Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-11-27 | 432 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Модус и диктум есть два слагаемых смысла предложения.
Диктум – то что сообщается
Модус – субъективный смысл, отношение говорящего к сообщаемому, то, как нечто сообщается
Например, диктум У нас скоро каникулы может сопровождаться разными модусами: Мы в восторге от того, что у нас скоро каникулы (те, кто желает каникулы), мы огорчены, что у нас скоро каникулы (те, кто не желает), нам всё равно, что у нас скоро каникулы (безразличные к каникулам) и т.д.
Если диктум всегда представлен в высказывании вербально, то есть выражен с помощью слов, то модус может быть как вербально выраженным – то есть эксплицитным, так и вербально не выраженным – имплицитным: (Мандарины сегодня вкусные – всё высказывание – диктум, модус имплицитный; я рада, что мандарины сегодня вкусные, я рада -модус эксплицитный).
Таким образом, модус может быть назван пропозициональным отношением, то есть отношением говорящего к пропозиции, или модальной рамкой высказывания: Она рада, что тарелка находится в мойке; она огорчена, что тарелка находится в мойке и т.д.
Категория модальности – выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности или ирреальности.
Субъективно-модальное значение и способы его выражения.
Отношение говорящего к высказыванию может выражаться на уровнях:
1) Фонетическом – ирония (красавЕц)
2) Морфемноом, словообразовательном – значение аффиксов. Заюшечка – существительное с уменьшительными суффиксами
3) Лексическом
4) Грамматическом
5) Морфологическом (единица – часть речи) в виде:
- Междометий – для выражения эмоций, значение зависит от контекста и интонации
- Модальных частиц указательные (вот, а вот, вон, а вон); уточняющие частицы (именно, как раз);
|
выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти); восклицательные частицы (что за, как); усилительные частицы (даже, даже и, ни, же, ведь, уж, все-таки, все); смягчение требования (-ка (подай-ка), -то (молоко-то сбежало)); сомнение (вряд ли, едва ли); побудительные частицы (пусть).
6) Синтаксическом
- Вводные слова и конструкции, которые сообщают дополнительные сведения, дают оценку (уверенность, неуверенность), логическую последовательность мыслей, выражают чувства, отношение к стилю речи, характеру и способу изложения и.т.д.
- СПП с придаточным изъяснительным – вербализована модальная рамка
- Порядок слов и интонация: Я люблю тебя, Тебя я люблю, Да люблю я тебя и.т.п.
- Уровень коммуникативной цели:
Утверждение
Волеизъявление
Вопрос
Отрицание
Категория лица в лексике, морфологии, синтаксисе. Местоимение, собственно личные и предметно-личные местоимения.
Категория лица в лексике, морфологии, синтаксисе.
Здесь категория лица не грамматическая, а семантическая. Лицом будут считаться все элементы текста, которые реферируют к человеку.
1 уровень - Лексический. Сюда относятся имена лиц, (учитель, дебошир, толстяк…) и глаголы личной отнесённости (глаголы речи или мысли искл. человеческой: предавать, удивлять, думать…)
Зачастую применяются приёмы олицетворения: «О красном вечере задумалась дорога»
2 уровень - Морфологический. Здесь идут части речи, способные своей формой указать на человека. А конкретно – это местоимения. Они бывают:
- собственно личными (1,2 лицо) – я,мы,ты,вы,оно
- несобственно (предметно) личными (3 лицо) – он, она, они
*В рус. языке в третьем лице местоимения не различают предмет и человека (в отл. от наприм. английского) потому, что третье лицо не может участвовать в диалоге, где слова переходят от субъукта 1 к субъекту 2, а следовательно – лишено слова. А в русском языке то, что не наделено словом – мало отличается от предмета.
|
3 уровень – Синтаксический – здесь лицо – это грамматическая словоизменительная категория, обозначающая отношения участников ситуации (субъекта и объектов действия) к говорящему. Категорию лица выражают некоторые типы односоставных предложений – определённо личные и неопределённо личные. Категория лица связана со средством обозначения человека. НО! Категория лица никогда не может быть выражена прошедшим временем!
Пример: Посетители магазина недоумевали (лексич. уровен – посетители (имя лица), морфологич. уровень – глаголы 1го и 2го лицл. наст. времени – отсутствуют, а потому учитывается только лексич. уровень)
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!