Предмет,метод,функции общей теории права,место в системе юридических наук. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предмет,метод,функции общей теории права,место в системе юридических наук.

2017-11-27 186
Предмет,метод,функции общей теории права,место в системе юридических наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет,метод,функции общей теории права,место в системе юридических наук.

Проблемы сущности, содержания и формы права как регулятора общест-ых отношений ОТП призвана раскрыть суть права, его отличие от других соц-х явлений, место права в структуре общества, форму выражения и существования данного явления. Предмет ОТП вкл-ет в себя, во-первых, сущность и законом-ти права, его основных компонентов: правосознания, правоотношений, юрид ответ-ти и др.; во-вторых, законом-ые связи права с госуд-ом, политикой, эконо-ой и другими явлениями; в-третьих, закономерности познания права Виды методов ТП: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универс-ые прин-ы мышления (диалектика, метафизика) 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научн. познания и независящие от отраслевой специфики науки:а) общефил-ие – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);б) истор-ий – метод, с помощью кот гос-о—правовые явления объясняются историч-ми традициями, культутой, общест-ым разв-ем в) функциональный – метод выяснения развития гос-но—правовых явлений, их взаимодействия, функций г) логический – метод, основанный на использовании:– анализа – разделения объекта на части;– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;– системности – исследования гос-о—правовых явлений как систем;3) частнонаучные (спец-ые) методы,направленные на изучение особенностей предмета познания а) формально—юрид. Позволяет познать стр-ру гос=ва и права, их развитие и функцион-ние на основании полит-их и правовых понятий;б) конкретно—социологический. Оценивает гос-ое управление и правовое регулирование посредством анализа инф-ии, полученной при анкети-ии, опросе, обобщении юрид практики, исследовании документов и т. п.;в)сравн-ый. Способствует выявл-ию особен-тей госуд-но—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) соц-о—правовой эксперимент. Позволяет экспер-но проверить использ-ие на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:– статистический. Основан на колич-ных способах изучения и получения данных, кот объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития гос-о—правовых явлений;– моделирования. Гос-но—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мысл-го, идеального воспроизведения исследуемых объектов;– синергетики. Явл-я необх- ым для установления законом-ей самоорганизации и саморегулирования соц-х систем и т. дФункции ОТП: 1) онтологическая – функция, кот изучает гос-но—правовые явления, исследует их и анализирует; 2) гносеологическая – функция, с помощью кот познается гос-о и право, а также иные гос-ые и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3) прогностическая – функ, с помощью кот теория и права прогнозирует разв-е гос-а и права в будущем, выявляя законом-ти их раз-я и возникающие в связи с этим проблемы 4) методологическая – функция, при осуществлении кот теория гос-ва и права выступает в качестве методоло-ой основы для всех юрид. наук, так как, обобщая гос-о—правовую практику, она исследует мето-ие? всей юрид. науки, выраб-ет основопол-щие гос-но—прав-ые понятия, положения и выводы, кот используются другими юрид науками в качестве базовых при исследовании своих предметов; 5) прикладная – функ, состоящая в разработке практ-их реком=ий для различных сфер гос-но—прав-й дейст-ти;

 

Типология государств

Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.

Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.

Подходы к типологии государств:

1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;

2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.

Для определения типа государства при таком подходе учитываются:

1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;

2) класс, инструментом политической власти которого является государство;

3) социальное назначение государства.

Типы государств по формационному подходу:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.

Достоинства формационного подхода:

1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;

2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.

Недостатки:

1) односторонность, формализм;

2) недооценка духовных факторов.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.

Понятие и признаки права

Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Признаки права:

1 ) государственно—волевой характер, т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;

2) нормативность, т. е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;

3) взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;

4) общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5 ) формальная определенность, т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;

6) системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.

Сущность права отражает главные и устойчивые свойства права.

По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.

Социальная ценность права определяется:

1) общесоциальной востребованностью – состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;

2) инструментальной востребованностью – использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.

 

 


 

20.Функции и принципы права Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности:1) Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления воздействия на общественные отношения.3) Определяют сущность, главные черты права.4) Отличаются динамизмом.5) Но при этом относительно постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность, непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития. Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях. Условно функции права можно разбить на две группы: 1 ) Общесоциальные (совпадающие с функциями Государства):

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.в) Воспитательная (идеологическая) - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц. г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления д) Экологическая и т.д.; с учетом сферы действия их можно подразделять на внутренние и внешние, с учетом продолжительности осуществления на постоянные и временные, с учетом значимости на основные и не основные. 2) Специально-юридические. Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выделиить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности). б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм. Охранительная функция права подразделяется на карательную и компенсационную. Карательная функция выр-ся в применении наказаний к лицам совершившим правонарушение. Компенсационная ф-ия права выр-ся в восстановлении нарушенных прав. В этом случае применяется правовостановительная санкции.

Превентивная ф-ия выр-ся в предупреждении правонарушений; Еще одной специально-юридической функцией явл.г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков. Принцип права – исходные определяющие идеи, начала в соответствии с которыми строится система права и которые лежат в основе её функционирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Классификация принципов права. Принципы делятся на:.

Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Общеправовые принципы системы права – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права.1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах). 2) гуманизма.3) принцип справедливости (имеет особую значимость. 4) принцип равенства юридических прав и обязанностей, 5) принцип единства прав и обязанностей. 6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства.7) Принципа законности 8) Принцип правосудия

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

 


Основные правовые системы.

романо-германская правовая семья (Р-Г Право С). особен-ь явл-ся она основана на НПА, кот, как правило, кодифицированы(Франции, Германии,Испании, Италии и т.д. Право нашей страны тяготеет к этой семье.По С.С.Алексеев р-г право стр-ая общность, хар-ся выс. Уров. Норм-ых обобщений, кот основан на прямых системных кодифицир-ных актах законод-ых и иных правотворческих органов и выражен в абстрактно формируемых нормах, в формировании логически-замкнутой норм-ой системы».Право в странах, р-г пр-й с, проявляется в виде закона.Эконом-е, соц-о-полт-ое разв-ие общества явл-ся основным источн. становления нац-ой прав-ой системы. В странах Европы стали управлять при помощи законов и кодексов, в кот четко определ-сь: что не запрещено, что разрешено. Это особен-ти права континентальной Европы.Говоря о р-г праве, говорим о правовой кул-ре, основанной на юрид-ой системе Др. Рима деление права на публичное и частное, Публ-ое право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. Доминируют императивные нормы, кот не могут быть изменены, дополнены уч-ми правоотношений.(относятся констит-ное, угол-ое, админ-ное, финан-е, междун-ое право, процесс-ые отрасли, определенные институты труд-го права и т.д. Частное право опосредствует отношения между равнопр-ыми, независимыми субъе-и. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действ-ие лишь в той части, в кот они не изменены, не отменены их уч-и(гражд-ое, сем-е, торговое, международное частное право, опред-ные институты труд-го права и др.

Источн. р-г права 1-й закон. Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юрид-ой силой и распр-тся на всю терр-ию гос-ва, всех его граждан;законы подразд-тся на конст-ные и обычные. Во всех странах приоритет конст-ных зак-в над обычными.Кроме законов в р-г системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполн-ной властью.2-й источн. обычай, выступает в качестве дополнения к закону. исполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законод-ных решений.3-й источн. р-г права с определ-ми оговорками: судеб-я практика. Оовороки сводится, что согласно действующей доктрине, нормы права могут приниматься только самими законод-ыми или уполном-ыми органами. Судеб-е практ-и верят лишь закона или каким-либо др НА. НПА создаются спец-и государственными органами или референдума. Англосаксонская правовая система(Великоб. Сев. Ирландии, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, бывшие колонии Англии).У англ нет четкого опред-ия общего права, оно не где не записано и при этом отражает сущ-ть англ-го правосознания, дух справедливости. «Общее право (судебный прецедент- предшествующий».) -это древнее право страны, сформир-ное из обычая и интерпрет-ное судьями при рассм-ии конкретных дел», общее право соединяет в себе нормы, в процессе судеб-й практики, то есть по решениям Высшего апелляционного суда Великоб. и палатой лордов, а не установленные законод-ыми актами. Сейчас прецедентом наз-я решение суда по конкретному делу, причем обоснование данного решения становиться правилом, обязат-ым для всех судов той же или более низкой инстанции или при рассмотрении аналогичных дел. Одновременно с общим правом в Англии был действовало право справедливости. обращение к королю с просьбой лорд-канцлере создал целый аппарат по разрешению подобных дел (канцлерским судом). отменить решение суда не мог. В праве справед-ти сложились такие спец-ие институты как доверительная собственность («трест»), исполнение договоров в натуре. В 1873 г. право справед-ти было включено в систему общего права.

Общее право -это право судебной практики, т е королевских судов в Великоб., что применяются старые нормы права, создают новые. Когда в Англии издается закон, он вступает в свою силу только как его начинают применять суды. Одной из гл. причин того, что англо-саксонкие системы права не кодифицированы, явл-ся их гибкость.(Великоб., сейчас нет единого уголовного кодекса. В Великоб. и США угол-ый процесс предст-яет собой состязание сторон, как в предварит-го следствия, так и при судеб. разбир-тве. Спор разрешает суд.Кроме того, в Америки в функции судей применение права к конкретным делам, но и правотворчество. В гос-ах, с англо-саксонской правовой семье, хотя законодатель и приобр-т все большее значение, но судебный прецедент как был, так остается источн. права. Это выражается в том, что сохранились правовые институты, которые регулируются общим правом. все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, источн. английского права все большее значение приобретает делегированное законод-во, особенно в здраво-ии, обр-и, соц-м страхов-ии, Правительство от имени королевы и Тайного Совета «издает приказ в Совете», кот считается высшей формой делегированного законод-тва. Менее важные акты издают министерства и другие органы исполнительной власти.

Мусульманская правовая система. 45 афро-азиатских гос-в (от Марокко до Индонезии). Наиболее мусульм-ми 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, гос-а Арабского востока, Юж. и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% нас. Мусул-и, а ислам провозглашен в конст-ях государ-ой религией. Гл источ. права в мусул-их го-ах яв-ся религ-ые писания: Сунна (сборник традиционных правил), Коран (высказываниЯ Аллаха к пророкам)и т.д.Основное содер-е права -вытекающие из ислама поведения верующих и наказания за невыполнение данных предписаний. Мусул-ое право распростр-тся только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусул-не есть основной частью насе-ия, оно дополняется законами и обычаями, кодифициpуется и модифицируется в связи с возникающими новыми обществен-ми отношениями. Отличительной чертой мусул-го права явл-ся то, что оно представляет собой одну из многих сторон религии ислама, кот устанавливает определенные правила и объект верования, а также указывает верующим на то, что можно делать, а что нельзя. В странах с мусул-им правом конституция не основным законом, а роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по действию, чем констит-ые нормы, написанные чел. Все граждане мусульм-их гос-в имеют одинаковые права в выборах правителя, но основным принц-м выборов явл-ся принцип «достойных представителей», Законотворческая функц. этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы госуд-а, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деят-ть схожа с деят-ть гос-го Франции,США, в функции констит-ый надзор.Сейчас идет период кодификации мусул-го права во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции вообще от него отказались. Во многих госуд-ах мусул-ое право констит-но считается основой законод-тва. Оно применяется по?, гражд-их отношениях, до сих пор сохран-ся шариатские суды. Хотя мусул-ое право и оказывает огромное влияние на правовые системы,но сейчас тенденция к применению источн. права как правовой обычай и НПА или законод-во. во всех мусул-их стpанах влияние огран-тся брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие «личный статус».

 

 

Юридическая техника.

Юрид-ая техника - это совокупность правил, приёмов, способов создания и систематизации юрид-их документов.

Виды юрид-ой техники:а) законод-ая техника;б) техника системат-ии законод-ва; в) техника правоприменительных актов. Законод-ая (правотворческая, нормотворческая) техника - это совок-ть правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления)НА. Правила законод-ой техники: а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) НА (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответств-его должн-го лица и т.д.); б) относящиеся к содерж-ию НА (регулирование однородных общес-ых отношений, отсутствие пробелов, минимизация искл-ий и отсылок и т.д.);в) относящиеся к структуре НА (общие нормы помещаются в начале НА, однородные нормы излагаются компактно, напр. в главах, разделах НА, нумерация статей явл-я сплошной, стабильной и т.д.);г) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка НА, стандартность формулировок). Способы (приёмы) изложения норм права:1 по степени абстрактности изложения: абстрактный и казуистический; 2 по степени полноты изложения: прямой, ссылочный, бланкетный; 3по форме предложения: в виде Н предложения (есть Н термины - «обязан», «вправе») или повествов-ого предложения (утвердительного, отрицат-го). Техника систематизации законод-ва (НА)предполагает использ-ие таких способов его системат-ции как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законод-ва. Техникаправоприменительных (индивидуальных) А связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необх=го содержания (решение, фиксация юрид-го факта, соответствие терминологического стиля языку законод-ва и т.д.).

 

 

Структура правоотношения.

Стр-ра правоотношения - это внутреннее строение взаимоотношения субъектов в обществе, вкл-ее в себя необходимые элементы, позволяющие признать его правовым отношением.Стр-ми элементами, 1, явл-я субъекты, т.е. его участники. 2 у правоотношения есть содержание и, 3 объек т, на который оно направлено. С позиций стр-го строения правоотношения подраз-ся на: Правоотношения с простой стр-ой – хар-ся тем, что состоят из одного права и одной обязанности. Правоотн-ия со сложной стр-ой - состоят из нескольких взаимосвязанных субъект-ых прав и обязан-ей.От правоотн-ий со сложной стр-ой следует отличать группу правоотн-ий (совокупность правоотношений, лишенная черт единого целого). Цель правоот-ния Рассм-ая структуру правоотн-ия надо обратить внимание на такую составляющую как цель правоотношения, кот не явл-я элементом стр-ы, но сущест-ым образом взаимосвязана с ним. Граждане, организации, гос-ые органы словом, все те, кто явл-я субъектом правоотношений взаимодействуют друг с другом для удовлетвор-ия собственных матер-ых, духовных и иных потребностей, кот не противоречат Н права. Цель правоот-ия можно рассм-ать как стремление к чему-либо — это то, ради чего оно возникает и осуществляется. От цели надо отличать мотив. Мотив - осознание каких-либо интересов и потребн-ей, побуждающих чел дей-ть для их удовлетворения. Отсюда следует, что цель правоотн-ния — это удовлетворение разнообразных законных интересов общества, гос-ва и лич-и. Непосредст-ной причиной всякого волевого действия служит принятое чел решение достичь поставл-ой цели, удовлетворить свое желание. Такое решение появляется на основе мотива. Мотив - осознание каких-либо потребностей, побуждающих чел дейст-ть для их удовлетворения. 2. Объект правоотношения

Под термином «объект» (от лат. «objectum» — «предмет») в понимается то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деят-ти. Исходя из сказанного, классиф-ать указанные объекты можно следующим образом. 1) Матери-ые блага — предметы матер-го мира: деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Так, объектом сделки купли-продажи явл-я деньги и продаваемое имущество; займа — деньги или вещи, определяемые родовыми признаками; хранения — имущество, переданное на хранение и т.п. Матер-ые блага могут быть объектом и в других отраслях права, напр, быть объектом уголовно-правовой защиты.2) Нематер-ые блага — личные неимущ-ые и иные соц-ые блага: жизнь, здоровье, честь и достоинство чел, его свобода и безопасность, неприкоснов-сть лич, почетные звания и др. Немате-ные блага явл-я объектом охраны в уголовно-правовых отношениях, они типичны для процессуальных, трудовых и некоторых других правоотношений. 3) Культ-ые ценности и иные нематер-ные результаты чел-о труда — произведения искусства и лит-ы, кинофильмы, изобретения, научные открытия, различного рода услуги, т.е. рез-ы дух-го творч-ва люд, соц-о и бытового обслуж-ия. Они явл-я как объектом гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, так и объектом уголовно-правовой защиты. 4) Действия, поведение люд занимают особое место среди объектов правоотношений, а также последствия, рез-ы того или иного поведения. Они могут быть и «самостоят-ым» объектом, не связанным с другими. 5) Документы — паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, админ-ые протоколы и т.п. Эти объекты наиболее типичны для админ-ых и процессуальных отношений.Необходимо отметить, что в зависимости от сферы и направ-ти правоотношения в нем может быть один или несколько объектов. При этом один из них может быть основным, по поводу которого и возникло правоотношение, а другой факульт-ым, стремление к которому может носить косвенный характер. 3. Субъекты правоотношения Под субъектом права понимаются лицо или организация, за кот гос-о признает способность быть носителями субъ-ых прав и юрид. Обязан-ей. В современной юрид-ой лит-е по­нятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима тер­минов "субъект" или "участник правоотношений". Субъективное право Субъ-е право понимается как предусмотр-ая законом и охраняемая гос-ом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, предусмотренное объективным правом, т. е. это мера возможного поведения субъекта Субъ-ое юрид. право это предоставл-ая и охраняемая гос-ом мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетв-ию своих законных интересов,предусмотренных объективным правом. В отличие от объективного права, представл-его собой совок-ть, или систему, реально существующих юрид. норм, субъективное право выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе, как только по усмотрению этого лица. Юрид-я обязанность.Юрид обязанность это предусм-ная законод-ом и охраняемая гос-ом необходимость и мера должного поведения одного лица - субъекта правоотношения в интересах другого, управомоченного субъекта.Что юрид права и обязанности в правоотношениях — это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений.

 

 

47.Юридические факта функции презумпции Юрид факты –это разновидность соц фактов, кот могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явл-я объективной реальности, кот отражены в законод-ве. Юрид. факты: 1) это определ-ые жизненные обстоят-ва, с кот Н права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;2) форм-ся в гипотезах правовых Н. В рез-е наличия или отсутствия того или другого юрид. факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта. Матер-соц хар-р юрид. факта дает возможность увидеть то, что любой юрид. факт не какое-то случайное обособленное явл=е, а следствие этой правовой системы.Идеальная модель юрид. факта фиксируется в гипотезе юрид. нормы (нескольких норм). Можно выделить две группы признаков юрид фактов.1- группа – матер-я сторона юрид. фактов. Юрид. факты явл-я обстоятельствами:1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юрид. фактами, таким образом, не могут явл-я мысли и события внутренней дух-й жизни, а также похожие явления. При этом законод-во должно учитывать субъе-ую сторону поступков (вину, цель, мотив), кот явл-я элементом сложного юрид факта;2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкр-ых явлений матер-о мира, притом, что юрид значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.) 3) обладающими инфо-й о состоянии общественных отношений, кот входят в предмет правового регулирования. 2-группа признаков раскрывает нормат-ую идеальную сторону этого явления. Юрид факты явл-я в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами; 2) закрепленными в определенной законодат-ом процедурно-процессуальной форме; 3) ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Презу́мпция — предположение о существовании факта, кот считается истиной до тех пор, пока не доказана его ложность. Презумпции широко используются в правоведении.


 

48.Реализация права:понятие,формы.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

Непосредственная реализация, т. е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трех формах.Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к "назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования".Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т. д.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властного решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, находящиеся в собственности государства.Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.