Сложное синтаксическое целое как единица языка. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сложное синтаксическое целое как единица языка.

2017-11-27 262
Сложное синтаксическое целое как единица языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ССЦ – группа предложений, объединенных по смыслу и грамматически и выражающих более или менее законченную мысль.

ССЦ- замкнутая группа предложений, объединенных тесной логической и синтаксической связью и представляющих собой более полное по сравнению с предложением развитие мысли. Это языковая единица, как слово и предложение, но более сложная по устройству.

В научной литературе эту единицу называют по-разному: сверхфразовое единство (СФЕ), компонент текста, прозаическая строфа.

 

Композиционно-смысловая структура ССЦ.

1) Начало ССЦ –начало мысли.

2) Средняя часть – развитие мысли-микротемы.

3) Концовка –подведение итога в развитии микротемы

Основное средство связи предложений в ССЦ – структурно-смысловая соотнесенность, также важно учитывать единство временных форм сказуемых в ССЦ.

Существует последовательная и параллельная связи в ССЦ

 

Абзац и ССЦ.

Абзац.

1) Отступ в начале строки, красная строка.

2) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

1) 1 абзац = 1 ССЦ

2) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

3) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

4) 1 абзац = несколько ССЦ.

Абзац как предмет синтаксиса. Абзацное членение сверхфразового единства.

Абзац и ССЦ.

Абзац.

3) Отступ в начале строки, красная строка.

4) 2 отрезок текста между двумя такими отступами

Предмет синтаксиса – 2-ое значение

Членение теста на абзацы связано с функционально-стилистическими особенностями текста, а также с индивидуальной авторской манерой.

Типовые варианты соотношения абзаца и ССЦ

5) 1 абзац = 1 ССЦ

6) 1 абзац = 1 предложению,зачину.

7) 1 абзац = 1 предложение, концовка.

8) 1 абзац = несколько ССЦ.

Способы передачи чужой речи. Прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь.

Способы передачи чужой речи.

Чужая речь – высказывания лиц, включенные автором в свое сообщение, а также высказывания самого автора, не относящиеся ко времени данного повествования, но включенные в него.

Виды чужой речи:

1) Прямая

2) Косвенная

3) Несобственно-прямая

4) Несобственно-авторская

 

Лексико-синтаксические различия прямой и косвенной речи

Прямая:

1) лексически (дословная передача чужого высказывания)

2) синтаксически (самостоятельное предложение связано с авторскими словами по смыслу и интонационно)

Косвенная:

1) Лексически (воспроизведение содержания чужого высказывания; подлинные слова изменены)

2) Синтаксически (образует придаточная часть в составе ССП, где главная часть – авторские слова)

 

Прямая и косвенная речь – важные признаки

Синтаксическое различие – основа. Лексического различия может и не быть.

1) Прямая речь иногда передает чужое высказывание не дословно, как это явствует из авторских слов.

2) Косв. речь может дословно передавать высказывание, если есть косвенный вопрос.

 

Прямая речь.

Прямая речь - это форма точной передачи чужой речи с буквальным воспроизведением ее лексического наполнения и особенностей стилистического строения. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего. Пример: «Ты сказал: „Вернусь поздно“»

Авторские слова в прямой речи.

Назначение авторских слов – установка самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит.

В речи автора используется глаголы со значением сообщения, слова со значением сопровождающих речь процессов, а также такие существительные, как просьба, шепот…

Косвенная речь

Передача высказывания в форме придаточного предложения (обычно изъяснительная придаточная часть СПП)

Главная часть выполняет ту же функцию, что и слова автора в прямой речи. Косвенная речь всегда следует за авторскими словами, то есть всегда в придаточной части косвенная речь 3-го лица передаётся так: «Он сказал, что будет дома».

Косвенная речь передает не весь смысл живой речи, а только основной. Некоторые языковые средства не могут использоваться в косвенной речи (обращения, повелительное наклонение, междометия, модальные слова, частицы)

Перевод пр. речи в косв.

1) Повествовательное предл → в косв. заменяется изъяснительной частью СПП с союзом «что»

2) Побудительное предложение → в косвенную речь – изъяснительная придаточная часть с «чтобы»

3) Вопросительное предложение → заменяется придаточным без введения союзов (вопросительное слово = союзное слово)

Все личные формы глаголов, личные и притяжательные местоимения употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего.

Несобственно-прямая речь

Форма передачи чужой речи, совмещающая в себе черты косв. и пр. речи. Не оформляется в виде придаточной части СПП, а непосредственно включается в авторское повествование. Сохраняет в некоторой степени лексические и синтаксические собенности речи говорящего, эмоциональную окраску.

Функция описания и повествования. Передает внутренние переживания персонажа.

Приём несобственно-прямой речи впервые использовал в русской литературе А. С. Пушкин, после чего он приобрёл развитие в художественной литературе. Несобственно-прямая речь на синтаксическом уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи говорящего.

Пример: Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы

Несобственно-авторская речь - форма передачи чужой речи с элементами пр. речи. Формирование текста с точки зрения автора, но авторское повествование осложняется элементами точки зрения персонажа.

Пример: Родион уже думал о том, как задавит огонь, как пройдет после через пепелище, расфутболивая головешки, приплясывая в тлеющем лесном хламе, как всласть поплещется в лесном озере.

Признаки несобственно-авторской речи

Элементы, выражающие точку зрения персонажи, не образуют самостоятельной синтаксической конструкции. Изъять эти элементы из повествования, не разрушив его структуру, невозможно.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.