Характер эмоционального отношения ребенка к родителю. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю.

2017-11-27 1357
Характер эмоционального отношения ребенка к родителю. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю.

Типы привязанности

Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных проблем психологии развития и психологии личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Хорни, Д.Боулби, М.Эйнсворт, А.Валлон, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). В отечественной психологии подробно изучалась проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте. Было показано, что эта потребность, связанная с эмоционально-позитивным переживанием ребенка основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является механизм опережающей инициативы взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка (М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская,

Л.И.Божович).

В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отношения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалось с удовлетворением врожденного сексуального влечения (З.Фрейд), с формированием чувства базового доверия к миру (Э.Эриксон), с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К.Хорни).

Последний тезис - о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции - был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Д.Боулби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов формирования эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому. (J.Bowlby, Д. Боулби 1988).

Д.Боулби, основываясь на эволюционной и (отологической) теориях, рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающего достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Боулби рассматривал поведение привязанности как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь установление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным положением теории привязанности является положение об интернализации ребенком "рабочей модели" образа значимого взрослого -родителя, которая приобретает ориентирующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключительное значение для ребенка.

Сензитивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев, в связи со становлением первой формы сохранения объекта, у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.

Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:

1) 0-6 месяцев - начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенческой модели привязанности;

2)6-12 месяцев- на основе формирования «сохранения объекта» сохранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности. Начало отделения своих от чужих (на чужих взрослых возникает реакция страха). Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности;

3) до 2 (3) лет - возникновение и развитие реакции на сепарацию (отделение) и разлуку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формирование определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).

М.Эйнсворт разработала и операционализировала диагностическую процедуру, направленную на выявление типа привязанности. Значимость определения типа привязанности обусловлена тем, что различные типы привязанности оказывают влияние на развитие самооценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познавательное развитие ребенка.

В экспериментах М.Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надежная (безопасная) привязанность, и два тревожных типа привязанности - тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая). Позже эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании М.Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи "ребенок-взрослый", характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка.

Соответственно названным критериям можно дать следующую характеристику типам привязанности ребенка.

Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребенка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоционального взаимопринятия, близостью и интенсивностью характера взаимодействия, реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ребенка.

Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризуется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со стороны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной активности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрослым. Ярко выражены реакции протеста на разлуку со взрослым либо в форме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.

При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествующем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревожность. При избегающем типе привязанности для ребенка характерно ожидание отвержения со стороны взрослого и уверенность в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу уверенности в отвержении взрослого ребенок с избегающим типом привязанности предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отражение в особенностях реагирования ребенка на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или отвержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывается ограниченной стратегией

избегания.

Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприятием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и страха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.

Наконец, самым неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать отсутствие привязанности. Несформированность привязанности может быть обусловлено либо тем, что изначально был упущен сензитивный период, либо быть результатом необратимого повреждения привязанности. Например, повреждение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, выступающим объектом привязанности, если ранее была сформирована привязанность тревожного типа. Деструктивный эффект сепарации на привязанность, по мнению Д.Боулби, определяется влиянием следующих факторов: характером эмоциональной связи с близким взрослым до сепарации (типом сформированной ранее привязанности); индивидуально-личностными особенностями самого ребенка, в частности, его темпераментом; тем, как строятся отношения ребенка с другими взрослыми во время сепарации, т.е. возможностью взрослых, опекающих ребенка, заменить мать.

В ряде исследований было показано, что ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, росту делинквентности поведения (P.Crittenden, П.Криттенден 2000). Таким образом, особое значение приобретает вопрос о том, каковы условия формирования надежной безопасной привязанности.

Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близким взрослым, обеспечивающим заботу, протекцию и безопасность ребенка. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми характеристиками матери (или другого близкого взрослого), проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком. Такими базовыми характеристиками матери, выступающими как условия для формирования надежной привязанности, являются:

1) эмоциональное принятие ребенка и способность коммуницировать его в действии (любовь и уважение личности ребенка);

2) чувствительность, сензитивность к поведению ребенка; способность выделять те особенности поведения ребенка, которые сигнализируют о потребностях, нуждах и желаниях ребенка;

3)понимание состояния ребенка и причин этого состояния, адекватный когнитивный образ ребенка;

4)респонсивность, отзывчивость матери, как умение адекватно реагировать на состояние и нужды ребенка;

5)постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения матери, обеспечивающие возможность ребенка ориентироваться в поведении матери и адекватно отвечать на него;

6)высокий уровень субъектности общения: ориентация матери на ребенка как на субъект, а не как объект ухода и манипуляций.

 

Построение материнского поведения и взаимодействия с ребенком с учетом активности и потенциальных возможностей ребенка. Примером такой субъектности может служить различное поведение матери в отношении близнецов, учитывающее их индивидуально-личностные особенности (P.Crittenden, П.Криттенден 2000; Е.В. Попцова, 1991).

Исследование базовых качеств матери, необходимых для формирования надежной безопасной привязанности и развития предметной деятельности ребенка, обнаружило следующие зависимости (Е.В.Попцова, 199). Нарушения отзывчивости (гипертрофированная или недостаточная отзывчивость) и низкая субъектность общения даже при условии высокой степени эмоционального принятия ребенка матерью приводят к замедлению темпа психического развития ребенка. Низкая степень эмоционального принятия и отзывчивости в сочетании с высокой субъектностью в общении в качестве следствия имеют отставание ребенка в развитии самосознания.

Броуди Д. выделяет четыре типа установок матери в отношении воспитания, определяющих модели ее взаимодействия с ребенком (Семья в психологической консультации, 1989).

1. Легкое приспособление матери к потребностям и поведению ребенка. Мать адекватно и легко меняет свои воспитательные методы в соответствии с новыми ситуациями и новыми возможностями ребенка, хорошо понимает его потребности, для нее характерен положительно-эмоциональный тон общения и взаимодействия с ребенком. Девизом таких матерей является «Воспитание - это радость в жизни».

2.Сознательное целенаправленное приспособление матери к поведению ребенка, требующее мобилизации всех сил матери. Высокая тревожность матери, связанная с опасениями оказаться недостаточно эффективной и компетентной матерью, «Воспитание ребенка - это большая ответственность».

3.Материнская установка определяется, в первую очередь, чувством долга и
ответственности. Уровень эмоционального принятия ребенка достаточно низкий. Характерно отношение матери к воспитанию, как к тяжелой работе, которую необходимо выполнить, несмотря ни на что.

4. Поведение матери неадекватно потребностям ребенка. Причинами такой неадекватности являются низкий уровень сензитивности и понимания ребенка матерью и, соответственно, низкий уровень респонсивности и отзывчивости. Часто наблюдается изменение эмоционального отношения к ребенку от положительно- эмоционального в сторону амбивалентного, и даже отвержения ребенка. Воспитание для таких матерей - это тяжелая кара, воспринимаемая как явно незаслуженное наказание! К этой группе матерей относятся, например, матери, которые предпочитают общение лишь с одной возрастной группой детей. Например, матери, любящие детей и испытывающие к ним нежность лишь пока они
маленькие. Как правило, в этом последнем случае формируется ненадежная, избегающая или дезорганизованная привязанность.

Исследования показали, что типы привязанности развиваются на протяжении всего жизненного цикла, основываясь на модели привязанности, сформировавшейся в раннем детстве, и формировании новых видов психической и поведенческой компетентности (J.Bowlby, 1988; W.H.Berman, V.D.Sperling, 1996). Так, исследование связи между типом привязанности у взрослых и характером супружеского взаимодействия обнаружило значимые связи между ними.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что супружеские пары, характеризующиеся безопасной привязанностью для обоих супругов, легче переживают вынужденную разлуку и сепарацию и обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем пары, в которых хотя бы у одного из супругов диагностируется тревожный тип привязанности. Интересные гендерные различия были выявлены в работе Conn- Конн et al. (W.H.Berman- Берман, V.D.Sperling- Сперлинг, 1996). Так, если для мужей с безопасной привязанностью характерен более низкий уровень конфликтности в семейных отношениях и более эффективное общение, чем для мужей с тревожным типом привязанности, то для жен такой закономерности выявлено не было.

P.Crittenden изучала развитие привязанности в контексте защитных стратегий личности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах (2000). Автор, вслед за Д.Боулби, исходит из представления о том, что с возрастом ребенок становится все более активным участником взаимодействия с близким взрослым, в котором его защитные стратегии поведения все более начинают опосредоваться складывающимся у него умственным образом отношения "ребенок-взрослый". Выбор стратегии переработки опыта общения и построения защитного поведения -когнитивной или аффективной - определяет дальнейшее развитие привязанности.

Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). Надежная, безопасная привязанность реализуется в родительско-детских отношениях, основывающихся на взаимоуважении партнеров, хорошем взаимопонимании и взаимном эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдается хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка.

Сдержанная привязанность также основана на чувстве безопасности, но носит более дистантный характер. Ребенок кажется более самостоятельным, чем в предшествующем случае, реальные интенсивность и плотность родительско-детского взаимодействия гораздо ниже. За дистантностью взаимодействия скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрицательной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно к негативным оценкам и наказанию. Родительское отношение воспринимается ребенком скорее по типу отцовской любви, т.е. любви, обусловленной выполнением требований, обязательств, любви, которую надо заслужить. Сдержанная привязанность является типом, переходным от надежной привязанности к избегающей привязанности.

Реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между надежной привязанностью и амбивалентной привязанностью. Характеризуется очень высокой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от родителя подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, он испытывает повышенную потребность в ласке и одобрении.

Дети с избегающим типом привязанности, используя когнитивные защитно-отклоняющие стратегии для предупреждения возможного невнимания, отвержения и обвинения со стороны родителей, используют такие формы поведения как игнорирование, отрицание, изоляцию, компульсивное (навязчивое) послушание, услужливость. Формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» - конформный, уступчивый, тихий.

Четыре вида привязанности: социально-уступчивый/вытесняющий, изолированный, навязчиво-заботливый, навязчиво-послушный - порождают варианты поведения подобного послушного поведения.

Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратегиями защиты.

Изолированный тип характеризуется обособленностью поведения, внешним равнодушием и индифферентностью (безразличие, равнодушие) к вниманию и общению взрослого. Навязчивая, заботливость проявляется в своеобразной инверсии (перестановке,переворачивании) ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опекающего и заботливого родителя. Навязчивое послушание в стремлении предупредить и угадать все желания и выполнить все поручения взрослого по типу: «Мамочка, что надо, чтобы я сделал? Я уже». Интерпретация ребенком отношения к нему родителя в этом случае сводится к рассуждению о том, что он недостаточно хорош и не заслужил любви и ласки родителей. Надо стать лучше, и тогда отношение родителей изменится в лучшую сторону. Поэтому ребенок стремится быть во всем первым и добиваться успеха, стремится всем услужить и быть полезным родителям. Очевидно, что привязанность такого типа приводит к формированию невротической потребности в любви - все должны любить ребенка, и ребенок старается, во что бы то ни стало заслужить эту любовь.

Принудительно-послушный тип привязанности, в отличие от предыдущего, характеризуется крайне пассивным поведением. Отсутствие инициативы как в интеллектуальной деятельности, так и в общении, кажущееся безразличие к отношению окружающих людей, отказ от задач, представляющихся ребенку трудными, нежелание прилагать усилия к преодолению трудностей - черты поведения, свидетельствующие о стратегии выученной беспомощности и низком самопринятии такого ребенка. "Я" плохой, и поэтому мне лучше вообще ничего не делать» - кредо такого личностного типа.

Амбивалентная (тревожно-протестующая) привязанность порождает аффективные формы переработки конфликта неудовлетворенности ребенка характером отношений с родителями. Борьба за любовь, внимание и заботу родителя принимает явно выраженную аффективную форму. Налицо феномен «капризного ребенка», трудности родительско-детского взаимодействия и, в ряде случаев, обращение родителей за психологической помощью.

Амбивалентная (двойственная) привязанность отличается стремлением ребенка контролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шантажа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую либо умиротворяющую стратегию воздействия на поведение родителей. В случае угрожающей стратегии борьба за внимание родителей ведется такими средствами, как капризы, шум, крик, угрозы, агрессия, настаивание на своем. В случае умиротворяющей стратегии ребенком используется демонстрация своей беспомощности, зависимости от родителей, неспособности выжить без их заботы и участия, "игра на чувствах" родителя. Например, ребенок провинился и чтобы избежать наказания и получить подтверждение родительской любви и принятия, ребенок намеренно демонстрирует родителю преувеличенное чувство вины: "Я буду плакать, пока ты меня не простишь".

 

П.Криттенден выделяет также типы привязанности, лежащие в пограничной области и за пределами нормы: пунитивно-соблазняющий, угрожающе-параноидальный, промискуитетный (неразборчивый), компульсивно-изолирующийся.

Пунитивно-соблазняющий тип привязанности представляет крайнюю форму амбивалентной привязанности, где пунитивный тип предполагает применение тактики наказания ребенком родителя ("Ты меня сегодня ругала, я с тобой больше разговаривать не буду"), нанесения ущерба и проявление физической и вербальной агрессии. Например, капризный ребенок, настаивая на своем, кусается до крови, дерется, использует бранные слова и т.д.

" Соблазняющий" вариант поведения предполагает установление отношений типа: "Если ты со мной будешь хорошим, то я тебе... (предложение благ и привилегий)".

Угрожающе-параноидальный тип привязанности характеризуется низким уровнем базового доверия к миру, враждебностью, ожиданием угрозы. Поведение ребенка строится по принципу: "Все - против меня, все - враги, стремящиеся причинить мне вред, надо нанести первый удар". Например, ребенок никогда не попросит игрушку, не возьмет ее просто, а всегда толкнет, ударит, отберет. Нередко избирает себе жертву из членов семьи и начинает целенаправленно изводить ее (обычно бабушек, дедушек).

Избегающий тип привязанности в экстремальных формах выступает как компульсивно-изолирующийся и промискуитетный (неразборчивый). Компульсивно-изолирующийся тип исходит от установки о том, что полагаться в жизни можно только на самого себя и свои силы, а от социального окружения можно ждать лишь неприятностей. Стратегией защитного поведения здесь становится изоляция -"движение от людей" (К.Хорни) по принципу "Я - сам по себе". Промискуитетный тип проявляется в неразборчивости межличностных связей, нарушении избирательности в установлении значимых отношений, искажении приоритетности лиц из социального окружения. Так, ребенок может отпустить руку матери и уйти с незнакомой женщиной, сказавшей: "Какой ты хорошенький! Пойдешь со мной?" Неразборчивость в установлении привязанности является фактором риска виктимизации таких детей, резко увеличивая вероятность того, что именно они окажутся жертвами насилия и агрессии.

Поскольку типы привязанности, развиваясь и трансформируясь на протяжении жизненного пути личности, составляют основу построения ею близких межличностных отношений, то, по мнению П.Криттендена (P.Crittenden П.Криттенден, 2000), характер отношения родителя к ребенку будет определяться типом привязанности. Соответственно, в рамках родительско-детских отношений будет возрастать вероятность формирования взаимодополняющих реверсивных (обратных) диадических сочетаний типов привязанности. Например, родитель, демонстрирующий поведение по типу беспомощности, будет индуцировать у ребенка поведение типа компульсивной заботы, или родитель, защитное поведение которого строится по типу навязчивого послушания, будет провоцировать формирование у ребенка угрожающе-пунитивного типа привязанности.

 

Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде "родитель-ребенок" (Спиваковская А.С, 1988; Хоментаускас ГГ.).

 

Параметрами определения аффективных взаимоотношений являются эмоциональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить следующие варианты взаимоотношений. Взаимные, симметричные отношения:

1. эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют ответную любовь ребенка. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру,готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

 

2. симметричная негативная установка. Обе стороны-и родители, и ребенок взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбивалентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется тотальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается демонстративное, социально- провоцирующее, протестующее поведение ребенка.

 

 

3. Невзаимные, асимметричные отношения:

1) односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений семейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспитания по типу кумира семьи, у ребенка формируется неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-личностного эгоцентризма, трудности установления отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации развития, новому социальному окружению. Получение негативной обратной связи приводит к формированию у такого ребенка амбивалентной самооценки, а в значительном числе случаев - к формированию аффекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу "кумир семьи" возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольного поведения;

2) односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью. Следствием такого искажения родительско-детских аффективных отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, высокой тревожностью, не насыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жизнью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже со второго полугодия жизни активное поведение ребенка все более начинает определять характер построения отношений.

Темперамент ребенка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют те психологические условия, которые создают основу построения эмоциональных взаимоотношений в родительско-детской подсистеме семьи.

 

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю.

Типы привязанности

Проблема формирования положительного аффективного отношения ребенка к близкому взрослому (родителям) является одной из наиболее актуальных проблем психологии развития и психологии личности (З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Хорни, Д.Боулби, М.Эйнсворт, А.Валлон, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин). В отечественной психологии подробно изучалась проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте. Было показано, что эта потребность, связанная с эмоционально-позитивным переживанием ребенка основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является механизм опережающей инициативы взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка (М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская,

Л.И.Божович).

В зарубежной психологии проблема формирования аффективного отношения к близкому взрослому (матери и отцу) связывалось с удовлетворением врожденного сексуального влечения (З.Фрейд), с формированием чувства базового доверия к миру (Э.Эриксон), с удовлетворением взрослым потребности ребенка в чувстве безопасности (К.Хорни).

Последний тезис - о роли взрослого в обеспечении защиты, безопасности и протекции - был принят как основополагающий постулат концепции привязанности Д.Боулби, в рамках которой дано теоретическое объяснение механизмов формирования эмоционально-позитивного отношения ребенка ко взрослому. (J.Bowlby, Д. Боулби 1988).

Д.Боулби, основываясь на эволюционной и (отологической) теориях, рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающего достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Боулби рассматривал поведение привязанности как кибернетическую систему с контролем и обратной связью, считая, что ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого. Лишь установление ребенком необходимой близости и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для его познавательной активности и исследования ситуации. Фундаментальным положением теории привязанности является положение об интернализации ребенком "рабочей модели" образа значимого взрослого -родителя, которая приобретает ориентирующее значение и, выделяя родителя, придает контакту с ним исключительное значение для ребенка.

Сензитивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев, в связи со становлением первой формы сохранения объекта, у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.

Можно выделить следующие этапы формирования привязанности:

1) 0-6 месяцев - начало реализации потребности в контакте и близости со взрослым, необходимых для выживания ребенка, в форме поведенческой модели привязанности;

2)6-12 месяцев- на основе формирования «сохранения объекта» сохранение образа матери как объекта поведенческой модели привязанности. Начало отделения своих от чужих (на чужих взрослых возникает реакция страха). Интернализация образа матери и четкое выделение фигур привязанности;

3) до 2 (3) лет - возникновение и развитие реакции на сепарацию (отделение) и разлуку с матерью. Сепарация в этом возрасте выступает как фактор риска, провоцирующий развитие невротической потребности в любви. Формирование определенного вида привязанности, обусловленного особенностями материнского поведения и историей развития ребенка (наличием случаев сепарации).

М.Эйнсворт разработала и операционализировала диагностическую процедуру, направленную на выявление типа привязанности. Значимость определения типа привязанности обусловлена тем, что различные типы привязанности оказывают влияние на развитие самооценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познавательное развитие ребенка.

В экспериментах М.Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надежная (безопасная) привязанность, и два тревожных типа привязанности - тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая). Позже эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом. Критериями выделения типов привязанности в исследовании М.Эйнсворт стали особенности эмоциональной связи "ребенок-взрослый", характер взаимодействия и близость контактов ребенка со значимым взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым и особенности познавательной активности ребенка.

Соответственно названным критериям можно дать следующую характеристику типам привязанности ребенка.

Надежная привязанность полностью удовлетворяет потребность ребенка в безопасности, характеризуется высокой степенью позитивного эмоционального взаимопринятия, близостью и интенсивностью характера взаимодействия, реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности ребенка.

Тревожно-амбивалентная (протестующая) привязанность характеризуется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержке со стороны взрослого, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной связи, поведенческой стратегией поиска контакта и близости со взрослым, реакцией выраженного дистресса на отделение от взрослого и амбивалентным реагированием (радостью и гневом) на воссоединение с объектом привязанности, реакцией резкого снижения познавательной активности в угрожающей ситуации, т.е. в ситуации разлуки с близким взрослым. Ярко выражены реакции протеста на разлуку со взрослым либо в форме «мнимой смерти», либо импульсивно-агрессивного поведения.

При тревожно-избегающем типе привязанности, как и в предшествующем случае, главной характеристикой эмоциональной связи будет тревожность. При избегающем типе привязанности для ребенка характерно ожидание отвержения со стороны взрослого и уверенность в отсутствии помощи со стороны взрослого. В силу уверенности в отвержении взрослого ребенок с избегающим типом привязанности предпочитает стратегию избегания взрослого, что находит отражение в особенностях реагирования ребенка на сепарацию и воссоединение со взрослым. При воссоединении ребенок демонстрирует избегание или отвержение взрослого. Познавательная активность ребенка также оказывается ограниченной стратегией

избегания.

Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприятием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Страх вызывает и близкий взрослый, и предметная ситуация. Доминирование тревоги и страха вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность поведения ребенка.

Наконец, самым неблагоприятным вариантом развития привязанности может стать отсутствие привязанности. Несформированность привязанности может быть обусловлено либо тем, что изначально был упущен сензитивный период, либо быть результатом необратимого повреждения привязанности. Например, повреждение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, выступающим объектом привязанности, если ранее была сформирована привязанность тревожного типа. Деструктивный эффект сепарации на привязанность, по мнению Д.Боулби, определяется влиянием следующих факторов: характером эмоциональной связи с близким взрослым до сепарации (типом сформированной ранее привязанности); индивидуально-личностными особенностями самого ребенка, в частности, его темпераментом; тем, как строятся отношения ребенка с другими взрослыми во время сепарации, т.е. возможностью взрослых, опекающих ребенка, заменить мать.

В ряде исследований было показано, что ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, росту делинквентности поведения (P.Crittenden, П.Криттенден 2000). Таким образом, особое значение приобретает вопрос о том, каковы условия формирования надежной безопасной привязанности.

Привязанность формируется в диадичес


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.