Вопрос 2 «государство и гражданское общество в их соотношении» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос 2 «государство и гражданское общество в их соотношении»

2017-11-27 140
Вопрос 2 «государство и гражданское общество в их соотношении» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство выделилось из общества на известной ступени его развития (т. 1-2). Общество - мать государства. К слову, заметим, что дитя (государство) не всегда почтительно относилось к матери (обществу) о чем разговор впе­реди.

Что же такое общество?

Во-первых, общество - это конкретные люди (граждане). Причем не просто сообщество инвалидов, а прежде всего социально-культурное, надбиологическое объединение людей. (Этим оно отличается от объединений живот­ных).

Во-вторых, это множество социальных объединений (групп) образованных как стихийно, так и в результате ор- ганизационно-управленческих усилий (партии, профсоюзы и т.д.).

В-третьих, это различные отношения между людьми и их объединениями (экономические, политические, пра­вовые, семейные и др.).

Т О общество - это граждане, их объединения и отношения между ними.

Общество существовало всегда

Но нас интересует гражданское общество и прежде всего потому, что оно наш современник и ему принадлежит будущее.

Изучению сущности гражданского общества, его развития и соотношения с государством уделяется большое место в юридической науке. Представления о гражданском обществе формировались в органической связи с идеей правового государства.

Первыми к проблеме гражданского общества подошли античные мыслители (Платон, Аристотель).

Само понятие «гражданское общество» появилось в ХУП в.. в частности, в трудах Гроция, Гоббса. Локка и по­лупило дальнейшее развитие в ХУШ в в работах французских мыслителей (Монтескье, Руссо и др.). Широкое рас­пространение получило после Французской революции ХУШ в. Суть, вкратце, сводилось к следующему:

гражданское общество - это самостоятельный организм и его нельзя отождествлять с государством. До этого на протяжении столетий понятия «государство» и «общество» рассматривалось как синонимы.

Более поздние мыслители (Кант. Гегель) пришли к выводу, что государство вообще должно стать выразителем интересов гражданского общества Сегодняшняя действительность пошла еще дальше и во многих цивилизованных странах идет процесс постоянного ограничения государственного вмешательства в экономическую, культурную, со­циальную жизнь общества. Государство занимает (займет) отведенное ему историей место - быть инструментом об­щества под надежным его контролем. А в перспективе это может привести к отмиранию государства или его серьез­нейшей трансформации по сравнению с сегодняшним

в) в наличии или отсутствии стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государствен­ных органов;

г) степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и в необходимых пределах им самим ограниченной.

Основные признаки правового государства: -

Напомню, что правовое государство обладает теми же признаками, что и всякое государство (тема № 11) Од­нако, как мы уже отмечали, правовое государство является уникальным социальным явлением и имеет ряд очень существенных особенностей. При этом следует иметь в виду, что и среди сегодняшних юристов, политиков, ученых и т.д. нет единства взглядов на правовое государство. Поэтому мы рассмотрели наиболее часто рассматриваемые

А теперь вернемся к характерным чертам правового государства. Причем, одним дадим краткую характеристи­ку. другие - только назовем, т.к. они уже встречались в прошлых темах

1. Верховенство, господство права.

Именно такая конструкция использована и в ст 7 Конституции РБ Этот признак означает, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Напом­ню, право есть «уравновешенный разум».

Причем, не всякий нормативный акт (правовая норма) может быть отнесен к праву. А только такой (такая), ко­торый соответствует принципу справедливости и гуманизма.

2. Верховенство и прямое действие Конституции.

Конституция должна быть «работающим» законом, а не формальностью, символом. Это означает, что все субъекты правоотношений моп/т и должны в необходимых случаях ссылаться на нормы Конституции, в т.ч. при вы­несении различных актов применения, при обращении в государственные органы, в т.ч. суд.

3. В соответствие внутреннего (национального) законодательства общепризнанным нормам и принципам меж­дународного права, приоритет последних (ст.8 Конституции РБ). Важнейшей задачей любого правотворческого органа в первую очередь, парламента, является добиться такого соответствия при принятии нормативного акта. Сделать это непросто еще в силу огромного количества различных международных документов, в т.ч. принятых ООН.

В случае противоречия (коллизии) национального нормативного акта с международным - применяются нормы последнего. При условии его ратификации (утверждения) данным государством.

4. Провозглашение и обеспечение прав и свобод человека, равенство всех в правах, их приоритет (ст.2 Консти­туции РБ).

Когда речь идет о правах и свободах, имеются ввиду права и свободы провозглашенные Всеобщей деклара­цией прав человека 1948г.

При этом предполагается, что права и свободы - это не «дар» государства, не его уступка человеку, а сущест­венная составная часть права (того права, о котором шла речь в первом признаке). Причем не следует забывать, что права человека - явление динамичное, развивающееся, т.е. появляются новые права, видоизменяются «традицион­ные».

Более того, история развития человечества - это в значительной степени история борьбы за права и свободы Начиная с античных времен, когда раб не признавался субъектом права, был «вещью», «говорящим оружием» до со­временного положения. Подробнее о правах и свободах вы изучали в курсе конституционного права.

5. Легитимность власти (законность), т.е. формирование государственных органов на основе принятых в уста­новленном порядке избирательных законов (т. 12). Напомню, что не является легитимным захват власти путем соци­альной революции, путча, другими незаконными способами.

6. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Платон, Аристотель) была развернута в самостоятельную теорию выдающимся французским ученым Монтескье (1689-1759) в работе «О духе законов»

Согласно этой теории, в правильно устроенном государстве должны функционировать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо соединение их в руках одного органа или должностного лица неизбежно ведет к злоупотреблениям. Чтобы этого не произошло, создается так называемая сис­тема сдержек и противовесов. Наиболее четко работает такая система в США, причем уже более 200 лет (по этому вопросу см. соответствующую письменную консультацию). Возникает вопрос, почему концентрация власти в руках одного органа и должностного лица плохой

Исторический опыт и психология человека позволяют утверждать, что в большинстве случаев неограниченная власть приводит к злоупотреблениям, нарушениям прав и свобод человека к трагедиям «локального» (Дюбалье на Гаити, Пол Пот в Камбодже, Ф.Кастро на Кубе. Ким Ир Сен - в Северной Корее) или глобального масштаба (Наполе­он, Гитлер, Сталин), Вспомните, что правители «подвержены страстям» (Аристотель), эмоциям, влиянию окружения и т.д., рано или поздно создается их культ личности, формируется вера в свою исключительность и непогрешимость.

Тем не менее, разделение властей не самоцель, именно организация власти по такому принципу способствует обеспечению верховенства права, наиболее рациональному и качественному выполнению государственными орга­нами своих функций (ст.6 Конституции РБ).

Однако дальнейшее содержание Конституции и тем более практика это подтверждает. Так. по Конституции. Президент не вписывается в классическую триаду. Есть все основания говорить о четырех властях, причем Прези­дент. возвышается над остальными (см. разд.1У Конституции, например, ст.ст.79. 84. 85, 106 и др.).

3 Французы:

а) Шар ль Луиз Монтескье (1689-1755):

б) Жан-Жак Руссо (1712-1779) и другие.

3.Патриархальная теория.

Эта теория зародилась в античном мире и некоторым образом перекликается с теологической теорией.

У истоков данной теории стоял древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он считал, что госу­дарство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение людей между собой невозможно. Люди - существа общественные и стремятся к объединению. Первым таким объединением ста­новится патриархальная семья. Увеличение числа семей и их объединение приводит к образованию государства. Го- сударственная власть есть продолжение и развития отцовской власти.

В дальнейшем патриархальная теория, также как и теологическая, была использована для обоснования неог­раниченной власти монарха. Так. в 1642г. англичанин Роберт Филь мер в своем сочинении «Патриарх или Защита ес­тественного права королей», ссылаясь на Библию, доказал, что Адам получил власть от Бога, потом передал эту власть старшему сыну - патриарху, а тот уже своим потомкам - королям.

В России патриархальную теорию активно развивали социолог, публицист, теоретик народничества Н.К Михайловский, видный историк М.Н.Покровский, которые вполне справедливо считают, что «не без влияния дан­ной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех».

4,Органическая теория.

Эта теория связана с развитием естествознания и, особенно, эволюционной теории Ч.Дарвина. Согласно этой теории - человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее разви­тие привело к объединению людей в процессе естественного отбора, борьбы с соседями в единый организм - госу­дарство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как непередаваемые мозгов импульсы Низшие классы реализуют внутренние функции государства (обеспе­чивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние функции (оборона, нападение).

Крупнейшим представителем данной теории был английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Однако, зачатки этой теории можно обнаружить еще в античном мире и, прежде всего, в учении о государстве древнегрече­ского философа Платона (427-347 гг. до н.э.).

5. Теория насилия (завоевания).

Эта теория объясняет происхождение государства завоеванием одним племенем другого. Для подавления по­рабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Сторонники этой теории опира­лись на известные исторические факты, сопутствующие образованию древнегерманских государств, венгерского го­сударства

Наиболее выдающимися представителями теории насилия являются австрийский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838-1909) и один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Карл Каутский (1854- 1938)

6. Материалистическая теория.

Обычно эту теорию связывают с именами Ф.Энгельса, К.Маркса, В.И Ленина.

Основным источником теории является работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написанную им в 1884 году.

Суть теории заключается в том, что государство возникает в результате естественного экономического разви­тия первобытного общества.

При этом в материалистической теории различают 2 подхода:

1. Марксистко-ленинский.

Государство, по марксистко-ленинской доктрине, возникает как продукт классовой непримиримости, как аппа­рат подавления господствующим классом других классов.

2 Не придает решающего значения классовому фактору

Его суть состоит в том, что в результате экономического развития общества усложняется само общество, его производительные силы и распределительные отношения.

Все это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

За неимением времени, мы других теорий возникновения государства и права рассматривать не будем.

Но для повышения Вашего интеллектуального уровня я бы посоветовал это сделать.

ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ:

Т.О. Во все времена люди пытались понять и объяснить возникновение государства и права. Создано значи­тельное число (более 100) теорий на этот счет. С некоторыми из них Вы познакомились. Их анализ позволяет сде­лать вывод, что ни одна из них не может претендовать на истинную, в то же время в каждой из них есть рациональ­ное зерно, даже в теологической,

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ:

На определенной стадии развития человечества государство и право не существовало Этот период называет­ся первобытнообщинным. Доминирующей чертой первобытного строя считается коллективизм. Коллектив является естественной средой, где формируется и развертывается человеческое сознание, складываются представления о мире. Труд представляет собой неизбежную сторону жизнедеятельности людей. Поведение человека в быту, во взаимоотношениях между себе подобными, природой и т.д.. регламентировались общественной властью, т.е. обы­чаями, традициями, ритуалами и т.д.

Такое положение дел не могло оставаться вечным. Постоянная эволюция человека, климатические изменения, изменения окружающей среды видоизменяют общество. Менялась социальная,экономическая основа, менялось управление обществом. Процесс образования государства был неизбежен. Однако, у различных народов этот про­цесс протекал по-разному.

Теоретические основания происхождения государства и права также разнообразны. Рациональное зерно есть в каждой из выдвинутых теорий.

Не забывайте что процесс государствообразований происходит и сейчас.

ЛЕКЦИЯ ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ» ПЛАН

1. Понятие, признаки, принципы и функции права.

2. Типология права.

3. Право в системе социальных норм. ВВЕДЕНИЕ:

Из темы Nq 1-2 вы знаете,, что право возникло одновременно с государством на основе одних и тех же предпо­сылок. Возникло с течением времени, право заняло центральное место в системе социального регулирования обще­ственных отношений.

По своим свойствам и регулятивным качествам, по заключенной в нем энергии, право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Данной темой мы начинаем изучать второй раздел государства и права, посвященный праву При изучении данного раздела мы выясним, что такое право, его характерные черты, познакомимся с источниками права, его сис­темой и т.д. Изучая эти вопросы, мы будем постоянно возвращаться к ранее изучаемым темам, г.к. нельзя получить о праве достаточную информацию в отрыве от государства.

Кроме этого, данная тема является основной для изучения отраслевых юридических наук, имеет большое практическое значение, т.к. вы в своей повседневной будущей практической деятельности з той или иной степени бу­дете связаны с правом, правовыми нормами.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.