Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-27 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рассмотрение предыдущих т^м, посвященных праву, свидетельствует о том, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах приоритетное место занимает - сознательное организующее творчество, умная работа.
При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении, теория права формирует понятие - правосознания и правовой культуры.
Что же понимается под правосознанием?
Правосознание - совокупность взаимосвязанных идей, теорий, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и т.д.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания зависит то, каким будет поведение человека в обществе (правомерным, социально полезным или наоборот).
Правосознание по своей структуре состоит из: -
а) правовой идеологии;
б) правовой психологии;
в) правовой морали.
Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок, представлений о праве.
Содержание правовой идеологии обусловлено целым комплексом конкретно-исторических факторов, т.к. -
1. Уровень социально-экономического и культурного развития общества.
2. Сложившейся правовой системой и системой государственной власти.
7 Социальной структурой общества.
8. Соотношением интересов различных социальных групп.
|
9. Национальными традициями и т.д.
Правовая психология включает в себя различного рода чувства оценки, настроения, переживания по поводу функционирования правовых норм, нарушения законов их соблюдения и т.д.
Правовая мораль - это представление людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений
Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности (виды). Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.
Классификация видов правосознания в зависимости от его уровня
1 Обыденное.
2. Профессиональное
3. Научное.
Обыденное правосознание складывается под влиянием конкретных условий жизни, свойственно основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.
Профессиональное правосознание - складывается в ходе специальной подготовки. (Пример: обучение в юридическом ВУЗе), в процессе осуществления практической юридической деятельности. (Работники ОВД, суда и т д V
2. Специальные
К общим гарантиям относятся:
1. Экономические гарантии К ним относятся многообразие форм собственности и соответствующих им видов - организации производства, ритмичное и бескризисное развитие хозяйственных комплексов, высокая степень занятости населения в общественно полезном труде, неуклонный рост материального благосостояния населения и т.д.
2 Политические гарантии. К ним относятся эффективное, сильное правовое государство, плюралистическая демократия, широкое и активное участие народа в управлении государством, свобода средств массовой информации и т.д.
3. Идеологические гарантии. Определяются уровнем правовой культуры населения, общественного правосознания, организацией правового информирования населения, доступность каждому основных нормативно-правовых актов, ведение в различных формах правовой пропаганды, мировоззренческого и нравственного воспитания людей, особенно молодого поколения, установление идеологических приоритетов и т.д.
|
Общественные гарантии, т.е. упрочение законности - задача не только государственных органов и учреждений, но и общественных формирований (партийных, профсоюзных и т.д.). Их роль велика в деле защиты прав и свобод граждан, правового воспитания населения, вовлечения в правотворческую деятельность государства. Многообразные формы и средства, используемые общественностью для поддержания и укрепления законности, и составляют ее общественные гарантии.
К специальным гарантиям относятся:
а) организационные и
б) юридические средства.
Под организационными средствами понимают - различные мероприятия по созданию специальных подразделений по борьбе с правонарушениями (орг. преступностью, терроризмом, наркобизнесом и т.д.), по обеспечению необходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов по усилению их кадрового состава и др.
Под юридическими средствами следует понимать - предусмотренные законодательством формы и средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, их расследование, меры по защите и восстановлению нарушенных прав, устранению последствий совершенных правонарушений, а также по реализации юридической ответственности.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. Законность - это точное и неуклонное осуществление нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
ВОПРОС № 2. «ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА. ИХ СООТНОШЕНИЕ. РОЛЬ ОВД В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА»
В первом вопросе мы рассмотрели, что такое законность, принципы и гарантии законности.
Сейчас рассмотрим, что такое правопорядок и дисциплина и покажем их соотношение
Т.О. Правопорядок - это такое состояние регулируемых правом общественных отношений, при котором они соответствуют предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения
Иными словами правопорядок является результатом законности.
|
Отсюда вытекают основные черты (признаки) правопорядка:
1. Это порядок, складывающийся в общественных отношениях.
2. Он определяется правовыми нормами;
3. Устанавливается вследствие соблюдения законности;
4. Представляет собой упорядоченность, необходимую организованность общественной жизни.
5. Обеспечивается государством посредством различных мер правового воздействия.
Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований - т.е. правонарушения
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.
Содержание правопорядка выражают его принципы, т.к. -
1. Определенность.
2 Системность.
3. Единство.
4 Устойчивость.
5. Государственная гарантированность.
6. Организованность.
Перечисленные принципы вплотную переплетаются с принципами законности и поэтому с их характеристикой Вам необходимо разобраться самостоятельно.
Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления - общественного порядка.
Общественный порядок - означает такое состояние урегулированное™ общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм.
Отличие общественного порядка от правопорядка -
Данная стадия завершается внесением в законодательный орган соответствующим государственным органом, должностным лицом или определенной группой граждан - проекта закона.
На 2 стадии - Подготовленный проект закона официально вносится на обсуждение законодательного органа. В результате обсуждения проекта законодательный орган может одобрить его или мотивированно отклонить, отложить принятие на определенный срок или возвратить проект на доработку с указанием замечаний и предложений. После завершения проекта ставится вопрос о принятии закона.
На 3 стадии_- Закон принимается путем голосования.
Обычно текущие законы принимаются простым большинством голосов парламентариев, а для принятия конституционных законов устанавливаются усложненные процедуры голосования.
В Республике Беларусь законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты (ст. 100 Конституции).
|
Затем закон в 10-дневный срок представляется на подпись Президента. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии - возвращает со своими возражениями в Палату представителей, где они должны быть рассмотрены в установленном порядке. Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее 2\3 голосов от полного состава обеих палат, закон подписывается Президентом в 5-дневный срок (ст. 100 Конституции).
На 4 стадии - происходит опубликование закона.
Опубликование - это доведение до всеобщего сведения путем помещения подлинного текста законодательного акта в определенных печатных изданиях, на которые можно официально ссылаться.
В Республике Беларусь они определены «Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» - утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 10.12.1998г.
В соответствии с которым источниками официального опубликования законов являются: -
Издание Национального реестра правовых актов Республики Беларусь:
Газеты «Звязда» и «Народная газета».
Для актов Президента такими источниками являются:
1. Издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь:
2. Газета «Советская Белоруссия».
ИТОГИ ПО ВОПРОСУ:
Т.О. правотворчество - одно из важнейших направлений работы любого государства. Это специфическая требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в результате которой создаются нормы права, правила поведения граждан и организаций.
В теоретико-правовой литературе выделяются следующие стадии законодательного процесса: -
а)законодательная инициатива;
б) обсуждение законопроекта;
в) принятие закона;
г) опубликование закона и введение его в действие
ВОПРОС № 4 «НОРМАТИВНЫЙ АКТ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. КОЛЛИЗИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ»
Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдение прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является «закон». Этимологическое слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало «границу, предел чего-либо».
|
В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляется двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.
Белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права Как и во многих других странах континентальной Ьвропы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в национальной правовой системе Беларуси нормативных правовых актов, как источников (форм) права.
Вместе с тем нормативно-правовой акт - не единственная форма выражения правовых норм. Белорусской правовой системой в качестве источников права признаются и такие его разновидности, как правовой обычай и нормативный договор.
Во время подготовки к семинарским занятиям подумайте над такими вопросами:
1.Почему правовой обычай и нормативный договор являются в нашем государстве формой (источником) права и в чем это проявляется?
3. Почему не являются формой (источником) права: -
а) Юридические прецеденты?
б) Юридические доктрины?
в) Религиозные писания? Обоснуйте свои доводы1
Как вы уже знаете, нормативно-правовые акты многочисленны и разнообразны, они представляют собой не хаотическое нагромождение, а стройную систему.
Какие же нормативные акты, составляют целое, именуемое системой нормативных актов? Для ответа на этот вопрос необходимо расположить все имеющиеся нормативно-правовые акты по признаку иерархии, - т.е. юридической силе.
Юридическая сила нормативных актов определяется тем, какое место занимают издавшие их органы в механизме государства.
j 1. Законы (Парламент, народ),
2. Декреты, Указы, распоряжения (Президент):
3. Постановления (Правительство):
4. Распоряжения (Премьер-министр):
5. Приказы, инструкции (Министерства);
6. Решения и распоряжения (Местные органы):
7. Локальные нормативные акты (на предприятиях). Как мы видим - важнейшее место занимает закон. Пример:
\ Самая ранняя система законов была сформулирована царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XV111в. до н.э. 282 статьи были выбиты на базальтовом столбе. Судебник Хаммурапи представлял собой полный свод законов, в котором определялись полномочия государства, права личности, собственника и др.
Затем законы стали записывать на глиняных табличках и деревянных дощечках. Так, Законы ХП таблиц в Древнем Риме (451-450г. до н.э.) были написаны на 12 деревянных досках, выставляющихся на городской площади. От юноши, вступающего в ряды римских граждан, требовалось знать законы наизусть, как «необходимую песнь» (Цицерон). Считалось что без этого нельзя примерно выполнять обязанности гражданина.
Несколько позже законы стали оформлять в виде специальных книг и кодексов. Из 800 известных из истории законов наиболее значительны древнеримские Законы ХП таблиц, принятые народным собранием и действовавшие примерно 300 лет.
Закон - это такой нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладают высшей юридической силой.
Из определения можно сделать вывод, что закон есть нормативный акт, который обладает некоторыми особенностями по сравнению с другими нормативными актами. К ним относятся'
1 Он принимается только Парламентом или народом
2. Он регулирует наиболее важные общественные отношения:
3 Имеет высшую юридическую силу:
4. Имеет особый порядок принятия и опубликования.
Другие нормативные акты, кроме законов, составляют группу
ползаконных нормативных актов.
По характеру (объему) регулируемых общественных отношений они подразделяются' аУ Общие: б) Специальные.
Общие регулируют определенную сферу общественных отношений (например: Г К. ТК, КоБС и др.). Специальные - определенную сферу общественных отношений (например: «Закон о милиции». «Закон о гражданстве»).
Других оснований классификации мы затрагивать не будем, за неимением времени их Вы рассмотрите самостоятельно во время подготовки к занятиям КОЛЛИЗИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.
Как мы уже неоднократно говорили на сегодняшней лекции, что в любом государстве имеется значительное количество нормативных актов и о многочисленных органах, которые их создают Поэтому в правоприменительной деятельности возможны и встречаются коллизии (противоречия) между двумя или несколькими нормативными актами. Т.е., такие ситуации, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по разному - т.е. коллизия У тех, кто реализует эти нормы, возникает проблема, какой же нормативный акт применить. Основной способ устранения таких противоречий - правотворческий, те путем внесения изменений в нормативный акт или его отмены.
Однако этот путь не всегда бывает приемлем, т.к правотворчеству не всегда хватает оперативности Поэтому, разрешить коллизию могут и сами субъекты реализации норм права, для этого необходимо знать следующие правила
1. Если противоречивые нормы содержаться в нормативных актах разной юридической силы, то приоритет имеет тот который обладает высшей
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей.
С вопросами законности тесно связано и такое понятие, как правопорядок, правосознание и правовая культура, на которых мы и остановимся на сегодняшней лекции.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!