Мотивация творческой деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мотивация творческой деятельности

2017-11-27 767
Мотивация творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники, или факторы, мотивации творческой дея­тельности можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники мотивации — это те, которые свя­заны с ценностными ориентациями личности, такими как жажда славы, стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего высокого положения в обществе и т.п. Известно, что внешнее одобрение, признание и по­чести являются могучим побудителем к творчеству для многих творческих людей. А для школьников источника­ми такой мотивации часто выступают стремления выде­литься среди других, получить отличные оценки, заслу­жить одобрение учителей и родителей.

Многие внешние факторы творческой мотивации нахо­дят свое выражение в нравственно-психологической стороне творчества: в осознании социальной важности и нужно­сти творческой деятельности, в чувстве долга и ответст­венности за характер и использование результатов твор­ческого труда. Творцы вынуждены постоянно помнить о том, что их деятельность должна носить гуманистический характер. Перед ними всегда встает вопрос о целесооб­разности продолжения своей работы, если заранее из­вестны ее возможные трагические последствия. Об этом не раз говорили крупнейшие ученые и представители искусства XXвека - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И. В. Курчатов, Д.С. Лихачев и другие.

Одним из внешних источников творческой мотива­ции является также социальная фасилитация, то есть по­вышение скорости или продуктивности творческой дея­тельности вследствие воображаемого или реального при­сутствия других людей, выступающих в качестве сопер-


пиков или наблюдателей. При этом среди творческих ра­ботников нередко встречается «белая» и «черная» зависть. 11ри белой зависти чужой успех оказывается для индиви­да стимулом творческой активности и стремления к со­ревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объ­екту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструк­тивное влияние на личность самого завидующего.

Внутренние источники творческой мотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые воз­никают в процессе творческой деятельности. Любозна­тельность, удивление, чувство нового, уверенность в пра­вильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-гворческих чувств. О том, что внутренняя, почти инстинк­тивная потребность в создании нового вынуждает человека к творчеству, свидетельствует опыт многих талантливых лю­дей. Например, Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внут­реннему влечению к сочинительству. О том же пошутил однажды и Михаил Жванецкий: «Писать, как и писать, — нужно тогда, когда терпеть уже невозможно».

Чувство эстетического удовлетворения как источник творческой мотивации, как правило, повышает творче­скую активность, стимулирует творческий поиск. Эсте­тическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда, проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разно­образия явлений, восторг перед открывающейся красо­той жизненных закономерностей, ощущение растущей силы творческого разума и духа порождают целую гамму сильнейших человеческих переживаний в форме творче­ского вдохновения.

Внешние и внутренние факторы творческой мотива­ции тесно связаны друг с другом. Например, A.M. Горь­кий отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? — отве­чаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог». Более того, единство творческой мотивации проявляется в самом факте суще-ствования и развития потребности человека в самоактуа­лизации, самореализации и самосовершенствовании.


8 J. Активизацияразвитиякреативнойличности

Исследователями установлено, что развитие творче­ского потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Развитию креа­тивных способностей учащихся особенно способствуют игровые и проблемные методы обучения, занятия в раз­личных внешкольных учреждениях и кружках. При этом креативность легче и чаще всего проявляется в той деятель­ности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как мож­но в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои задатки.

Родителям и педагогам следует знать, что креативность не сводится только к интеллекту. Это подтверждают вы­явленные психологами четыре группы детей с различными соотношением интеллекта и креативности:

дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креа­тивности — уверены в своих способностях, имеют адекват­ную самооценку, проявляют большую инициативу, лич­ную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы;

дети с низким уровнем креативности, но высоким ин­теллектом — стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мне­ние, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дис­танцируются от своих одноклассников;

дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности — часто попадают в группу «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто име­ют хобби и увлечения на стороне, как «странные фантазе­ры» бывают непоняты ни учителями, ни сверстниками;

дети с низким уровнем интеллекта и творческих спо­собностей — внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется адап­тируемостью, общительностью.

Можно добавить, что одаренным детям присущи вы­сокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллек­туальная инициатива — склонность ставить перед собой новые более сложные задачи. А это, по мнению россий­ского психолога Д.Б. Богоявленской, является неотъем­лемым признаком таланта.


Развитие творческого потенциала учащихся активи­зируется, если учебно-познавательная деятельность осу­ществляется как учебно-творческая с использованием лич-постно-ориентированных или развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристиче­ские методы и приемы обучения (мозговая атака, мозго­вой штурм, метод эвристических вопросов, метод ана­логий, игровые, проблемные методы и другие).

Названные технологии и методы:

направлены на активизацию личностного развития уча­щихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт;

позволяют повысить степень мотивации, эмоциональ­ности, самостоятельности и активности учебно-творче­ской деятельности;

обеспечивают использование полученного опыта в
будущем для решения нестандартных жизненных и про­
фессиональных задач.

Среди условий, активизирующих развитие дивергент­ного, то есть творческого, мышления, специалисты выде­ляют также следующие:

S ситуации незавершенности или открытости в отли­чие от жестко заданных и строго контролируемых;

S разрешение и поощрение множества вопросов;

S стимулирование ответственности и независимости;

S акцент на самосостоятельных разработках, наблю­дениях, чувствах, обобщениях;

S внимание к интересам детей со стороны взрослых.

Развитию креативности препятствует: избежание рис­ка, стремление к успеху во что бы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, не­одобрительная оценка воображения и фантазии, прекло­нение перед авторитетами и другие.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.