - т.е. юридической силе.

Юридическая сила нормативных актов определяется тем, какое место занимают издавшие их органы в меха­низме государства.

j 1. Законы (Парламент, народ),

2. Декреты, Указы, распоряжения (Президент):

3. Постановления (Правительство):

4. Распоряжения (Премьер-министр):

5. Приказы, инструкции (Министерства);

6. Решения и распоряжения (Местные органы):

7. Локальные нормативные акты (на предприятиях). Как мы видим - важнейшее место занимает закон. Пример:

\ Самая ранняя система законов была сформулирована царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XV111в. до н.э. 282 статьи были выбиты на базальтовом столбе. Судебник Хаммурапи представлял собой полный свод законов, в котором определялись полномочия государства, права личности, собственника и др.

Затем законы стали записывать на глиняных табличках и деревянных дощечках. Так, Законы ХП таблиц в Древнем Риме (451-450г. до н.э.) были написаны на 12 деревянных досках, выставляющихся на городской площади. От юноши, вступающего в ряды римских граждан, требовалось знать законы наизусть, как «необходимую песнь» (Ци­церон). Считалось что без этого нельзя примерно выполнять обязанности гражданина.

Несколько позже законы стали оформлять в виде специальных книг и кодексов. Из 800 известных из истории законов наиболее значительны древнеримские Законы ХП таблиц, принятые народным собранием и действовавшие примерно 300 лет.

Закон - это такой нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представитель­ным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладают высшей юридической силой.

Из определения можно сделать вывод, что закон есть нормативный акт, который обладает некоторыми осо­бенностями по сравнению с другими нормативными актами. К ним относятся'

1 Он принимается только Парламентом или народом

2. Он регулирует наиболее важные общественные отношения:

3 Имеет высшую юридическую силу:

4. Имеет особый порядок принятия и опубликования.

Другие нормативные акты, кроме законов, составляют группу

ползаконных нормативных актов.

По характеру (объему) регулируемых общественных отношений они подразделяются' аУ Общие: б) Специальные.

Общие регулируют определенную сферу общественных отношений (например: Г К. ТК, КоБС и др.). Специальные - определенную сферу общественных отношений (например: «Закон о милиции». «Закон о граж­данстве»).

Других оснований классификации мы затрагивать не будем, за неимением времени их Вы рассмотрите само­стоятельно во время подготовки к занятиям КОЛЛИЗИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.

Как мы уже неоднократно говорили на сегодняшней лекции, что в любом государстве имеется значительное количество нормативных актов и о многочисленных органах, которые их создают Поэтому в правоприменительной деятельности возможны и встречаются коллизии (противоречия) между двумя или несколькими нормативными акта­ми. Т.е., такие ситуации, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по разному - т.е. коллизия У тех, кто реализует эти нормы, возникает проблема, какой же нормативный акт применить. Основной способ устранения таких противоречий - правотворческий, те путем внесения изменений в норма­тивный акт или его отмены.

Однако этот путь не всегда бывает приемлем, т.к правотворчеству не всегда хватает оперативности Поэтому, разрешить коллизию могут и сами субъекты реализации норм права, для этого необходимо знать следующие правила

1. Если противоречивые нормы содержаться в нормативных актах разной юридической силы, то приоритет имеет тот который обладает высшей

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные от­ношения, на сознание и поведение людей.

С вопросами законности тесно связано и такое понятие, как правопорядок, правосознание и правовая культура, на которых мы и остановимся на сегодняшней лекции.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.