Раздел 1. Национально-государственные религии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Раздел 1. Национально-государственные религии

2017-11-27 142
Раздел 1. Национально-государственные религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История мировых религий

 

Часть I

 

электронные методические рекомендации

(тексто-графические учебные материалы)

 

 

Издатель:

Кемеровский государственный университет

 

Кемерово 2015

 

 

Об издании 1, 2, 3 © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

 


УДК 372.82

ББК Э2-3я73

И 90

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Составитель:

Елескина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент КемГУ

 

И 90 История мировых религий. – Ч. 1: электронные методические рекомендации: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / сост. О. В. Елескина; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (объем 0,47 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 1 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР и выше; Adobe Reader. – Загл. с экрана.

 

Учебное издание разработано по дисциплине «История мировых религий» в соответствии с требованиями образовательного стандарта по направлению подготовки 46.03.01 История.

Рассмотрены основные понятия, касающиеся возникновения и развития религий мира, религиозного мировоззрения и культовой практики. Отдельно рассматриваются проблемы библеистики, а также отражение в Библии исторической и социокультурной информации.

Предназначено обучающимся по направлению подготовки 46.03.01. История, а также может быть полезно студентам гуманитарных специальностей, изучающих историю религий и религиоведение.

 

 

Утверждено на заседании кафедры истории цивилизаций и социокультурных коммуникаций Протокол № 7 от 2 декабря 2015 г. Зав. кафедрой, к. и. н., доцент С. А. Васютин Рекомендовано методической комиссией факультета истории и международных отношений от 12 февраля 2015 г. Протокол № 6 от 12 февраля Председатель методической комиссии ФИиМО, д. и. н., профессор Л. Ю. Китова
    УДК 372.82 ББК Э2-3я73  
  © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

 

 

Текстовое электронное издание

Минимальные системные требования:

 

Компьютер: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; ОЗУ 512 Мб; 1 Мб свободного дискового пространства; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM

Операционная система: Windows ХР и выше

Программное обеспечение: Adobe Reader

Номер государственной регистрации электронного издания _________

 

 

© Елескина О. В., 2015

© Кемеровский государственный

университет, 2015

Содержание

Введение. 5

РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ.. 9

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.. 9

ТЕМА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 13

ТЕМА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 16

ТЕМА 4. ЗОРОАСТРИЗМ... 19

ТЕМА 5. ИУДАИЗМ... 21

РАЗДЕЛ 2. БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ.. 25

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОСТАВ БИБЛИИ.. 26

Занятие 1. Ветхий Завет: состав и происхождение. 26

Занятие 2. Новый Завет: состав и происхождение. 26

ТЕМА 2. БИБЛИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. 31

Занятие I. Проблема историчности Библии. 31

Занятие II. Отражение в Библии истории древнееврейских племен. 31

Занятие III. История государства первого храма. 31

Занятие IV. История государства второго храма. 32

Занятие V. Становление христианства. 32

ТЕМА 3. БИБЛИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 42

Занятие 1. Библейская картина мира. 42

Занятие 2. Библейская концепция исторического развития. 42

ТЕМА 4. БИБЛИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 46

ТЕМА 5. БИБЛИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 49

Занятие I. Особенности библейской философии. 49

Занятие II. Нравственное учение Библии. 49

Рейтинговая система оценки работы студентов. 55

 


 

Введение

 

Методические рекомендации предназначены для подготовки к семинарским занятиям по истории мировых религий. Основная цель рекомендаций заключается в оказании методической помощи студенту при освоении курса. Разобраться в особенностях религиозных догматов и культовой практике различных конфессий студенту 2 курса достаточно сложно, поэтому методические рекомендации предлагают определенный алгоритм работы по раскрытию основных вопросов семинарских занятий, связанных с особенностями культа и вероучения религий мира.

Методические рекомендации по курсу «История мировых религий» предназначены для разных направлений подготовки бакалавров Факультета истории и международных отношений. В соответствии с направлением подготовки рекомендации включают в себя четыре части: первая и вторая части – предназначены для студентов, обучающихся по направлению «История», третья часть – для студентов направления «Международные отношения», четвертая часть рассчитана на студентов направления «Туризм». По всем направлениям планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним составлены с учетом компетентностного подхода и профиля подготовки.

Согласно учебному плану по направлению «История» курс по Истории мировых религий включает в себя 4 модуля: 1 – Проблемы теоретического религиоведения; 2 – Национально-государственные религии; 3 – Мировые религии; 4 – Библия как памятник культуры. Первый и третий модули рассматриваются в рамках лекционного курса, второй и четвертый – выносятся на семинарские занятия, методические рекомендации и материалы к которым представлены в первой и второй части издания.

Часть I: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по курсу истории мировых религий. Рекомендации тематически охватывают два модуля: Национально-государственные религии (18 часов) и Библия как памятник культуры (36 часов). Основная цель первого модуля – проследить процесс зарождения и генезиса национально-государственных религий и определить степень их влияния на мировоззрение и культуру последователей данной религиозной традиции. Также следует обратить внимание студентов на влияние национальных религий на вероучение и культовую практику мировых религий. Второй модуль ставит своей задачей научить студентов работать с Библией как с историческим источником, как памятником не только религиозного, но и культурного плана. Познакомить студентов с ее идеологией, философией, нравственными нормами, отраженными в ее текстах. Кроме того, Библия – это древнейший памятник литературы, хранящий на своих страницах образцы еврейской фольклорной традиции.

Часть II: По своей сути является хрестоматией, в которой подобраны для удобства изучения и анализа фрагменты источника (Библии) и методические материалы по разделу «Библия как памятник культуры». Основной целью данного модуля является научить студентов работать с таким специфическим историческим источником как Библия. Сложность и неоднозначность данного текста вызывает определенные трудности при подготовке к занятиям. Следует помнить, что Библия – это документ, прежде всего, культового содержания, где историческая информация приводится для иллюстрации справедливости религиозных догматов и предписаний. Тем не менее, в текстах Библии содержится много исторических сведений, отражающих быт, нравы, образ жизни, как древних иудеев, так и ранних христиан.

Часть III. Эта часть издания рассчитана на студентов, обучающихся по направлению «Международные отношения». В соответствии с учебным планом и профилем подготовки основной акцент при изучении религий мира смещается в Новое и новейшее время. В рамках семинарских занятий рассматриваются процессы изменения и модернизации религиозных учений, изменение роли церкви в последние 2–3 столетия. Кроме этого, рассматривается современное состояние религий мира и их влияние на политическое и экономическое развитие стран, где они имеют широкое распространение. Отдельной темой идет проблема конфликтов на религиозной почве и различные аспекты межконфессионального взаимодействия.

Часть IV. Сориентирована на специфику направления «Туризм». Учитывая учебный план и профиль подготовки, на семинарские занятия выносятся проблемы Религиозного туризма. На практических занятиях рассматриваются виды и специфика религиозного туризма, особенности культовых сооружений религий мира, наиболее посещаемые культовые центры. Также изучаются региональные особенности религий мира. Особое внимание уделяется специфике данного туристского продукта и организации туров соответствующего профиля.

Каждая тема I, III и IV Частей включает тематику отдельных семинарских занятий, где представлены план, список источников и литературы, методические указания для подготовки к занятию. Основная задача практических занятий состоит в освоении навыков работы с источниками и литературой и развитии умения на основе полученной информации выявлять основные черты религиозных вероучений. Студентам необходимо научиться видеть генезис религиозной концепции, ее связь с историческими условиями, как в момент формирования, так и в последующие периоды. Рассматривая религиозные взгляды разных народов, студенты должны научиться видеть связь между религиями, взаимопроникновение элементов одного учения в другое. А также выявлять влияние религиозных взглядов на политику, экономику, социально-бытовые сферы и т. д.

Также студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя мнения исследователей с собственными выводами по результатам работы с источником, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий, наиболее адекватно отражающих процесс формирования и развития религиозного вероучения, а, возможно и предложить собственное видение проблемы.

Изучение каждой темы требует привлечения большого количества материала, который необходимо будет подготовить для последующего обобщения. К сожалению, студенты не всегда обладают навыками конспектирования, поэтому очень важную роль в подготовке к семинарам играет ведение конспектов. Студенту необходимо формировать устойчивую привычку делать выписки из источника с обязательным указанием глав, титулов, параграфов и т. п. также необходимо учиться кратко излагать основную мысль, изложенную в учебнике или монографии, при этом избегая излишних цитат. При подготовке ответа на вопрос необходимо отдавать предпочтение информации из источников и формулированию умения делать самостоятельные выводы. Таким образом, будет реализовываться основная цельсеминарских занятий – расширение и углубление теоретических знаний студентов путем самостоятельной работы над источниками и специальной литературой и овладение практическими навыками исторического исследования и научного изложения его результатов.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить, а потом уже приступать к работе с источниками и литературой. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.

 


 

ТЕМА 4. ЗОРОАСТРИЗМ

1. Истоки вероучения и священные тексты.

2. Особенности вероучения и культа. Роль огня и обряды очищения.

3. Историческое развитие зороастризма. Митраизм и манихейство. Парсизм.

 

Источники:

1. Авеста в русских переводах (1861-1996) [Текст]: предисл. И. В. Рак; сост. И. В. Рак; ред. И. В. Рак. – 2-е изд., испр. – СПб.: Нева: Летний Сад, 1998. – 480 c.

 

Литература:

1. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи [Текст]: [пер. И. М. Стеблин-Каменский] / М. Бойс. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1994. – 281 c.

2. Все религии мира [Текст] / ред. Е. В. Кузьмина. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 351 с.

3. Грановская, Р. М. Психология веры [Текст] / Р. М. Грановская. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 480 с.

4. Дубровская, О. Н. Древние религии мира [Текст] / О. Н. Дубровская. – М.: Рипол Классик, 2003. – 447 с.

5. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

6. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

7. Рак, И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана [Текст] / И. В. Рак. – СПб.: Нева; М.: Летний Сад, 1998. – 559 с.

8. Торчинов, Е. А. Религии мира. Опыт запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб: Центр «Петербуржское востоковедение», 2005. – 544 с.

9. Уотерхаус, Д. В. Катехизис зороастризма. Древняя религия магов [Текст] / Д. В. Уотерхаус. – М.: Сфера, 2002. – 448 с.

10. Хисматулин, А. А. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме [Текст] / А. А. Хисматулин, В. Ю. Крюкова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. – 266 c.

Методические рекомендации

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Месопотамии. Рассматривая древнеиранские верования, обратите внимание на прародину иранцев. Это поможет объяснить некоторое сходство их религиозных представлений с ведической религией Индии. При анализе священного текста – Авесты – необходимо провести параллели с Ведами. Обратите внимание на сходство структуры священных текстов Ирана и Индии, сходство божественных персонажей (ахуры, дэвы, хаома и др.). Также сравните социальную структуру иранского и индийского обществ.

Обращаясь непосредственно к зороастризму, следует обратить внимание на личность Зороастра (Заратуштры). В чем заключается основная суть учения Зороастра. Роль божеств Ахура-Мазды, Ангри-Майнью, Митры. Мифология зороастризма, космогонические представления, роль Йимы (первого человека), идея человеческой греховности. Эсхатология и пришествие мессии. Проследите влияние идей зороастризма на другие религии, например христианство и ислам. Культовая практика зороастрийцев – ее специфика и связь с природно-климатическими условиями и хозяйственной деятельностью. Идея чистоты, роль огня, особенности богослужения. Ритуальное очищение, отношение к покойникам, практика захоронений.

Рассматривая историческое развитие зороастризма, обратите внимание на параллельное существование двух периодизаций. В основу одной положен государственный принцип, другая опирается на образы верховных (наиболее популярных) божеств. Особое внимание обратить нужно на митраизм, как религиозное течение, оказавшее влияние на римскую культуру и на христианскую идеологию. Как менялись положение религиозного учения на разных этапах развития зороастризма. Какой статус имела религия в разные периоды истории Ирана, каково ее состояние на сегодняшний день.

Подводя итог, следует остановиться на основных характеристиках зороастризма, его специфике, а также на его влиянии на мировые религии.

 

ТЕМА 5. ИУДАИЗМ

1. Возникновение иудаизма. Священные книги.

2. Особенности вероучения и культа.

3. Основные этапы исторического развития иудаизма. Современный иудаизм.

 

Источники:

1. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей [Текст]: пер. С. Г. Фруг. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

3. Талмуд. Электронная еврейская энциклопедия. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14021 (дата обращения: 10.11.14).

 

Литература:

1. Беленький, М. С. Что такое Талмуд [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 144 c.

2. Вук, Г. Это Б-О-Г мой. Еврейский образ жизни [Текст]: [пер. с англ.] / Г. Вук. – Иерусалим: Шамир, 2002. – 477 с.

3. Грант, М. История древнего Израиля [Текст]: [пер. с англ.] / М. Грант. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 336 c.

4. Дубнов, С. М. Краткая история евреев [Текст] / С. М. Дубнов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 574 c.

5. Грушевой, А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи [Текст] / А. Г. Грушевой. – СПб., 2008. – 503 с.

6. Жудинова, Е. В. Религии мира. Иудаизм [Текст] / Е. В. Жудинова. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.

7. Лайтман, М. Кабала. Тайное еврейское учение. (Основные положения в доступном пересказе) [Текст]. – Ч. 1-3 / М. Лайтман. – Новосибирск, 1993. – 166 c.

8. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

9. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

10. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности [Текст]. – Репр. воспр. изд. 1874-1876 гг. – М.: Ладомир, 1994. – 648 c.

11. Носенко, Т. В. Иерусалим. Три религии. Три мира [Текст] / Т. В. Носенко. – М.: Ридерз Дайджест, 2006. – 506 с.

12. Пилкингтон, С. М. Иудаизм [Текст]: [пер. с англ.] / С. М. Пилкингтон. – М.: ФАИР-ПРЕСС: Информпресс+, 1999. – 400 c.

13. Ракитянский, Н. М. Иудейский менталитет. Политико-психологическое эссе [Текст] / Н. М. Ракитянский // Вестник МГУ. Серия 12, Политические науки. – 2013. – № 4. – С. 57-83.

14. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Синило. – М.: Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. – 845 с.

15. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 56 с.

16. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст] / предисл. И. Ш. Шифман; пер. И. Ш. Шифман. – М.: Республика, 1993. – 335 с.

17. Штереншис, М. Евреи: история нации [Текст] / М. Штереншис. – Герцлия: Исрадон, 2008. – 600 с.

 

Методические рекомендации

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, имеющей замкнутый этнический характер. Несмотря на это она легла в основу двух мировых религий – христианства и ислама. Формирование иудейской религиозной доктрины тесно связано с историей еврейского народа.

Обращаясь к анализу священных книг, следует обратить внимание на обстоятельства, при которых появлялись письменные тексты Танаха и Талмуда. Обратите внимание на соотношение и роль этих текстов в культовой практике. Поскольку Танах подробно будет анализироваться в следующем блоке, в рамках данного семинарского занятия при его анализе необходимо остановиться на основных моментах: структура книги, время и условия ее создания, роль в еврейской культуре. Основное внимание следует уделить анализу Талмуда, его структуре и содержанию, а также его связи с Танахом. Кроме того, в XII-XIII веках н. э. в еврейской религиозной традиции появляется еще один текст – Каббала. Обратите внимание на мистический характер данного текста и дайте его основные характеристика.

Рассматривая второй вопрос, связанный с вероучением и культовой практикой иудаизма, следует обратить внимание на основные идеи иудаизма: концепция богоизбранности, жесткий национальный характер религии, монотеизм, идея мессии, представления о загробной жизни и др. Традиционность религиозного вероучения привела к строгому соблюдению изложенных в Танахе и Талмуде запретов и ограничений (кашрут, мицвот), а также выполнению предписаний (цедака, обряд обрезания, Шабат). Почитание Торы нашло применение не только в богослужении (устройство синагоги, Древо жизни, тефиллин), но и в быту (мезуза, ермолка, талит). Стена плача и ее культовое значение. Обратите внимание на еврейский календарь и его особенности. Опишите наиболее значимые календарные праздники, а также на праздники жизненного цикла.

Рассматривая основные этапы развития иудаизма, следует охарактеризовать каждый период. Однако нужно иметь в виду, что существует несколько принятых периодизаций, которые в целом совпадают по хронологии, но имеют некоторые отличия. Одна периодизации в основе имеет историю еврейского государства: государство первого храма, государство второго храма, период диаспор, современный иудаизм. Другая – особенности религии: библейский, эллинистический, талмудический и современный иудаизм. Анализируя современное состояние иудаизма, обратите внимание на основные течения: ортодоксальный, реформаторский, консервативный иудаизм и др. Какова роль сионизма в современном еврейском обществе.

Завершая семинарское занятие, следует обратить внимание на роль религии в истории и культуре еврейского народа, отметить влияние иудаизма н а мировоззрение современных евреев и на характер внешней политики, проводимой Израилем на Ближнем Востоке.

Первый раздел заканчивается знакомством с иудаизмом, что позволяет подготовить студентов историков к работе с Библией, первая часть которой является Священным Писанием для иудеев.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. Жанры Библии. Библейские притчи: их место и функции.

2. Художественные книги Библии. Книги Руфь, Юдифь, Есфирь – образцы бытовой и героической повести.

3. Песня песней – образец любовной, эротической поэзии. Метафора и стилистика Песни песней.

4. Псалтирь как художественное произведение. Жанры псалтыря: плач, мольба, просьба.

 

Источники:

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

Литература:

1. Аверинцев, С. С. Древнееврейская литература [Текст] / С. С. Аверинцев // История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 1. – М.: Наука, 1983. – С. 271-302.

2. Беленький, М. С. О мифологии и философии Библии [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Наука, 1977. – 167 с.

3. Гече, Г. Библейские истории [Текст]: научно-популярная литература. – Ч. 1-2; пер. с венгер. Р. Даллош / Г. Гече. – М.: Политиздат, 1990. – 318 с.

4. Дин, Э. Знаменитые женщины Библии [Текст] / Э. Дин. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 336 с.

5. Косидовский, З. Библейские сказания [Текст] / З. Косидовский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 573 с.

6. Косидовский, З. Сказания евангелистов [Текст] / З. Косидовский. – М.: Политиздат, 1981. – 262 с.

7. Культура: интерпретации до начала Нового времени [Текст]: отв. ред. Ю. В. Иванова и др.. – М.: Госуниверситет – Высшая школа экономики, 2009. – 463 с.

8. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М. Юрайт, 2013. – 492 с.

9. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

10. Медведев, А. В. Библия как памятник культуры [Текст]: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2012. – 371 с.

11. Поэзия и проза Древнего Востока [Текст]: перевод. – М.: Художественная литература, 1973. – 735 c.

12. Рижский, М. И. Библейские пророки и библейские пророчества [Текст] / М. И. Рижский. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.

13. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод. / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 576 с.

14. Фрэзер, Д. Д. Фольклор в Ветхом завете [Текст]: пер. с англ.; предисл. С. А. Токарев / Д. Д. Фрэзер. – М.: Политиздат, 1989. – 542 с.

15. Шифман, И. Ш. «Ветхий Завет» и его мир. «Ветхий Завет» как памятник литературы и общественной мысли древней Передней Азии [Текст] / И. Ш. Шифман. – М.: Политиздат, 1987. – 239 c.

Третий раздел Ветхого Завета – Писания – объединяет художественные книги, имеющие ценность для еврейской культуры. Библия, как литературный памятник, включает в себя хроники, ритуальные и юридические кодексы, народные песни, гимны, притчи, басни, сказания, легенды и другие жанры. Они могут выступать как самостоятельные книги, так и фрагменты, сюжеты в различных книгах как Ветхого, так и Нового Заветов.

Рассматривая первый вопрос, студентам необходимо ознакомится с научными исследованиями по литературе Древнего Востока (разделы, связанные библейской традицией). После этого найти обозначенные жанры в текстах Библии. Студентам необходимо найти примеры каждого жанра и проанализировать их с точки зрения богословия и филологии. Обратите внимание – с какой целью используется то или иной жанр? Особо следует остановиться на притчах. Сравните ветхозаветные и новозаветные притчи. Каковы функции притчи в текстах.

Второй вопрос посвящен повествованиям о героических женщинах. К анализу предлагаются три книги: Руфь, Юдифь и Есфирь. Студентам необходимо сначала провести внешний анализ каждой их книг, выяснить время написания и авторство. Почему книга Юдифь не относится к каноническим текстам? И только после этого приступать к анализу содержания повествований. Следует обратить внимание на использование этих книг в культовой практике иудаизма.

Третий вопрос связан с книгой, которая на первый взгляд выбивается из богословской концепции Библии. По сути – Песня песней – это образец любовной лирики и эротической поэзии. Для начала – следует провести внешний анализ книги: время появления текста, авторство, структура книги. После этого можно переходить к анализу содержания. Необходимо четко выстроить сюжетную линию книги. Обратите внимание на действующих персонажей. Особо следует остановиться на метафорах и стилистики данного текста: обратите внимание на описание жениха (гл. 5:10-16) и невесты (гл. 4, гл. 7). Почему используются такие сравнения и описания? На сегодняшний день существует несколько подходов, объясняющих содержание этой книги: аллегорический, литургический, драматический и фольклорный. При анализе содержания необходимо обратить внимание трактовки данного текста, принятые в христианской и иудейской религиозной традиции. Кроме того, нужно учесть использование данного текста в культовой практике, как христианской церковью, так и иудаизмом.

Четвертый вопрос обращен к книге Псалтырь. Анализируя эту книгу как художественное произведение, надо рассмотреть ее как собрание псалмов. Псалом – жанр храмового пения и форма личностного обращения человека к Богу. Не следует обходить стороной внешний анализ книги: время ее появления и авторство. Классификацию псалмов принято рассматривать с позиции отраженной в них жизненной ситуации. Исходя из этого принципа, выделяют несколько основных категорий псалмов: гимны, воспевающие величие и верховное владычество Бога (8, 18, 28); «псалмы царства Яхве», (46, 95, 97) и «песни Сионские» (45, 86); коллективные прошения (73, 78, 79); царские псалмы (2, 44, 109); личные прошения (3-7, 139-142); личные благодарения (29, 31, 115); коллективные благодарения (123), псалмы мудрости (48), псалмы восхождения (119-133), псалмы литургические (14, 23). Охарактеризуйте особенности каждой группы псалмов.

Особо следует подчеркнуть – псалмы должны рассматриваться, прежде всего, с позиций религиозного культа. Поэтому необходимо отметить их использование в культовой практике христианства и иудаизма.

В конце семинара следует обобщить художественные традиции древнееврейской литературы, представленные в Библии. Дать общую характеристику жанрового своеобразия и стилистики представленных текстов.

История мировых религий

 

Часть I

 

электронные методические рекомендации

(тексто-графические учебные материалы)

 

Составитель: Елескина Ольга Владимировна

 

 

Редактор Л. Г. Барашкова

Технический редактор В. П. Долгих

 

Подписано к использованию 6.07.2015 г. Заказ № 70.

Объем 0,47 Мб.

 

Кемеровский государственный университет,

650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6.

 

 


[1]Студенты с ограниченными возможностями по состоянию здоровья данную часть рейтинговой системы выполняют письменно (частичные или полные конспекты семинаров). По согласованию с преподавателем, возможны онлайн-консультации.

История мировых религий

 

Часть I

 

электронные методические рекомендации

(тексто-графические учебные материалы)

 

 

Издатель:

Кемеровский государственный университет

 

Кемерово 2015

 

 

Об издании 1, 2, 3 © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

 


УДК 372.82

ББК Э2-3я73

И 90

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Кемеровского государственного университета

Составитель:

Елескина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент КемГУ

 

И 90 История мировых религий. – Ч. 1: электронные методические рекомендации: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс] / сост. О. В. Елескина; Кемеровский государственный университет. – Электрон. дан. (объем 0,47 Мб). – Кемерово: КемГУ, 2015. – 1 электрон. опт. диск (СD-ROM). – Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); 1 Мб свободного дискового пространства; операц. система Windows ХР и выше; Adobe Reader. – Загл. с экрана.

 

Учебное издание разработано по дисциплине «История мировых религий» в соответствии с требованиями образовательного стандарта по направлению подготовки 46.03.01 История.

Рассмотрены основные понятия, касающиеся возникновения и развития религий мира, религиозного мировоззрения и культовой практики. Отдельно рассматриваются проблемы библеистики, а также отражение в Библии исторической и социокультурной информации.

Предназначено обучающимся по направлению подготовки 46.03.01. История, а также может быть полезно студентам гуманитарных специальностей, изучающих историю религий и религиоведение.

 

 

Утверждено на заседании кафедры истории цивилизаций и социокультурных коммуникаций Протокол № 7 от 2 декабря 2015 г. Зав. кафедрой, к. и. н., доцент С. А. Васютин Рекомендовано методической комиссией факультета истории и международных отношений от 12 февраля 2015 г. Протокол № 6 от 12 февраля Председатель методической комиссии ФИиМО, д. и. н., профессор Л. Ю. Китова
    УДК 372.82 ББК Э2-3я73  
  © Елескина О. В., 2015 © Кемеровский государственный университет, 2015

 

 

Текстовое электронное издание

Минимальные системные требования:

 

Компьютер: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей), 1,2 ГГц; ОЗУ 512 Мб; 1 Мб свободного дискового пространства; видеокарта SVGA, 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM

Операционная система: Windows ХР и выше

Программное обеспечение: Adobe Reader

Номер государственной регистрации электронного издания _________

 

 

© Елескина О. В., 2015

© Кемеровский государственный

университет, 2015

Содержание

Введение. 5

РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ.. 9

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.. 9

ТЕМА 2. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 13

ТЕМА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 16

ТЕМА 4. ЗОРОАСТРИЗМ... 19

ТЕМА 5. ИУДАИЗМ... 21

РАЗДЕЛ 2. БИБЛИЯ КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ.. 25

ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОСТАВ БИБЛИИ.. 26

Занятие 1. Ветхий Завет: состав и происхождение. 26

Занятие 2. Новый Завет: состав и происхождение. 26

ТЕМА 2. БИБЛИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК. 31

Занятие I. Проблема историчности Библии. 31

Занятие II. Отражение в Библии истории древнееврейских племен. 31

Занятие III. История государства первого храма. 31

Занятие IV. История государства второго храма. 32

Занятие V. Становление христианства. 32

ТЕМА 3. БИБЛИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.. 42

Занятие 1. Библейская картина мира. 42

Занятие 2. Библейская концепция исторического развития. 42

ТЕМА 4. БИБЛИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 46

ТЕМА 5. БИБЛИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. 49

Занятие I. Особенности библейской философии. 49

Занятие II. Нравственное учение Библии. 49

Рейтинговая система оценки работы студентов. 55

 


 

Введение

 

Методические рекомендации предназначены для подготовки к семинарским занятиям по истории мировых религий. Основная цель рекомендаций заключается в оказании методической помощи студенту при освоении курса. Разобраться в особенностях религиозных догматов и культовой практике различных конфессий студенту 2 курса достаточно сложно, поэтому методические рекомендации предлагают определенный алгоритм работы по раскрытию основных вопросов семинарских занятий, связанных с особенностями культа и вероучения религий мира.

Методические рекомендации по курсу «История мировых религий» предназначены для разных направлений подготовки бакалавров Факультета истории и международных отношений. В соответствии с направлением подготовки рекомендации включают в себя четыре части: первая и вторая части – предназначены для студентов, обучающихся по направлению «История», третья часть – для студентов направления «Международные отношения», четвертая часть рассчитана на студентов направления «Туризм». По всем направлениям планы семинарских занятий и методические рекомендации к ним составлены с учетом компетентностного подхода и профиля подготовки.

Согласно учебному плану по направлению «История» курс по Истории мировых религий включает в себя 4 модуля: 1 – Проблемы теоретического религиоведения; 2 – Национально-государственные религии; 3 – Мировые религии; 4 – Библия как памятник культуры. Первый и третий модули рассматриваются в рамках лекционного курса, второй и четвертый – выносятся на семинарские занятия, методические рекомендации и материалы к которым представлены в первой и второй части издания.

Часть I: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по курсу истории мировых религий. Рекомендации тематически охватывают два модуля: Национально-государственные религии (18 часов) и Библия как памятник культуры (36 часов). Основная цель первого модуля – проследить процесс зарождения и генезиса национально-государственных религий и определить степень их влияния на мировоззрение и культуру последователей данной религиозной традиции. Также следует обратить внимание студентов на влияние национальных религий на вероучение и культовую практику мировых религий. Второй модуль ставит своей задачей научить студентов работать с Библией как с историческим источником, как памятником не только религиозного, но и культурного плана. Познакомить студентов с ее идеологией, философией, нравственными нормами, отраженными в ее текстах. Кроме того, Библия – это древнейший памятник литературы, хранящий на своих страницах образцы еврейской фольклорной традиции.

Часть II: По своей сути является хрестоматией, в которой подобраны для удобства изучения и анализа фрагменты источника (Библии) и методические материалы по разделу «Библия как памятник культуры». Основной целью данного модуля является научить студентов работать с таким специфическим историческим источником как Библия. Сложность и неоднозначность данного текста вызывает определенные трудности при подготовке к занятиям. Следует помнить, что Библия – это документ, прежде всего, культового содержания, где историческая информация приводится для иллюстрации справедливости религиозных догматов и предписаний. Тем не менее, в текстах Библии содержится много исторических сведений, отражающих быт, нравы, образ жизни, как древних иудеев, так и ранних христиан.

<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.